Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 22:00, курсовая работа
Объектом исследования - процесс применения идей научной школы на предприятиях, в частности Renault Samsung Motors.
Предметом исследования - применение научной школы в современных условиях.
Цель и задачи исследования – анализ применения научной школы на предприятие Renault Samsung Motors
Глава 1. Теоретические основы применения научной школы.
Основные принципы Тейлоризма.
Разработка идей Тейлора в трудах его последователей.
Глава 2. Применение идей рационализации трудовых процессов в компаниях.
Краткая характеристика Renault Samsung Motors
Применения научной школы на Renault Samsung Motors
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Институт управления и территориального развития
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема «Применение научной школы в современных условиях»
Автор курсовой работы
Научный руководитель
Казань 2012
Глава 1. Теоретические основы применения научной школы.
Глава 2. Применение идей рационализации трудовых процессов в компаниях.
Заключение
Список литературы
Введение
Менеджмент. Одно из самых используемых и часто слышимых понятий в современном мире, но, что оно скрывает за собой, знает не каждый. А ведь слово менеджмент употреблялось в английском языке еще в конце 19 века, но лишь ко второй половине 20 века постепенно начало приобретать значение, которое определяло его суть как управление конкретной работой, на основе методов, принципов, средств, применяемых для повышения эффективности производства или иной общественной деятельности. На основе идей менеджмента и подходов к управлению на протяжении 20 века были сформированы пять основных школ : школа научного управления, школа административного управления, психологическая школа управления, поведенческая школа управления, школа управления, основанная на количественных методах. Но в современных условиях наибольшую актуальность имеет научная школа и ее подходы к управлению. Представителями, которой являлись: Ф.Тейлор, Г.Гантт, супруги Гилберт, Г.Форд, Х.Эмерсон. Обусловлена эта актуальность острой необходимостью подкреплять теорию управления практическими показателями. На основе этого и была выбрана тема исследования: « Применение научной школы в современных условиях».
Объектом исследования - процесс применения идей научной школы на предприятиях, в частности Renault Samsung Motors.
Предметом исследования - применение научной школы в современных условиях.
Цель и задачи исследования – анализ применения научной школы на предприятие Renault Samsung Motors
Для достижения цели следует разрешить несколько задач:
Глава 1. Теоретические основы применения научной школы
Источником возникновения «научной школы менеджмента» и тейлоризма 20 века считается деятельность так называемых «ранних научных менеджеров» 18-19 веков, когда производилось техническое перевооружение заводов, фабрик, благодаря, промышленному перевороту, а буржуазия олицетворяла собой идею прогресса и являлась выразительницей антифеодальных устремлений.
Но интенсивный рост промышленности и крупных городов привел к ухудшению условий труда. Вследствие чего обострилась экономическая борьба, которая привела к выделению новой общественной силы – пролетариата. Он все чаще стремился заявить о себе, отстаивая при этом себя как экономического партнера менеджмента. Постоянные стычки и недовольства способствовали развитию эмпирических исследований, созданию просветительских теорий прогресса, разработке методологических проблем политической экономии, а также могущественному оттоку научных интересов в обществоведческие науки из естественных. Результатом же все этого было появление первых попыток к созданию научного подхода к проблемам организации труда и управления предприятием в 19 веке. А родиной зарождения этих первых попыток считается Англия, особенно ее северная часть, где быстрыми темпами шла промышленная революция, а именно это Манчестер и Ньюкасл, Ланкашир и Йоркшир, которые считались индустриальным сердцем не только страны и всего мира. Колыбелью же ее, несомненно, выступал Манчестер – мировой центр текстильного производства. Именно он стал центром крупного капиталистического производства, проводником научно-технического прогресса, ведь здесь были изобретены и внедрены паровая машина Уатта и множество других полезных усовершенствований, продвинувших далеко вперед технику английского производства.
Соответственно конец 19 века можно охарактеризовать развитием идей менеджмента лишь в крупных городах и на предприятиях. Здесь зарождались новые идеи, проекты, теории, здесь же они проходили опытную проверку, а затем тиражировались. Историческими центрами мирового менеджмента можно считать Вавилон, Манчестер, Филадельфию, Чикаго, Москву.
