Банкротство предприятий в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:55, курсовая работа

Краткое описание

Существующая до 2002 г. в России нормативно-правовая база, регламентирующая процесс банкротства, оказалась неработоспособной в современных экономических условиях и привела к тому, что крупные предприятия получили возможность, не опасаясь банкротства, продолжать усугублять кризис неплатежей. Но, не смотря на это, с каждым годом число дел о несостоятельности, рассмотренных арбитражными судами, растет, что, несомненно, свидетельствует о том, что институт банкротства в России занимает одно из ведущих мест в развитии нормальных экономических отношений среди участников хозяйственного оборота.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие банкротства, основные критерии, законодательство 4
2. Причины банкротства многих российских предприятий
и пути выхода из кризиса 7
3. Методика оценки платежеспособности
и финансовой устойчивости предприятия 12
Заключение 25
Список литературы

Файлы: 1 файл

Банкротство гот реферат.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования Российской Федерации

Сыктывкарский государственный  университет

Финансово-экономический  факультет

Кафедра бухгалтерского учета и аудита
Контрольная работа

Банкротство предприятий в  современных условиях

 
 
 
 
 

Преподаватель:

Миновская В.В. 

Исполнитель:

студент 447 гр. Мантарков Г.Х. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сыктывкар 2003

 

Содержание

Введение 3

1. Понятие  банкротства, основные критерии, законодательство 4

2. Причины  банкротства многих российских  предприятий

   и пути выхода из кризиса 7

3. Методика оценки платежеспособности

   и финансовой устойчивости предприятия 12

Заключение 25

Список  литературы 27

Введение

    Существующая  до 2002 г. в России нормативно-правовая база, регламентирующая процесс банкротства, оказалась неработоспособной в  современных экономических условиях и привела к тому, что крупные предприятия получили возможность, не опасаясь банкротства, продолжать усугублять кризис неплатежей. Но, не смотря на это, с каждым годом число дел о несостоятельности, рассмотренных арбитражными судами, растет, что, несомненно, свидетельствует о том, что институт банкротства в России занимает одно из ведущих мест в развитии нормальных экономических отношений среди участников хозяйственного оборота.

    В настоящее время основным нормативным  документом, регламентирующим процедуру банкротства, является Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” от     26.10.2002    N    127-ФЗ. Необходимость принятия нового закона была обусловлена не только несовершенством Закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» 1998 года, но и тем, что вступил в силу новый Гражданский Кодекс РФ. Содержащиеся в двух последних нормативных актах понятия не состыковывались друг с другом, что вызывало сложности при рассмотрении дел в арбитражных судах.

    Основной  целью контрольной работы является освещение проблемы банкротства в целом с учетом современных российских условий. В этом направлении рассматриваются следующие вопросы: понятие банкротства как неотъемлемого атрибута рыночной экономики; основные критерии несостоятельности и процедуры банкротства, установленные российским законодательством. Рассмотрены как объективные, так и субъективные причины банкротства многих предприятий и проанализированы основные пути выхода из кризисных ситуаций. В заключение изложена обобщенная методика анализа финансового состояния предприятия.

  1. Понятие банкротства, основные критерии, процедуры банкротства
 

    Основным  законодательным  актом  в  данной  области  является Гражданский   кодекс Российской Федерации, который  содержит отдельные положения о несостоятельности (банкротстве) индивидуальных  предпринимателей  (ст.25  ГК РФ) и юридических лиц  (ст.65 ГК РФ)1.

    Согласно  ст.3 Закона о несостоятельности  к признакам банкротства относят:

    1. Гражданин считается  неспособным   удовлетворить  требования кредиторов   по   денежным   обязательствам   и   (или)  исполнить обязанность по уплате обязательных платежей,  если соответствующие обязательства  и  (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

    2. Юридическое   лицо   считается   неспособным  удовлетворить требования  кредиторов по денежным обязательствам  и (или) исполнить обязанность  по уплате обязательных платежей,  если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в  течение  трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

    Итак, под несостоятельностью (банкротством) понимается  неспособность  должника  удовлетворить  требования  кредиторов  по денежным обязательствам и (или) исполнить  обязанность  по  уплате  обязательных   платежей.   В   основе  понятия  банкротства  лежит презумпция,  согласно которой участник имущественного оборота,  не  осуществляющий платежи по гражданско - правовым договорам, а также обязательные платежи в бюджет в течение длительного срока (более трех  месяцев),  не  способен  погасить  свои  обязательства перед   кредиторами.

    Статья 4 Закона гласит, что состав и  размер  денежных  обязательств  и  обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено этим Федеральным законом. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия  арбитражным  судом  заявления  о  признании   должника  банкротом  и заявленных после принятия арбитражным судом  такого заявления  и  до  принятия  решения  о  признании  должника  банкротом и об открытии конкурсного производства,  определяются на  дату  введения  каждой  процедуры  банкротства,  следующей   после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

    Состав  и размер денежных обязательств и  обязательных платежей,  возникших  до  принятия  арбитражным  судом  заявления о признании  должника банкротом и заявленных после принятия  арбитражным  судом      решения  о  признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства,   определяются   на   дату   открытия    конкурсного  производства.

