Насилие в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 14:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение насилие в современной России.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть положение определить понятие насилие.
2) Выделить специфику общественного насилие условиях реформ.
3) Выявить социальные особенности и охарактеризовать типы управления насилием.

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Теоретико - методологические подходы к исследованию социального насилия 5
1.1 Теоретические подходы к исследованию феномена насилия в обществе 5
1.2 Социальное насилие в истории России 12
Вывод по первой главе 34
Глава 2 Эволюция насилия в современной России 36
2.1 Советский период: применение насилия для модернизации общества 36
2.2 Основные тенденции развития социального насилия в современный период развития России 57
Вывод по второй главе 67
Заключение 70
Список использованной литературы 74

Файлы: 1 файл

социалогия.docx

— 123.42 Кб (Скачать)

Содержание

Введение                                                                                                             3

Глава 1 Теоретико - методологические подходы к исследованию социального  насилия                                                                                                                   5

1.1 Теоретические подходы  к исследованию феномена насилия  в обществе  5

1.2 Социальное насилие в истории России                                                        12

Вывод по первой главе                                                                                     34

Глава 2 Эволюция насилия  в современной России                                        36

2.1 Советский период: применение  насилия для модернизации общества     36

2.2 Основные тенденции  развития социального насилия  в современный период развития  России                                                                                      57

Вывод по второй главе                                                                                       67

Заключение                                                                                                          70

Список использованной литературы                                                               74

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Насилие можно рассматривать  как один из древнейших и наиболее примитивных способов разрешения социальных конфликтов. Вся история человечества представляет собой череду насильственных действий, направленных на уничтожение  и порабощение одних индивидов  и социальных групп другими[1, c. 78].

Историю развития социальных конфликтов и применяемых в них  форм насилия можно разделить  на три основных этапа. Первый связан с применением прямого физического  насилия. Первобытный человек стремился  уничтожить другого индивида или  группу, если они мешали ему жить. В период рабовладения человек дошел  до понимания того, что более выгодно  не убивать противника, а заставлять его работать на себя. Второй этап —  политический. Суть его заключается  в доминировании одних социальных групп над другими. На этом этапе  действует принцип "согласись, а  то убью". Третий, экономический этап основан на широком взаимовыгодном социальном обмене. Главный принцип  взаимодействия на этом этапе — "дай  это, а я тебе дам то!"

Параллельно этим трем способам разрешения социальных конфликтов (физическому, политическому, экономическому) формировались  идеологические и моральные принципы взаимодействия людей на основании  этнических, ценностных и правовых норм.

Однако развитие мировой  цивилизации не избавило человечество от массового насилия и войн. XX век побил все мыслимые и немыслимые рекорды по числу жертв насилия. Только в двух мировых войнах погибло свыше 70 млн человек, а в различного рода локальных конфликтах — еще около 30 млн. Насчитываются десятки миллионов жертв преступлений против личности. Исследователи проблемы отмечают, что в настоящее время происходит эскалация насилия в большинстве стран мира. Особенно тревожная тенденция роста насилия наблюдается в СНГ.

Актуальность темы. Насилие проникло во все сферы нашей жизни и стало универсальным средством в разрешении различного рода конфликтов. Заказные убийства, криминальные разборки, взрывы жилых домов, бандитизм, захваты заложников, похищение людей, физическое устранение конкурентов, вымогательство — это лишь наиболее жесткие и явные формы физического насилия, воздействию которых подвергается все больше граждан в нашей стране. В обществе культивируются обычаи и традиции криминального мира, идеология насилия проникает в массовое сознание, насилие становится обыденным, повседневным явлением[2, c. 78].

Целью работы является рассмотрение насилие в современной России.

Объектом исследования в  курсовой  работе выступает насилие.

Предметом исследования являются: социальное положение и проблемы насилия в современной России.

Задачи исследования:

1) Рассмотреть положение  определить понятие насилие.

2) Выделить специфику   общественного насилие условиях реформ.

3) Выявить социальные  особенности и охарактеризовать  типы управления насилием.

В ходе написания курсовой работы использовались как общенаучные (философские методы анализа и  синтеза, исторический метод), так и  частнонаучные методы (функциональный, структурный). Метод эмпирического исследования – анкетирование.

