Суверенитет государства в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 00:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования – определить особенности суверенитета государства в современных условиях.

Объект исследования –внешние и внутренние взаимоотношения государства.

Предмет исследования – суверенитет государства.

Оглавление

Введение
1. Феномен суверенитета в политике и праве
2. Суверенитет как право и ресурс
3. Суверенитет государств в условиях глобализации
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Суверенитет.docx

— 125.14 Кб (Скачать)

     В то же время, в мире всегда существовали и существуют государства с формальным или ограниченным суверенитетом.

     Формальным  суверенитет государства считается  тогда, когда он юридически и политически  провозглашается, а фактически, в  силу распространения на него влияния  других государств, диктующих свою волю, не осуществляется.

     Частичное ограничение суверенитета может  быть принудительным и добровольным. Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению  к побежденному в войне государству  со стороны государств-победителей. Именно такая судьба постигла Германию после капитуляции 1945 г. когда союзники решали ее будущее.

     Добровольное  ограничение суверенитета допускается  самим государством по взаимной договоренности с другими государствами, например, ради достижения определенных, общих  для всех них целей. Добровольно  суверенитет ограничивается и тогда, когда государства объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.

     Многое изменилось за последние годы в определении  места права отдельных государств в общей системе международных  отношений, в его взаимодействии с международным правом и другими  национальными правовыми системами  планеты, что должно способствовать сближению различных государств и регионов мира, снижению международной  напряжённости. Эпоха глобализации – это период существенных преобразований в первую очередь правовых систем всех государств, активного восприятия в них общепризнанных правовых принципов  и норм международного характера, позитивных, апробированных на многолетней практике юридических образцов других стран  и на этой основе сближения систем права всех цивилизованных государств. Одновременно это также и период возрастания роли и объёма международного права, увеличения сфер регулирования  общественных отношений её нормами, активного внедрения в правовые системы отдельных государств её норм и принципов. Усиливается и  социальное значение права как инструмента  установления четкого нормативного регулирования деятельности межгосударственных хозяйственных и иных объединений, специальных процедур разрешения споров между ними, принятия решений и  заключения договоров.

     В юридической литературе обоснованно  развивается идея, что международное  взаимодействие национальных правовых систем, их сближение, унификация –  это глобальное юридическое явление.

     Рассматривая вопросы  суверенитета государства в эпоху  глобализации, следует более детально рассмотреть проблемы мирового порядка  и правопорядка.

     Говоря  о мировом правопорядке, необходимо чётко его различать с другим понятием – мировой порядок, которые  неоправданно отождествляются некоторыми исследователями. В то же время, мировой  порядок – это более широкое  понятие, которое, как представляется, можно определить как упорядоченную  систему отношений между государствами, межгосударственными структурами, отдельными личностями и их коллективами, которая основана на использовании  принципов и норм общения в  мире (норм морали, права, обычаев и  устоявшихся деловых обыкновений, политических, религиозных и других социальных норм). Это порядок взаимоотношений не только в государственной сфере, но и в области культуры, идеологии, религии, в сотрудничестве между хозяйственными субъектами, партиями, общественными организациями, творческими, спортивными союзами, отдельными личностями, имеющими международный, межгосударственный и межрегиональный характер.

     Мировой же правовой порядок, будучи элементом, составной частью общего мирового порядка, есть результат неуклонного осуществления  норм международного права, юридических  принципов взаимоотношений межрегиональных  хозяйственных корпораций, отдельных  субъектов разных государств, обеспечение  основ борьбы с международным  терроризмом, организованной преступностью, коррупцией и апартеидом. Мировой  правопорядок – это миротворческие операции под эгидой полномочных  международных организаций по предотвращению национальных, религиозных, межрегиональных  конфликтов, обеспечение всеобщего  разоружения, эффективные меры предотвращения угрозы ядерной войны, укрепления национальной безопасности. Это также и обеспечение  и охрана с помощью международно-правовых средств прав и свобод личности, законных интересов юридических  лиц и государств в целом.

