Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 19:34, реферат
В настоящее время в российской экономике происходят беспрецедентные преобразования либерального характера, наравне с другими странами мирового сообщества Россия вступает в международные экономические отношения. Стремительно меняющаяся конъюнктура российского рынка требует рационального реформирования. Перед обществом и государством встаёт вопрос о том, какие целесообразно проводить реформы с учётом особенностей нашей страны. Помимо этого важно научиться перенимать опыт преобразований в экономике тех зарубежных государств, которые достигли наибольших успехов в индустриальном развитии. Поэтому актуальным вопросом для России на данный момент является внедрение мирового опыта в практику преобразований отечественной экономики.
ФРГ столкнулась с характерными для нынешних развитых экономик западных стран проблемами. Они связаны с направленностью на увеличение социальной защиты населения в условиях невысоких темпов экономического роста. Иная ситуация сложилась в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, которые сохраняют высокие темпы прироста ВВП.
2.3 Экономический рост Китая: цели, реформы и результаты
С 1979 г. в Китае проводятся реформы хозяйственной системы в рыночном направлении, но только с 1992 г. целью реформы утверждена модель социалистической экономики. За 18 лет резко повысились значение рынка в экономике и её открытость внешнему миру. В 1979–1996 гг. среднегодовой прирост ВВП Китая достиг 9,9%, значительно возрос уровень жизни населения. Эти успехи в немалой степени обусловлены значительной ролью внутреннего фактора – государственного регулирования. Правительство Китая поставило перед страной задачу обеспечения экономического роста, поддержания стабильности и гарантии социальной справедливости. Оно использовало наряду с директивными мерами косвенные методы регулирования хозяйственной деятельности предприятий и министерств. Эти методы основывались на переходе от управления на микроуровне к макроуправлению, разработке направлений и планов развития, а также регулировании и контроле над их осуществлением. Достижение поставленных целей планировалось осуществлять при помощи использования не только внутренних, но и внешних факторов. К внутренним факторам относятся наличие в Китае природных ресурсов и большого количества избыточной рабочей силы. Внешние факторы связаны с формированием льготного режима для экспорта производимой в стране продукции, оказавшейся конкурентоспособной на мировом рынке.
Содержание макроэкономического регулирования представляло собой:
– обеспечение рациональных темпов роста, капиталовложений и масштабов строительства;
– обеспечение приемлемого уровня цен и предложения валюты;
– рост финансовых поступлений и расходов;
– увеличение размеров и структуры экспорта и импорта.
Реформы 1979–96 гг. дали успешные результаты, и уже в IX пятилетке было решено, что целесообразно поддерживать (1996–2000 гг.) прирост ВВП на уровне 8–9% в год. Коэффициент капиталовложений (т.е. их доля в ВВП) в Китае был довольно высоким: с 1978 г. он достигал 32%, при этом в 1993–1995 гг. достигал 40%. Среди всех факторов наибольшее влияние на развитие экономики оказали масштаб и коэффициент капиталовложений в основные средства производства. С начала реформ этот коэффициент неуклонно рос и к 1996 г. достиг 34,9%.
Одной из важнейших целей политики регулирования является контроль над ценами т. к. внедрение рыночных отношений и ускорение развития повлекли за собой их стремительный рост. За 16 лет реформ (с 1979 по 1994 г.) индекс цен на розничные потребительные товары и потребительские цены для населения повысились до 356,1 и 429,6% соответственно. Особенно быстрый рост индекса цен отмечен в конце 80 – начале 90-х годов, 1994 г. он достиг – 121,7%.
С начала реформ росли финансовые поступления и расходы Китая. Среднегодовой темп прироста в 1979–1995 гг. составил соответственно 10,6 и 11,2%, 1991–1995 гг. – 16,3%, а расходов – 17,2%. В 1996 г. прирост финансовых поступлений достиг 18%, а расходов – 16%. Таким образом, была преодолена тенденция превышения темпов роста расходов над поступлениями.
Среднегодовой рост внешнеторгового оборота в 1979–1995 гг. составил 16,6% (при этом экспорта -17,4%, импорта -15,8%), превысив темпы экономического роста. С каждым годом увеличивается приток иностранного капитала и валютные запасы страны, что благоприятно сказывается на темпах экономического развития Китая. Объём экспорта в ВВП в 2005 г. составил 34%, это почти в два раза выше среднемирового уровня. К концу XX века роль Китая в мировой торговле заметно изменилась. Если в 1990 г. Китай по объему экспорта и импорта занимал 10-е и 11-е места в мире, то в начале XXI века Китай переместился на 5-е место по экспорту и 6-е место по импорту. В начале XXI века доля экспорта КНР уже составляла более 5% мирового объема. Основным внешним фактором роста китайской экономики стало увеличение экспорта продукции за рубеж в результате вступления КНР в ВТО в 2001 г.