С началом же 20 века центр развития теории и практики менеджмента переместился из Англии в Америку. Произошло это благодаря значительным переменам в структуре и организации предпринимательства в США в конце 19 – начале 20 века и росту технического уровня производства. Главным фактором развития науки управления здесь явился не средний и мелкий, а большой бизнес – крупные и сверхкрупные корпорации в транспортной и промышленной сфере, которые впитывали в себя все новые и новые технологии.
Но изменение организации труда в цехе и на предприятии происходило крайне медленно. В том и состояло одно из противоречий, определившее необходимость возникновения «научной школы менеджмента» основателем, которой стал американский инженер и исследователь Фредерик Уинслоу Тейлор.
Он родился 20 марта 1856 г. в г. Джермантаун, штат Пенсильвания, США. Получил образование во Франции и Германии, затем в академии Экстера в г. Нью-Хэмпшир. В 1874 г. окончил Гарвардский юридический колледж, но из-за ухудшения зрения не смог продолжить образование и устроился работать рабочим в промышленные мастерские гидравлического завода в Филадельфии. В 1878 г. получил место разнорабочего на Мидвэльском сталелитейном заводе. Был лекальщиком и механиком, а с 1882 г. по 1883 г. – начальником механических мастерских. Параллельно, учась по вечерам, в 1883 г. получил техническое образование в технологическом институте Стивенса. В 1884 г. Тейлор стал главным инженером. В этом же году он впервые использовал систему дифференциальной оплаты за производительность труда. Оформил патентами около 100 своих изобретений и рационализаций. С 1890 г. по 1893 г. Тейлор, будучи главным управляющим Мануфактурной инвестиционной компании в Филадельфии и владельцем бумажных прессов в Мэне и Висконсине, впервые в истории менеджмента организовал собственное дело по управленческому консультированию. С 1898 г. по 1901 г. – консультант Вифлеемской сталелитейной компании, шт. Пенсильвания. В 1906 г. Тейлор становится президентом Американского общества инженеров-механиков, а в 1911 г. учреждает Общество содействия научному менеджменту.
Первый этап с чего началась его работа, связывают с собранием Американского общества инженеров-механиков в 1886 году, где американский инженер Г. Таун прочитал доклад «Инженер в роли экономиста». В нем он высказал мысль, что инженеры должны интересоваться не только технической эффективностью производства, но и затратами, доходами и прибылями. На этой презентации присутствовал и Ф.Тейлор, чьи подходы иными. Ведь если подходы в управлении до него состояли в поисках управления фабрикой и людьми, то его предложения были связаны с применением научных методов для изучения процессов труда и управления ими, которые должны были выразиться в повышении эффективности и результативности труда. А именно с помощью хронометров и кинокамер наблюдались и замерялись движения рабочих при выполнении ими типовых операций, время их выполнения, величины грузов и т.п. Количественной оценке подвергалось все, вплоть до размеров лопат и объемов перебрасываемой руды. И уже на основе результатов замеров и анализе формировался технологический процесс ручного труда без лишних движений и потерь времени.
На основе данных исследований Ф.Тейлор в своей книге «Принципы научного менеджмента» изложил пять принципов повышения производительности труда:
первый принцип: надо изучить задачу и проанализировать движения, которые требуются для ее выполнения;
второй принцип сводится к описанию каждого движения, составляющих его усилий и измерению времени, затраченного на каждое из них;
третий принцип призывает устранить все лишние движения;
четвертый принцип: оставшиеся движения последовательно соединяются так, чтобы работник тратил на них минимум физических и умственных усилий и, естественно, времени;
пятый принцип: необходимо изменить конструкцию инструментов, используемых работником для выполнения задачи.
Научный менеджмент не пренебрегал изучением человеческого фактора:
1) систематически использовалось стимулирование работников с целью заинтересовать их в увеличении производительности труда;
2) формировались новые нормы и формы оплаты;
3) предусматривались перерывы в работе;
4) признавалась важность правильного подбора и обучения людей.
