Кадровая поитика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 18:20, дипломная работа

Краткое описание

Тема дипломной работы – разработка инновационной стратегии формирования кадровой политики на примере ФГПУ ПО «Баррикады». Данная тема весьма актуальна на сегодняшний день, поскольку традиционная кадровая политика не дает уже таких результатов, которые необходимы современному предприятию. Необходимо формирование совершенно нового подхода к формированию кадровой политики, работы с персоналом.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………
3
1. Общая характеристика кадровой политики предприятия………………
4
1.1. Понятие и сущность кадровой политики предприятия……………….
4
1.2. Инновационные методы и приемы профессионального развития и обучения персонала. Комплексное управление развитием персонала…...

34
2. Формирование инновационной кадровой политики ФГПУ ПО «Баррикады»………………………………………………………………….

50
2.1 Анализ хозяйственной деятельности ФГПУ ПО «Баррикады»……….
50
2.2 Инновационная стратегия управление персоналом ФГПУ ПО «Баррикады» в системе общей организационной структуры предприятия…………………………………………………………………..


62
3 Совершенствование кадровой политики ФГПУ ПО «Баррикады»……..
77
Заключение…………………………………………………………………...
84
Список использованной литературы…………………………

Файлы: 1 файл

ДиплКадр.doc

— 516.00 Кб (Скачать)

Важность непрерывного образования подтверждают следующие основные факторы:

- внедрение новой техники, технологии, производство современных товаров, рост коммуникационных возможностей создают условия для ликвидации или изменения некоторых видов работ. В связи с этим необходимая квалификация не может быть гарантирована базовым образованием;

- мир превращается в рынок без границ с высоким уровнем конкуренции между странами. Страны, имеющие современную систему инженерного труда и программы непрерывного образования, лидируют в условиях этой конкуренции. Они имеют возможность в кратчайшие сроки ответить на любой “вызов” повышением производительности инженерного труда;

- изменения во всех областях жизни — главный элемент современности. Непрерывные и быстрые изменения в технологии и информатике требуют непрерывного обучения персонала;

- для фирмы более эффективно и экономично повышение отдачи от уже работающих сотрудников на основе их непрерывного обучения, чем привлечение новых работников.

Рассмотрим цели и направления обучения. Цели обучения с точек зрения работодателя и самого специалиста существенно отличаются.

Немецкие специалисты В. Бартц  и X. Шайбл считают, что с позиции  работодателя целями непрерывного обучения являются:

- организация и формирование персонала управления;

- овладение умением определять, понимать и решать проблемы;

- воспроизводство персонала;

- интеграция персонала;

- гибкое формирование персонала;

- адаптация;

- внедрение нововведений.

Точка зрения наемного работника. Бартц и Шайбл определяют следующие цели непрерывного образования:

поддержание на соответствующем уровне и повышение профессиональной квалификации;

- приобретение профессиональных знаний вне сферы профессиональной деятельности;

- приобретение профессиональных знаний о поставщиках и потребителях продукции, банках и других организациях, влияющих на работу фирмы;

- развитие способностей в области планирования и организации производства.

Мотивацией непрерывного обучения в американских компаниях является связь между результатами производственной деятельности каждого работника и предоставлением ему возможности для обучения: ценность сотрудника фирмы определяет количество средств, выделяемых для повышения его квалификации.

Необходима оценка потребности в обучении. Планирование программ подготовки — составная часть общего планирования трудовых ресурсов наряду с расчетом потребности в персонале, составлением планов набора, планированием карьеры.

В целях определения потребности  в обучении и планировании образования  целесообразно:

- использовать результаты оценки труда и персонала, выявляющие проблемы, с которыми сталкиваются работники;

- анализировать план технического обновления;

- оценивать специфику общих программ подготовки, которую проходят студенты колледжей и университетов, приходящих на работу в организацию;

диагностировать средний уровень  подготовленности новых сотрудников.

Примером профессионального обучения могут служить курсы по изучению новой компьютерной программы для  секретарей-референтов, программа  по обучению агентов по продажам, финансовый курс для высшего управленческого аппарата компании19. Формально профессиональное развитие шире, чем профессиональное обучение и часто включает в себя последнее, однако в реальной жизни различие между ними может быть чисто условным и не столь важным, поскольку и профессиональное обучение и развитие служат одной цели - подготовке персонала организации к успешному выполнению стоящих перед ним задач. Иногда утверждают, что профессиональное обучение ориентируется, прежде всего, на задачи сегодняшнего дня, а развитие на будущие потребности организации. Однако с ускорением изменений во внешней для организаций среде и в самих организациях это различие становится все более условным.

Методы профессионального обучения: инструктаж, ротация (перемещение на другую должность), ученичество, наставничество, лекции, изучение практических ситуаций, деловые игры, самообучение.

