Конкуренция и ее роль в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 14:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотреть общие аспекты конкуренции, особенности ценовой и неценовой конкуренции, а также особенности этого понятия применительно к нашей стране. Стоит отметить, что общетеоретические моменты проблемы хорошо освещены в систематических курсах по экономической теории, а сегодняшние российские реалии – в периодической специализированной литературе.. Особо следует выделить учебные пособия Цыгановой А.Г. «Конкуренция и антимонопольное регулирование» и «Курс экономической теории» под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.

Оглавление

Введение
4
1
Понимание конкуренции различными экономическими школами
6
1.1
Интенсивность конкуренции. Пять сил конкуренции
8
1.2
Конкурентоспособность и способы её повышения
11
2
Классификация конкуренции
15
2.1
Классификация конкуренции по способам соперничества
16
2.2
Классификация конкуренции по состоянию рынка
18
3
Три модели конкурентных войн в России
22
3.1
Модель расширения рынка
23
3.2
Модель снижения качества
27
3.3
Модель обогащения посредников
28

Заключение
30

Список использованной литературы
33

Файлы: 1 файл

все готово УРА!!!!.doc

— 838.00 Кб (Скачать)

Ситуация в сельском хозяйстве много тяжелее. Покупатели продукции (крупные фирмы пищевой промышленности), равно как и поставщики техники или удобрений (мощные машиностроительные и химические компании), здесь гораздо сильнее фермеров. Прямым последствием такого дисбаланса сил является наблюдаемый во многих странах, включая Россию, феномен «ножниц цен». Он выражается в том, что цены на потребляемую сельским хозяйством промышленную продукцию растут быстрее, чем отпускные цены ее собственных продуктов, в результате чего сельскохозяйственные фирмы несут убытки. Обычно велика и опасность проникновения на рынок новых конкурентов, скажем, поставщиков импортной продукции. Зато с товарами-заменителями дела обстоят сравнительно благополучно и альтернативы основным натуральным продуктам питания просто нет.

А вот в черной металлургии наступление товаров-субститутов (алюминия, пластмасс, композитов) - одна из основных проблем, так же как и конкуренция самих металлургических фирм, принуждаемых к ожесточенному соперничеству большим избытком производственных мощностей по сравнению со спросом на металл.

Таким образом, концепция пяти сил конкуренции - это инструмент, позволяющий практически анализировать степень интенсивности конкуренции на конкретных рынках. Собственно говоря, так и поступают фирмы перед принятием стратегических решений о вторжении в новую для себя отрасль или об уходе из ставшей бесперспективной. Для этого они последовательно оценивают ситуацию в отрасли с точки зрения действия каждой из пяти сил, взвешивают свои возможности противостоять выявленным угрозам и принимают обоснованное решение.

 

1.2. Конкурентоспособность и способы её повышения

Конкурентоспособностью называется степень притягательности данного продукта для совершающего реальную покупку потребителя.

Конкурентоспособность связана не с отличными характеристиками товара как таковыми, а с его привлекательностью для делающих покупку клиентов. Так проявляется в этой сфере суверенитет потребителя: решающее слово за ним, даже если объективно он не прав. В истории бизнеса немало примеров, когда товары, получавшие наивысшие оценки экспертов, не нравились потребителям. Хрестоматийной иллюстрацией этого может служить кинематограф: фильмы-победители престижных фестивалей почти никогда не бывают кассовыми.

Вместе с тем не следует ставить знак равенства между массовостью продаж и сильной конкурентоспособностью товара - это, хотя и связанные, но не тождественные понятия. Во-первых, не устраивающие клиентов (и, следовательно, неконкурентоспособные) продукты могут активно продаваться при дефиците или отсутствии выбора. Слабость их конкурентных позиций объективно существует, но проявится только, если на рынке реально появятся более хорошие товары. Во-вторых, вполне конкурентоспособные товары могут быть ориентированы на узкие слои потребителей. Они хороши, но не для всех (как, скажем, автомобили с ручным управлением, предназначенные для инвалидов). А потому никогда не будут пользоваться массовым спросом.

Если рассмотреть фирму-производителя как потребителя различных материальных благ, то можно выделить несколько факторов повышения конкурентоспособности и как следствие поучение дополнительной прибыли. По своей сути, прибыль фирмы представляет собой разность валового дохода и валовых издержек. Или, другими словами, сумму всех денежных поступлений, полученных в результате деятельности компании, за вычетом тех расходов, которые эта деятельность потребовала.

Поэтому прибыль может быть увеличена за счет двух факторов: либо путем снижения издержек, либо с помощью повышения дохода (схема 2).

 

 

                    

 

 

Схема 2. Как повысить конкурентоспособность в глазах потребителя.