 

 

 

Глава 1 Теоретико - методологические подходы к исследованию социального насилия

 

1.1 Теоретические подходы  к исследованию феномена насилия  в обществе

 

Насилие можно рассматривать  как один из древнейших и наиболее примитивных способов разрешения социальных конфликтов. Вся история человечества представляет собой череду насильственных действий, направленных па порабощение  и уничтожение одних индивидов  и социальных групп другими. Крайними формами проявления насилия являются различного рода войны, геноцид, террор и массовые убийства людей[3, c. 78].

  Развитие мировой цивилизации не избавило человечество от массового насилия и войн. XX в. побил все мыслимые и немыслимые рекорды по числу жертв насилия. Только в двух мировых войнах погибло свыше 70 млн. человек, а в различного рода локальных конфликтах — еще около 30 млн. человек. Десятками миллионов исчисляются жертвы преступлений против личности.

  Исследователи проблемы отмечают, что в настоящее время происходит эскалация насилия в большинстве стран мира. Особенно тревожная тенденция роста насилия наблюдается в современном российском обществе. В последние годы в нашей стране насилие стало универсальным средством разрешения любых ее шальных конфликтов, возникающих как на уровне государственных структур и отношений, так и на уровне взаимодействия отдельных индивидов.

  Какова же природа насилия и агрессивности человека?

  По мнению Ф. И. Минюшева: «сегодня в этой области существуют по крайней мере четыре направления: биогенетическое (этологическое), психологическое, экологическое и социальное».

  Биогенетическое объяснение человеческой агрессивности исходит из того, что человек от своих древних предков частично унаследовал (сохранил) характер дикого зверя (О. Шпенглер). Человек сочетает в себе унаследованную инстинктивную агрессивность и приобретенные в ходе эволюции культурные традиции (знания, нормы, ценности), которые являются механизмами самоограничения агрессивности (К. Лоренц).

  Психологическое направление объясняет человеческую агрессивность изначальной враждебностью людей по отношению друг к другу, стремлением решать свои внутренние психологические проблемы за счет других, «необходимостью разрушить другого человека, чтобы сохранить себя» (3. Фрейд)[4, c. 87].

Экологическое объяснение агрессивности  основывается на том, что индивид  или социальная общность представляет собой самоорганизующуюся систему, которой для получения свободной  энергии и поддержания жизнедеятельности  «необходимо разрушать какие-то другие неравновесные системы: природу, живые организмы».

  Социальная теория объясняет насилие и агрессивность социальными отношениями, существующими в обществе и в первую очередь борьбой людей за свое существование.

  Очевидным является факт, что в одинаковых условиях разные люди ведут себя по разному: одни более агрессивны, другие менее агрессивны. Этому обстоятельству также имеются несколько объяснений, которые можно свести к двум основным: психологическому и социальному.

  По мнению Э. Фромма, различные типы характеров реализуются через действия психических механизмов. В психике индивидуума содержится конфликт двух начал: жизни и смерти. Первое — биофильство — выражается в ориентации на жизнь и созидание, второе — некрофильство — в страсти к разрушению и уничтожению. Доминирование одного из начал в психике человека и определяет тип характера индивида. Современные исследования подтверждают факт наличия в психике отдельных индивидов предрасположенности к агрессивному поведению или насилию. Но все же решающим фактором формирования агрессивной личности является влияние социальной среды, в которой проходит социализация личности.

  В обществе или социальной общности, где культивируется жестокость, насилие, отсутствие сострадания, сочувствия и милосердия, дети с раннего возраста «впитывают» навыки агрессивного поведения. Особенно негативное влияние оказывает на социализацию ребенка насилие в семейных отношениях, к примеру, агрессивное поведение отца по отношению к другим членам семьи[5, c. 25].

  Излишне строгое семейное воспитание также способствует формированию потенциальной агрессивности, враждебности, настороженности, опасения и страха. Такую личность принято называть авторитарной. Считается, что основным фактором в формировании авторитарной личности является семейное воспитание (взаимоотношения родителей и детей). Однако вполне очевидным является и то, что в процессе формирования авторитарной личности существенную роль играют все последующие институты социализации (детский сад, школа, вуз, трудовой коллектив, общество, государство), в случае если в них доминируют жесткие отношения соподчинения и культ власти.

