Роль и функции религии в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 11:47, реферат

Краткое описание

Переворачиванию идеалов и поведенческих норм в современной культуре по сравнению с прежней в какой-то мере соответствует тяга к реформаторству в традиционной религии, радикализация межконфессиональных и внутриконфессиональных противоречий, активный поиск еретиков, всяческих врагов истинной веры и т. п. Информационному буму соответствуют резкий рост миссионерства и проповедничества с использованием всех средств передачи информации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………3

1. Понятие религии……………………………………………………………………..4
2. Религия в нашем обществе…………………………………………………………..5

Заключение……………………………………………………………………………...7

Список использованной литературы……………………………………………….….9

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 55.00 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ

 

 

 

Факультет: Заочный.                Курс 3.                        Специальность 080109.

Кафедра ЭФ-4 «Бухгалтерский учёт, финансы и аудит»

Дисциплина  «социология, политология»

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

на тему: Роль и функции религии в современной России

 

 

 

 

Студент                                                                                      Е.А. Коротаева

(подпись, дата)                              (инициалы и фамилия)

Проверил                                                                         Кучеренко М.И.

(подпись, дата)                             (инициалы и фамилия)

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………3

 

1. Понятие религии……………………………………………………………………..4

2. Религия в нашем обществе…………………………………………………………..5

 

Заключение……………………………………………………………………………...7

 

Список использованной литературы……………………………………………….….9

 

1 Введение

Религия является неотъемлемой частью современного мира, поскольку  выполняет три блока социальных функций. Во-первых, религиозные институты осуществляют духовное оформление верующих, что проявляется в организации связи "человек - Бог", в воспитании религиозности и гражданственности, в насыщении человека добром и снятии зла, грехов. Во-вторых, религиозные организации занимаются религиозным и специальным светским образованием, милосердием и благотворительностью. В-третьих, представители церквей активно участвуют в общественной деятельности, способствуют нормализации политических, экономических и культурных процессов, межнациональных и межгосударственных отношений, решению глобальных проблем цивилизации.

Переворачиванию идеалов и поведенческих  норм в современной культуре по сравнению  с прежней в какой-то мере соответствует  тяга к реформаторству в традиционной религии, радикализация межконфессиональных и внутриконфессиональных противоречий, активный поиск еретиков, всяческих врагов истинной веры и т. п. Информационному буму соответствуют резкий рост миссионерства и проповедничества с использованием всех средств передачи информации.

 

 

1 Понятие религии

Наряду с мифом и  философией религия — одна из форм мировоззрения. Как и философия, она пришла на смену мифологическому  мировоззрению, которое не смогло дать удовлетворительные ответы на вопросы, возникавшие в древнем обществе при переходе от первобытно-общинных отношений к более усложненным, классовым.

 Религиозное сознание, возникнув  в древности и претерпев различные  изменения, связанные с развитием  общественных отношений, продолжает  оказывать влияние на поведение  и поступки очень многих людей и в наши дни.

 В истории человеческого  общества религия играла неоднозначную  роль. Например, в Европе в Средние  века (с V по XV вв.) христианская форма  мировоззрения являлась господствующей. Христианство определяло развитие  всех сфер жизни общества, все решалось в соответствии с его предписаниями.

 В дальнейшем, при переходе  от феодальных отношений к  буржуазным, с развитием наук  стала выявляться ограниченность  и несостоятельность христианских  постулатов. Первые шаги в освобождении  от религии происходили в ученой среде, а с расширением образования и новыми научными открытиями влияние религии постепенно стало ослабевать и в других слоях общества. Жизнь общества стала секуляризироваться, т.е. освобождаться от религиозного влияния.

 В современную эпоху даже в тех государствах Западной Европы и Америки, где христианство традиционно поддерживается на официальном уровне, идет заметное ослабление его влияния на развитие культуры. «В прошлом это влияние было громадно, его наследством мы продолжаем пользоваться по сей день; сегодня оно ничтожно мало». В это же время в странах бывшего социалистического лагеря, где официально осуществлялось атеистическое воспитание, наблюдается возрастание интереса к религиозным проблемам.

 В России в наши дни  к верующим относят себя 60% опрошенных граждан.

 

 

 

2 Религия в нашем обществе

Итак, религия — это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими  поведение людей на основе веры в  существование сверхъестественной сферы. Это стремление человека и  общества к непосредственной связи с абсолютом, всеобщей основой мира (Богом, богами, безусловным средоточием всего существующего, субстанцией, главной святыней).

