Насилие в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 14:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение насилие в современной России.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть положение определить понятие насилие.
2) Выделить специфику общественного насилие условиях реформ.
3) Выявить социальные особенности и охарактеризовать типы управления насилием.

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Теоретико - методологические подходы к исследованию социального насилия 5
1.1 Теоретические подходы к исследованию феномена насилия в обществе 5
1.2 Социальное насилие в истории России 12
Вывод по первой главе 34
Глава 2 Эволюция насилия в современной России 36
2.1 Советский период: применение насилия для модернизации общества 36
2.2 Основные тенденции развития социального насилия в современный период развития России 57
Вывод по второй главе 67
Заключение 70
Список использованной литературы 74

Файлы: 1 файл

социалогия.docx

— 123.42 Кб (Скачать)

2. Вытеснение авторитаризма  из сознания граждан и формирование  новой либерально-демократической  культуры.

3. Идентификация (политическая, идеологическая, социокультурная) всех  социальных и социально-этнических  общностей в рамках единой  Российской Федерации.

4. Воспитание правовой  культуры и создание действенных  механизмов ненасильственного урегулирования  возникающих конфликтов.

5. Укрепление правовой  базы, направленной на ограничение  насилия.

6. Дальнейшее развитие  демократических механизмов политического  управления обществом и повышение  уровня политической культуры  граждан.

Тактические формы борьбы с насилием в обществе предполагают оперативное реагирование государственных  органов и общественности на наиболее опасные очаги распространения  насилия с целью ликвидации или  ограничения их негативного влияния. К таким "наиболее опасным очагам" в настоящее время можно отнести  следующие:

— рост криминальной преступности;

— бесконтрольный ввоз (производство) и распространение алкогольной  продукции;

— распространение наркотиков;

— отсутствие ограничений  на показ видеопродукции, содержащей акты насилия и вандализма;

— рост числа беспризорников и бомжей;

— отсутствие социальной защищенности отдельных категорий граждан.

Для решения всех перечисленных  проблем требуются немалые материальные затраты, но в большей степени  здесь нужны политическая воля и  организаторский талант государственных  и общественных институтов.

 

Вывод по второй главе 

 

В годы коммунистического  правления в СССР насилие и  жестокость были возведены в ранг государственной политики, а "образ  врага" (которого надо беспощадно уничтожать) стал одним из самых распространенных феноменов общественной жизни. Коммунистическая идеология оправдывала государственный  экстремизм, выдавая его за самый  надежный и эффективный способ разрешения классовых противоречий. Из людей  вытравливали основные нравственные и  гуманные ценности (совесть, честь, сострадание, милосердие и др.), отравляя их сознание ядом ненависти и жестокости. Все  эти годы насилие или угроза его  применения со стороны власти (государства) во многом обеспечивали общественный порядок и социальную стабильность в обществе. С началом демократизации угроза насилия со стороны государства  стала постепенно ослабевать и вся  копившаяся долгие годы (ранее подавлявшаяся) агрессивная энергия "авторитарных личностей" стала выплескиваться в нашу повседневность.

Авторитарные отношения (на всех уровнях социализации) формируют  личность, готовую подчиниться силе и власти. Но в отношениях с более  слабыми или стоящими на более низких статусно-ролевых позициях такая личность весьма агрессивна и безжалостна. Одним из примеров авторитарных взаимоотношений может служить феномен дедовщины в армии.

Совершение насильственных действий в немалой степени стимулируется  принадлежностью подростка к  той или иной территориальной  группировке несовершеннолетних с  асоциальными ориентациями. Такие объединения, как правило, отличаются высоким  уровнем групповой солидарности и традициями жестокого обращения как с "чужаками", так и с членами своей группы, стоящими на более низкой "ранговой ступени". В ходе своего развития территориальные группы подростков могут формироваться в бандитские группировки, носящие название своих территорий.

В последние годы общественность и специалисты бьют тревогу по поводу заполонившей экраны продукции, пропагандирующей секс и насилие. Исследования, проведенные в США и других странах Запада, показали прямую зависимость  между насилием в кино и насилием "как в кино". Смакование насилия  и жестокости на телеэкранах особенно пагубно влияет на детей и подростков. Это обусловлено следующими обстоятельствами:

а) подростки больше, чем  взрослые, просиживают у телеэкранов;

б) детская психика более  впечатлительна, и экранные образы дольше сохраняются в памяти подростка;

в) слабая правовая (юридическая) культура подростков не позволяет им критически осмыслить происходящее на экране. Например, в кино определенный "герой" много серий подряд убивает, калечит людей и не несет  наказания. В результате у подростка  создается иллюзия вседозволенности и безнаказанности, которая так  же стимулирует насилие и жестокость.

