Конкуренция и ее роль в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 14:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотреть общие аспекты конкуренции, особенности ценовой и неценовой конкуренции, а также особенности этого понятия применительно к нашей стране. Стоит отметить, что общетеоретические моменты проблемы хорошо освещены в систематических курсах по экономической теории, а сегодняшние российские реалии – в периодической специализированной литературе.. Особо следует выделить учебные пособия Цыгановой А.Г. «Конкуренция и антимонопольное регулирование» и «Курс экономической теории» под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.

Оглавление

Введение
4
1
Понимание конкуренции различными экономическими школами
6
1.1
Интенсивность конкуренции. Пять сил конкуренции
8
1.2
Конкурентоспособность и способы её повышения
11
2
Классификация конкуренции
15
2.1
Классификация конкуренции по способам соперничества
16
2.2
Классификация конкуренции по состоянию рынка
18
3
Три модели конкурентных войн в России
22
3.1
Модель расширения рынка
23
3.2
Модель снижения качества
27
3.3
Модель обогащения посредников
28

Заключение
30

Список использованной литературы
33

Файлы: 1 файл

все готово УРА!!!!.doc

— 838.00 Кб (Скачать)
ify">3.2. Модель снижения качества

Позитивное воздействие оказывают, однако, не все типы конкурентных войн, наблюдаемых в современной России. В частности, низкий уровень жизни населения и периодические макроэкономические катастрофы (вроде девальвации 1998 г. и сопровождавшего его финансово-банковского краха) создали в стране особый тип потребителя. Чуть ли не единственной характеристикой товара, которая его интересует, является цена. Не случайно, кондитеры часто жалуются, что самым страшным их конкурентом является не продукция соседней фабрики, а простой сахар. Производители стиральных порошков столь же сильно боятся конкуренции хозяйственного мыла и даже соды. Значительная, причем резко возрастающая при кризисах часть потребителей настолько принижена бедностью, что готова мириться с любым качеством, была бы доступной цена.

В таких условиях вполне возможной становится ценовая конкуренция, ведущаяся за счет ухудшения качества. В России никого давно не удивляют жалобы лучших ликероводочных заводов, что их продукцию теснит продающаяся по заниженным ценам водка неизвестного происхождения. Или сетования хороших магазинов, что продукты питания сомнительной свежести - но зато вполне несомненной дешевизны - составляют опасную конкуренцию доброкачественным продуктам. Не даром чуть ли не в каждом городе существует рынок, где цены рекордно низки, а на срок годности товара и на его качество смотрят сквозь пальцы.

Понижение качества, фактически представляет собой регресс рынка, процесс снижения качества, возвращения его к более примитивным и несовершенным продуктам. Более того, как правило, при этой модели ценовой борьбы в большей или меньшей степени идет обман потребителя или, выражаясь юридическим языком, ведется недобросовестная конкуренция. В самом деле, покупая дешевый шампунь, потребитель, разумеется, не ждет, что приобрел косметический шедевр. Но, скорее всего, он и не предполагает, что ему предстоит травить свои волосы концентрированным раствором соли.

Элементы нечестной конкуренции при использовании данной модели - это не случайность, а вполне закономерное явление. Снижая качество в допустимых, не бессовестных размерах, как правило, удается лишь немного понизить издержки. Этого не хватает, чтобы развязать ценовую войну. Ударно низкие цены появляются лишь при сознательном выпуске товара, имеющего крупные изъяны. Информацию о последних производитель, естественно, старается скрыть при продаже.

 

 

3.3. Модель обогащения посредников

Модель обогащения посредников реализуется, когда фирмы в ходе конкурентной борьбы улучшают коммерческие характеристики продукта (снижают цену, предоставляют дополнительный сервис, повышают качество и т.п.), но выгоду от их действий получает не конечный потребитель, а посредники.

