Политическая элита современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 23:39, реферат

Краткое описание

Цель работы – охарактеризовать понятие "элита" и "политическая элита", исследовать особенности формирования политической элиты в России.
Для выполнения поставленной цели нами были решены следующие задачи: изучить классы и слои в политическом обществе охарактеризовать понятие политической элиты, изучить теории политической элиты, проанализировать особенности современной политической элиты России.

Оглавление

Введение 3
1. Классы и слои в политическом обществе 4
2. Понятие политической элиты 5
3. Теории политической элиты 10
4. Политическая элита России 15
Заключение 22
Литература 23

Файлы: 1 файл

Политическая элита современной России.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

Итальянский социолог и политолог Моска (1858-1941) в «Основах политической науки» (1896) попытался обосновать неизбежность деления любого общества на два неравных по социальному положению и роли политических класса - класс управляющих и класс управляемых. «Во всех более или менее цивилизованных обществах, - писал Моска, - возникает два класса - правящий и управляемый». Первый всегда малочисленный, «монополизирует политическую власть», осуществляет «политические функции», «административное, военное, религиозное, экономическое и моральное руководство» и на этой основе становится привилегированным классом. По мнению Моски, фактическое господство «нового правящего класса» осуществляется посредством сложной системы, соединяющей в себе «профессиональные бюрократические элементы» с институтом конституционализма, политического представительства, всеобщего избирательного права. Существуют две тенденции в развитии правящего политического класса: аристократическая и демократическая. Первая проявляется в стремлении политического класса стать наследственным, а это приводит его к вырождению, к общественному застою. Вторая тенденция выражается в обновлении политического класса за счет наиболее способных к управлению и активных низших слоев, что предотвращает дегенерацию элиты, делает ее способной к эффективному руководству     обществом.     Поэтому     наиболее    желательно равновесие между аристократической и демократической тенденциями. Оно обеспечивает преемственность и стабильность в руководстве страной. Необходимо заметить, что прообраз «политического класса», рассматриваемого Моской, нашел подтверждение в тоталитарных государствах в лице номенклатурной бюрократии, а политика приобрела главенствующее положение над экономикой и всеми другими сферами общества3.

Другой основатель теории элиты Парето (1848-1923) полагал («Трактат по общей социологии», 1916), что политическая жизнь есть борьба и смена, «циркуляция».элиты. Причину этого он видел в изменении психологии элит. Поэтому такой подход был назван психологическим. Парето выделяет два типа элиты: «львов» и «лис». «Львам» свойственна вера в абсолютность своих идеалов и целей, решительность, настойчивость, упорство в их достижении, твердость в осуществлении власти. По мере того, как сходят со сцены первые поколения «львов», она пополняется представителями неправящего класса. На смену «львам» идут «лисы». Им чуждо убеждение в абсолютности выдвигаемых целей. Они заражены скепсисом и нерешительностью, боятся крутых мер. «Лисы» властвуют с помощью лавирования, спекуляций и обмана. Парето полагает, что любая элита рано или поздно успокаивается на достигнутом, теряет свои первоначальные качества, творческую энергию и вырождается. В обществе выделяется новая потенциальная элита, стремящаяся к власти. Однако господствующая элита не сдается добровольно, поэтому «циркуляция» элит совершается посредством насилия, переворотов.

Социальные механизмы, порождающие  элитарность общества, исследовал Михельс (1876-1936). Он особо вьщеляет организационные  структуры общества и организаторские  способности, усиливающие элитарность. В книге «Социология политической партии в условиях демократии» (1911) Михельс сформулировал «железный закон олигархии». Его суть состоит в том, что развитие крупных организаций неизбежно ведет к олигархизации управления обществом и формированию элиты. Ее руководящее ядро и аппарат постепенно выходят из-под контроля рядовых членов, отрываются от них и подчиняют политику собственным интересам.

Михельс убежден, что политическая элита во все времена сталкивалась и будет сталкиваться с необходимостью организации масс, и среди групп, претендующих на власть, наиболее эффективными всегда будут те, которые способны обеспечить поддержку своих программ, целей и действий со стороны масс. Поэтому возникновение олигархической структуры власти связано с процессом взаимодействия психических свойств политической организации; психических свойств организованных масс; психических характеристик политических лидеров, а признание организации - это всегда выражение тенденции к олигархии. Организация завершает окончательное разделение на руководящее меньшинство и руководимое большинство.

Авторы ценностных концепций стремятся приспособить элитарную теорию к реальной жизни современных государств. Ценностные представления о роли элиты в обществе преобладают у неоконсерваторов, утверждающих, что элитарность необходима для демократии.

Для ценностных теорий (В. Ропке, Ортега-и-Гассет) характерны следующие установки.

