Экономическая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 19:34, реферат

Краткое описание

В настоящее время в российской экономике происходят беспрецедентные преобразования либерального характера, наравне с другими странами мирового сообщества Россия вступает в международные экономические отношения. Стремительно меняющаяся конъюнктура российского рынка требует рационального реформирования. Перед обществом и государством встаёт вопрос о том, какие целесообразно проводить реформы с учётом особенностей нашей страны. Помимо этого важно научиться перенимать опыт преобразований в экономике тех зарубежных государств, которые достигли наибольших успехов в индустриальном развитии. Поэтому актуальным вопросом для России на данный момент является внедрение мирового опыта в практику преобразований отечественной экономики.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 59.37 Кб (Скачать)

ФРГ столкнулась с характерными для нынешних развитых экономик западных стран проблемами. Они связаны с направленностью на увеличение социальной защиты населения в условиях невысоких темпов экономического роста. Иная ситуация сложилась в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, которые сохраняют высокие темпы прироста ВВП.

 

2.3 Экономический рост Китая: цели, реформы и результаты

 

С 1979 г. в Китае проводятся реформы хозяйственной системы в рыночном направлении, но только с 1992 г. целью реформы утверждена модель социалистической экономики. За 18 лет резко повысились значение рынка в экономике и её открытость внешнему миру. В 1979–1996 гг. среднегодовой прирост ВВП Китая достиг 9,9%, значительно возрос уровень жизни населения. Эти успехи в немалой степени обусловлены значительной ролью внутреннего фактора – государственного регулирования. Правительство Китая поставило перед страной задачу обеспечения экономического роста, поддержания стабильности и гарантии социальной справедливости. Оно использовало наряду с директивными мерами косвенные методы регулирования хозяйственной деятельности предприятий и министерств. Эти методы основывались на переходе от управления на микроуровне к макроуправлению, разработке направлений и планов развития, а также регулировании и контроле над их осуществлением. Достижение поставленных целей планировалось осуществлять при помощи использования не только внутренних, но и внешних факторов. К внутренним факторам относятся наличие в Китае природных ресурсов и большого количества избыточной рабочей силы. Внешние факторы связаны с формированием льготного режима для экспорта производимой в стране продукции, оказавшейся конкурентоспособной на мировом рынке.

Содержание макроэкономического регулирования представляло собой:

– обеспечение рациональных темпов роста, капиталовложений и масштабов строительства;

– обеспечение приемлемого уровня цен и предложения валюты;

– рост финансовых поступлений и расходов;

– увеличение размеров и структуры экспорта и импорта.

Реформы 1979–96 гг. дали успешные результаты, и уже в IX пятилетке было решено, что целесообразно поддерживать (1996–2000 гг.) прирост ВВП на уровне 8–9% в год. Коэффициент капиталовложений (т.е. их доля в ВВП) в Китае был довольно высоким: с 1978 г. он достигал 32%, при этом в 1993–1995 гг. достигал 40%. Среди всех факторов наибольшее влияние на развитие экономики оказали масштаб и коэффициент капиталовложений в основные средства производства. С начала реформ этот коэффициент неуклонно рос и к 1996 г. достиг 34,9%.

Одной из важнейших целей политики регулирования является контроль над ценами т. к. внедрение рыночных отношений и ускорение развития повлекли за собой их стремительный рост. За 16 лет реформ (с 1979 по 1994 г.) индекс цен на розничные потребительные товары и потребительские цены для населения повысились до 356,1 и 429,6% соответственно. Особенно быстрый рост индекса цен отмечен в конце 80 – начале 90-х годов, 1994 г. он достиг – 121,7%.

С начала реформ росли финансовые поступления и расходы Китая. Среднегодовой темп прироста в 1979–1995 гг. составил соответственно 10,6 и 11,2%, 1991–1995 гг. – 16,3%, а расходов – 17,2%. В 1996 г. прирост финансовых поступлений достиг 18%, а расходов – 16%. Таким образом, была преодолена тенденция превышения темпов роста расходов над поступлениями.

Среднегодовой рост внешнеторгового оборота в 1979–1995 гг. составил 16,6% (при этом экспорта -17,4%, импорта -15,8%), превысив темпы экономического роста. С каждым годом увеличивается приток иностранного капитала и валютные запасы страны, что благоприятно сказывается на темпах экономического развития Китая. Объём экспорта в ВВП в 2005 г. составил 34%, это почти в два раза выше среднемирового уровня. К концу XX века роль Китая в мировой торговле заметно изменилась. Если в 1990 г. Китай по объему экспорта и импорта занимал 10-е и 11-е места в мире, то в начале XXI века Китай переместился на 5-е место по экспорту и 6-е место по импорту. В начале XXI века доля экспорта КНР уже составляла более 5% мирового объема. Основным внешним фактором роста китайской экономики стало увеличение экспорта продукции за рубеж в результате вступления КНР в ВТО в 2001 г.

