Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 14:41, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение насилие в современной России.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть положение определить понятие насилие.
2) Выделить специфику общественного насилие условиях реформ.
3) Выявить социальные особенности и охарактеризовать типы управления насилием.
Введение 3
Глава 1 Теоретико - методологические подходы к исследованию социального насилия 5
1.1 Теоретические подходы к исследованию феномена насилия в обществе 5
1.2 Социальное насилие в истории России 12
Вывод по первой главе 34
Глава 2 Эволюция насилия в современной России 36
2.1 Советский период: применение насилия для модернизации общества 36
2.2 Основные тенденции развития социального насилия в современный период развития России 57
Вывод по второй главе 67
Заключение 70
Список использованной литературы 74
Содержание
Введение
Глава 1 Теоретико - методологические
подходы к исследованию социального
насилия
1.1 Теоретические подходы
к исследованию феномена
1.2 Социальное насилие в истории
России
Вывод по первой главе
Глава 2 Эволюция насилия
в современной России
2.1 Советский период: применение
насилия для модернизации
2.2 Основные тенденции
развития социального насилия
в современный период развития
России
Вывод по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Насилие можно рассматривать как один из древнейших и наиболее примитивных способов разрешения социальных конфликтов. Вся история человечества представляет собой череду насильственных действий, направленных на уничтожение и порабощение одних индивидов и социальных групп другими[1, c. 78].
Историю развития социальных
конфликтов и применяемых в них
форм насилия можно разделить
на три основных этапа. Первый связан
с применением прямого
Параллельно этим трем способам разрешения социальных конфликтов (физическому, политическому, экономическому) формировались идеологические и моральные принципы взаимодействия людей на основании этнических, ценностных и правовых норм.
Однако развитие мировой цивилизации не избавило человечество от массового насилия и войн. XX век побил все мыслимые и немыслимые рекорды по числу жертв насилия. Только в двух мировых войнах погибло свыше 70 млн человек, а в различного рода локальных конфликтах — еще около 30 млн. Насчитываются десятки миллионов жертв преступлений против личности. Исследователи проблемы отмечают, что в настоящее время происходит эскалация насилия в большинстве стран мира. Особенно тревожная тенденция роста насилия наблюдается в СНГ.
Актуальность темы. Насилие проникло во все сферы нашей жизни и стало универсальным средством в разрешении различного рода конфликтов. Заказные убийства, криминальные разборки, взрывы жилых домов, бандитизм, захваты заложников, похищение людей, физическое устранение конкурентов, вымогательство — это лишь наиболее жесткие и явные формы физического насилия, воздействию которых подвергается все больше граждан в нашей стране. В обществе культивируются обычаи и традиции криминального мира, идеология насилия проникает в массовое сознание, насилие становится обыденным, повседневным явлением[2, c. 78].
Целью работы является рассмотрение насилие в современной России.
Объектом исследования в курсовой работе выступает насилие.
Предметом исследования являются: социальное положение и проблемы насилия в современной России.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть положение определить понятие насилие.
2) Выделить специфику общественного насилие условиях реформ.
3) Выявить социальные
особенности и
В ходе написания курсовой работы использовались как общенаучные (философские методы анализа и синтеза, исторический метод), так и частнонаучные методы (функциональный, структурный). Метод эмпирического исследования – анкетирование.
Глава 1 Теоретико - методологические подходы к исследованию социального насилия
1.1 Теоретические подходы
к исследованию феномена
Насилие можно рассматривать как один из древнейших и наиболее примитивных способов разрешения социальных конфликтов. Вся история человечества представляет собой череду насильственных действий, направленных па порабощение и уничтожение одних индивидов и социальных групп другими. Крайними формами проявления насилия являются различного рода войны, геноцид, террор и массовые убийства людей[3, c. 78].
Развитие мировой цивилизации не избавило человечество от массового насилия и войн. XX в. побил все мыслимые и немыслимые рекорды по числу жертв насилия. Только в двух мировых войнах погибло свыше 70 млн. человек, а в различного рода локальных конфликтах — еще около 30 млн. человек. Десятками миллионов исчисляются жертвы преступлений против личности.
Исследователи проблемы отмечают, что в настоящее время происходит эскалация насилия в большинстве стран мира. Особенно тревожная тенденция роста насилия наблюдается в современном российском обществе. В последние годы в нашей стране насилие стало универсальным средством разрешения любых ее шальных конфликтов, возникающих как на уровне государственных структур и отношений, так и на уровне взаимодействия отдельных индивидов.
Какова же природа насилия и агрессивности человека?
По мнению Ф. И. Минюшева: «сегодня в этой области существуют по крайней мере четыре направления: биогенетическое (этологическое), психологическое, экологическое и социальное».
Биогенетическое объяснение человеческой агрессивности исходит из того, что человек от своих древних предков частично унаследовал (сохранил) характер дикого зверя (О. Шпенглер). Человек сочетает в себе унаследованную инстинктивную агрессивность и приобретенные в ходе эволюции культурные традиции (знания, нормы, ценности), которые являются механизмами самоограничения агрессивности (К. Лоренц).
Психологическое направление объясняет человеческую агрессивность изначальной враждебностью людей по отношению друг к другу, стремлением решать свои внутренние психологические проблемы за счет других, «необходимостью разрушить другого человека, чтобы сохранить себя» (3. Фрейд)[4, c. 87].
Экологическое объяснение агрессивности
основывается на том, что индивид
или социальная общность представляет
собой самоорганизующуюся систему,
которой для получения
Социальная теория объясняет насилие и агрессивность социальными отношениями, существующими в обществе и в первую очередь борьбой людей за свое существование.
