Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 14:18, курсовая работа
Целью работы является рассмотреть общие аспекты конкуренции, особенности ценовой и неценовой конкуренции, а также особенности этого понятия применительно к нашей стране. Стоит отметить, что общетеоретические моменты проблемы хорошо освещены в систематических курсах по экономической теории, а сегодняшние российские реалии – в периодической специализированной литературе.. Особо следует выделить учебные пособия Цыгановой А.Г. «Конкуренция и антимонопольное регулирование» и «Курс экономической теории» под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.
Введение
4
1
Понимание конкуренции различными экономическими школами
6
1.1
Интенсивность конкуренции. Пять сил конкуренции
8
1.2
Конкурентоспособность и способы её повышения
11
2
Классификация конкуренции
15
2.1
Классификация конкуренции по способам соперничества
16
2.2
Классификация конкуренции по состоянию рынка
18
3
Три модели конкурентных войн в России
22
3.1
Модель расширения рынка
23
3.2
Модель снижения качества
27
3.3
Модель обогащения посредников
28
Заключение
30
Список использованной литературы
33
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ (ГОУВПО «АмГУ»)
Факультет
Кафедра
З А Д А Н И Е
К курсовой работе (курсовому проекту) студента
1. Тема курсовой работы(проекта):
2. Срок сдачи студентом законченной работы (проекта)
3. Исходные данные к курсовой работе (проекту):
4. Содержание курсовой работы (проекта) (перечень подлежащих разработке вопросов):
5. Перечень материалов приложения: (наличие чертежей, таблиц, графиков, схем, про
граммных продуктов, иллюстративного материала и т.п.)
6 Дата выдачи задания
Руководитель курсовой работы (проекта)
(фамилия, имя, отчество, должность, ученая степень, ученое звание)
Задание принял к исполнению (дата):
(подпись студента)
3
Введение | 4 | |
1 | Понимание конкуренции различными экономическими школами | 6 |
1.1 | Интенсивность конкуренции. Пять сил конкуренции | 8 |
1.2 | Конкурентоспособность и способы её повышения | 11 |
2 | Классификация конкуренции | 15 |
2.1 | Классификация конкуренции по способам соперничества | 16 |
2.2 | Классификация конкуренции по состоянию рынка | 18 |
3 | Три модели конкурентных войн в России | 22 |
3.1 | Модель расширения рынка | 23 |
3.2 | Модель снижения качества | 27 |
3.3 | Модель обогащения посредников | 28 |
| Заключение | 30 |
Список использованной литературы | 33 | |
|
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Одной из экономических предпосылок демократического общества является децентрализация принятия экономических решений. Свободная конкуренция — синоним свободы выбора, свободы предпринимательства, свободы входа на рынок — неотъемлемая часть конституционно закрепленных экономических свобод человека и гражданина.
В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объема продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества.
Именно это способствует прогрессу экономики: эффективность производства повышается, создаются условия для концентрации ресурсов в наиболее результативных секторах экономики. Конкурентное окружение побуждает предпринимателей активно внедрять инновации, совершенствовать технологии и рационально использовать ограниченные ресурсы. В конечном счете растет благосостояние потребителей, снижаются цены на традиционные виды продукции и услуг, на рынке постоянно появляются новые товары и новые производители. Давая потребителю право выбора, рыночная конкуренция обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя действовать неэффективным предприятиям.
В то же время для любого хозяйствующего субъекта характерно стремление к монополии, к вытеснению конкурента с рынка, к расширению сферы своей деятельности. Приобретая и усиливая рыночную власть предприниматели стремятся установить контроль над ценами и факторами определяющими деятельность предприятия на рынке. Во имя сохранения своей рыночной власти и контроля за ситуацией на рынке могут совершаться действия, ограничивающие конкуренцию, создаваться искусственные барьеры для входа на рынок, заключаться антиконкурентные соглашения, например об ограничениях объема продаж, фиксации цен, разделе рынка. В свою очередь, ограничение конкуренции существенно искажает действие рыночных сил, приводит к нерациональному распределению общественных ресурсов, негативно сказывается на хозяйственной деятельности.
