Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 07:04, курсовая работа
Лидерство - универсальный по своей природе феномен общественной жизни. Оно существует везде - в больших и малых организациях, в бизнесе и в религии, в компаниях и университетах, в неформальных организациях, в уличных шайках и массовых демонстрациях. Лидерство присуще любой сфере человеческой деятельности, для существования и прогресса которой требуется выделение руководителей и ведомых лидеров и последователей.
Введение
1.Политическое лидерство.
2.Виды лидерства.
3.Структура современного политического лидерства.
4.Функции лидерства.
5.Особенности современного Российского лидерства.
Заключение.
Список использованной литературы
В настоящее время одной из проблем
российского общества стало выявление
номинального и фактического политического
лидерства. Значительную роль и при
демократических режимах в
Эта степень
далеко не во всех случаях
соответствует должностному
Вместе с
тем расстановка сил в
В российском обществе в настоящее время
складывается новая политическая ситуация.
С одной стороны, продолжают существовать
немало руководителей, не обладающих качествами
политических лидеров. Часть из них была
«рекрутирована» еще в дореформенное
время, часть позднее, по старой технологии.
Сосредоточив в своих руках власть на
разных уровнях, эти люди не пользуются
у граждан политическим авторитетом.
С другой
стороны, в руководстве на
Многим из новых лидеров не хватает опыта,
им порой присущи наивность и романтизм.
Что станет дальше с этими лидерами? Мировой
опыт показывает, что возможны, по крайней
мере, три сценария дальнейшего развития
событий:
1. Вследствие ряда причин, включая внутренние
противоречия, вызывающие антидемократическую
реакцию, а также давление сверху (верх
на всех уровнях), социальная база массовых
демократических движений более или менее
быстро разрушается, поле деятельности
«новых лидеров» существенно ограничивается
или же совсем пресекается. В итоге они
перестают выполнять роль альтернативной
демократической силы по отношению к традиционному
аппарату. В этом случае процесс становления
демократического института лидерства
в лучшем случае откладывается до неопределенного
времени.
2. Массовые демократические движения
сохраняются, но их деятельность постепенно
формализуется, жестко регламентируется
и фактически огосударствляется. Они становятся
колесиками и винтиками традиционной
бюрократической машины. Лидеры и активисты
этих организаций врастают в аппарат и
на деле превращаются в чиновников. «Новые,
лидеры», работающие в представительных
и исполнительных органах власти, столкнувшись
с трудностями реализации своих идей,
принимают традиционные правила игры
и фактически перестают выполнять свои
лидерские функции. (Последствия этого
варианта более отрицательны, чем в первом
случае).
3. Процесс демократизации общества идет
дальше, осуществляется коренная реформа
политической системы. Устанавливается
устойчивый, самовоспроизводящийся институт
политического лидерства. Имеется в виду
разветвленная по вертикали и горизонтали
своеобразная сеть политических лидеров
различных уровней и масштабов. Соперничая
и сотрудничая друг с другом, они способствуют
осуществлению контроля за деятельностью
всех элементов власти (в том числе и высшего),
включению различных групп общества в
политический процесс.
Какой из этих вариантов утвердится, покажет
ближайшее будущее.
В условиях открытой политической борьбы
успех претендента на выборную должность
в значительной степени зависит от способности
самого политического деятеля на основе
знания требований и настроений избирателей
предложить понятную для большинства
населения политическую программу, доходчиво
донести ее содержание до сознания различных
социальных групп, заставить поверить
людей в свои планы, выдвинуть лозунги,
способные привести электорат в день выборов
на избирательные участки.
политического лидера становится завоевание
поддержки у населения. Не заручившись
такой поддержкой, лидер в демократической
политической среде не получит возможности
проводить свою политику, какой бы прогрессивной
и правильной она ни была. Народная поддержка
необходима политическому лидеру для
проведения в жизнь решений, особенно
непопулярных в чиновничьей среде.
При отсутствии у лидера подлинной харизмы
он должен владеть техникой харизматического
внушения, то есть, не высказывая никаких
ясных и глубоких идей, создавать их видимость.
Это возможно только в том случае, когда
лидер полон уверенности в собственной
принципиальности. Избиратели легко разоблачают
неубедительного, неуверенного в себе
политика. Рациональные циники лидерами
не становятся. Они могут сделать служебную
карьеру, но не политическую. Для успеха
в политике необходимо добиться общественного
признания.
Заключение.
Таким образом, на всех уровнях политики лидерство реально при определенных условиях. Лидер не только должен хотеть вести людей за собой, но и обладать для этого необходимыми качествами. Ведомые должны быть готовы идти за ним и выполнять намеченную им программу. Одно из условий лидерства - получение максимальной информации в минимальное время. Современные технические средства связи и информации отвечают этому требованию.
Управление политическими процессами настолько связано с управлением кадрами, что глубокое знание способностей и психологии подчиненных и окружения оказывается порой для лидера более важным, чем собственный опыт. Он должен иметь ясное представление о проблемах, которые волнуют его работников, и считаться с их настроениями.
В тоже время, очевидно, что политический лидер должен опираться на ту или иную организацию, будь то партия, союз, ассоциация и т.д. Лидер должен опираться на решающие звенья политической системы, иначе невозможно его продвижение по политической лестнице до самых ее высот. Но в тоже время сама политическая система не должна зависеть от личных качеств политического лидера, его слабостей и достоинств. Иначе эта система не будет демократичной, а скорее всего будет прообразом будущей диктатуры. Все политические формирования, институты, и прежде всего государственные, призваны во время пресекать негативные устремления тех или иных деятелей, а в случае необходимости - заменять их новыми руководителями, отвечающим потребностям общества, требованиям законов и нравственности.
Политика превратилась в “предприятие”, которому требуются навыки в борьбе за власть и знание ее методов, созданных современной многопартийной системой. В нынешних условиях усложнения общественной организации и взаимодействия государственных органов с партиями, широкой общественностью важнейшей функцией политических лидеров стало преобразование общественных ожиданий и проблем в политические решения.
ЛИТЕРАТУРА
Блондель Ж. Политическое лидерство. М., 1992.
Пригожин
А. Патология политического
Рыскова Т.М. Политический портрет лидера: вопросы типологии // Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 1997. № 3.
1. Введение в политологию /Гаджиев К.С., Каменская Г.Н, Родионов А.Н. и др. - М., 1994.
2. Гаджиев К.С.
Политическая наука: Пособие
3. Даниленко
В.И. Современный
4. Краснов Б.И. Основы политологии. - М., 1994.
5. Основы политической науки: Учебное пособие для высших учебных заведений /Под ред. В.П. Пугачева. В 2 ч. - М., 1994.
6. Панарин А.С.,
Василенко И.А. Политология.
7. Политология: Конспект лекций /Отв. ред. Ю.К. Краснов. - М., 1994
Рецензия:Уважаемая Змейко Наталья Сергеевна,вы пошли по упрощенной схеме, ваши материалы актуальны 10 лет назад. Раздел о политическом лидерстве в России должен соответствовать современной ситуации, время политических движений давно позади.