Из книги Ф. Тейлора «Принципы научного управления»
…У Вифлеемской Стальной Компании, было, пять чугунно-плавильных печей, продукт которых переносила специальная артель рабочих бессменно уже в течение многих лет. Эта артель к рассматриваемому моменту состояла из 75 человек. Мы высчитали, что эта партия нагружала вагоны со средней производительностью около 12,5 тонн на одного рабочего в день. Мы были очень удивлены, когда, в результате теоретического изучения вопроса, пришли к выводу, что первоклассный носильщик чугуна должен был бы в течение дня перенести от 47 до 48 тонн вместо 12,5.
…Наша обязанность заключалась в достижении того, чтобы эти 80.000 тонн чугуна в болванках были погружены в вагоны со скоростью в 47 тонн на человека в день вместо 12,5 тонн, с каковой скоростью в то время фактически производилась работа.
…Наш первый шаг заключался в производстве тщательного научного отбора среди рабочих. Имея дело с рабочими, при нашем типе организации необходимо следовать непоколебимому правилу: говорить и иметь дело одновременно только с одним рабочим, так как каждый рабочий обладает своими специальными способностями и недостатками и так как мы вообще имеем дело не с массами людей, а стремимся развить каждого отдельного индивидуума до наивысшей доступной ему степени производительности и благосостояния.
…Нашим первым шагом было найти подходящего рабочего для начала. Мы заботливо наблюдали и изучали этих 75 человек в течение трех или четырех дней, пока не выбрали четырех рабочих, казавшихся нам физически способными переносить чугунные болванки со скоростью 47-ми тонн в день. Затем, мы подвергли каждого из этих людей тщательному изучению. Мы выяснили личную историю каждого из них так далеко назад, как это только было возможно, и путем расспросов установили основные черты характера, привычки и стремления каждого в отдельности. В конце концов, мы выбрали одного из этих четырех, как наиболее подходящего человека для того, чтобы с него начать. …Этого человека мы назовем Шмидтом.
…Шмидт приступил к работе, и в течение целого дня, в порядке правильных интервалов времени, получал приказания от человека, стоявшего над ним с часами в руках: «Возьмите болванку и идите. Теперь сядьте и отдохните. Теперь идите, теперь отдохните», и т. д. Он работал, когда ему приказывали работать, и отдыхал, когда ему велели отдохнуть, и к половине шестого пополудни он погрузил в вагоны свои 47,5 тонн.
…В течение всего этого времени он получал в среднем несколько более 1 доллара 85 центов в день, тогда как ранее он никогда не получал в день свыше 1 доллара 15 центов, что было господствующей нормой заработной платы в то время в Вифлееме. Он получал, таким образом, на 60 % больше платы, чем другие рабочие, которые не работали в порядке урочной работы. Вслед за ним мы, продолжали выбирать отдельных рабочих, одного за другим, и обучали их переносить чугунные болванки со скоростью в 47,5 тонн в день, покуда вся работа по переноске чугуна не была переведена на эту скорость и вся эта партия рабочих не стала получать на 60 % больше платы, по сравнению с другими рабочими на том же заводе.
Его подход в менеджменте получил дальнейшее развитие в трудах его коллег и учеников. Одним из них был американский инженер Генри Гант (1861—1919) . Он проводил эксперименты не над отдельными операциями и движениями, а над производственными процессами в целом. Его целью было усовершенствовать механизмы функционирования предприятий путем обновления систем формирования задач и распределения поощрений и премий. Также он первый разработал систему оперативного управления и календарного планирования деятельности предприятий, разработав систему плановых графиков, позволявших осуществлять контроль запланированного и составлять календарные планы на будущие периоды. К числу организационных изобретений Г.Ганта следует отнести его систему заработной платы с элементами повременной и сдельной форм оплаты. Данное усовершенствование системы повысило заинтересованность работников в выполнении и перевыполнении нормы выработки ,ведь даже при невыполнении запланированной нормы труд работников оплачивался по часовой ставке. Он подчеркивал ведущую роль человеческого фактора в промышленности, а именно, что труд для рабочего должен быть не только источником существования, но и приносить удовольствие и чувство удовлетворенности. Многие из его идей получили признание во всем мире и до сих пор применяются (например «графики Ганта»).
Информация о работе Применение научной школы в современных условиях