Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 17:57, курсовая работа
Данная работа посвящена основным аспектам изучения конкуренции – ее понятиям, условиям, формам, специфике конкурентной борьбы в Беларуси, а также перспективам развития белорусского рынка, существующим проблемам и возможным методам их решения. Значимость выбранной темы несомненна, так как «конкуренция» - ключевое понятие при изучении рынка.
Введение……………………………………………………………………. 4
1. Теоретические основы организации конкурентных отношений…..........6
1.1. Сущность конкуренции и ее значение…………………………..6
1.2. Виды конкуренции………………………..…………………..........9
1.3. Функции конкуренции………… .………………………………..13
2. Анализ конкурентной среды в Республике Беларусь……………….…15
3. Проблемы развития конкуренции на белорусском рынке и пути их решения……………………………………………..……………………..20
3.1. Регулирование конкуренции в Республике Беларусь………....20
3.2. Меры по улучшению конкурентной среды в РБ……..………..27
Заключение………………………………………………………………….32
Список использованных источников………….………………………...33
Приложения………………...………………………………………………34
ГЛАВА 3
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА БЕЛОРУССКОМ РЫНКЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1 Регулирование конкуренции в РБ.
В Беларуси сложилась уникальная
экономика, для управления которой
использовались особые формы и методы.
Искусственный монополизм в таких
условиях проявлялся как организационный
и ведомственный, т.е. как исключительное
право государства на администрирование
в лице соответствующих функциональных
ведомств и отраслевых министерств. Являясь
одной из форм проявления государственного
монополизма, он одновременно выступал
его воспроизводственной основой.
Белорусским монополиям свойственны негибкость,
инерционность, низкая экономическая
эффективность, однообразие принципов
и методов хозяйствования. Многие из них
являются отсталыми в техническом отношении
и убыточными - в экономическом и находятся
в крайне тяжелом финансовом положении,
а некоторые - даже на грани банкротства.
Так же сказывается и наличие устаревшего
оборудования, незагруженность производственных
мощностей. Правительственные документы
по ценовой политике и экспортно-импортным
отношениям поставили ряд монополистов
на грань банкротства. В настоящее время
их целевой функцией является обеспечение
способов выживания в условиях неопределенности
и непредсказуемости перспектив существования.
Принудительное разукрупнение рыночных
монополий в развитых странах является
средством усиления конкуренции, а в трансформируемой
экономике Республики Беларусь сопровождается
усилением монополизма, появлением новых
монополистов - производителей промежуточной
продукции, заготовительных и других.
В Беларуси усиливается отраслевой монополизм
вследствие образования межотраслевых
монопольных структур. Неплатежеспособность
предприятий ускоряет их кооперацию в
процессе приватизации. В настоящее время
возник монополизм денежного капитала
и банковских структур, а также информационный
монополизм.
В Республике отсутствует рыночная конкуренция
в сфере материального производства, но
появились ее гипертрофированные разновидности
в сферах товарного и денежного обращения,
услуг, среди предприятий общественного
питания, между государственным и негосударственным
секторами экономики, иностранными экспортерами
и белорусскими производителями.
Опыт стран с переходной экономикой показывает
необходимость демонополизации экономики,
изменения характера управления предприятиями
и формирования конкурентных отношений
путем разгосударствления и приватизации,
развития малого и среднего бизнеса, соответствующей
протекционистской политики, наличия
рынка земли и недвижимости, устойчивых
денежной и финансовой систем. [13, с. 104]
Проблемы и противоречия демонополизации
белорусской экономики и антимонопольного
регулирования
При сравнении Республики Беларусь и
Запада нельзя не заметить, что на Западе
сначала появились и развились рыночные
монополии, а затем началось их регулирование.
С нашей стороны наоборот с самого начата
акцент в экономике был сделан на становление
антимонопольного регулирования в условиях
отсутствия рыночных монополий и конкуренции.
Различают такое понятие, как демонополизация
- это политика государства, направленная
против злоупотреблений доминирующим
положением субъектов на рынке, на снижение
(ограничение) степени его монополизации,
создание необходимых предпосылок для
возникновения и развития конкуренции.
Эта политика носит многоплановый характер
и рассматривается как путь к экономической
свободе путем устранения монополии государства
на производство продукции и услуг (разгосударствления
и приватизации) с целью формирования
конкурентного рынка. [14, с. 7]
Демонополизация включает меры
по преодолению монопольных
на уровне народного хозяйства - ликвидацию
тоталитаризма государственной собственности
и власти;
на уровне отрасли - устранение монополизма
министерств, ведомств и их преемников
(ассоциации, концернов и пр.), упразднение
их командных функций;
на уровне предприятий - пресечение диктата
производителя (продавца)
Особенности антимонопольного регулирования
в РБ
1) его становление происходит в нерыночной
экономике, находящейся в кризисном состоянии;
2) оно осуществляется при высоком удельном
весе государственной собственности и
незначительных размерах частного капитала;
3) ставит задачей не развитие, а становление
конкурентных отношений;
4) формально заимствует основные подходы
американского и западноевропейского
антимонопольных законодательств.