    Что же касается состава и размер денежных обязательств и обязательных платежей,      выраженных  в иностранной валюте, то они определяются в рублях по курсу,      установленному Центральным банком Российской  Федерации,  на  дату  введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

      Для  определения  наличия   признаков  банкротства  должника  учитываются:

    -  размер денежных обязательств, в  том числе размер задолженности

    за  переданные товары, выполненные работы и оказанные услуг;

  • суммы займа  с  учетом  процентов,  подлежащих уплате должником;
  • размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, и размер   задолженности,   возникшей  вследствие  причинения  вреда       имуществу   кредиторов,   за   исключением   обязательств    перед гражданами,   перед  которыми  должник  несет  ответственность  за причинение вреда  жизни  или  здоровью;
  • обязательств  по  выплате  выходных пособий и  оплате  труда  лиц,           работающих  по  трудовому договору,  обязательств  по  выплате  вознаграждения  по авторским договорам;
  • обязательств перед учредителями  (участниками) должника, вытекающих из такого участия;
  • размер обязательных   платежей   без    учета    установленных       законодательством  Российской  Федерации  штрафов  (пеней)  и иных       финансовых санкций.

    Подлежащие  применению   за   неисполнение   или   ненадлежащее      исполнение обязательства неустойки  (штрафы,  пени),  проценты  за  просрочку платежа,  убытки,  подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также иные  имущественные и (или)  финансовые санкции,  в том числе за  неисполнение  обязанности по  уплате  обязательных платежей,  не  учитываются при определении наличия признаков банкротства должника.

      Требования  кредиторов  по  обязательствам,  не  являющимся  денежными,  могут быть предъявлены в суд и рассматриваются  судом, арбитражным   судом   в  порядке,  предусмотренном  процессуальным   законодательством.

      Из статьи 5 мы знакомимся с  понятием текущих платежей. В   целях    Федерального  закона под  текущими платежами   понимаются   денежные   обязательства  и  обязательные платежи,  возникшие после принятия заявления о признании  должника банкротом,  а также денежные обязательства и обязательные платежи,  срок исполнения которых наступил  после  введения  соответствующей   процедуры банкротства. Требования  кредиторов  по  текущим  платежам  не  подлежат      включению  в  реестр  требований кредиторов.  Кредиторы по текущим  платежам при проведении соответствующих  процедур  банкротства  не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

  1. Причины банкротства многих российских предприятий  и пути выхода из кризиса

    В условиях плановой экономики, когда  все вокруг принадлежало одному собственнику - государству, понятие "банкрот" было для нас чем-то весьма отвлеченным. Государство в случае финансовой несостоятельности того или иного предприятия просто перераспределяло финансовые ресурсы от одного хозяйственного субъекта к другому.

    Ситуация  совершенно изменилась, когда мы приступили к строительству цивилизованного рынка. Проблема неспособности предприятия платить по своим обязательствам стала весьма актуальной. Массовые взаимные неплатежи, долги по заработной плате - все это реалии сегодняшнего дня.

    Следует уяснить существующие объективные условия для массовой несостоятельности предприятий различных организационно-правовых форм собственности и всего народно-хозяйственного комплекса РФ. Они порождены прежде всего непродуманностью экономической концепции и стратегии развития хозяйства в условиях рыночных отношений, низким качественным потенциалом управленческих кадров, а также явились следствием:

  • разрыва экономических связей между странами СНГ и субъектами РФ;
  • необоснованности и поспешности проведения приватизации;
  • замедленного развития организационно-правовых основ развития экономики;
  • наличия социально-психологических стереотипов, не воспринимающих необходимость перехода к рыночным отношениям;
  • неудовлетворительного финансово-экономическое положения в стране и субъектах РФ;
  • затухающих темпов инновационных процессов;
 

    Переход к рынку означает тяжелый структурный  кризис экономики. Огромное количество предприятий становится ненужными. Не нужна их продукция, их оборудование. Этот кризис развивается лавинообразно: по цепочке начинают сворачивать производство поставщики и потребители предприятия. Рынок создаёт и новые ниши, но чтобы их занять, приспособится к новым условиям, нужны инвестиции. Но механизмов аккумуляции инвестиций, адекватных рыночным условиям, нет, и создание их - вопрос времени. В стране возникает явление так называемого "штопора кризиса": одновременно все производители из-за неопределённости конъюнктуры сбрасывают производство. В это же время появляются иностранные конкуренты, имеющие стабильные источники доходов и надёжные каналы инвестиций. В итоге кризис продолжает углубляться. Финансовая несостоятельность, неспособность оплатить свои долги становится массовым явлением. Одно разоряющееся предприятие тянет за собой другие.

    Банкротство - это цивилизованная форма недопущения  физической остановки производства. Предприятие может формально существовать долго, накапливая долги и увеличивая число кредиторов. Необходимо наведение порядка до наступления безнадежного положения, когда денег не дают даже на текущую деятельность. И в таком положении оказалась большая часть российских предприятий.

    Введение  процедур банкротства позволяет  отсечь заведомо больные сегменты экономики. Но главное, возникает юридически закреплённая возможность организовать спасение и оздоровление предприятий, не вписавшихся в рынок.

    Эффективность антикризисного управления во многом зависит от радикально направленных действий арбитражного управляющего, который назначается арбитражным  судом и которому передаются функции  внешнего управления имуществом должника. Основанием для назначения внешнего управления имуществом должника является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника с целью продолжения его деятельности путем реализации части его имущества и осуществления других организационных и экономических мероприятий.

    План  внешнего управления может предусматривать  следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:

  • перепрофилирование производства;
  • закрытие нерентабельных производств;
  • ликвидация дебиторской задолженности;
  • продажа части имущества должника;
  • уступка прав требования должника;
  • исполнение обязательств должника собственником имущества должника- унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами);
  • продажа предприятия (бизнеса) должника.

Информация о работе Банкротство предприятий в современных условиях