Суверенитет государства в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 00:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования – определить особенности суверенитета государства в современных условиях.

Объект исследования –внешние и внутренние взаимоотношения государства.

Предмет исследования – суверенитет государства.

Оглавление

Введение
1. Феномен суверенитета в политике и праве
2. Суверенитет как право и ресурс
3. Суверенитет государств в условиях глобализации
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Суверенитет.docx

— 125.14 Кб (Скачать)

Основные  данные о работе

Версия  шаблона 1.1
Филиал Ухтинский
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины  
Тема Суверенитет государства  в современных условиях
Фамилия студента  
Имя студента  
Отчество  студента  
№ контракта  
Приложения

 

 

Содержание

 
Введение 3
1. Феномен суверенитета в политике и праве 5
2. Суверенитет как право и ресурс 15
3. Суверенитет государств в условиях глобализации 20
Заключение 27
Глоссарий 30
Список  использованных источников  32
Приложения  

 

Введение

     Проблема государственного суверенитета постоянно привлекает внимание политических и общественных деятелей, юристов-практиков и ученых-правоведов. Изучение государственного суверенитета имеет не только теоретическое значение, но и приобретает непосредственное государственно-политическое звучание в эпоху глобализации. В современных  условиях становится необходимым определенное переосмысление понятия «суверенитет», который является качественной характеристикой  государства как в связи с  изменениями во внутренней жизни  нашей страны, так и с процессами, происходящими в мире, прежде всего, глобализацией.

     У России с ее тысячелетней традицией  государственности, выдающимися по всем историческим меркам достижениями  в отстаивании национальной независимости и территориальной целостности, более чем достаточно предпосылок для обеспечения своего реального суверенитета. Нельзя забывать и о восприятии российскими гражданами своей страны как влиятельного, авторитетного субъекта мировой политики.

     Признание необходимости обеспечения резального суверенитета нашей страны, глубокое и устойчивое понимание российских национальных интересов и придание реальному суверенитету операционного  значения должны стать одними из важнейших  элементов самосознания россиян, и  прежде всего отечественного «политического класса» и российских деловых  кругов. Реальный суверенитет ценен  сам по себе и как важнейшее  условие достижения национальной конкурентоспособности  во все более жестких условиях глобализирующейся экономики.

     Российская  Федерация к середине первого  десятилетия XXI в. оказалась на грани  утраты многих важных компонентов производства современных систем вооружений, имевшихся  у Советского Союза, поэтому крайне острой является задача воссоздания  такого производства на новой научно-технической  основе. Однако, несмотря на все положительные  тенденции нескольких последних  лет, в России до сих пор отсутствует национальная научно-промышленная политика. Без такой политики стране грозит утрата реального суверенитета, трансформация де-факто из активного субъекта мировой политики во все большей мере в ее объект.

     Реальный  суверенитет предполагает и наличие  собственной, устойчивой к внешним  воздействиям банковской системы, контролируемой государством и национальным капиталом. Огромное значение в современных  условиях имеет наличие у государства  сильной финансовой системы с  невысокой степенью зависимости  от внешних заимствований.

     Цель нашего исследования – определить особенности суверенитета государства в современных условиях.

     Объект  исследования –внешние и внутренние взаимоотношения государства.

     Предмет исследования – суверенитет государства.

     При подготовке работы поставлены следующие  задачи:

     - дать определение понятию суверенитет;

     - проанализировать тенденции развития государственного суверенитета;

     - изучить основы государственного суверенитета Российской Федерации.

     В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования:

     - изучение научной литературы;

     - анализ и обобщение отечественной  и зарубежной практики;

     - анализ нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы суверенитета России. 

 

     Основная  часть

 

     1. Феномен суверенитета в политике и праве  

     Термин «суверенитет»  происходит от латинского слова suveranus, перешедшего в старофранцузское sovereigns, то есть верховный. Возникновение  этой политико-правовой категории изначально было обусловлено необходимостью усиления государственных начал, формирования централизованной государственности. Теория суверенитета как таковая  получила впервые свое развернутое  толкование в рамках естественного  права, в учениях Т. Гоббса, Ж. Руссо, но прежде всего Ж. Бодена (1530-1596). Теория абсолютного суверенитета была выдвинута  в эпоху революционных войн во Франции. Юрист по образованию, он состоял  при дворе Генриха III и был в  центре политических событий, своими глазами  видел те бедствия, которые несли  стране междоусобица и слабость центральной  власти. Свои взгляды он изложил  в труде «Шесть книг о республике» (1576 г.). Под республикой Боден  имел в виду то же, что обозначали этим словом в Древнем Риме, т.е. государство  вообще. Он разработал концепцию суверенитета. «Суверенитет есть неограниченная верховная  власть над подданными».¹ Абсолютность суверенитета имеет место тогда, когда суверенная власть существует неизменно в течение неопределенного долгого срока; временная власть, устанавливаемая на какой-то определенный период, не может сохраняться, в качестве верховной силы.

     Сущность  идеи суверенитета, по его мнению, заключена  в законотворчестве, в котором  он находит свою главную и характерную  функцию. Теория суверенитета Бодена неотделима от равной ей по значению концепции  форм государственного устройства и  управления. Он первый приводит различия между формами государственного устройства и формами правления. Нет разделенного суверенитета, а  есть распределение функций, которые  являются вторичными для осуществления 

1 –  Дегтярева М.И. Разработка понятия  суверенитета Жаном Боденом // Полис. – 2000. №3.