Актуальность данной работы определяется тем, что на современном этапе рыночных преобразований в России товарный дефицит уже в значительной мере преодолен. На первое место для потребителя сегодня выходит уже не само наличие дефицитного ранее товара, а его характеристики, важнейшими из которых являются качество и цена. Это совершенно по-новому определяет стратегию поведения отечественных фирм-производителей, ведь в ситуации либерализации внешнеэкономической деятельности им приходится выдерживать значительную конкуренцию со стороны иностранных фирм, работающих на соответственных сегментах рынка.
Целью работы является рассмотреть общие аспекты конкуренции, особенности ценовой и неценовой конкуренции, а также особенности этого понятия применительно к нашей стране. Стоит отметить, что общетеоретические моменты проблемы хорошо освещены в систематических курсах по экономической теории, а сегодняшние российские реалии – в периодической специализированной литературе.. Особо следует выделить учебные пособия Цыгановой А.Г. «Конкуренция и антимонопольное регулирование» и «Курс экономической теории» под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.
1. ПОНИМАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ РАЗЛИЧНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ШКОЛАМИ
Как и всякое важное понятие, термин «конкуренция» имеет множество толкований. И представление о весьма несхожих значениях, которые вкладывают в это слово экономисты, безусловно, полезно для ориентации в обширной литературе, посвященной данному вопросу. Ведь во многих книгах, в названиях которых фигурирует термин «конкуренция » говорится о чем угодно, но только не о конкурентной борьбе фирм.
Этимологически слово «конкуренция» восходит к латинскому «CONCURRENTIA», означающему «столкновение», «состязание». Именно такая поведенческая трактовка изначально установилась в экономической литературе. Адам Смит, в частности, связывал конкуренцию с честным, без сговора соперничеством, ведущимся между продавцами (или покупателями) за наиболее выгодные условия продажи товара. При этом основным методом конкурентной борьбы ему виделись изменения цен.
В дальнейшем поведенческое понимание конкуренции совершенствовалось в направлении более точного указания ее цели и способов ее ведения. Так, в марксистской трактовке конкуренцией называется «свойственная товарному производству ... антагонистическая борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров» (Большая советская энциклопедия).
Неоклассический вариант поведенческого толкования конкуренции связывает ее с борьбой за редкие экономические блага и, разумеется, за деньги потребителя, на которые их можно приобрести. Логика этого подхода состоит в том, что большинство благ (товаров, услуг, ресурсов) являются редкими в том смысле, что их количество меньше потенциальной потребности общества. Поэтому владельцы благ имеют возможность распределять их, руководствуясь своей выгодой. Они выставляют свои условия или критерии (требуемый уровень цен, качества и т.п.) и в зависимости от исполнения этих условий решают, кому предоставить блага, а кому - нет. «Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам», - считает современный американский экономист П. Хайне.
Наряду с поведенческой трактовкой в XIX и, особенно, в ХХ веках получила распространение трактовка структурная. Ее истоки исходят к работам Ф. Эджуорта, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлина и других крупнейших ученых, заложивших фундамент современной западной теории четырех основных типов рынков: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и монополии. Позиции этой группы ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин «конкуренция» («competition») чаще используется именно в структурном понимании. Если же нужно подчеркнуть поведенческую сторону конкуренции, нередко пользуются иным словом - «соперничество» «rivalry».
При структурном подходе акцент смещается с самой борьбы компаний друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют на нем. Так, Ф. Найт определяет конкуренцию как ситуацию, в которой конкурирующих единиц много и они независимы. К настоящему времени эта позиция стала общим местом в учебниках. В частности, в популярном в России курсе экономики К.Р. Макконнелла и С.Л. Брю говорится, что «конкуренция - это наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его».
Можно выразить ту же мысль и иначе: в центре внимания оказывается не соперничество фирм в установлении цены, не выяснение того, кто и почему победил, а установление факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в противном случае - об одной из разновидностей конкуренции несовершенной.
