Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 07:04, курсовая работа
Лидерство - универсальный по своей природе феномен общественной жизни. Оно существует везде - в больших и малых организациях, в бизнесе и в религии, в компаниях и университетах, в неформальных организациях, в уличных шайках и массовых демонстрациях. Лидерство присуще любой сфере человеческой деятельности, для существования и прогресса которой требуется выделение руководителей и ведомых лидеров и последователей.
Введение
1.Политическое лидерство.
2.Виды лидерства.
3.Структура современного политического лидерства.
4.Функции лидерства.
5.Особенности современного Российского лидерства.
Заключение.
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1.Политическое лидерство.
2.Виды лидерства.
3.Структура современного политического лидерства.
4.Функции
лидерства.
5.Особенности современного
Российского лидерства.
Заключение.
Список
использованной литературы
Введение.
Лидерство - универсальный
по своей природе феномен
Важность проблемы
лидерства многократно
Среди основных и самых важных проблем общественного развития в современном мире на первом месте стоит проблема политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых людей, способных на преобразование государства в лучшую сторону и на проведение политики улучшающей жизнь населения страны.
Каков механизм складывания лидерских качеств, факторы и пути их развития, типологические характеристики лидеров? Какие функции современных лидеров различают? Какие существуют тенденции в развитии лидерства? Каково политическое лидерство в современной России?
Эти и другие вопросы предстоит рассмотреть в данной работе.
Лидерство
есть везде, где есть власть и организация.
Само слово "лидер" в переводе
с английского ("leader") означает
"ведущий", "руководящий". В
этом, сохраняющемся и сегодня
значении оно уже издавна знакомо
всем народам.
1.Политическое
лидерство.
Под механизмом политического лидерства
понимается система правил в важнейших
процессах выдвижения лидера в структуре
власти и осуществление им своих властных
полномочий. По сути дела, это процесс
определения политического лидера и проблема
персонификации власти, слияние ее с индивидуальными
качествами лидера, наложение их на содержание
деятельности лидера и его окружение.
Лидером можно стать либо в известной
степени случайно-интуитивно угадав интересы
широких слоев, совпав своим духовным
складом с их потребностями, либо целенаправленно
– выявив, исследовав эти интересы. Чем
сложнее политическая и социальная жизнь,
тем более вероятен второй путь.
Политическое лидерство существует на
трех социальных уровнях, где оно выполняет
различные функции.
Лидерство на уровне малой группы, объединенной
политическими интересами. Оно представляет
собой механизм интеграции групповой
деятельности, в котором лидер направляет
и организует действия группы, предъявляющей
к личности лидера определенные требования:
способность принимать решения, брать
на себя ответственность, находить оптимальный
способ удовлетворения группового интереса
и др.
Лидерство на уровне политических движений,
связанных общностью политических интересов,
основанной на одинаковом социальном
статусе, а не узко групповых интересах,
как в первом случае.
В этом
отношении лидерство
Лидерство на государственном уровне,
которое можно определить как
способ организации и осуществления
власти в условиях демократического
развития общества, дифференциации социальных
слоев на основе экономического положения
и соответствующего политического
сознания.
Политическое
лидерство предполагает взаимное удовлетворение
интересов как лидера, так и
«ведомых», поэтому ориентация на социальное
партнерство входит в систему
политических ценностей общества.
В малых группах, основанных на непосредственных
контактах их членов, институциализация
лидирующих позиций может не происходить.
Здесь на первый план выдвигаются индивидуальные
качества личности, ее способность объединить
и повести за собой группу.
В политических объединениях эффективность
коллективных действий требует четкой
функционально-ролевой дифференциации
и специализации, оперативности управления
и жесткости подчинения. На этом уровне
становятся обязательными
институциализация и формализация (официальное
закрепление) лидирующих позиций, придание
им сравнительно больших властных полномочий.
2.Виды
лидерства.
Различают формальное и неформальное
лидерство. Формальное лидерство представляет
собой приоритетное влияние определенного
лица на членов организации, закрепленное
в ее нормах и правилах и основывающееся
на положении в общественной иерархии,
месте в ролевых структурах.
Неформальное
лидерство характеризует
В политике формальный аспект является
ведущим. Поэтому наибольший удельный
вес в политическом лидерстве
современной России продолжает принадлежать
административно-политической элите (высшему
персоналу государственно-
В современной политологии нередко выделяют
следующие образы лидера: «знаменосец»,
«служитель», «торговец», «марионетка»
и «пожарник». Лидера-знаменосца (В.И.
Ленин) отличает собственное видение действительности,
привлекательный идеал, способный увлечь
массы.
Лидер-служитель (Л.И. Брежнев) всегда
стремится выступать в роли выразителя
интересов своих приверженцев и избирателей,
ориентируется на их мнение и действует
от их имени.