Очевидным является факт, что в одинаковых условиях разные люди ведут себя по разному: одни более агрессивны, другие менее агрессивны. Этому обстоятельству также имеются несколько объяснений, которые можно свести к двум основным: психологическому и социальному.
По мнению Э. Фромма, различные типы характеров реализуются через действия психических механизмов. В психике индивидуума содержится конфликт двух начал: жизни и смерти. Первое — биофильство — выражается в ориентации на жизнь и созидание, второе — некрофильство — в страсти к разрушению и уничтожению. Доминирование одного из начал в психике человека и определяет тип характера индивида. Современные исследования подтверждают факт наличия в психике отдельных индивидов предрасположенности к агрессивному поведению или насилию. Но все же решающим фактором формирования агрессивной личности является влияние социальной среды, в которой проходит социализация личности.
В обществе или социальной общности, где культивируется жестокость, насилие, отсутствие сострадания, сочувствия и милосердия, дети с раннего возраста «впитывают» навыки агрессивного поведения. Особенно негативное влияние оказывает на социализацию ребенка насилие в семейных отношениях, к примеру, агрессивное поведение отца по отношению к другим членам семьи[5, c. 25].
Излишне строгое семейное воспитание также способствует формированию потенциальной агрессивности, враждебности, настороженности, опасения и страха. Такую личность принято называть авторитарной. Считается, что основным фактором в формировании авторитарной личности является семейное воспитание (взаимоотношения родителей и детей). Однако вполне очевидным является и то, что в процессе формирования авторитарной личности существенную роль играют все последующие институты социализации (детский сад, школа, вуз, трудовой коллектив, общество, государство), в случае если в них доминируют жесткие отношения соподчинения и культ власти.
В годы коммунистического правления в СССР насилие и жестокость были возведены в ранг государственной политики, а «образ врага» (которого надо беспощадно уничтожать) стал одним из самых распространенных феноменов общественной жизни. Коммунистическая идеология оправдывала государственный экстремизм, выдавая его за самый надежный и эффективный способ разрешения классовых противоречий. Из людей вытравливали основные нравственные и гуманные ценности (совесть, честь, сострадание, милосердие и др.), отравляя их сознание ядом ненависти и жестокости.
Авторитарные отношения (на всех уровнях социализации) формируют личность, готовую подчиняться силе и власти. Но в отношениях с более слабыми или стоящими на более низких статусно-ролевых позициях такая личность весьма агрессивна и безжалостна. Одним из примеров авторитарных взаимоотношений может служить феномен дедовщины в Российской Армии.
Совершение насильственных действий в немалой степени стимулируется принадлежностью подростка к той или иной территориальной группировке. Такие объединения, как правило, отличаются высоким уровнем групповой солидарности и традициями жестокого обращения как с «чужаками», так и с членами своей группы, стоящими на более низкой ранговой ступени. В ходе своего развития территориальные группы подростков могут формироваться в бандитские группировки, носящие название своих территорий (к примеру, «Люберецкая», «Солнцевская» и т. д.)[6, c. 54].
В последние годы общественность и специалисты бьют тревогу по поводу кинопродукции, пропагандирующей секс и насилие. Исследования, проведенные в США и других странах Запада, показали прямую зависимость между насилием в кино и насилием «как в кино».
Смакование насилия и жестокости на телеэкранах особенно пагубно влияет на детей и подростков. Это обусловлено следующими обстоятельствами:
а) подростки больше чем взрослые проводят времени перед телеэкраном;
б) детская психика более впечатлительна, поэтому экранные образы дольше сохраняются в памяти подростка;
в) слабая правовая
(юридическая) культура
Не менее пагубное влияние на рост насилия в обществе оказывает безнаказанность в реальной жизни. Десятки и сотни нераскрытых преступлений порождают новые преступления. А бытовое насилие в семье (избиение супруга супругом, издевательства родителей над детьми и др.) по сути является узаконенной формой семейных отношений, легальным институтом воспроизводства насилия.
Стимулирующее воздействие на рост насилия и преступности в обществе оказывают не только слабая правовая база и недостаточная эффективность работы правоохранительных органов, но и сформировавшееся в общественном сознании представление о том, что насилие и преступность получили широкий размах, а уровень раскрываемости преступлений низкий. В такой обстановке действует принцип вовлеченности в уже сложившиеся объективные (а порой и выдуманные) обстоятельства. Под их воздействием одни идут на преступления, чтобы успеть «половить рыбку в мутной воде», использовать благоприятно складывающиеся обстоятельства. Другие предпочитают решать возникающие проблемы своими силами (нередко применяя насилие и нарушая закон), так как считают, что правоохранительные органы не могут оказать им необходимую помощь. Третьи, под влиянием страха и бессилия оправдывают акты насилия (в случае если они не затрагивают лично их) как справедливое возмездие. Следовательно, создается синергетическая (саморазвивающаяся) система, культивирующая насилие в обществе[7, c. 54].
Принцип вовлеченности в конфликт и насилие имеет место и в международных отношениях. Особенно визуально он проявился во время Первой и Второй мировых войн.
К факторам, влияющим на рост конфликтности и насилия в обществе, относится также употребление алкоголя. Особенно негативное воздействие он оказывает на бытовые конфликты. По данным исследования, 91% семейных конфликтов был спровоцирован пьянством одного или обоих супругов; 12% конфликтов возникли в ходе совместной выпивки преступника и потерпевшего; 69% лиц совершивших убийство находились в момент преступления в разной стадии алкогольного опьянения; 87% осужденных за тяжкие телесные повреждения также в момент преступления были в нетрезвом состоянии.