Основными направлениями демонополизации
выступают:
1)формирование новых экономических структур,
особенно малых и средних предприятий;
2)разукрупнение ассоциаций, концернов,
других объединений, препятствующих развитию
конкуренции;
3)государственное регулирование деятельности
монополий;
4)контроль за слиянием, преобразованием,
ликвидацией хозяйствующих субъектов,
приобретением акций.
Противоречивость современной ситуации
заключается в том, что с одной стороны,
антимонопольная политика и проводимая
демонополизация направлены на ограничение
монополизма, с другой стороны, попытки
решения этой проблемы вызывают его оживление.
Традиционные меры демонополизации экономики
не работают в условиях отечественного
сверхмонополизма. Демонополизация государственного
сектора экономики происходит не путем
осмысленного реформирования (государственного
регулирования монополии), а за счет постепенной
ликвидации крупных государственных предприятий
(объединений). [13,с.107]
Примером этого процесса является Гомельское
ПО «Коралл». Это государственное предприятие
до 1991 г. производило кинескопы для телевизоров,
осуществляя полный цикл производства
- от литья экранного стекла до сборки.
В 1997 г. оно было акционировано, 67% акций
передано американской фирме «West Ray Inc.»
под обещанные 24 млн долл. В настоящее
время договор с указанной фирмой расторгнут,
так как она оказалась не в состояния осуществить
модернизацию производства. Произошло
разукрупнение объединения: в самостоятельные
субъекты выделены завод «Модуль», инструментальное
производство и транспортное хозяйство.
В итоге некогда мощное и передовое предприятие
столкнулось с рядом серьезных проблем.
Эффективность антимонопольного регулирования
в Республике Беларусь снижают:
1. слабая законодательная дисциплина
2. развитие нелегитимных экономических
процессов
3. наличие диффузии институтов
4. специфика субъектов антимонопольного
регулирования
5.бюрократизм и коррупция в государственном
аппарате.
Антимонопольное регулирование не позволило
создать правила поведения субъектов
на рынках, защитить права малых и вновь
создаваемых предприятии, обществ и товариществ
от рыночной власти хозяйствующих субъектов,
занимающих доминирующее положение на
товарном рынке.
Государственное антимонопольное регулирование
нуждается в детальном анализе ситуации
па товарных рынках Республики. Однако
эта работа осложняется состоянием государственной
статистики, как с точки зрения методологии,
так и достоверности, полноты предоставляемой
информации. В частности, отсутствуют
данные о рынке ценных бумаг, об уровне
концентрации капитала, движении акций,
недостаточно информации о монополизации
экономики, об объемах и структуре производства
негосударственного сектора экономики
и др.
Анализ экономической ситуации в Республике,
практики демонополизации позволяет сделать
вывод о том, что в ходе реформирования
национальной экономики было бы целесообразно
отдать приоритет не антимонопольной,
а конкурентной политике.
Конкурентная политика - это совокупность
государственных мер, направленных на
создание и поддержку (развитие) конкуренции.
Ее проводят не только развитые и развивающиеся
страны, но и государства с трансформируемой
экономикой.
Принципами такой политики в рыночной
экономике являются:
эффективность
справедливость
правовая защита производителя (продавца)
и потребителя.
Она направлена на стимулирование эффективности
и контроля в экономике, предотвращение
эксплуатации более слабых участников
рынка.
Основными направлениями конкурентной
политики являются:
1. разработка и совершенствование законодательства
о конкуренции
2. контроль над структурой рынка
3. предотвращение злоупотреблений
рыночной власти
4. стимулирование предпринимательской
деятельности.
В переходный период важно создать необходимые
условия для ее появления. Во-первых, следует
принять законы, которые разрешают и стимулируют
предпринимателей открывать новые фирмы.
Во-вторых, процесс приватизации существующих
предприятий должен предусматривать создание
конкурентных рынков. В-третьих, важно
открыть внутренние рынки для иностранных
предпринимателей. И, наконец, необходимы
законы, поощряющие конкуренцию и запрещающие
ценовые сговоры.
Антимонопольному регулированию в Республике
Беларусь должны были предшествовать
принятие закона о конкуренции, разработка
законодательства о ней, играющего важную
роль в формировании конкурентной среды.
Оно, как правило, включает возведенные
в закон «правила игры», нормы поведения,
регулирующие взаимоотношения хозяйствующих
субъектов в сфере бизнеса. При этом
в условиях переходной экономики должны
преобладать меры не столько ограничительного,
сколько стимулирующего характера, направленные
на становление и развитие конкуренции.
Необходима разработка концепции и программы
государственной политики в области конкуренции.
Конкурентная политика и законодательство
о конкуренции должны ориентироваться
не столько на пресечение монопольного
поведения хозяйствующих субъектов, сколько
на устранение указанных выше препятствий
барьеров). При этом было бы корректным
определять все законы, направленные на
становление конкурентных отношений в
трансформируемой экономике республики,
как законодательство о конкуренции.