3.Структура
современного политического
лидерства.
Описывая структуру современного политического
лидерства, следует отметить, что оно дифференцировалось
по своим ценностным ориентациям и социальной
направленности. В качестве основания
типологии выделяют отношение к осуществлению
модернизации в России. В этой связи говорят
о либеральном, неоконсервативном и социалистическом
типе модернизаторского политического
лидерства.
Сферой влияния
лидеров либерального
В регионах,
сочетающих высокий уровень
В настоящее время все чаще встречаются
лидеры преобразующие, а не компромиссные.
Компромиссный
лидер осуществляет действия без
изменения основ общества. Преобразующий
лидер всегда нацелен на некую
перемену формы организации общества;
он предвосхищает, посредничает и подчиняет
опыт средствам воображения и
рассудка, пытается утвердить «моральное
лидерство», которое всегда исходит
из фундаментальных желаний, стремлений
и ценностей последователей.
Различают также стили политического
лидерства, которые могут классифицироваться
по технологии выработки и принятия лидером
решений.
Так, различаются
авторитарный стиль лидерства,
ориентированный на
4.Функции
лидерства.
Функции лидеров в конкретном обществе
зависят от степени зрелости его экономической,
политической, культурной сфер, от уровня
культуры населения, от характера (типа)
политического режима и, наконец, от индивидуальных
качеств самого лидера.
Зрелое гражданское
общество с высокой степенью
разделения социальных и
Среди общезначимых функций лидеров в
современной России выделяются следующие:
интегративная - объединение и согласование
различных групп интересов на основе базовых
ценностей и идеалов, признанных всем
обществом;
ориентационная - выработка политического
курса, отражающего тенденции прогресса
и потребности групп населения;
инструментальная - определение способов
и методов решения поставленных перед
обществом задач;
мобилизационная - инициирование необходимых
изменений с помощью создания развитых
стимулов для населения;
коммуникативная - обеспечение устойчивых
форм политической самоорганизации на
основе тесных контактов с общественностью,
различными организациями, группами и
слоями;
функцию гаранта справедливости, законности
и порядка (от произвола бюрократии, беззакония,
нарушения прав и свобод личности).
В современной России отчетливо проявляются
две главные тенденции, во многом изменяющие
представления о лидерстве -
институциализация и профессионализация.
Институциализация лидерства сегодня
проявляется, прежде всего, в том, что процесс
рекрутирования, подготовки, движения
к власти, деятельность политических руководителей
осуществляется в рамках определенных
норм и организаций. Функции лидеров определены
разделением власти на законодательную,
исполнительную, судебную, ограничены
конституциями и другими законодательными
актами.
Кроме того, лидеры
отбираются и поддерживаются собственными
политическими партиями, контролируются
ими, а также оппозицией и общественностью.
Все это значительно
С этим связана вторая тенденция в развитии
лидерства — его профессионализация.
Политическое
лидерство сегодня — это
Политика превратилась в «предприятие»,
которому требуются навыки в борьбе
за власть и знание ее методов, созданных
современной многопартийной системой.
В нынешних условиях усложнения общественной
организации и взаимодействия государственных
органов с партиями, широкой общественностью
важнейшей функцией политических лидеров
стало преобразование общественных
ожиданий и проблем в политические
решения.
Политик фактически превратился в специалиста
в области общественных коммуникаций,
предполагающих обеспечение четкой формулировки
требований населения, налаживание необходимых
для принятия коллективных решений и их
реализации контактов с парламентскими
и правительственными органами, средствами
массовой информации, общественными организациями.
Таким образом, политические лидеры сегодня
выступают реальным воплощением, материализацией
механизма власти в обществе.
5.Особенности
современного Российского
лидерства.
Главная особенность в процессе формирования
современного политического лидерства
в России заключается в том, что оно, с
одной стороны, приобрело некоторые черты,
характерные политическим лидерам демократических
государств, а с другой — унаследовало
черты, свойственные лидерам номенклатурной
системы.
Номенклатурное прошлое, усугубляемое
отсутствием социального контроля, ярко
проявляется у посткоммунистических российских
лидеров, которые воспроизводят некоторые
формы и методы деятельности номенклатурной
системы. В этом отношении российские
политические лидеры ближе к номенклатурному,
чем к западному типу лидерства.
Особенностью современных
Стоит отметить, что в странах Западной
Европы большинство политических лидеров
являются профессиональными политиками,
а в США политические лидеры зачастую
совмещают роль собственника и политика.
Российские экономически господствующие
политические лидеры располагают специфическими
средствами политического влияния,
богатством, позволяющим ставить
политиков в зависимость от своей
воли, а также неформальные связи.
Решающую роль здесь играют одинаковый
или близкий жизненный уклад,
а зачастую и просто личные связи.
Еще одна особенность заключается
в том, что децентрализация