Издержки фирмы как потребителя могут быть снижены в результате следующих действий:

      понижения цены потребляемого товара;

      уменьшения стоимости его доставки, установки, наладки и т.п.

То есть, чем дешевле достались фирме, как потребителю, сырье, комплектующие изделия или используемое оборудование, а также, чем меньше были сопутствовавшие покупке расходы - тем ниже её издержки. На пример, отсутствие предпродажной проверки качества бытовых приборов позволило сетям магазинов «М-Видео» и «Эльдорадо» снизить цены на 20%, чем привлекли и дополнительных покупателей.

      Сокращения стоимости эксплуатации продукта.

Затраты на большинство видов сложного оборудования и на некоторые простые продукты не завершаются в момент их покупки. Автомобиль, например, требует ухода, обслуживания, ремонта, может изнашиваться с разной скоростью и т.д. Электролампы имеют разный срок службы, а смазочные материалы - в разной степени защищают трущиеся детали от износа. Поставляя товар, снижающий расходы при эксплуатации, производитель уменьшает издержки фирмы-потребителя.

      Снижения риска изготовления некачественного конечного продукта.

За счет высокого качества комплектующих может быть ослаблена опасность выпуска некачественного продукта и снижены вызванные этим издержки на гарантийный ремонт и замену брака. Более того, маловероятным станет полный провал товара на рынке (невозможность реализовать товар).

Столь же важное влияние, как издержки на уровень прибыльности фирмы-потребителя, оказывает повышение валового дохода, вызванное использованием данного товара.

Доход фирмы как потребителя может вырасти:

Из-за повышения цен на готовую продукцию в случае, если использованные комплектующие:

позволили повысить качество. Именно такая ситуация сложится, если, на пример, новые свойства шин улучшили качественные характеристики велосипеда и создали предпосылки для повышения его цены;

дали возможность выпустить принципиально новую продукцию. Так, толчок к созданию нового типа самолетов очень часто дает появление (и, соответственно, закупка) более совершенных двигателей, которые авиастроительные фирмы обычно сами не производят;

позволили произвести продукт, более соответствующий запросам потребителей. На пример, использование новых сверхлегких аккумуляторов позволило выпустить портативные компьютеры (ноутбуки) со встроенными устройствами электронной связи, что сделало их более удобными для важной группы потребителей, а именно - для бизнесменов;

повысили престижность продукции. Эту функцию, например, выполняют надписи «Intel inside» на компьютерах отечественной сборки. Они удостоверяют, что при производстве этих машин был использован высококачественный микропроцессор американской фирмы «Intel», и, тем самым, поднимают доверие ко всему компьютеру.

Из-за роста количества продаваемых товаров (услуг).

Так, появление банкоматов, т.е. специально защищенных автоматов, выдающих наличные деньги, позволило их покупателям - банкам - расширить объем операций за счет круглосуточного оказания услуг своим клиентам.

 

 

 

 

 

 

 

 

II. КЛАССИФИКАЦИЯ КОНКУРЕНЦИИ

 

Существует множество критериев и подходов к классификации конкуренции. В схеме 3 показана основная, самая популярная классификация: по состоянию рынка и по способам соперничества.

 

 

 

 

Схема 3. Классификация конкуренции.

 

 

Конкуренция определенного типа может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:

количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;

дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.);

свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;

доступность информации;

контроль над рыночной ценой;

неценовая конкуренция;

сектор экономики, в котором преобладает данная структура.

 

2.1. Классификация конкуренции по способам соперничества

В прямой связи со способами повышения конкурентоспособности находятся и два основных метода ведения конкурентной борьбы - ценовая и неценовая конкуренция.

Первая из них состоит в том, что конкурирующие фирмы стараются привлечь потребителя с помощью установления более низких, чем у соперника, цен. Другими словами, при ценовой конкуренции фирмы наперегонки снижают издержки потребителя на приобретение товара, тем самым увеличивая его прибыль от покупки. А значит, в конечном счете, повышают запас конкурентоспособности своей продукции.

На достижение той же конечной цели ориентирована и неценовая конкуренция. Но в этом случае фирмы соревнуются не в снижении издержек потребителя, а в повышении потребительской ценности товара. Этого можно достичь очень многими способами: повышением качества товара, лучшим приспособлением его к нуждам конкретного потребителя, созданием принципиально нового вида продукции, улучшением сервиса, активизацией рекламы и др.

Вплоть до послевоенного периода из двух методов конкуренции заметно преобладал ценовой. В настоящее время ситуация изменилась и на первые роли вышла неценовая конкуренция. Это связано с рядом обстоятельств.