 

Таблица 1 – Основные показатели экономического развития КНР до и после вступления в ВТО в 2001 г.

 

1990

1998

2001

2002

2003

2004

2005

Валовой внутренний продукт (млрд. юаней)

 

 

1854,8

 

 

7834,5

 

 

9731,5

 

 

10517

 

 

11690

 

 

15988

 

 

18232

Внешняя торговля (млрд. ам. долл.)

115,4

324,0

509,6

620,8

851,0

1154,8

1422,1

Экспорт

62,1

183,7

266,1

325,6

438,2

593,4

762,0

Импорт

53,3

140,2

243,5

295,2

412,8

516,4

660,1

Объём иностранных инвестиций (млрд. ам. долл.)

 

 

 

10,3

 

 

 

58,6

 

 

 

49,7

 

 

 

55,0

 

 

 

56,1

 

 

 

60,6

 

 

 

60,3

Объём золотовалютных запасов (млрд. ам. долл.)

 

 

 

11,09

 

 

 

144,9

 

 

 

212,2

 

 

 

286,4

 

 

 

403,2

 

 

 

609,9

 

 

 

818,9


 

Как видно из Таблицы 1, по итогам развития народного хозяйства КНР за годы после вступления в ВТО продолжается стремительный рост китайской экономики, выражающийся не только в сохранении высоких темпов валового внутреннего продукта, но и объёма внешней торговли, привлечённых иностранных инвестиций и накопленных золотовалютных запасов.

Темпы роста китайской экономики в наши дни по-прежнему остаются довольно высокими. По последним данным Агентства Синьхуа, в 2007 г. ВВП Китая составил 24, 66 трлн. юаней, что на 65,5 процента превышает показатель 2002 г. и означает среднегодовой прирост на 10,6%. При этом финансовые доходы выросли до 5130 млрд. юаней, валютные резервы превысили 1520 млрд. долларов США. Китай занимает третье место в мире по объёму внешнеторгового оборота, который в 2007 г. составил 2170 млрд. долларов США. Среднедушевые доходы городского населения, находящиеся в его непосредственном распоряжении, возросли с 7703 юаней в 2002 г. до 13786 юаней в 2007 г. Среднегодовые доходы на душу сельского населения поднялись с 2476 до 4140 юаней.

В целом необходимо признать, что экономический рывок Китая в начале XXI был теоретически хорошо продуман и реализован на практике. Китайская модель реформ позволила обеспечить при помощи стабильного и постоянного роста экономических показателей повышение жизненного уровня основной массы населения и рост спроса на производимую внутри страны продукцию. Китай достиг немалых успехов во многом благодаря политике государственного регулирования, но, тем не менее, накопленный опыт ещё недостаточен. В этой области существует множество проблем, которые этой стране ещё предстоит решить.

 

2.4 Причины, показатели и перспективы роста экономики России

 

В российской практике экономических реформ долгосрочными целями являются политическая свобода, экономическая эффективность и значительная степень равенства экономической власти. Для достижения подобных целей целесообразно опираться на косвенные методы регулирования экономики со стороны государства. Они заключаются в проведении следующих преобразований в денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политике:

– реформа денежной и банковской системы для исключения как частного «создания» или «уничтожения» денег, так и регулирования их количества со стороны Центрального банка;

– политика определения размеров государственных расходов на товары и услуги на основе готовности общества платить за общественные услуги;

– заранее устанавливаемая программа трансфертных расходов;

– прогрессивная система налогообложения, опирающаяся преимущественно на подоходный налог.

Развитию российской экономики даётся немало прогнозов. Эксперты МВФ полагают, что денежно-кредитная политика в нынешней России должна стать более жёсткой. Что касается налоговой политики, то пока сильно циклическое давление на экономику, она не может быть ослаблена. Снижение налоговой нагрузки и, в первую очередь снижение ставки НДС, столь важное для иностранных инвесторов, по мнению экспертов, повысит уровень инвестиций в России. Напрямую с недостатком инвестиций связаны ограниченные производственные мощности, которые по прогнозам МВФ будут негативно сказываться на развитии российской экономики. Тенденции мировой экономики, ведущие к её дестабилизации, оказывают влияние и на Россию. Они вызваны серьёзными изменениями динамики платёжных балансов: одни страны сберегают деньги, другие предпочитают их тратить. Более того, меняются цены на различные группы товаров: с одной стороны повышаются цены на нефть, с другой – дешевеет продукция обрабатывающих отраслей. Положительное сальдо платёжного и торгового балансов вместе с ростом внутреннего потребления, более быстрый рост зарплат на фоне замедления производительности труда, могут привести к ограничению по производительным мощностям.

