Политическая элита современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 23:39, реферат

Краткое описание

Цель работы – охарактеризовать понятие "элита" и "политическая элита", исследовать особенности формирования политической элиты в России.
Для выполнения поставленной цели нами были решены следующие задачи: изучить классы и слои в политическом обществе охарактеризовать понятие политической элиты, изучить теории политической элиты, проанализировать особенности современной политической элиты России.

Оглавление

Введение 3
1. Классы и слои в политическом обществе 4
2. Понятие политической элиты 5
3. Теории политической элиты 10
4. Политическая элита России 15
Заключение 22
Литература 23

Файлы: 1 файл

Политическая элита современной России.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что для демократического государства первостепенную значимость имеет решение проблемы формирования наиболее результативной, полезной для общества политической элиты, обеспечения ее социальной представительности, своевременного и качественного обновления, предотвращения тенденции олигархизации, отчуждения элиты от масс и превращения ее в замкнутую привилегированную касту. Следовательно, речь идет о внедрении институтов, обеспечивающих максимальную общественную эффективность политической элиты, призванной проводить в жизнь политическую стратегию, социально-экономические и духовно-нравственные реформы.

Любое общество представлено управляющими и управляемыми.         Для характеристики управляющих употребляются разные понятия, в том числе «элита». В переводе с французского слово «элита» означает «лучшее», «отборное», «избранное».

Теория элит была основана в конце XIX — начале XX столетия итальянскими социологами В. Парето и Г. Моска, которые были воодушевлены желанием опровергнуть концепцию К. Маркса, построенную на экономическом детерминизме. Маркса упрекали в том, что он не был объективен в научном смысле этого слова и жертвовал логикой в угоду интересам рабочего класса.

Цель работы – охарактеризовать понятие "элита" и "политическая элита", исследовать особенности  формирования политической элиты в  России.

Для выполнения поставленной цели нами были решены следующие задачи: изучить классы и слои в политическом обществе охарактеризовать понятие политической элиты, изучить теории политической элиты, проанализировать особенности современной политической элиты России.

1. Классы и  слои в политическом обществе

Социальная стратификация  фиксирует неравенство, сложившееся  в ходе исторического развития, при  котором одни группы людей имеют  больше ресурсов, чем другие. Классами я буду называть большие группы людей, вычлененных по одному макросоциальному критерию. В том случае, если таким критерием выступает отношение собственности, тогда можно говорить об экономических классах; если же речь идет о политическом неравенстве, об отношениях по поводу власти, тогда мы имеем дело с политическими классами. Группой я называю любую общность людей, выделенную по одному или нескольким критериям, а слоем (или стратой) — такую группу (или часть класса), которая занимает фиксированное место в иерархии. Можно говорить о слоях лишь в том случае, если имеется некий континуум значений переменной, по которой производится стратификация. Например если речь идет об обладании собственностью, то слои образуются по уровню богатства (в англоязычной литературе их обозначают как «upper class», «upper middle class», «middle class» и т. п.), а если речь идет об обладании ресурсами власти, можно выделить слои политического класса, высшим из которых и является элита.

При политической стратификации  общества можно говорить о классе власть имущих, о политическом классе, и о классе, не имеющем власти, который в классической элитологии называют массой, народом или народным классом. Иногда эти классы называют правители и управляемые. Первый класс — правящий — всегда представляет собой меньшинство населения страны, а второй — большинство. Политический класс активен и является субъектом политического процесса. Масса, как правило, пассивна, и ее роль в политике зачастую сводится лишь к участию в выборах. При таком подходе исчезает противоречие между правящим классом и правящей элитой, которое было камнем преткновения при попытках соединить марксистский и элитистский подходы. Правящий класс здесь — не класс собственников, который участвует в формировании власти и правящей элиты. Правящий класс — это и есть политический класс, так как в его руках находится власть.

Итак, политическая стратификация, которая является более адекватной для описания организации обществ типа России, дает нам классовую дихотомию, представленную классом политическим (управляющим) и классом не политическим (управляемым). Однако лишь обозначить этот подход — явно недостаточно для задач дальнейшего анализа. Необходимо определить родовые понятия, какими в данном случае являются государство, власть и ее ресурсы, политика, политическое пространство, политический капитал.