Во-первых, важнейшими субъектами конкуренции стали крупнейшие корпорации. Ценовые схватки между ними оказались невыгодными для всех участников. Дело в том, что каждая из крупных фирм обладает значительными финансовыми ресурсами и может долгое время продавать товары по заниженным ценам. Когда ценовая война наконец заканчивается, и победитель, и побежденные бывают настолько истощены, что находятся на грани (или даже за гранью) банкротства. Примеры таких самоистребительных схваток гигантов во множестве дал период между первой и второй мировыми войнами. Современные крупные компании, учтя этот опыт, редко вступают в прямые ценовые сражения.

Во-вторых, в условиях современной высокоразвитой экономики резко усложнились запросы потребителей. Это открыло простор для неценовой конкуренции - рынок начал благожелательно принимать многочисленные и разнообразные вариации товаров, стало возможным привлекать потребителей повышенным качеством, какими-то особыми свойствами товара и/или услуги и т.п.

В-третьих, выяснилось, что затраты на неценовую конкуренцию при правильном подходе обходятся фирме дешевле, чем расходы на конкуренцию ценовую. Действительно, снижение цен ниже оптимального уровня всегда ведет к уменьшению прибыли, причем к уменьшению тем более сильному, чем больше сокращение цен. Взаимосвязь же между мерами неценовой конкуренции и прибылью куда сложнее. На пример, хороший рекламный ролик может стоить ровно столько же, сколько плохой. Преимущество первого над вторым вполне может быть достигнуто не за счет более дорогостоящих технических приемов съемки, а за счет лучшей идеи фильма, большей его доходчивости и т.д., то есть фактически бесплатно. То же самое касается улучшений товара: простое и потому недорогое изменение конструкции, если оно хорошо задумано, может сделать товар более удобным для потребителя. В итоге рост конкурентоспособности будет достигнут без больших издержек.

Из сказанного, разумеется, не следует, что неценовая конкуренция осуществима вообще без затрат - хорошая реклама или высокое качество тоже стоят немалых денег. Но поле маневра у фирмы в этом случае шире, чем при конкуренции ценовой. Всегда есть надежда победить конкурента не лобовой атакой, расходуя на борьбу все больше денег, а с помощью лучших идей, более эффективного использования сильных сторон своей продукции.

Наконец, в-четвертых, в наше время ценовая конкуренция в большинстве стран, включая и Россию, ограничена законом. Снижение цен не должно доходить до уровня демпинга, то есть цена не может опускаться ниже себестоимости.

Несмотря на возрастание роли неценовой конкуренции в России конкуренции, конкуренция ценовая не исчезла полностью. В своих традиционных формах она чаще всего проявляется в тех отраслях, где идет быстрое снижение издержек (например, в производстве компьютеров), а также в международной торговле. Чаще же она реализуется в форме скрытых изменений цен, скажем, путем предоставления разнообразных скидок при выполнении клиентом определенных условий. Примером могут служить более низкие цены на авиабилеты при их покупке заранее.

Существуют также веские основания ожидать серьезных ценовых войн в России. Отечественные предприятия еще не освоили многих приемов неценовой конкуренции, а российский потребитель в силу резкого сокращения уровня доходов очень чувствителен к уровню цен. Поэтому в период перехода к рыночной экономике эффективность ценовых методов конкуренции весьма велика. В ближайшие годы в нашей стране весьма вероятен временный ренессанс ценовой конкуренции. Примеры тому, причем примеры сенсационные, уже есть. В Санкт-Петербурге еще в 1997 году война пейджинговых компаний дошла до того, что одна из фирм «FCN» ради заключения полугодового соглашения на обслуживание стала предлагать клиентам пейджеры за 100 неденоминированных рублей (или менее чем за два цента, если перевести в доллары). При этом сама она закупала пейджеры у производителя (американской корпорации «Моторола») за 140-150 долларов, то есть почти в 8000 раз дороже.

 

 

2.2. Классификация конкуренции по состоянию рынка

По состоянию рынка можно выделить основные виды конкуренции: совершенная (свободная) и несовершенная.

Совершенная конкуренция - это рыночная структура, при которой продавцов и покупателей настолько много, что ни один из них, изменяя объем своего предложения или спроса, не в состоянии повлиять на рыночную цепу. Последнее означает полное отсутствие взаимовлияния одних экономических агентов на других: любое решение отдельного продавца либо покупателя никак не сказывается на положении его окружения. Цена товара на совершенно конкурентном рынке определяется взаимодействием совокупного рыночного спроса и рыночного предложения; отдельные же продавцы и покупатели принимают ее как данную, приспосабливаются к ней, но не в состоянии ее изменить.

Информация о работе Конкуренция и ее роль в современной России