В последнее десятилетие экономический рост России обеспечивали экспорт и потребительский спрос. На высоком уровне сохранялся рост частных инвестиций и ещё имеется резерв для налоговых послаблений. Рост экономики отразился на уровне жизни населения, что наглядно демонстрируется в Таблице 2.

 

Таблица 2 – Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения

 

1995

2000

2005

2006

Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб. (1995 г. – тыс. руб.)

515,9

2281,1

8111,9

10182,6

Реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году

85,0

112,0

112,4

113,3

Ежемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике, руб. (1995 г. – тыс. руб.)

472,4

2223,4

8554,9

10633,9

Реальная начисленная заработная плата, в процентах к предыдущему году

72,0

120,9

112,6

113,3

Средний размер назначенных месячных пенсий), руб. (1995 г. – тыс. руб.)

188,1

694,3

2364,0

2726,1

Реальный размер назначенных месячных пенсий), в процентах к предыдущему году

80,5

128,0

109,6

105,1

Величина прожиточного минимума) (в среднем на душу населения) руб. в месяц (1995 г. – тыс. руб.)

264,1

1210

3018

3422

в процентах к предыдущему году

в 3,1 р.

120,0)

118,6)

113,4

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:

       

млн. человек

36,5

42,3

25,2

21,6

в процентах от общей численности населения

24,8

29,0

17,7

15,3

в процентах к предыдущему году

110,9

84,9)

82,9)

85,7

Соотношение с величиной прожиточного минимума), процентов:

       

среднедушевых денежных доходов

195

189

269

298

среднемесячной номинальной начисленной заработной платы

159

168

263

288

среднего размера назначенных месячных пенсий

101

76

98

100

Коэффициент дифференциации доходов в разах

13,5

13,9

14,9

15,3

Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов)

0,387

0,395

0,406

0,410


 

Однако, в последние годы, начинает всё больше проявляться тенденция к снижению объёмов экспорта и замедлению темпов роста уровня потребления. По подсчётам Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН, рост ВВП России на протяжении 2007–2030 годов замедлится до 4,4–5,2%. Это означает, что существует необходимость увеличивать суммарный объём инвестиций в основной капитал (с нынешних 18% ВВП до 30–35% ВВП), что напрямую зависит от улучшения делового климата. В Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 г. планировалось увеличить в 2007 г. чистый приток иностранного капитала в РФ, который должен составить 70 млрд. долл. По данным «Росстата», объём инвестиций в основной капитал в 2007 г. по сравнению с 2006 г. увеличился на 23,1%.

Отчёт об анализе экономики России МВФ за 2007 г., сделанный на основе статистических отчётов и докладов российских экономических ведомств, показал противоречивые результаты. Нехватка мощностей и рабочей силы стимулирует внутренний спрос и создаёт устойчивую базу для развития промышленности. Темпы роста ВВП России продолжают оставаться высокими: за 5 месяцев 2007 г. рост составил 7,7%, в мае – 7,9%. Однако, на фоне роста ВВП на стабильном уровне около 7–8%, происходит увеличение бюджетных расходов и усиление государственного вмешательства в экономику, что может угрожать стабильности в будущем (особенно если упадут цены на нефть). Возрастут расходы федерального бюджета в связи с реализаций национальных проектов и инновационных программ в сфере начального и среднего профобразования в 2008–2009 гг. Затраты составят по 1,8 млрд. руб. в год. Положительную динамику роста ВВП замедляет также высокий показатель инфляции, которая в России в 2007 г. составила 11%.

Несмотря на то, что российская экономика в наши дни переживает период стремительного роста и прогнозы на ближайшую перспективу по оценкам отечественных и международных специалистов достаточно благоприятны, не стоит забывать о текущих проблемах. Они указывают на необходимость соблюдать баланс между рыночным и правительственным регулированием. В противном случае помощь государства может негативно сказаться на формировании рынков, а в свою очередь самостоятельное развитие рынков вызовет глубокие социальные проблемы. В настоящее время любой шаг в сторону тотального контроля различных рынков или обеспечения их полной автономии не может повлечь за собой каких-либо крупных социально-экономических последствий. Однако по мере своего развития российское общество может столкнуться с необратимыми для себя результатами.

 

 

 

Заключение

 

В современных условиях глобальной конкуренции национальных экономик Россия занимает не последнее место. Однако российская экономика из-за неразвитого производства не может предложить на мировом рынке практически ничего кроме ценных природных ресурсов, а распределение прибыли от их продажи происходит неравномерно. Вместе с тем, государство и общество ставит своей целью достижение максимально возможного уровня производства и занятости, роста благосостояния населения.

Информация о работе Экономическая политика государства