Роль государства как регулирующего органа,
сдерживающего монополистические тенденции
и поощряющего конкурентные отношения,
состоит не в запрете монополий как таковых,
а в создании системы мер, поощряющих состязательность
на рынке, стимулирующих деловую активность,
поддерживающих соблюдение принципа равных
возможностей.
Отсутствие подлинной приватизации
приводят к деградации крупной
промышленности, разрушению технологических основ того, что составляло базу научно-технического потенциала страны, к формированию новых монополистов-производителей промежуточной продукции и Мингосимущества.[13, c.108]
Особенность белорусского антимонопольного закона состоит в том, что он
направлен на устранение монополизма на всех уровнях и прежде всего в сфере
управления. Демонополизация в этой сфере предполагает качественно новую роль государства и его органов, сокращение прямого государственного вмешательства в экономику. В третьей статье первого раздела прямо указано на субъекты закона — органы управления и должностные лица. Подробный перечень запрещенных антимонопольным законом актов и действий органов управления, ограничивающих права хозяйствующих субъектов, дискриминирующих отдельных из них, создающих необоснованные препятствия для появления новых предприятий на практике повсеместно игнорируется.
Вместе с тем большая часть производственной деятельности в стране
контролируется государством. Решения, принимаемые органами управления, нередко носят антиконкурентный характер, ведут к разделу рынков, дискриминации негосударственных (особенно частных) фирм, незаконному ограничению самостоятельности предприятий, предоставлению необоснованных льгот отдельным хозяйствующим субъектам, что способствует усилению монополистических тенденций.
Имеют место
различные злоупотребления
отдельные виды коммерческой деятельности, необоснованные отказы на
сертификацию товара, контрольно-проверочный прессинг (местные власти и налоговые органы проверяют, как правило, фирмы, успешно конкурирующие с государственными) и т.п.
Антимонопольное регулирование в рыночной экономике сопровождается
уменьшением злоупотреблении со стороны монополий, в национальной экономике - появлением новых видов монополий и форм их проявления.
Реформы 90-x годов в белорусской экономике сопровождались
дезорганизацией управления, укреплением монопольных структур, ростом
негосударственных образований спекулятивно-коммерческого типа, их
сращиванием с государственными формированиями, сопровождаемым скрытым подкупом должностных лиц.
Особенностями переходного периода является резкая активизация
антимонопольной направленности экономической политики, энергичная
деятельность антимонопольных органов в начале 90-х годов и столь же резкий
их спад к настоящему времени.
Анализ белорусских программ демонополизации экономики и
антимонопольного закона, а также итогов пятилетнего периода их реализации
показал, что в республике произошла трансформация общественно-экономической системы, выразившаяся в усилении монополизма и криминализации бизнеса, приведших к неэффективной экономике и отсутствию рыночной конкуренции.
Сам антимонопольный закон, принятый в 1992 г., некорректен по
содержанию и был заранее обречен на неудачу при реализации, ибо его статьи
сформулированы таким образом, что делают акцент не на становление
конкуренции, как указано в целевой функции, а на антимонопольное
регулирование (ст. 8, 9); рассматривают конкуренцию в Республике Беларусь
как реально существующее явление. Этот парадокс объясняется тем, что статьи
закона заимствованы из антимонопольных законов развитых стран без учета
того факта, что в белорусской экономике отсутствовала реальная конкуренция
в ее классических видах и формах. Он недостаточно отражает стимулирующие нормы, направленные на появление конкурентных отношений, которые в большинстве своем носят недобросовестный, в том числе криминальный характер.
Эффективность антимонопольного регулирования в Республике Беларусь
снижают слабая законодательная дисциплина, развитие нелегитимных
экономических процессов, наличие диффузии институтов, специфика субъектов антимонопольного регулирования, бюрократизм и коррупция в государственном аппарате. Антимонопольное регулирование не позволило создать правила поведения субъектов на рынках, защитить права малых и вновь создаваемых предприятии, обществ и товариществ от рыночной власти хозяйствующих
субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке.
Государственное
антимонопольное регулирование
анализе ситуации па товарных рынках республики. Однако эта работа
осложняется состоянием государственной статистики как с точки зрения
методологии, так и достоверности, полноты предоставляемой информации. В частности, отсутствуют данные о рынке ценных бумаг, об уровне концентрации капитала, движении акций, недостаточно информации о монополизации экономики, об объемах и структуре производства негосударственного сектора экономики и др.
Отечественная статистика не содержит многих необходимых сведений,
позволяющих провести достаточно полный и всесторонний анализ степени
монополизации экономики. Информационный голод не уменьшается, а по ряду позиций растет. Монополия на информацию развивается вследствие коммерциализации информационной области. Без реформы системы экономических отношений, соответствующей институциональной среды антимонопольное регулирование не может быть эффективным.[13, с.107]
Вместе с тем рыночная конкуренция, заинтересованность в
Информация о работе Конкурентные отношения и их трансформация в современных условиях