  В годы коммунистического правления в СССР насилие и жестокость были возведены в ранг государственной политики, а «образ врага» (которого надо беспощадно уничтожать) стал одним из самых распространенных феноменов общественной жизни. Коммунистическая идеология оправдывала государственный экстремизм, выдавая его за самый надежный и эффективный способ разрешения классовых противоречий. Из людей вытравливали основные нравственные и гуманные ценности (совесть, честь, сострадание, милосердие и др.), отравляя их сознание ядом ненависти и жестокости.

  Авторитарные отношения (на всех уровнях социализации) формируют личность, готовую подчиняться силе и власти. Но в отношениях с более слабыми или стоящими на более низких статусно-ролевых позициях такая личность весьма агрессивна и безжалостна. Одним из примеров авторитарных взаимоотношений может служить феномен дедовщины в Российской Армии.

  Совершение насильственных действий в немалой степени стимулируется принадлежностью подростка к той или иной территориальной группировке. Такие объединения, как правило, отличаются высоким уровнем групповой солидарности и традициями жестокого обращения как с «чужаками», так и с членами своей группы, стоящими на более низкой ранговой ступени. В ходе своего развития территориальные группы подростков могут формироваться в бандитские группировки, носящие название своих территорий (к примеру, «Люберецкая», «Солнцевская» и т. д.)[6, c. 54].

  В последние годы общественность и специалисты бьют тревогу по поводу кинопродукции, пропагандирующей секс и насилие. Исследования, проведенные в США и других странах Запада, показали прямую зависимость между насилием в кино и насилием «как в кино».

  Смакование насилия и жестокости на телеэкранах особенно пагубно влияет на детей и подростков. Это обусловлено следующими обстоятельствами:

 а) подростки больше  чем взрослые проводят времени  перед телеэкраном;

 б) детская психика  более впечатлительна, поэтому экранные  образы дольше сохраняются в  памяти подростка;

 в) слабая правовая (юридическая) культура подростков  не позволяет им критически  осмыслить происходящее на экране. К примеру, герой много серий  подряд убивает, калечит людей  и не несет наказания. В результате  у подростка создается иллюзия  вседозволенности и безнаказанности,  которая также стимулирует насилие  и жестокость.

  Не менее пагубное влияние на рост насилия в обществе оказывает безнаказанность в реальной жизни. Десятки и сотни нераскрытых преступлений порождают новые преступления. А бытовое насилие в семье (избиение супруга супругом, издевательства родителей над детьми и др.) по сути является узаконенной формой семейных отношений, легальным институтом воспроизводства насилия.

  Стимулирующее воздействие на рост насилия и преступности в обществе оказывают не только слабая правовая база и недостаточная эффективность работы правоохранительных органов, но и сформировавшееся в общественном сознании представление о том, что насилие и преступность получили широкий размах, а уровень раскрываемости преступлений низкий. В такой обстановке действует принцип вовлеченности в уже сложившиеся объективные (а порой и выдуманные) обстоятельства. Под их воздействием одни идут на преступления, чтобы успеть «половить рыбку в мутной воде», использовать благоприятно складывающиеся обстоятельства. Другие предпочитают решать возникающие проблемы своими силами (нередко применяя насилие и нарушая закон), так как считают, что правоохранительные органы не могут оказать им необходимую помощь. Третьи, под влиянием страха и бессилия оправдывают акты насилия (в случае если они не затрагивают лично их) как справедливое возмездие. Следовательно, создается синергетическая (саморазвивающаяся) система, культивирующая насилие в обществе[7, c. 54].

  Принцип вовлеченности в конфликт и насилие имеет место и в международных отношениях. Особенно визуально он проявился во время Первой и Второй мировых войн.

  К факторам, влияющим на рост конфликтности и насилия в обществе, относится также употребление алкоголя. Особенно негативное воздействие он оказывает на бытовые конфликты. По данным исследования, 91% семейных конфликтов был спровоцирован пьянством одного или обоих супругов; 12% конфликтов возникли в ходе совместной выпивки преступника и потерпевшего; 69% лиц совершивших убийство находились в момент преступления в разной стадии алкогольного опьянения; 87% осужденных за тяжкие телесные повреждения также в момент преступления были в нетрезвом состоянии.

Информация о работе Насилие в современной России