Обучение включает в себя получение новыми и действующими сотрудниками навыков, необходимых для успешного выполнения работы. В настоящее время все больше и больше фирм используют обучение для достижения двух целей, во-первых, предоставлять сотрудникам более широкий спектр навыков: в частности навыков решения проблем, общения, взаимодействия в коллективе. Во-вторых, посредством обучения способствовать формированию чувства ответственности сотрудника.

Любая программа обучения в идеале включает четыре этапа:

Предварительная оценка. Целью этого  этапа является определение потребностей обучения.

Постановка целей обучения. Целью  этого этапа является уточнение  в наглядных, измеримых величинах  тех прогнозируемых результатов, которых  достигнут работники по окончании  обучения.

Обучение. Целью этого этапа  является выбор методов и проведение собственно обучения.

Оценка. Целью этого этапа является сравнение результатов до и после  обучения и оценка эффективности  программы.

Первым шагом в обучении является определение того, какое обучение требуется и требуется ли оно вообще. Главное здесь - выяснить, какие процессы включает данная работа, разбить ее на подзадачи. Каждую из которых предложить новому сотруднику. Существует два основных метода определения потребностей в обучении - это анализ задач и анализ исполнения.

Анализ  задач: оценка потребностей в обучении новых сотрудников. Общей практикой, особенно в отношении работников низшего звена. является найм необученного персонала с его последующим обучением. Целью предпринимателя в данном случае является развитие навыков и расширение знания персонала, необходимых для эффективной работы и обучение, обычно базирующееся на анализе задач - детализированном изучении выполняемой работы с целью определения требуемых специфических навыков.

Особенно полезны здесь  описание работы и ее спецификация. Некоторые работодатели используют форму записи анализа задач, которая содержит шесть типов информации:

- описываются основные операции и приемы выполнения работы;

- указывается частота, с которой совершаются операции и приемы выполняемой работы;

- отмечаются стандарты выполнения операций и приемов;

- указываются условия, в которых выполняются операции и приемы;

- описываются навыки и знания, необходимые для выполнения каждой операции

- описывается, где лучше выполнять работу - на рабочем месте или в отрыве от него.

Анализ деятельности: определение  потребностей обучения постоянных сотрудников. Суть анализа деятельности - в определении разницы между "не могу" и "не хочу" при решении проблемы. Во-первых, необходимо выяснить, существует ли проблема вообще. Если она существует, то каковы конкретные причины этого: сотрудники, не знающие, что делать; принятые нормы и стандарты; ограничения самой системы; недостаточность обучения. Весьма вероятно, что это - проблема нежелания. В этом случае стоит попытаться изменить порядок вознаграждений, установив систему стимулирования и мотивации.

Определить возможности обучения труднее, чем обозначить проблемы. Всегда легче смириться с существующим положением, ограничившись лишь слабым ворчанием, а если Вы к тому же не уделяли в прошлом должного внимания обучению, то вряд ли такой способ улучшения ситуации придет Вам на ум.

Постановка целей обучения представляет собой основной момент, который должен определять потребности обучения. Цели определяют, какие функции сможет выполнять стажер, успешно закончивший программу обучения. Они, таким образом, обеспечивают концентрацию усилий как стажера, так и преподавателя и являются отправной точкой для оценки успешности программы обучения.

Основные методы обучения:

А. Обучение на рабочем месте  подразумевает обучение в процессе фактического выполнения определенной работы. В конечном итоге каждый сотрудник проходит в той или иной степени обучение на рабочем месте.

Существует несколько видов обучения на рабочем месте. Наиболее известный - метод инструктажа или дублирования. В этом случае работника обучает более опытный сотрудник или непосредственный руководитель. На низ них уровнях инструктаж может представлять собой лишь приобретение работником необходимых навыков управления оборудованием под наблюдением начальника. Однако этот метод применяется и на высшем управленческом уровне20.

Этот метод относительно недорог; стажеры обучаются в процессе работы отпадает необходимость в  организации дорогостоящих классов или использовании программных средств обучения. Метод так же упрощает обучение, поскольку стажеры учатся, выполняя фактическую работу и получая быструю обратную связь.

Однако при организации программ обучения на рабочем месте необходимо учитывать несколько факторов, имеющих отношение к преподавателям. Они сами должны быть подготовлены и обеспечены необходимыми учебными пособиями. Опытные рабочие, отбираемые в качестве преподавателей, должны хорошо знать методы обучения, в особенности принципы обучения.

Б. Производственный инструктаж включает определение всех шагов, необходимых для выполнения той или иной работы в необходимой последовательности. Весте каждым шагом также отмечаются соответствующие "ключевые моменты" (если они встречаются). Эти шаги показывают, что должно быть сделано, тогда, как ключевые моменты говорят о том, как это делается и почему.