Элитарность является условием эффективного функционирования любого общества. Она основана на разделении управленческого и исполнительского труда.

Принадлежность к элите  определяется обладанием высокими способностями  и эффективностью управленческой деятельности.

Относительная сплоченность элиты обусловлена ее социальным положением в обществе, самой сущностью  выполняемых руководящих функций  в интересах общего блага.

Взаимоотношения между  элитой и массой носят характер не столько господства и подчинения, сколько руководящего воздействия управляющих на управляемых на основе согласия.

Теории демократического элитизма перекликаются с ценностными теориями. Для теорий элитарной демократии (Р.Даль, С.Липсет) общими являются следующие утверждения.

Элиты необходимы как гарант высокого качества руководителей, избранных населением. По определению Йозефа Шумпетера, демократию нужно понимать как конкуренцию между потенциальными руководителями за доверие избирателей. Борьба за доверие народа на выборах требует изменения самосознания элиты, зависящей в своей политической судьбе от рядовых граждан.

Для стабильности демократии нужны как элиты, так и низкий уровень политического участия  масс. Не разделяя этого положения, некоторые ученые показали возможность  повышения стабильности и эффективности политической системы с помощью расширения массового политического участия.

В отличие от масс, радикально и эмоционально настроенных к  борьбе за свои права (на труд, социальное обеспечение и др.), элита рассматривается  как поборница либерально-демократических ценностей - свободы, равенства, права.

В современной элитарной  мысли наиболее распространенными  являются концепции плюрализма элит (или функциональные теории элит), которые пересматривают ряд основополагающих установок элитарной теории, хотя в целом не отрицают ее. Для концепций плюрализма элит (С. Келлер, О. Штаммер, Д. Рисман) характерны следующие положения.

Функциональная элита - это группы, имеющие квалификационную подготовленность для выполнения функций  управления конкретными общественными процессами. Говорить об их социальном господстве неправомерно.

Элита отрицается как  единая привилегированная, относительно сплоченная группа. В условиях демократии и конкуренции элита множественна. Властные отношения изменчивы, что  ослабляет концентрацию власти и предотвращает складывание устойчивого властного слоя. Власть распределена между различными группами элиты, и это делает возможным контроль со стороны масс посредством выборов, референдумов, опросов, прессы, групп давления и т.д. Можно предотвратить или ограничить действие «железного закона олигархии», сформулированного Михельсом.

Деление общества на элиту  и массу условно. Доступ в элиту  открыт не только представителям крупного капитала, но и тем, кто обладает выдающимися личными способностями, знаниями, активностью. Главный субъект политической жизни - не элита, а группы интересов.

Следует заметить, что  теории плюрализма элит во многом идеализируют современную западную демократию. В  действительности на политику преобладающее  влияние оказывает капитал, представители военно-промышленного комплекса и некоторые другие группы.

В противоположность  плюралистическому элитизму леволибералъные концепции элит исходят из того, что общество управляется исключительно одной властвующей элитой. Данное положение на примере США пытался доказать, в частности, Чарльз Райт Миллс в книге «Властвующая элита» (1959). В основе леволиберальных концепций лежат следующие постулаты.

Властвующая элита в  социальной системе занимает стратегические командные пункты, в которых сосредоточены действенные средства, обеспечивающие власть, богатство и известность. Такое понимание элиты отличает леволиберальные концепции от других теорий, выводящих элитарность из выдающихся индивидуальных качеств людей.

В состав властвующей  элиты входят политическая элита, руководители корпораций, государственные служащие, военные и интеллектуалы, занимающие высшие посты. Их групповая сплоченность основана на стабильности общественного строя; общих интересах и ценностях; близости социального статуса, культурно-образовательного уровня, образа жизни; связях.

Между элитой и массой существует большое различие. У выходцев   из   народа   мало   возможностей   войти   в   элиту.

Манипулируя     массовым     сознанием,     властвующая    элита бесконтрольно  управляет народом.

В целом концептуальная цель леволиберальных теорий -гарантировать  стабильность общественного строя, основанного на частной собственности  и плюралистической демократии. Таким  образом, общим для всех теорий элит является то, что политическая элита функционально призвана организовать и упорядочить систему общественного взаимодействия, выстраивать основу социальной интеграции всех слоев общества, проявляя при этом свою волю и рациональность.