Не менее пагубное влияние  на рост насилия в обществе оказывает  безнаказанность в реальной жизни. Десятки и сотни нераскрытых  убийств и других насильственных преступлений порождают новые преступления. А бытовое насилие в семье (избиение супруга супругом, издевательства родителей  над детьми и др.) по сути является узаконенной формой семейных отношений, легальным институтом воспроизводства насилия.

Стимулирующее воздействие  на рост насилия и преступности в  обществе оказывают не только слабая правовая база и недостаточная эффективность  работы правоохранительных органов, но и сформировавшееся в общественном сознании представление (не всегда верное) о том, что насилие и преступность получили широкий размах, а уровень  раскрываемости преступлений остался  низким. В такой обстановке действует "принцип вовлеченности" в уже  сложившиеся объективные (а порой  и выдуманные) обстоятельства. Под их "воздействием" одни идут на преступления, чтобы успеть "половить рыбку в мутной воде", т.е. использовать благоприятно складывающиеся обстоятельства, другие в связи со сложившимися обстоятельствами предпочитают решать возникающие проблемы "своими силами" (нередко применяя насилие и нарушая закон), так как считают, что правоохранительные органы не могут оказать им необходимую помощь, а третьи под влиянием страха и бессилия оправдывают акты насилия (если они не затрагивают лично их) как справедливое возмездие. Таким образом, создается синергетическая (саморазвивающаяся) система, культивирующая насилие в обществе.

Но, пожалуй, наиболее наглядным  свидетельством широкого распространения  насилия в обществе является тот  факт, что оно (насилие) становится платной  услугой. Раньше монополией на насилие  обладало только государство. С началом  рыночных реформ государство постепенно утратило эту монополию, а в обществе появились социальные слои состоятельных  граждан, которым можно навязывать услуги, связанные с насилием, иначе  говоря, у которых есть, что отнять.

К факторам, непосредственно  влияющим на рост насилия и агрессивности  в обществе, относится также употребление наркотиков и алкогольных напитков. Наркоманы, для того чтобы добыть денег на очередную дозу наркотика, готовы пойти на любые, даже самые  тяжкие преступления. Употребление алкоголя в большей мере влияет на рост насилия  в бытовой сфере и в семейных отношениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Есть мнение, согласно которому основной движущей и очищающей силой  истории является насилие. Оно ложно. На самом деле само существование  человечества доказывает, что ненасилие  превалирует над насилием.

Если бы это было не так, то оно бы до настоящего времени  не сохранилось, подобно тому, например, как в достаточно долгой перспективе  не может сохраниться город, в  котором количество домов, сгораемых  в пожаре, превышает количество домов, возводимых вновь. Превалирование ненасилия  над насилием не является привилегией  человеческой формы жизни.

Проблема насилия в  обществе – одна из самых глобальных проблем нашего времени. Содержанию слова «насилие» и различным его категориальным (понятийным) значениям (социологическое, религиозное, национальное, медицинское, сексуальное, преступное насилие и др.) уделяется пристальное внимание всего мирового сообщества.

Данная работа не ставит перед собой задачи рассмотреть  все вопросы, связанные с насилием как феноменом социальной организации  общества, затрагивающим все сферы  деятельности человека. Слово «насилие»  призвано выполнять функцию собственно значения или категориального (понятийного) значения. Эта функция представляет «способность слова не только замещать или представлять предметы, не только возбуждать близкие ассоциации, но и анализировать предметы, вникать  глубже в свойства предметов, абстрагировать и обобщать их признаки. Слово не только замещает вещь, но и вводит эту  вещь в систему сложных связей и отношений». Эта его роль особенно востребована при использовании  данного термина в качестве нормоконструирующего элемента, т. е. уголовно-правовой категории. «Специфической функцией юридических конструкций является именно введение в комплекс правовых норм элемента логической связанности, что позволяет распознавать единство норм, образующих данный институт, а также их отношения с другими институтами и в то же время подсказывает новые решения». В этом случае значение категории «насилие» отражать не просто явление, а социально значимое явление, описание которого востребовано в конструкциях уголовного права. Для дальнейшего исследования нам необходимо установить его функциональное назначение в уголовном праве в качестве юридической категории, определив его содержание, виды и соотношение с близкими по назначению категориями.

