Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 23:59, реферат
Политическая элита - внутренне сплоченная социальная общность, выступающая субъектом подготовки и принятия важнейших стратегических решений в сфере политики и обладающая необходимым для этого ресурсным потенциалом. Политическую элиту характеризует:
- близость установок, стереотипов и норм поведения;
- (относительное) единство разделяемых ценностей; а также
- причастность к власти.
Политическая элита
- внутренне сплоченная социальная
общность, выступающая субъектом
подготовки и принятия важнейших
стратегических решений в сфере
политики и обладающая необходимым
для этого ресурсным
- близость установок, стереотипов и норм
поведения;
- (относительное) единство разделяемых
ценностей; а также
- причастность к власти.
Политическая элита - это относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов.
Другими
словами, элита
- это высшая часть социальной группы,
класса, политической общественной организации.
2. 7.Политическая элита современной России.
Проблемы формирования новой элиты являются едва ли не краеугольным камнем
социально-политической модернизации и формирования гражданского общества в
современной России. При всей противоречивости переходных процессов, рядовые
граждане достойно восприняли новые реалии: они изыскивают дополнительные
источники заработка, пробуют себя в предпринимательской деятельности. Именно
элита поняла свободу как свободу воровать. Появление большого числа
публикаций авторов, не знающих ни К. Маркса, ни М. Вебера и объясняющих, что
воровство и взяточничество – это неизбежные синонимы первоначального
накопления капитала, отражает мнение худшей части номенклатурной элиты,
пополненной криминалитетом.
Формирование новой элиты – это долгий процесс выращивания в недрах
гражданского общества
новых ответственных и
ясно, - писал известный московский политолог Г.К. Ашин в мае 1993 года, - что
для того, чтобы руководить тяжелейшим процессом выхода страны из глубочайшего
экономического и социального кризиса, спасения и развития ее культуры, нужны
поистине незаурядные люди. Они должны обладать, по меньшей мере, такими
качествами, как честность и компетентность, благоразумие и дальновидность»
[6]. Многочисленные серьезные социально-политические исследования, а не
обывательские выкрики о том, что «политика – это грязное дело», доказывают
явное несоответствие нынешней российской элиты перечисленным критериям (Г.
Ашин, М. Афанасьев, Ш. Ривера, В. Гельман и др.). Проблемами, наложившимися
друг на друга и ведущими к резонансному разрушению социума, стали отсутствие
контрэлиты в советское время и тот факт, что за десятилетие реформ так и не
сложилась контрэлита. Практика политической борьбы не способствует формированию
демократической элиты. Тем не менее, перечислим некоторые пути и факторы
формирования новой элиты:
-
институционализация и
формирования рациональной бюрократии[7];
- сохранение и развитие ростков гражданского общества;
- соблюдение закона как органами и отдельными представителями власти,
так и гражданами,
прекращение проповеди «
воровства как двигателя модернизации», создание естественной для
цивилизованного общества атмосферы непринятия норм и принципов преступного
мира;
- развитие начал плюрализма, демократии, местного самоуправления и
иных форм гражданского и общественного контроля власти.
Прошедшие годы показали насколько сложен и противоречив процесс выращивания
ростков гражданского общества и его элиты.
На основе работ посвященных анализу российской элиты, можно выделить четыре
основных этапа элитной трансформации в России
[8]:
1. Латентный период (1985 – 1989). Постепенные изменения
общественно политического характера создают условия для включения советской
элиты ( номенклатуры) в новые для нее виды деятельности. Это – период так
называемой комсомольской экономики, кооперативного движения, первых оценок
доли теневого капитала в экономической сфере и т. п.
2. Период конверсии (1989 – 1991). Подготовленная
номенклатура активно участвует в создании новых институциональных,
экономических и политических условий развития страны. Собственно говоря – это
время установления новых правил игры. Появление совершенно новых сфер –
публичной политики
и бизнеса – открывает
рекрутирования кадрового корпуса элиты. Именно на этот период приходится первая
волна обновления высших слоев и происходит основное кадровое пополнение «людьми
со стороны». Оформляется бизнес-элита. В продолжение разразившегося
экономического кризиса, парализовавшего страну, и как следствие внутриэлитной
напряженности , происходят события августа 1991г., которые повлияли на
изменения в старых и новых слоях политической элиты.
3. Период конфронтации (1991 – 1993). В условиях
открытого перехода к рынку, реформы государственных органов власти и
интенсивной политической фрагментации формируются главные ветви элитной
системы: администрация президента, правительство, парламент, региональные
элиты, бизнес-элита. Главная характеристика этапа – жесткая конфронтация.
Происходит четкая поляризация сил, складывается новая конфигурация элитных
группировок.
4. Период стабилизации (1993-начало 1998). После
силового введения новых правил игры устанавливается новый расклад сил, не
позволяющий ни одной из фракций элиты занять доминирующее положение.
Политический процесс этого этапа определяют две основные тенденции. Первой из
них является движение в сторону «суперпрезидентской» республики.
[9] Другая тенденция – стремление к консолидации, о чем свидетельствуют
события вокруг выборов в 1996г.
Нынешнюю ситуацию, отличительной особенностью которой является доминирование
Президента при сохранении плюралистической структуры элитиных отношений,
можно определить, как неустойчивое равновесие.
Приведенная характеристика процесса трансформации российской элиты
свидетельствует о том, что элитическая теория перехода к демократии
применима для описания рроссийских реалий, но с некоторыми оговорками.
Во-первых, опыт нашей страны отчетливо свидетельствует о том, что
результатом элитных взаимодействий может оказаться не достижение нормативной
демократии, а ситуационное разрешение внутриэлитного кризиса.
Во-вторых, при описании российских элит необходимо непременно учитывать
соответствующий институциональный контекст при использовании элитистской
теории.