единой  суверенной воли. Суверенитет обладает (по Бодену) следующими свойствами:

     1. суверенитет – единственен и  неделим. Он не может быть  разделен между королем и народом  и может поочередно ими осуществляться; 
2. суверенная власть постоянна, ее нельзя передавать на время или на каких-либо условиях другому лицу;

     3. суверенная власть неограниченна  и надзаконна, человеческий закон  не может ограничивать суверенитет;

     4. судебная власть починяется только  божественному и естественному  закону, но не религиозным догмам.

     Концепция суверенитета, выдвинутая Боденом, воспринимается как «иное имя государственной  власти, в котором воплотилась  ее личность».¹ Из нее вытекает всякая другая власть. Государство олицетворяет и воплощает в себя государь или орган, наделенный его полномочиями.

     В теории естественного права суверенитет  относится непосредственно к  самой власти. Несмотря на различие взглядов представителей концепции  естественного права, все сходились  на том, что происхождение суверенитета имеет непосредственное отношение  к первоначальному акту создания государства в полном соответствии с договорной теорией и с законом  природы, который по естественному  праву предшествовал позитивному  праву, возникшему при создании государства. По вопросу о субъекте суверенитета в теории естественного права  можно выделить два направления: отстаивающее «народный суверенитет» и «суверенитет правительства».

     Т. Гоббс вместо двух признаваемых теорией  естественного права договоров  – «договора общества» о создании государства и «договора управления»  между обществом и правителем поставил один договор, по которому каждый член общества связывал себя с другим обещанием подчиняться общему правителю, но он не принимал участия в договоре. Это отрицало идею суверенной верховности 

     

1 –  Кольев А.Н. Нация и государство.  Теория консервативной реконструкции.  – М., 2005. – С. 221.

народа. Согласно Гоббсу никогда не существовало общества, которое опиралось бы просто на само себя, следовательно, не было и никакого изначального права народа. Поэтому все публичное право концентрируется в суверенитете Правителя, какова бы ни была форма государственного устройства. Сам же суверенитет ничем не ограничен, без него общество лишь скопище индивидов.

     Ж.Ж. Руссо исходил из того, что существовал  единый общественный договор, который  породил государство. Созданная  при этом общественная власть олицетворяет совершенный суверенитет, неподвластный  какому-либо отчуждению, ограничению, делегированию. Для суверенного  общества невозможна, даже если оно  того пожелает, передача публичной  власти любому другому субъекту или  же наложение на себя каких-либо ограничений  путем договора. Руссо заложил  основу представления о том, что  источником суверенной власти является организованный народ. При этом Руссо  не видел необходимости ограничивать народный суверенитет даже естественным правом.

     Продолжателем традиций Бодена, Гоббса и Руссо  был Гегель. В основе его концепции  суверенитета лежало понимание им государства  как целостности или как он называл ее сам – тотальности. Отсюда главная идея концепции суверенитета Гегеля – идея нерасторжимой целостности государства, в рамках которой ни одна часть не может иметь самостоятельного существования.

     Если  государство существует, оно, чтобы  самоутвердиться должно стремиться к установлению на всей своей территории полного суверенитета, если его нет, то никакой политический союз назвать  государством. Суверенитет и государство  неразделимы. О народном суверенитете, считает Гегель, можно говорить лишь в том смысле, что народ вообще является по отношению к внешнему миру самостоятельным и составляет собственное государство, как народ  Великобритании. Всякие действия, ведущие  к ослаблению государственного суверенитета по Гегелю являются высшим преступлением  против государства.

     Таким образом, в эпоху Нового времени  происходит оформление представлений  о сущности и содержании суверенитета. Государственный суверенитет был  провозглашен в качестве высшего  политического приоритета. Последующее развитие теории суверенитета показало, что выражение «суверенитет монарха», «народный, национальный суверенитет» лишь прикрывают различные политические взгляды и устремления исследователей того времени. В XX веке представления о суверенитете государства претерпевали заметные изменения. С быстрым развитием транспорта и коммуникаций как бы размываются традиционные различия между внутренним и внешним миром, границы государства – основа и символ жесткой концепции суверенитета – становятся все более прозрачными. Вследствие чего важнейшие внутренние проблемы государства – экономика, энергия, экология, продовольствие, демография – приобрели внешние аспекты. Все это отразилось и на теориях суверенитета. Так, Еллинек сводит концепцию суверенитета к конституционному и самоограничению государства. Согласно его теории, государство берет на себя обязательства соблюдать нормы международного права, с одной стороны, и субъективные права своих подданных или граждан – с другой. Такое самоограничение, однако, возможно лишь в условиях социальной стабильности внутри государства и в международных отношениях. В условиях любого кризиса признается приоритет государственного суверенитета. Он обосновал положение о том, что суверенитет есть правовое понятие. «Суверенитет есть способность юридически не связанной внешними силами государственной власти к исключительному самоопределению путем установления правопорядка, на основе которого деятельность государства приобретает подлежащий правовой квалификации характер».¹

Информация о работе Суверенитет государства в современных условиях