     В условиях складывания мирового правопорядка принцип охраны и обеспечения  прав личности, гарантированности её свободы должен звучать не только в национально-государственном аспекте, но и на глобальном, общепланетарном  уровне. Права и свободы человека перестали быть только внутренним делом  государства, они постепенно выходят  на международную арену, что, в частности, подтверждается Декларацией Хельсинкской встречи ОБСЕ 1992 года. В ч. 3 ст. 46 Конституции  РФ говорится: «Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны  все имеющиеся внутригосударственные  средства правовой защиты».

     Ныне вполне возможно утверждать, что в целях защиты прав человека оправданна и юридически допустима возможность вмешательства  мирового сообщества во внутренние дела государства, где такие права не гарантируются и попросту нарушаются. Деятельность Европейского суда по правам человека – один из примеров юридических основ такого вмешательства. Его решения являются обязательными в нашей стране после того, как Россия 30 марта 1998 года ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод.

     Вполне  назрела потребность дополнить  ряд международно-правовых актов, в  частности, Всеобщую декларацию прав человека, Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, теми новеллами, которые отражают новые  аспекты свободы личности в рассмотрении дел об экономической агрессии в  связи с переходом мировой  политики на геоэкономические приоритеты.

     Сферами деятельности международных организаций  могли бы быть: контроль, постоянный мониторинг за глобальными экономическими процессами и финансовыми потоками в мире; принятие мер по разрешению конфликтов, экономических войн между хозяйственными структурами; координация усилий по стабилизации глобальной экономической ситуации; рассмотрение жалоб, исков государств, отдельных хозяйственных структур (в первую очередь, стран третьего мира) о несправедливом распределении мирового дохода, навязывании кабальных условий заключения экономических соглашений, ведущих к усилению диспропорций, дестабилизации ситуации и социальным конфликтам.

     В рамках политической и правовой составляющей глобализации происходит формирование сферы транснациональной политики. Имеющиеся данные позволяют сделать  вывод, что в середине XX в. параллельно  «революции» международной торговли и возрастанию роли ТНК происходила  «революция» международной бюрократии, выразившаяся в беспрецедентном  росте числа как межправительственных, так и неправительственных международных  организаций. Помимо роста числа  международных организаций, характер сдвига носила и переориентация их на новые цели деятельности.

     Преимущественной  ориентацией международных организаций  с середины XX века стало решение  гуманитарных проблем. Решение их силами международных организаций предполагает отчуждение части национально-государственного суверенитета в пользу созданных межправительственными соглашениями организаций, действующих на субнаднациональном уровне (например, ООН, ЮНЕСКО, Всемирный банк и т.д.), и неправительственных транснациональных организаций, действующих на субнациональном уровне, но на территории многих государств (Greenpeace, Amnesty International, Human Rights Watch, «Аль-Каида» и т.д.).¹

     Таким образом, в середине XX в. обозначился  контраст между старым и новым  типами политики, характеризуемыми, соответственно, «закрытостью», основанной на принципе национально-государственного суверенитета, и «открытостью», основанной на принципе приоритета международного права и  взаимозависимости государств и  наднациональных структур. В новых  условиях изменился и характер межгосударственного  сотрудничества, обретший новые черты, наиболее отчетливо проявившиеся в конце ХХ – начале XXI вв.

     Глобализация  не оказывает немедленного эффекта  на национальное право и не ограничивает государственный суверенитет. Наоборот, в силу качественного развития международного права, межгосударственных отношений и интеграционных процессов, глобализация обогащает понятие суверенитета, по меньшей мере, за счет развития объектного состава регулирования международного права. Любое государство, независимо от своего экономического развития, обладает суверенитетом наравне с другими государствами, и это результат истории, а не продукт международного права.