В. Лекции. Чтение лекций имеет ряд преимуществ. Оно представляет собой быстрый и надежный способ передачи знания большим группам обучающихся. Проведение лекций в отличие от использования печатных материалов (книги и пособия), не вязано со значительными расходами и позволяет организовать дискуссию.

Д. Аудиовизуальные средства являются более дорогими, чем обычные лекции, но дают ряд преимуществ. Целесообразно их использование в следующих ситуациях: при необходимости проиллюстрировать некоторую последовательность действий во времени; при необходимости обучающимся процессы. Которые нельзя показать во время лекций; при проведении обучения в масштабах целой организации, когда перемещение стажеров с места на место слишком накладно.

Е. Программируемое обучение. Вне зависимости оттого, что используется при обучении - учебник или компьютер - программируемое обучение выполняет три функции:

постановка вопросов, фактов или  проблем ученику;

предоставление возможности ответа респонденту;

обеспечение обратной связи в отношении  точности ответов.

Основным преимуществом программируемого обучения является уменьшение времени  обучения примерно на одну треть. Это инновационная технология обучения, позволяющая своевременно обновлять учебную базу и соответствовать новейшим управленческим технологиям. В рамках принципов обучения, программируемые инструкции могут также облегчить процесс обучения, поскольку они позволяют ученику самому задавать темп обучения, обеспечивают немедленную обратную связь и снижают риск ошибки. С другой стороны. В процессе программируемого обучения ученики узнают не намного больше того, что могли бы изучить по книгам. Поэтому при определении стоимости разработки пособий программного обеспечения для программируемых инструкций должен учитываться тот факт, что эти инструкции способны ускорить, но не улучшить обучение21.

Ж. В качестве инновационных методов применяются тренажеры или моделируемое обучение - это метод, при котором обучающиеся учатся на действующем или смоделированном оборудовании, используемом в их работе, но фактически вне рабочего места. Тренажеры незаменимы. Когда обучение на рабочем месте слишком дорого и опасно или замедляет производственный цикл. Тренажер может представлять собой отдельное помещение, оснащенное как реальное рабочее место. Однако чаще всего используется моделируемое оборудование.

Один из наиболее широко используемых сегодня инновационных методов обучения и развития персонала – тренинг22.

Термин training имеет ряд значений: воспитание, обучение, подготовка, тренировка. Есть различные определения тренинга.

Тренинг – способ перепрограммирования имеющейся у человека модели управления своим поведением и деятельностью (Cenin, 1990).

Тренинг – часть планируемой  активности организации, направленной на увеличение профессиональных знаний и умений либо на модификацию аттитюдов  и социального поведения персонала  способами, сочетающимися с целями организации и требованиями деятельности (Landy, 1985).

В Институте тренинга в настоящее  время принято следующее определение: Тренинг – многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека и группы с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека (Макшанов, 1998)

Как измерить эффект от обучения?

Существует  четыре основные категории эффектов обучения, которые могут быть измерены:

- реакция. Оцените реакцию обучаемых на программу. Нравится ли им эта программа? Считают ли они ее полезной?

- степень усвоения. Протестируйте обучающихся. чтобы определить, удалось ли им в полной мере изучить основные принципы, а также приобрести необходимые навыки;

- поведение. Выясните, изменилось ли поведение обучаемых на рабочем месте благодаря обучению. Например, стали ли работники в отделе жалоб магазина более внимательны к недовольным покупателям;

- результаты. Определите, какие окончательные результаты были достигнуты в рамках изначально поставленных целей; снизилось ли число жалоб со стороны клиентов; уменьшились ли отходы производства; выполняются ли теперь производственные нормативы и т.д. Программа обучение может повлиять на реакции стажеров, повышение образовательного уровня и даже на поведение, но если никаких изменений не произошло, то следовательно обучение не решило своих задач. В таком случае проблема может корениться в самой программе обучения.

Весьма  важно комплексное управление развитием персонала.

Хорошее первоначальное обучение позволит организации  достичь приемлемого уровня выполнения работы. Однако, как уже подчеркивалось в разделе по обучению, производственные показатели начнут ухудшаться довольно скоро после завершения первоначального обучения. Вам как менеджеру принадлежит определенная роль в обеспечении подчиненных ресурсами, необходимыми для выполнения работы. Во время аттестационного интервью или при других обстоятельствах, когда Вы осуществляете обратную связь по результатам выполнения работы, Вы сами ощущаете воздействие обратной связи на эффективность Вашей собственной деятельности в обеспечении своих подчиненных всем необходимым для хорошего выполнения задания.

Информация о работе Кадровая поитика предприятия