Религиозное сознание, т. е. убеждение в реальном существовании  сверхъестественного, потустороннего, в том, что источником главных ориентиров и ценностей человечества является Бог,— высшая сила в мире. Соответственно нравственные требования и нормы воспринимаются в религиозном сознании, как производное воли Бога, выраженной в его заветах, заповедях и священных книгах (Библия, Коран, Лунь-юй («Беседы и суждения»), основанных на тех или иных контактах со сверхъестественным источником (заветы Моисей получил от бога Иеговы (Яхве) на горе Фавор; Нагорная проповедь Христа — это слово Богочеловека; неграмотный Мухаммед продиктовал то, что сообщил ему Бог через ангела (архангела) Джебраила).

Религия благодаря своему универсальному характеру (она относится  ко всем проявлениям жизни людей и дает им свои оценки), обязательности своих требований к выполнению основных нравственных и законодательных норм, психологической проницательности и огромному историческому опыту является составной частью культуры.

В истории религия всегда сосуществовала со светскими элементами культуры, а в определенных случаях и противостояла им.

В настоящее время  складывается достаточно устойчивый исторический баланс между основными религиями  каждой страны, с одной стороны, и  светским сектором культуры — с другой. Более того, в ряде стран светский сектор занимает значительные позиции.

Огромное влияние религии  на жизнь общества связано с тем, что ее структуры так или иначе  присутствуют во всех важнейших исторических событиях и событиях частной жизни граждан. Поэтому она оказывала заметное воздействие на сферу общественной морали, особенно в тех условиях, когда была доминирующей духовно-организующей силой общества.

Религия в качестве нравственной, духовной силы получила возможность  сегодня вступить в диалог с миром, судьбы которого оказались зависимыми от его нравственной состоятельности перед лицом реальных проблем общественного развития. В основе культурных ценностей, разделяемых также большинством религий, лежат универсальные, общечеловеческие ценности, такие понятия, как любовь, мир, надежда, справедливость.

 

Заключение

Вывод, к которому мы подошли, заключается в следующем. Наука  — это одновременно мощный созидательный  и разрушительный инструмент в руках  образованного человечества. Направить  этот инструмент во благо мы способны, лишь сохранив в себе чувство непосредственной сопричастности миру, космосу и той высокой реальности, которую человек именует как Божество. Наука и религия — две чаши весов, и для баланса сил в этом мире необходимо их равновесие как единство знания и веры, без которых немыслимо культурное развитие человечества.

С помощью религиозной  символики полученный человечеством  опыт встраивается в глубинные мировоззренческие  пласты, формируя религиозное мировоззрение  в его целостности и всеохватности. Как и наука, религия может быть понята как символическая модель мира, обобщающая и по определённым принципам упорядочивающая весь опыт отношения человека к природе и космосу, к самому себе и всему человечеству.

В религии переплетаются, порой причудливо, компоненты общегуманистические, формационные, цивилизационные, классовые, этнические, глобальные и локальные. В конкретных ситуациях актуализируются, выступают на передний план те или другие: религиозные лидеры, мыслители, группы могут далеко не одинаково выражать указанные тенденции. Все это впрямую связано и с социально-политическими ориентациями; история показывает, что в религиозных организациях были и есть разные позиции: прогрессивная, консервативная, регрессивная. Причем данная группа и ее представители не всегда жестко придерживаются какой-то определенной. В современных условиях значимость деятельности любых институтов, групп, партий, лидеров, в том числе и религиозных, определяется, прежде всего, тем, в какой мере она служит утверждению общегуманистических ценностей.

Как остроумно заметил  Н.Бор, “человечество сделало два  величайших открытия, одно — что  Бог есть, второе — что Бога нет”. И, возможно, не столь важно, какой  из этих точек зрения придерживается каждый из нас в своём самоопределении в мире, а важно найти ту дорогу, которая приведёт нас к Храму.

 

Список использованной литературы:

1. Universe: сайт о мире [http://universe.moy.su/publ/5-1-0-2]

2. Статья Говорун Сергея «О религии без Бога»

3. Мчедлов М.П. “Религия и современность” М. Издательство политической литературы, 2008г.

4. Радугин А.А., Радугин К.А.  “Социология” М. “Центр”, 2007 г.

5. Яблокова И.Н. “Основы религиоведения”, 2010 г.




Информация о работе Роль и функции религии в современной России