2. Понятие политической элиты

Можно встретить разные определения элиты, когда имеется  в виду властвующая часть общества, правящий слой. Политическая элита - это  группа (или совокупность групп), выделяющаяся из остального общества влиянием, привилегированным положением и престижем, непосредственно и систематически участвующая в принятии решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее1.

Из данного определения  следует:

1)под политической  элитой понимается меньшинство общества, отделенное от основной массы благодаря исключительным возможностям в обладании властью, статусом, богатством;

2)  политическая элита  - это часть властвующей элиты.  В целом в понятие «властвующая  элита» наряду с политической  входят экономическая, военная, идеологическая и другие виды элиты;

3)    в отличие  от всех других групп, составляющих  властвующую элиту, политическая  элита непосредственно участвует  в осуществлении политической  власти.

Политическая элита  современных государств представлена монархами, президентами, вице-президентами, премьер-министрами, руководителями законодательных и исполнительных органов, депутатами, членами верховного суда, губернаторами штатов, главами властных структур в автономиях, краях, областях, высшим дипломатическим корпусом и др.

В свое время в ряде западных государств (в том числе  в США, Великобритании, ФРГ) был проведен анализ состава политической элиты. Анализ показал, что наиболее активный возраст входящих в нее лиц - 50-65 лет, от 60 до 80% закончили одно-два высших учебных заведения; подавляющая часть -крупные собственники. В разных странах численность политической элиты не превышает двух-четырех тысяч человек.

Политическая элита неоднородна, внутренне дифференцирована и существенно различается на разных исторических этапах и в разных странах. В зависимости от источников влияния элита подразделяется на наследственную, например аристократия; ценностную - лица, занимающие высокопрестижные и влиятельные общественные и государственные позиции; властную - непосредственные обладатели власти; функциональную - профессионалы-управленцы.

Различают также элиту  правящую, непосредственно обладающую государственной властью, и оппозиционную (контрэлиту); открытую, рекрутирующуюся  из общества, и закрытую, воспроизводящуюся из собственной среды, например дворянство.

В зависимости от объема властных функций выделяются следующие  виды политической элиты: высшая, средняя, административная. Высшая политическая элита - это ведущие политические руководители, а также окружение  президента, премьер-министра, спикера парламента, руководители органов государственной власти, ведущих политических партий, политических фракций в парламенте. В западных демократических странах на каждый миллион жителей приходится примерно 50 представителей высшей элиты. Ядро высшей элиты насчитывает обычно 200-400 человек.

Средняя политическая элита  состоит из огромного количества выборных должностных лиц: парламентариев, сенаторов, мэров, лидеров политических партий и общественно-политических движений, руководителей избирательных округов.

Административная элита - это высший слой государственных  служащих (чиновничества) министерств, департаментов и других органов  государственного управления.2

Социальное предназначение политической элиты отражается в ее функциях. На содержание функций большое влияние оказывает политический режим. Наиболее существенными функциями являются стратегическая, коммуникативная, организаторская, интегративная.

Содержание стратегической функции - разработка стратегии и  тактики, определение политической программы действий. Эта функция проявляется в генерировании новых идей, отражающих общественные потребности в радикальных переменах, в определении стратегического направления общественного развития, в выработке концепции назревших реформ. Выполнение политической элитой стратегической функции требует от нее высокого уровня профессионализма, смелости и решительности.

Коммуникативная функция  предусматривает представление, выражение  и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных групп и слоев населения и реализацию их в практических действиях. Эта функция предполагает умение видеть особенности настроения различных социальных общностей, быстро и точно реагировать на изменения в общественном мнении, защиту социальных целей, идеалов и ценностей (мир, безопасность, всеобщая занятость).

