Лидерство в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 07:04, курсовая работа

Краткое описание

Лидерство - универсальный по своей природе феномен общественной жизни. Оно существует везде - в больших и малых организациях, в бизнесе и в религии, в компаниях и университетах, в неформальных организациях, в уличных шайках и массовых демонстрациях. Лидерство присуще любой сфере человеческой деятельности, для существования и прогресса которой требуется выделение руководителей и ведомых лидеров и последователей.

Оглавление

Введение
1.Политическое лидерство.
2.Виды лидерства.
3.Структура современного политического лидерства.
4.Функции лидерства.
5.Особенности современного Российского лидерства.
Заключение.
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

политология 1.docx

— 30.44 Кб (Скачать)

 
В настоящее время одной из проблем  российского общества стало выявление  номинального и фактического политического  лидерства. Значительную роль и при  демократических режимах в формировании государственной политики нередко  играют неофициальные советники  высших должностных лиц, которых  часто называют «серыми кардиналами». Среди них люди, не занимающие официальных  постов, но имеющие доступ к ключевым политическим фигурам; а также действительные политические лидеры, которые по своему влиянию могут превосходить иных министров и других официальных  лиц. Поэтому при выделении из среды политических деятелей тех, кого можно считать политическими  лидерами, необходимо, в первую очередь, учитывать степень их реального  воздействия на политику.

 Эта степень  далеко не во всех случаях  соответствует должностному положению  того или иного человека, хотя, конечно, от уровня должности  в государственном аппарате или  партийном руководстве прямо  зависит тот или иной объем  властных полномочий.

 Вместе с  тем расстановка сил в правящих  кругах может сложиться таким  образом, что даже глава государства  в значительной мере оказывается  номинальным политическим лидером,  а фактическая власть сосредоточивается  в руках других политических  лиц.  
В российском обществе в настоящее время складывается новая политическая ситуация. С одной стороны, продолжают существовать немало руководителей, не обладающих качествами политических лидеров. Часть из них была «рекрутирована» еще в дореформенное время, часть позднее, по старой технологии. Сосредоточив в своих руках власть на разных уровнях, эти люди не пользуются у граждан политическим авторитетом.

 С другой  стороны, в руководстве на первые  позиции выдвинулись люди, обладающие  качествами лидеров. Наконец,  демократизация общества привела  к появлению новой плеяды политических  лидеров, вышедших на арену  политической борьбы иными методами (альтернативные выборы, участие  в массовых демократических движениях,  митингах). Особенность этого процесса  состоит в том, что он позволил  выйти на политическую сцену  лидерам-интеллектуалам, а не аппаратчикам.  
Многим из новых лидеров не хватает опыта, им порой присущи наивность и романтизм. Что станет дальше с этими лидерами? Мировой опыт показывает, что возможны, по крайней мере, три сценария дальнейшего развития событий:  
1. Вследствие ряда причин, включая внутренние противоречия, вызывающие антидемократическую реакцию, а также давление сверху (верх на всех уровнях), социальная база массовых демократических движений более или менее быстро разрушается, поле деятельности «новых лидеров» существенно ограничивается или же совсем пресекается. В итоге они перестают выполнять роль альтернативной демократической силы по отношению к традиционному аппарату. В этом случае процесс становления демократического института лидерства в лучшем случае откладывается до неопределенного времени.  
2. Массовые демократические движения сохраняются, но их деятельность постепенно формализуется, жестко регламентируется и фактически огосударствляется. Они становятся колесиками и винтиками традиционной бюрократической машины. Лидеры и активисты этих организаций врастают в аппарат и на деле превращаются в чиновников. «Новые, лидеры», работающие в представительных и исполнительных органах власти, столкнувшись с трудностями реализации своих идей, принимают традиционные правила игры и фактически перестают выполнять свои лидерские функции. (Последствия этого варианта более отрицательны, чем в первом случае).  
3. Процесс демократизации общества идет дальше, осуществляется коренная реформа политической системы. Устанавливается устойчивый, самовоспроизводящийся институт политического лидерства. Имеется в виду разветвленная по вертикали и горизонтали своеобразная сеть политических лидеров различных уровней и масштабов. Соперничая и сотрудничая друг с другом, они способствуют осуществлению контроля за деятельностью всех элементов власти (в том числе и высшего), включению различных групп общества в политический процесс.  
Какой из этих вариантов утвердится, покажет ближайшее будущее.  
 