Подобными примерами обогащения посредников в ходе конкурентных войн изобилует российская практика, причем не только при ценовой конкуренции. Реклама крупной фирмы сообщает, что она бесплатно увеличила размеры бутыли с газированной водой на 25% «Теперь 1 л 250 мл вы можете купить по цене 1 л», а в торговой точке подросшая бутылка продается не по прежней цене, а как раз на четверть дороже. На пакет сока производителем бесплатно устанавливается удобный дозатор. В рознице цена сока в удобной упаковке немедленно подскакивает. В честь столетия аспирина производитель прилагает к каждой упаковке лекарства подарок в виде пачки бумажных носовых платков. Последняя немедленно отделяется торговцем и продается отдельно. Результат же во всех случаях одинаков: производитель несет затраты на создание конкурентного преимущества, потребитель не получает никаких дополнительных преимуществ, а следовательно, размер рынка не увеличивается, посредники стравливают между собой производителей и присваивают прибыль.

Модель конкурентной борьбы, ведущая к обогащению посредников, как было показано, не приносит пользы своим непосредственным участникам. Именно поэтому, она является для них бессмысленной и очень часто оканчивается сговором конкурентов.

Опасность всевластия посредников служит важным мотивом создания предприятиями собственных или контролируемых сбытовых сетей. В отличие от независимых оптовиков такие сети не будут пытаться присвоить все выгоды сами, а передадут полученные скидки в розничное звено и далее - конечному потребителю.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Капиталистическая экономика по своей сущности глубоко индивидуалистична. Основы этого общественного устройства предоставляют индивидууму свободу, почти граничащую с произволом.

Господство частной собственности означает, что большей частью национального богатства владеют, пользуются и распоряжаются частные лица, а не общество в целом. При этом если не нарушен закон, никто не вправе запретить владельцу распорядиться своей собственностью даже в ущерб общим интересам. Так, распространенная проблема при строительстве транспортных магистралей на Западе, а в будущем, видимо, и в России, связана с правом частной собственности на землю. Достаточно Владельцу отказаться продать свой участок, и газопровод или железная дорога вынуждены будут сделать огромный крюк в обход его земель.

Свобода предпринимательства дает индивидууму право приобретать ресурсы и организовывать производства по своему усмотрению. Предприниматель сам решает, что именно, в каких количествах и с помощью каких технологий будет производиться. И его ошибочные приказы столь же неукоснительно исполняются, как и верные решения.

Обладает суверенитетом и потребитель. Его поведение не ограничено какими-либо «нормами потребления». Карточки или талоны на приобретение товаров в странах с рыночной экономикой почти неизвестны. Они вводились здесь только в периоды больших войн. В обычное же время все определяется исключительно желаниями и платежеспособностью самого потребителя.

Общей нормой поведения, а не случайным отклонением от правила в рыночной экономике является приоритет личного интереса. Каждая экономическая единица делает только то, что ей выгодно, и, следовательно, любые процессы в хозяйстве начинают происходить только тогда, когда они соответствуют интересам достаточно могущественных групп людей. Напротив, даже осознанные общественные потребности, если их удовлетворение не выгодно никому конкретно, не имеют прямого механизма реализации и могут длительное время игнорироваться.

Наконец, ограниченная роль государства означает, что общество в целом признает широкие экономические свободы личности, считает их оправданными и не стремится подчинить своему Контролю. Конечно, государство и в условиях рынка вмешивается в экономику, причем во многих случаях это вмешательство имеет значительные масштабы. Однако ни в одной рыночной экономике важнейшие параметры функционирования экономики: объем производства, его структура, уровень цен и т.п. - не устанавливаются государством сверху.

Индивидуализм капиталистической экономики лежит в основе одновременно и сильных, и слабых ее сторон.

Именно на почве индивидуализма развиваются инициатива и предприимчивость частных лиц, закладывается база гибкости экономики и энергичного научно-технического прогресса.

В каждой стране неузкая группа чиновников и экспертов, а сотни тысяч предпринимателей непрерывно пристально изучают рынок, выискивая, какое именно усовершенствование существующих товаров и услуг может привлечь покупателей, или какая новинка вызовет у них одобрение. Частная собственность и свобода предпринимательства обеспечивают руководителям предприятий право на риск. Более того, если найдены источники финансирования, а бизнес не является противозаконным, то возможность на практике проверить свои идеи открывается перед любым человеком. А коммерческий успех, выпадающий на долю удачливых новаторов, обеспечивает сильнейшую мотивацию такого рода деятельности.