Организаторская функция  политической элиты предусматривает  осуществление на практике стратегического  курса и политических решений. Они  воплощаются в системе различных  политических мероприятий. К ним относятся: законодательные, мобилизующие (воздействие на общественное сознание, формирование настроений и ценностных ориентации людей), регулирующие (распределение и перераспределение материальных, людских и финансовых ресурсов), координирующие (согласование действий центральных и региональных органов), контролирующие, корректирующие и др.

Сущность интегративной  функции политической элиты состоит  в укреплении стабильности общества, устойчивости его политической и  экономической систем. Важными содержательными элементами этой функции являются: сплочение различных слоев населения, гармонизация их социальных интересов, достижение консенсуса, сотрудничества и политического взаимодействия всех сил в обществе. Неспособность политической элиты выполнять интегративную функцию может привести к катастрофическим последствиям. Об этом свидетельствует история «межформационных революций».

Эффективное осуществление  политической элитой своих функций  зависит от способностей к управлению, организаторских качеств, высокого чувства долга и социальной ответственности. Качество элиты во многом определяется принципами ее формирования или рекрутирования. В процессе рекрутирования политической элиты формируются законодательные и исполнительные органы государства, правительственный аппарат, руководящие кадры государственных учреждений.

В основе системы отбора в политическую элиту лежат такие  факторы, как широта социальной базы, круг лиц, осуществляющих отбор элиты (селекторат), наконец, механизм отбора. Эти факторы оказывают большое влияние на социальную представительность, качественный состав, профессиональную компетентность и результативность элиты.

Известны две основные системы рекрутирования элиты: система  гильдий и антрепренерская. В  чистом виде они встречаются редко. Антрепренерская система преобладает в демократических государствах, система гильдий - в государствах с авторитарными и тоталитарными режимами.

Для системы гильдий характерны: закрытость процесса отбора; узость социальной базы формирования элиты; большое число институциональных фильтров; формальные требования для занятия должности (партийность, возраст, стаж работы, образование, характеристика руководства и т.д.); назначение на должность   высшим   руководством;   отсутствие   при   отборе открытой конкуренции.

Принципы системы гильдий - консенсус, гармония, преемственность. Сильными сторонами  этой системы являются: низкая степень  риска при принятии решений, малая  вероятность внутренних конфликтов, большая предсказуемость политики. В то же время система гильдий ведет к бюрократизации, застою, массовому конформизму, кризисным явлениям. Чем более замкнута политическая элита, тем менее она способна сохранить за собой управление обществом.

Антрепренерскую систему рекрутирования элиты отличают: открытость процесса отбора; возможность претендовать на занятие должности представителями любой общественной группы; небольшое число формальных требований и институциональных фильтров; широкий круг электората (все избиратели); конкурентный характер отбора; высокие требования к личным качествам и способностям претендентов на руководящие должности.

Практика показывает, что антрепренерская  система рекрутирования элиты приспособлена  к динамизму современной жизни. Она открыта для молодых, способных, волевых лидеров. Вместе с тем она имеет недостатки - относительно большую вероятность непрофессионализма в политике, слабую предсказуемость политики, склонность лидеров к чрезмерному увлечению внешним эффектом.

Таким образом, системы рекрутирования оказывают большое влияние на качественный состав и результативность элиты, на ее социальную представительность. В современных государствах непропорциональность представления в элите населения достаточно велика. Однако это не означает непредставительности политических ориентации руководителей. Элита отражает социальную .труктуру не только формально, но и организационно принадлежа к партийной, профсоюзной и другой организации. Кроме того, партийные механизмы контроля за элитой дополняются выборами, СМИ, группами интересов и т.д.

3. Теории политической элиты

Идеи политического  «элитизма» возникли в глубокой древности. Во времена разложения родового строя  появляются взгляды, разделяющие общество на высших и низших, благородных  и чернь, аристократию и простой  люд. Эти идеи получили обоснование  и выражение у Конфуция, Платона, Макиавелли, Карлейля, Ницше. Современные классические концепции элит возникли в конце XIX - начале XX вв. Они связаны с именами Г. Моски, В. Парето, Р. Михельса - видных представителей макиавеллистской школы.

Информация о работе Политическая элита современной России