Обсуждение феномена силовой  организации общества именно с использованием термина «насилие» началось под  влиянием взглядов Л. Н. Толстого в конце XIX в. Источником понимания этого феномена в человеческой культуре можно считать понятие «борьба», определенное древнегреческим философом Анаксимандром как вторжение одной вещи в область другой вещи, серия актов несправедливости, совершаемых вещами в отношении друг друга, и неизбежное «возмездие» за эту несправедливость. В XX в. сравнительно новый в социологии термин «насилие» как олицетворение зла, греха, попирающего права человека, приобрел характер описания безнравственного, преступного поведения: «Насилием является, прежде всего, нарушение следующих моральных заповедей: не убий, не причини какого-либо телесного вреда или материального ущерба, не посягай на чьи-либо права, интересы и свободу» (Б. Герт).

Насилие связывается с  целенаправленным ограничением свободы  поведения, подчинением, нарушением прав и нанесением ущерба людям и их объединениям, что приводит к определению  его через понятие «принуждение». Так, А. А. Гусейнов описывает насилие  как внешнее, силовое воздействие  на человека или группу людей, «принуждение, ущерб жизни и собственности, которые осуществляются вопреки  воле тех, против кого они направлены». Целью насилия является подчинение лица воле того (или тех), кто осуществляет такое воздействие, а потому насилие  определяется им как «узурпация свободной воли, один из способов, обеспечивающих господство, власть человека над человеком». По его мнению, механизм, технология насилия состоят в том, что люди принуждаются к определенным поступкам или чаще всего удерживаются от определенных поступков с помощью прямого физического воздействия. Насилие – это «общественное отношение, в ходе которого одни индивиды (группы людей) с помощью внешнего принуждения, представляющего угрозу жизни, подчиняют себе других, их способности, производительные силы, собственность».

Таким образом, термин «насилие»  получил широкое развитие в общественных науках, что существенно затруднило его дальнейшее понимание в качестве уголовно-правовой категории. Насилие  определяют как элемент политической, социальной, экономической организации  общества. Мировое сообщество стремится  найти и описать единую форму  человеческого поведения, несущего в себе содержание разрушающей силы – зло. Так, всемирная организация  здравоохранения определяет «насилие»  как «преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом, которого являются (либо имеется высокая степень  вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб».

Это – существенная основа жизни вообще. Жизнь сама по себе, во всех ее формах есть асимметрия в  сторону ненасилия, созидания. Как  говорил Ганди, «если бы враждебность была основной движущей силой, мир давно  был бы разрушен, и у меня не было бы возможности написать эту статью, а у вас ее прочитать».

Особенность человеческой формы  жизни состоит в том, что здесь  преодоление насилия становится сознательным усилием и целенаправленной деятельностью. В известной мере можно сказать, что превалирование человеческой формы жизни над  другими, в результате чего осуществляется переход от биосферы к ноосфере, является следствием успехов в деле обуздания насилия.

Интересующая нас проблема приобретает тем самым форму  сугубо риторического вопроса: может  ли насилие быть оправдано, санкционировано  в рамках гуманистической морали? Ответ на него очевиден: нет.

Как итог всего сказанного, можно привести высказывание А. Сахарова: «Разделение человечества грозит ему  гибелью. Насилие порождает насилие  и вовлекает человека в замкнутый  круг самоуничтожения».

 

 

Список использованной литературы

 

1.Александрова О.А. Средний класс в современном обществе. Общество и экономика. 2010. №6.

2.Алешина И. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. М., 2011.

3.Андреева Г.М. Социальная психология. М., Наука, 2010.

4.Афанасьев М. Маркетинг:  стратегия и практика фирмы.  М., Финстатинформ., 2010.

5.Бакштановский В.И. Моральный выбор личности. М., 2010.

6.Баумнер Г. Коллективное  поведение – психология масс. Самара. 2008.

7.Бехтерев В.М. Объективная психология. М., «Наука»., 2011.

8.Блэк С. Паблик рилейшнз – что это такое? М., «Новости» 2011.

9.Богомолова Н.Н. Массовая коммуникация и общение. М., Знание., 2011.

10.Болт Г. Практическое  руководство по управлению сбытом. М., Экономика., 2011.

11.Боровик В.С. Политическая активность современной молодежи. М.,2011.

12.Бурдье П. Социология  политики. М., Sociologos., 2011.

13.Васильев В.П., Политическая культура трудящихся: понятие, содержание и функции. М., 2011.

14.Венгер Л.А. Мухина В.С. Психология. М., «Просвещение». 2011.

15.Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public Relations. М., «Триз-шанс», 2010.

16.Викторов Д. Пиарова победа. М., 2009.

17.Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. М., 2010.

18.Голубков Е.П. Маркетинг: выбор лучшего решения. М., «Экономика»., 2010.

Информация о работе Насилие в современной России