4. Политическая элита России

Отечественные политологи  ссылаясь на тысячелетний опыт истории России, отмечают, что история элиты - это история закрытой политической системы и соответственно закрытой элиты с жесткой иерархизацией: великий князь (царь) - удельные князья - боярство -дворянство. Назначение на высшие должности определялось не столько квалификацией и даже заслугами, сколько знатностью, родовитостью, т.е. принципом местничества. Реформы Петра I подорвали этот принцип, но не уничтожили его. Боярская дума была заменена Сенатом с чиновниками, назначаемыми государем, дворянство становится единым господствующим сословием. Иерархия чиновничества упорядочивалась введенным в 1722 г. «Табелем о рангах». Ограниченное признание принципа квалификации и личных заслуг не подрывало сословности. Этим принципом закрытая элита лишь слегка приоткрывала дверь для выходцев из низших слоев. Процесс ослабления наследственной закрытости элиты продолжался в XIX в. В политико-административную элиту проникают выходцы из разночинцев. В начале XX в. под влиянием революции 1905-1907 гг. на выборах в Государственную думу проявились элементы демократизации государственного управления. Но это не разрешило вопроса о закрытости элиты. Крах закрытой сословной элиты связан с падением самодержавной монархии.

Разрушая старую политическую систему, Октябрьская революция не покончила с «закрытым характером» элиты. На смену сословно-монархической элите пришла советская, рекрутирование (формирование) которой приняло характер номенклатурной системы. Большинство советологов называют номенклатурную систему закрытой, аргументируя это тем, что путь на высшие должности был возможен лишь для номенклатуры. Видимо, такое утверждение справедливо, но лишь отчасти. Послереволюционная система рекрутирования элиты была во всяком случае менее закрыта, чем дореволюционная. Социальная база советской политической элиты многократно расширилась. Помимо выходцев из бывших «паразитических» классов, репрессированных органами госбезопасности, возможности элитной карьеры открылись перед гораздо большей частью населения страны. В то же время монополия компартии на власть мешала возникновению конкурентных механизмов, которые обеспечивали бы оптимальный отбор элиты и их циркуляцию. Подобную систему рекрутирования элиты правильнее назвать полузакрытой.

В чем суть номенклатурной системы? В официальных советских источниках номенклатура определяется как перечисление наиболее важных должностей, кандидатуры на которые предварительно рассматриваются и утверждаются райкомом, обкомом, ЦК. Иерархия номенклатурных должностей включала: номенклатуру райкома (горкома) КПСС; обкома (крайкома, автономной республики); ЦК компартии союзной республики; Секретариат ЦК КПСС; Политбюро ЦК КПСС. Высшие ступени политической карьеры - члены и кандидаты в члены ЦК КПСС, члены Политбюро ЦК КПСС, генеральный секретарь ЦК КПСС. Известный критик советской номенклатуры М. Восленский считает, что численность номенклатуры составляла около 750 тысяч человек (с семьями -более трех миллионов). Номенклатура - более широкое понятие, чем     элита,     которая     занимала     верхние     ступеньки     в номенклатурной иерархии. Это - члены и кандидаты в члены ЦК КПСС, члены Центральной Ревизионной Комиссии КПСС. Этот формальный подход нуждается в уточнении: в элиту также могли входить некоторые первые секретари обкомов, заместители заведующих влиятельнейшими отделами ЦК КПСС, высшие представители военно-промышленного комплекса. Вместе с тем были «номенклатурные» рабочие и колхозники, введенные в члены ЦК с целью «представительства трудящихся», не обладавшие ресурсами власти, не входившие в политическую элиту.

Номенклатурная система, замечает Г. Ашин, была нацелена на развитие в человеке исполнительских качеств. В постиндустриальном обществе, решающем проблемы, с которыми человечеству еще не приходилось сталкиваться, требующем нетрадиционного, новаторского подхода, функционально необходимы механизмы отбора в элиту высокоодаренных людей, способных к инновациям, к синтезу возникающих в мире передовых технологий и культурных традиций своей страны. В новых условиях номенклатурная элита не могла не быть препятствием социальному прогрессу. В целом номенклатурная система была недемократична, несправедлива, неэффективна. Но отвергнуть номенклатурную систему и зачеркнуть ее опыт было бы неправильно. Номенклатурный управленческий аппарат порой работал более четко и слаженно, чем дореволюционный и постсоветский4.

Политическая реформа, осуществленная Горбачевым и его  сторонниками, по сути дела, означала крах номенклатуры. В период перестройки  в политической среде центр власти постепенно сдвигался от КПСС к Советам народных депутатов, а затем к исполнительным органам в лице администрации Президента и региональных администраций. Появились новые каналы рекрутирования в элиту - демократические выборы на многомандатной основе. В годы перестройки шли перманентные чистки и перемены в номенклатуре, особенно высшей. Произошло значительное омоложение правящей элиты. Как отмечает О. Крыштановская, средний    возраст «брежневской когорты» - 56,5 года, «горбачевской когорты» - 52,2 года. Омоложение правящей элиты продолжилось в постсоветский период, средний возраст «ельцинской когорты» - 48,5 года.

Информация о работе Политическая элита современной России