В условиях открытой политической борьбы успех претендента на выборную должность в значительной степени зависит от способности самого политического деятеля на основе знания требований и настроений избирателей предложить понятную для большинства населения политическую программу, доходчиво донести ее содержание до сознания различных социальных групп, заставить поверить людей в свои планы, выдвинуть лозунги, способные привести электорат в день выборов на избирательные участки.  
 
политического лидера становится завоевание поддержки у населения. Не заручившись такой поддержкой, лидер в демократической политической среде не получит возможности проводить свою политику, какой бы прогрессивной и правильной она ни была. Народная поддержка необходима политическому лидеру для проведения в жизнь решений, особенно непопулярных в чиновничьей среде.  
При отсутствии у лидера подлинной харизмы он должен владеть техникой харизматического внушения, то есть, не высказывая никаких ясных и глубоких идей, создавать их видимость. Это возможно только в том случае, когда лидер полон уверенности в собственной принципиальности. Избиратели легко разоблачают неубедительного, неуверенного в себе политика. Рациональные циники лидерами не становятся. Они могут сделать служебную карьеру, но не политическую. Для успеха в политике необходимо добиться общественного признания.
 

Заключение.

Таким образом, на всех уровнях политики лидерство  реально при определенных условиях. Лидер не только должен хотеть вести  людей за собой, но и обладать для  этого необходимыми качествами. Ведомые  должны быть готовы идти за ним и  выполнять намеченную им программу. Одно из условий лидерства - получение  максимальной информации в минимальное  время. Современные технические  средства связи и информации отвечают этому требованию.

Управление политическими  процессами настолько связано с  управлением кадрами, что глубокое знание способностей и психологии подчиненных  и окружения оказывается порой  для лидера более важным, чем собственный  опыт. Он должен иметь ясное представление  о проблемах, которые волнуют  его работников, и считаться с  их настроениями.

В тоже время, очевидно, что политический лидер должен опираться  на ту или иную организацию, будь то партия, союз, ассоциация и т.д. Лидер  должен опираться на решающие звенья политической системы, иначе невозможно его продвижение по политической лестнице до самых ее высот. Но в  тоже время сама политическая система  не должна зависеть от личных качеств  политического лидера, его слабостей  и достоинств. Иначе эта система  не будет демократичной, а скорее всего будет прообразом будущей  диктатуры. Все политические формирования, институты, и прежде всего государственные, призваны во время пресекать негативные устремления тех или иных деятелей, а в случае необходимости - заменять их новыми руководителями, отвечающим потребностям общества, требованиям законов и нравственности.

Политика  превратилась в “предприятие”, которому требуются навыки в борьбе за власть и знание ее методов, созданных современной  многопартийной системой. В нынешних условиях усложнения общественной организации  и взаимодействия государственных  органов с партиями, широкой общественностью  важнейшей функцией политических лидеров  стало преобразование общественных ожиданий и проблем в политические решения.

ЛИТЕРАТУРА 

Блондель  Ж. Политическое лидерство. М., 1992.

Пригожин  А. Патология политического лидерства  в России // Общественные науки и  современность. 1996. № 3.

Рыскова Т.М. Политический портрет лидера: вопросы  типологии // Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 1997. № 3.

1. Введение в  политологию /Гаджиев К.С., Каменская  Г.Н, Родионов А.Н. и др. - М., 1994.

2. Гаджиев К.С.  Политическая наука: Пособие для  преподавателей, аспирантов и студентов  гуманитарных факультетов. - М., 1994.

3. Даниленко  В.И. Современный политологический  словарь - М., 2000.

4. Краснов Б.И.  Основы политологии. - М., 1994.

5. Основы политической  науки: Учебное пособие для  высших учебных заведений /Под  ред. В.П. Пугачева. В 2 ч. - М., 1994.

6. Панарин А.С., Василенко И.А. Политология. Общий  курс. - М., 2003.

7. Политология:  Конспект лекций /Отв. ред. Ю.К.  Краснов. - М., 1994

Рецензия:Уважаемая Змейко Наталья Сергеевна,вы пошли по упрощенной схеме, ваши материалы актуальны 10 лет назад. Раздел о политическом лидерстве в России должен соответствовать современной ситуации, время политических движений давно позади.

Информация о работе Лидерство в современной России