Таблица 1 – Основные показатели экономического развития КНР до и после вступления в ВТО в 2001 г.
1990 |
1998 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | |
Валовой внутренний продукт (млрд. юаней) |
1854,8 |
7834,5 |
9731,5 |
10517 |
11690 |
15988 |
18232 |
Внешняя торговля (млрд. ам. долл.) |
115,4 |
324,0 |
509,6 |
620,8 |
851,0 |
1154,8 |
1422,1 |
Экспорт |
62,1 |
183,7 |
266,1 |
325,6 |
438,2 |
593,4 |
762,0 |
Импорт |
53,3 |
140,2 |
243,5 |
295,2 |
412,8 |
516,4 |
660,1 |
Объём иностранных инвестиций (млрд. ам. долл.) |
10,3 |
58,6 |
49,7 |
55,0 |
56,1 |
60,6 |
60,3 |
Объём золотовалютных запасов (млрд. ам. долл.) |
11,09 |
144,9 |
212,2 |
286,4 |
403,2 |
609,9 |
818,9 |
Как видно из Таблицы 1, по итогам развития народного хозяйства КНР за годы после вступления в ВТО продолжается стремительный рост китайской экономики, выражающийся не только в сохранении высоких темпов валового внутреннего продукта, но и объёма внешней торговли, привлечённых иностранных инвестиций и накопленных золотовалютных запасов.
Темпы роста китайской экономики в наши дни по-прежнему остаются довольно высокими. По последним данным Агентства Синьхуа, в 2007 г. ВВП Китая составил 24, 66 трлн. юаней, что на 65,5 процента превышает показатель 2002 г. и означает среднегодовой прирост на 10,6%. При этом финансовые доходы выросли до 5130 млрд. юаней, валютные резервы превысили 1520 млрд. долларов США. Китай занимает третье место в мире по объёму внешнеторгового оборота, который в 2007 г. составил 2170 млрд. долларов США. Среднедушевые доходы городского населения, находящиеся в его непосредственном распоряжении, возросли с 7703 юаней в 2002 г. до 13786 юаней в 2007 г. Среднегодовые доходы на душу сельского населения поднялись с 2476 до 4140 юаней.
В целом необходимо признать, что экономический рывок Китая в начале XXI был теоретически хорошо продуман и реализован на практике. Китайская модель реформ позволила обеспечить при помощи стабильного и постоянного роста экономических показателей повышение жизненного уровня основной массы населения и рост спроса на производимую внутри страны продукцию. Китай достиг немалых успехов во многом благодаря политике государственного регулирования, но, тем не менее, накопленный опыт ещё недостаточен. В этой области существует множество проблем, которые этой стране ещё предстоит решить.
2.4 Причины, показатели и перспективы роста экономики России
В российской практике экономических реформ долгосрочными целями являются политическая свобода, экономическая эффективность и значительная степень равенства экономической власти. Для достижения подобных целей целесообразно опираться на косвенные методы регулирования экономики со стороны государства. Они заключаются в проведении следующих преобразований в денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политике:
– реформа денежной и банковской системы для исключения как частного «создания» или «уничтожения» денег, так и регулирования их количества со стороны Центрального банка;
– политика определения размеров государственных расходов на товары и услуги на основе готовности общества платить за общественные услуги;
– заранее устанавливаемая программа трансфертных расходов;
– прогрессивная система налогообложения, опирающаяся преимущественно на подоходный налог.
Развитию российской экономики даётся немало прогнозов. Эксперты МВФ полагают, что денежно-кредитная политика в нынешней России должна стать более жёсткой. Что касается налоговой политики, то пока сильно циклическое давление на экономику, она не может быть ослаблена. Снижение налоговой нагрузки и, в первую очередь снижение ставки НДС, столь важное для иностранных инвесторов, по мнению экспертов, повысит уровень инвестиций в России. Напрямую с недостатком инвестиций связаны ограниченные производственные мощности, которые по прогнозам МВФ будут негативно сказываться на развитии российской экономики. Тенденции мировой экономики, ведущие к её дестабилизации, оказывают влияние и на Россию. Они вызваны серьёзными изменениями динамики платёжных балансов: одни страны сберегают деньги, другие предпочитают их тратить. Более того, меняются цены на различные группы товаров: с одной стороны повышаются цены на нефть, с другой – дешевеет продукция обрабатывающих отраслей. Положительное сальдо платёжного и торгового балансов вместе с ростом внутреннего потребления, более быстрый рост зарплат на фоне замедления производительности труда, могут привести к ограничению по производительным мощностям.
В последнее десятилетие экономический рост России обеспечивали экспорт и потребительский спрос. На высоком уровне сохранялся рост частных инвестиций и ещё имеется резерв для налоговых послаблений. Рост экономики отразился на уровне жизни населения, что наглядно демонстрируется в Таблице 2.