Индивидуализм как принцип организации экономики сопряжен для хозяйства и с существенными недостатками. Не сдерживаемые ничем корыстные интересы частных лиц способны подорвать нормальный ход функционирования экономики, а значит, в конечном счете, и базу собственного существования.

Так, в принципе, приоритет частного интереса способен толкнуть землевладельцев к установлению немыслимых ставок арендной платы, предпринимателей - к выпуску некачественной продукции, торговцев - к обману покупателей и т.д. В реальной рыночной экономике, однако, такие эксцессы если и происходят, то сравнительно редко. Основным же препятствием на пути неблагоприятного развития событий служит конкуренция.

Важнейшей предпосылкой ее существования является расщепление экономической власти. Продавец (и покупатель) на рынке лишь в порядке исключения может занимать позицию полного монополиста. В большинстве же случаев аналогичную продукцию предлагает (соответственно, покупает) множество фирм или частных лиц. Возникает возможность выбора, что, в свою очередь, ограничивает потенциальные экономические злоупотребления. Так, жульническое торговое предприятие постепенно растеряет своих клиентов, некачественной продукции потребители предпочтут изделия добросовестного производителя.

Более того, хозяйствующие субъекты в рыночной экономике не могут даже ограничиться одними «пассивными добродетелями», т.е. не обманывать клиента, не вынуждать его переплачивать за товар, не навязывать невыгодных условий. Все это необходимо, но недостаточно. Даже из двух хороших продуктов потребитель стремится выбрать лучший. Поэтому фирмы вынуждены постоянно активно искать пути совершенствования своей продукции, стремясь обогнать всех прочих в удовлетворении запросов клиентов.

Таким образом, конкуренция является дополнением и противовесом индивидуализму капиталистической экономики. Если личные интересы дают сильнейшую мотивацию участникам хозяйственных процессов (все, что они делают, делается исключительно для себя, для собственной выгоды), то конкуренция направляет их деятельность в благоприятное для всего общества русло. Ведь в ней побеждает тот, кто лучше удовлетворяет интересы потребителей.

 

 

Список использованной литературы:

1.      Батра Р., Майерс Д. Дж., Аакер Д.А. «Рекламный менеджмент»; Москва - Санкт-Петербург – Киев: «Вильямс» 1999г

2.      Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник, 3-е издание – Москва, «Юрайт», 2005 – 124с.

3.      Дафт Р.Л. «Менеджмент»; Санкт-Петербург: «Питер» 2001г

4.      Дойль Питер «Менеджмент: стратегия и тактика»; Санкт-Петербург: «Питер» 1999г

5.      Зайцев Л.Г., Соколова М.И. «Сиратегичкскиё менеджмент»; Москва: «Экономистъ» 2005г

6.      Качалина Л.Н. «Конкурентоспособный менеджмент»; Москва: «Эксмо», 2006г

7.      Киперман Г.Я. ред. «Рыночная экономика: словарь»; Москва: «Республика» 1993г

8.      Коно Т. «Стратегия и структура японских предприятий»; Москва: «Прогресс» 1987

9.      Курс экономической теории: Учебник – 5-ое исправленное, дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2005 – 138-147с

10. Ламбен Жан-Жак «Менеджмент ориентированный на рынок»; Санкт-Петербург: «Питер» 2005г

11. Мишин В.М. «Управление качеством» 2-е издание; Москва: «Юнити» 2005г

12. Пилдич Дж. «Путь к покупателю»; Москва: «Прогресс» 1991г

13. Серяков С.Г. Экономика: Курс лекций – Москва, 2005 – 111с

14. Юданов А.Ю. Конкуренция: Теория и практика; Учебно-практическое пособие, 3-е издание, испр. и доп. – Москва, 2001 – 30-255с.

 

3

 



Информация о работе Конкуренция и ее роль в современной России