Третий подход к определению конкуренции является функциональным. Он описывает роль, которую конкуренция играет в экономике. Й. Шумпетер, в частности, в рамках своей теории экономического развития определял конкуренцию как соперничество старого с новым. Нововведения скептически принимаются рынком, но, если новатору удается их осуществить, именно механизм конкуренции вытесняет с рынка предприятия, использующие устаревшие технологии.
Ф. фон Хайек рассматривал конкуренцию совсем с другой стороны, называя ее «процедурой открытия». По его мнению, на рынке только благодаря конкуренции скрытое становится явным. То есть, в условиях типичного для реального рынка недостатка информации первоначально одинаково привлекательными могут казаться нескольких возможных линий поведения фирмы. И только конкуренция показывает, какая из них на самом деле верна, а какая ведет в тупик.
1.1. Интенсивность конкуренции. Пять сил конкуренции
Интенсивность конкуренции резко различается на разных рынках. В одних отраслях почти все компании получают высокие прибыли, для других же - типичны убытки, и лишь отдельные фирмы оказываются способны избежать их. Соответственно, в благополучных отраслях конкуренция носит относительно мягкий характер. Фирмы могут позволить себе поступать по принципу: «Живи и дай жить другим». Напротив, в неблагополучных отраслях идет ожесточенная борьба, нацеленная на полное вытеснение конкурентов с рынка, ибо для каждой из фирм победа над соперниками - это вопрос получения прибыли или банкротства.
Американский экономист Майкл Портер объединил силы, определяющие конкурентный климат в отрасли, в пять основных групп (схема 1).
Они влияют на цены, которые могут устанавливать фирмы отрасли на свою продукцию; на издержки, которые им приходится нести; на капиталовложения, необходимые для того, чтобы оставаться конкурентоспособными. В конечном же счете именно пять сил конкуренции определяют среднюю прибыльность в отрасли, задавая тем самым рамки, с которыми должна считаться каждая фирма.
Угроза появления новых конкурентов снижает общий потенциал прибыльности отрасли. Ведь новые фирмы приносят в отрасль дополнительные производственные мощности, что способствует росту предложения и понижению цен. Они также пытаются отвоевать доли рынка у старых компаний, тем самым, ужесточая конкуренцию.
Наличие товаров-заменителей (или услуг-заменителей) ограничивает цену, которую могут запросить действующие в отрасли фирмы за свою продукцию. При попытках завысить цены потребители переключаются на закупку товаров-заменителей, вызывая в отрасли трудности реализации, понижение цен и падение производства.
Мощные покупатели или поставщики, торгуясь, навязывают фирмам отрасли невыгодные условия сделок, тем самым, снижая их прибыль.
Схема 1. Пять сил конкуренции по М. Портеру.
И все эти внешние воздействия накладываются в отрасли на внутреннюю конкуренцию, степень остроты которой также сильно влияет на положение фирм. Так, при острой конкуренции компаниям приходится нести большие затраты на рекламу и маркетинг, вкладывать крупные суммы в обновление производственных мощностей и научные исследования. Кроме того, стараясь вытеснить конкурентов, фирмы снижают цены, в связи, с чем прибыль «утекает» к потребителям, вместо того чтобы остаться в отрасли.
От того насколько сильны все эти угрозы в каждом конкретном случае, зависит общая конкурентная ситуация в отрасли. Скажем, в фармацевтике почти все они слабы. Новым конкурентам проникать в отрасль трудно, так как разработка лекарств требует огромных затрат, а сбыт во многом зависит от репутации фирмы и тесных контактов с врачами, устанавливать которые порой приходится десятилетиями. Заменителей для многих лекарств не существует, либо они применимы не для всех групп пациентов (детей, стариков и т.д.) и разновидностей заболеваний. Покупателей не пугают высокие цены – здоровье дороже. А влияние слабых по сравнению с фармацевтическими фирмами поставщиков сырья и вовсе несущественно. Да и конкуренция самих фармацевтических фирм носит мягкие формы, так как номенклатура лекарств столь широка (десятки тысяч препаратов), что фирмам несложно найти свободные ниши. В итоге фармацевтика является одной из самых прибыльных отраслей экономики.
Информация о работе Конкуренция и ее роль в современной России