Таблица 2 – Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения
1995 |
2000 |
2005 |
2006 | |
Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб. (1995 г. – тыс. руб.) |
515,9 |
2281,1 |
8111,9 |
10182,6 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году |
85,0 |
112,0 |
112,4 |
113,3 |
Ежемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике, руб. (1995 г. – тыс. руб.) |
472,4 |
2223,4 |
8554,9 |
10633,9 |
Реальная начисленная заработная плата, в процентах к предыдущему году |
72,0 |
120,9 |
112,6 |
113,3 |
Средний размер назначенных месячных пенсий), руб. (1995 г. – тыс. руб.) |
188,1 |
694,3 |
2364,0 |
2726,1 |
Реальный размер назначенных месячных пенсий), в процентах к предыдущему году |
80,5 |
128,0 |
109,6 |
105,1 |
Величина прожиточного минимума) (в среднем на душу населения) руб. в месяц (1995 г. – тыс. руб.) |
264,1 |
1210 |
3018 |
3422 |
в процентах к предыдущему году |
в 3,1 р. |
120,0) |
118,6) |
113,4 |
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума: |
||||
млн. человек |
36,5 |
42,3 |
25,2 |
21,6 |
в процентах от общей численности населения |
24,8 |
29,0 |
17,7 |
15,3 |
в процентах к предыдущему году |
110,9 |
84,9) |
82,9) |
85,7 |
Соотношение с величиной прожиточного минимума), процентов: |
||||
среднедушевых денежных доходов |
195 |
189 |
269 |
298 |
среднемесячной номинальной начисленной заработной платы |
159 |
168 |
263 |
288 |
среднего размера назначенных месячных пенсий |
101 |
76 |
98 |
100 |
Коэффициент дифференциации доходов в разах |
13,5 |
13,9 |
14,9 |
15,3 |
Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) |
0,387 |
0,395 |
0,406 |
0,410 |
Однако, в последние годы, начинает всё больше проявляться тенденция к снижению объёмов экспорта и замедлению темпов роста уровня потребления. По подсчётам Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН, рост ВВП России на протяжении 2007–2030 годов замедлится до 4,4–5,2%. Это означает, что существует необходимость увеличивать суммарный объём инвестиций в основной капитал (с нынешних 18% ВВП до 30–35% ВВП), что напрямую зависит от улучшения делового климата. В Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 г. планировалось увеличить в 2007 г. чистый приток иностранного капитала в РФ, который должен составить 70 млрд. долл. По данным «Росстата», объём инвестиций в основной капитал в 2007 г. по сравнению с 2006 г. увеличился на 23,1%.
Отчёт об анализе экономики России МВФ за 2007 г., сделанный на основе статистических отчётов и докладов российских экономических ведомств, показал противоречивые результаты. Нехватка мощностей и рабочей силы стимулирует внутренний спрос и создаёт устойчивую базу для развития промышленности. Темпы роста ВВП России продолжают оставаться высокими: за 5 месяцев 2007 г. рост составил 7,7%, в мае – 7,9%. Однако, на фоне роста ВВП на стабильном уровне около 7–8%, происходит увеличение бюджетных расходов и усиление государственного вмешательства в экономику, что может угрожать стабильности в будущем (особенно если упадут цены на нефть). Возрастут расходы федерального бюджета в связи с реализаций национальных проектов и инновационных программ в сфере начального и среднего профобразования в 2008–2009 гг. Затраты составят по 1,8 млрд. руб. в год. Положительную динамику роста ВВП замедляет также высокий показатель инфляции, которая в России в 2007 г. составила 11%.
Несмотря на то, что российская экономика в наши дни переживает период стремительного роста и прогнозы на ближайшую перспективу по оценкам отечественных и международных специалистов достаточно благоприятны, не стоит забывать о текущих проблемах. Они указывают на необходимость соблюдать баланс между рыночным и правительственным регулированием. В противном случае помощь государства может негативно сказаться на формировании рынков, а в свою очередь самостоятельное развитие рынков вызовет глубокие социальные проблемы. В настоящее время любой шаг в сторону тотального контроля различных рынков или обеспечения их полной автономии не может повлечь за собой каких-либо крупных социально-экономических последствий. Однако по мере своего развития российское общество может столкнуться с необратимыми для себя результатами.
Заключение
В современных условиях глобальной конкуренции национальных экономик Россия занимает не последнее место. Однако российская экономика из-за неразвитого производства не может предложить на мировом рынке практически ничего кроме ценных природных ресурсов, а распределение прибыли от их продажи происходит неравномерно. Вместе с тем, государство и общество ставит своей целью достижение максимально возможного уровня производства и занятости, роста благосостояния населения.