     Таким образом, вопрос о суверенитете государств в эпоху глобализации, видимо, не имеет однозначного решения, т.к. зачастую воспринимается весьма болезненно обществом любого государства. Однако следует на основании положительного опыта сотрудничества государств в разных сферах общественной и политической жизни расширять и углублять подобное взаимодействие.

1 – Политический  атлас современности: Опыт многомерного  статистического анализа политических  систем современных государств / Мельвиль А.Ю., Ильин М.В., Мелешкина  Е.Ю. и др. М.: МГИМО-Университет, 2007. 

     Заключение 

     Реальным суверенитетом обладает сравнительно небольшое число стран, и это не только современный феномен. Так было практически на протяжении всей мировой истории. Реальный суверенитет означает способность государства на деле (а не декларативно) самостоятельно проводить свою внутреннюю, внешнюю и оборонную политику, заключать и расторгать договоры, вступать или не вступать в отношения стратегического партнерства и т.п.

     Реальный  суверенитет предполагает национальный контроль над аэродромной сетью  и управлением воздушным движением, над нефте- и газопроводами и  соответствующими терминалами, железнодорожной сетью, федеральными автотрассами, над рядом отраслей гражданской наукоемкой промышленности, тесно связанных с оборонно-промышленным сектором, независимость важнейших каналов эфирного телевидения от иностранного капитала. Одним из важных факторов обеспечения реального суверенитета является развитие в стране фундаментальной науки, финансирование которой должно взять на себя прежде всего государство. Серьезное значение имеет способность «политического класса», бизнес-элиты и интеллектуальной элиты к самостоятельному стратегическому мышлению в области безопасности, в том числе в области оборонной политики, экономики и социального развития, к мышлению, опирающемуся на обширную общественно-научную базу как теоретического, так и прикладного характера, на чувство просвещенного патриотизма.

     Нация и индивидуумы подлинно суверенного  демократического государства имеют  особое мироощущение, испытывают особую гордость за свою страну.

     В современных условиях конкурентоспособность  нации и ее реальный суверенитет  обеспечивают стратегические отрасли, поэтому крайне важной является их прямая государственная поддержка. Одним из примеров подобной политики может быть политика деголлевской Франции, которая в условиях активного  сопротивления англосаксонских  государств позволила этой стране отстоять свое право иметь широкий спектр национальной наукоемкой промышленности – атомной, авиационной, ракетно-космической, электронной и др.

     В последние годы страна сделала ряд  важных шагов в обеспечении своего реального суверенитета. Восстановлен суверенитет России в Чеченской  Республике, и пресечены сепаратистские действия в других регионах России. Приведено в соответствие с Конституцией России законодательство ряда субъектов  Федерации, где имело место их расхождение с Основным законом  России. Как уже отмечалось выше, была сокращена внешняя задолженность  России, которая еще несколько  лет назад висела тяжким грузом на всей стране. Удалось обеспечить разновекторность российской внешней политики, налаживание  взаимовыгодного сотрудничества с  ведущими государствами мира, в том  числе сотрудничества с КНР и  Индией. Приняты немаловажные меры по укреплению обороноспособности страны, в том числе ядерного сдерживания, по развитию космической составляющей системы обороны государства, по восстановлению боевой подготовки в  силах общего назначения. Эти шаги с пониманием и одобрением встречены  большей частью нашего общества, нашими друзьями за рубежом, в том числе  в ближнем зарубежье. Однако в  укреплении реального суверенитета Россия столкнулась во внешнем мире с активным противодействием сил, не заинтересованных в том, чтобы она  выступала на мировой арене как  самостоятельный «центр силы».

     Обеспечение достойного места в мире для нашей  страны, приобретение статуса современной  великой державы невозможны без  создания демократической политической системы в ее классическом понимании  – со всеми атрибутами, включая  сильные и авторитетные политические партии.

     Поддержание реального суверенитета и развитие суверенной демократии требуют развитого  и глубокого чувства просвещенного  патриотизма и национального  самоуважения россиян.

Информация о работе Суверенитет государства в современных условиях