Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 19:34, реферат
В настоящее время в российской экономике происходят беспрецедентные преобразования либерального характера, наравне с другими странами мирового сообщества Россия вступает в международные экономические отношения. Стремительно меняющаяся конъюнктура российского рынка требует рационального реформирования. Перед обществом и государством встаёт вопрос о том, какие целесообразно проводить реформы с учётом особенностей нашей страны. Помимо этого важно научиться перенимать опыт преобразований в экономике тех зарубежных государств, которые достигли наибольших успехов в индустриальном развитии. Поэтому актуальным вопросом для России на данный момент является внедрение мирового опыта в практику преобразований отечественной экономики.
Косвенные механизмы представлены фискальной (налогово-бюджетной) и денежно-кредитной политикой. Их активная и пассивная роль связаны с периодами спада и подъёма в экономическом развитии. Активную стабилизацию экономики государства при помощи финансовой и бюджетно-кредитной политики затрудняет наличие так называемых временных лагов их действия. Для бюджетно-налоговой политики в силу высокого бюрократизма характерен длительный внутренний лаг – промежуток времени между моментом экономического шока и принятием мер. Денежно-кредитная политика характеризуется продолжительным внешним лагом, т.е. временем между принятием решений и началом их отдачи.
Следует отметить, что направления, формы, методы и механизмы государственного регулирования постоянно меняются с учётом складывающегося положения в экономике.
Воздействие непосредственно на национальный рынок государство осуществляет следующими основными методами:
– прямой контроль (микровоздействие и макровоздействие) – это в основном меры побудительного и ориентирующего характера на деятельность предприятий, фирм, банков;
– общественное потребление: предоставляемые государством за счёт перераспределения общие блага потребляют только те, кто в них нуждается;
– государственное производство и государственный сектор экономики решают задачи создания и развития новейших отраслей, перестройки экономики, производства продукции общественного назначения и т.д.;
– социальное обеспечение направлено на сглаживание имущественной дифференциации.
Масштабы государственного регулирования, влияния на рынок различны в каждой конкретной стране в силу исторических, традиционных, культурных, геополитических и других особенностей. Существует множество экономических школ с различными взглядами на роль государства в регулировании экономики. Мировой опыт показывает, что по мере развития общества и перехода производства на качественно новый уровень происходит обогащение и уточнение функций государства, а также роли, форм и методов его регулирования. В частности, государство переходит от прямых к косвенным методам, усиливаются его социальные функции (определение прожиточного минимума, продолжительности рабочего времени и т.д.), за счёт перераспределения доходов происходит уменьшение их дифференциации, что способствует стабилизации общества. В странах с переходной экономикой значительна роль государства в создании рынков.
Итак, говоря о целях административного и финансового регулирования, подразумевают контроль конъюнктуры рынка в соответствии с потребностями экономики и общества. Эти потребности выражают определённые наиболее активные слои населения, которые могут выступать как инициаторами, так и источниками формирования экономической политики. Наличие негосударственных субъектов, которые наравне с государством могут непосредственно воздействовать на экономическую политику, характерно для современной рыночной экономики.
1.3 Роль негосударственных
Промежуточное положение между государством и рынком занимают различные объединения, выражающие интересы определённых слоёв и групп населения: профсоюзы, союзы предпринимателей и промышленников, кооперативы, общества потребителей, экологические движения, торгово-промышленные палаты и др. Их роль в проведении экономической политики приобретает всё большее значение по мере становления гражданского общества в стране.
С помощью группового давления или нажима на власть союзы предпринимателей, которые представляют частный сектор рынка, могут добиваться своих интересов. Безусловно, они не всегда совпадают с целевой ориентацией государства на достижение благосостояния общества, что нередко вызывает открытую борьбу за проявление своих возможных властных функций. В этой борьбе преимущества обычно бывают на стороне союзов предпринимателей (частично профсоюзов) за счёт рекламы и общественных связей. Они получают возможность действовать на систему выборов, порой стремясь к представительству в органах власти. Это даёт им возможность влиять на ход экономической политики «изнутри». Поэтому важно учитывать в проведении экономической политики интересы не только некоторых союзов, афиширующих свои подходы как интересы всего народного хозяйства, но и всей совокупности групп, имеющихся в обществе.
Вариантом согласования интересов государства и экономических групп является делегирование этим объединениям определённого круга государственных функциональных задач. Например, в Швейцарии производственным объединениям даётся право на проведение высококачественной профессиональной аттестации. Сельскохозяйственным союзам поручается задание на практическую реализацию сельскохозяйственной политики. В Германии корпорация ремесленников наделена полным правом на проведение экзаменов на звание подмастерья. Немалые права с соответствующей области переданы государством техническому контрольному объединению. Часто в реализации систем тарифных договоров совместно участвуют и приходят к единым компромиссным решениям государство, профсоюзы и союзы предпринимателей.
Косвенное влияние на принятие решений в экономической политике помимо государственных институтов и экономических союзов могут оказывать различные политические организации, партии, средства массовой информации, а также влиятельные деятели в области экономики, учёные и политики, экспертные советы и, наконец, общественное мнение. Степень влияния этих субъектов на характер экономической политики зависти от типа политической системы, её структуры, стабильности, обстановки в стране.
Сложившийся опыт проведения экономической политики в развитых странах показывает, что понятие экономической политики шире, чем определение государственного регулирования. Успех действий государства напрямую зависит от его возможности рационально организовать совместные действия всех участников проводимой политики, ведь без кооперации с ними оно будет выступать в роли дирижёра без оркестра.
2. Интеграция в мировую экономику
2.1 Основные составляющие
Распад СССР показал, что современная экономика не может успешно функционировать без тесных взаимосвязей с другими странами мирового сообщества. Эти взаимосвязи проявляются в международной торговле, международном разделении труда, миграции капитала и валютных отношениях. Активностью страны во внешнеэкономических отношениях определяется открытость её экономики. Механизмом связи с внешним миром для экономики любой страны, независимо от её размеров и уровня экономического развития, является международная торговля. На объём международной торговли оказывают влияние протекционизм, импортные квоты, нетарифные барьеры и добровольные экспортные ограничения. Ёмкость внутреннего рынка и конкуренция на нём влияет на экспорт и импорт, которые определяют макроэкономическое равновесие, совокупный спрос и ВНП, уровень занятости, а также обменные курсы национальных валют, процентные ставки и внутренние цены.
Сегодня практически не осталось стран, которые не участвуют в международных экономических отношениях как составная часть мирового хозяйства. Углубляется международное разделение труда, которое представляет собой специализацию отдельных стран на производстве тех или иных товаров, требующих меньшего количества издержек.
Повышению степени открытости национальных экономик способствует международная интернационализация и интеграция. Интернационализация воплощена в деятельности многонациональных (МНК) и транснациональных (ТНК) корпораций. Это мощные промышленные производители, инвесторы и двигатели инновационного прогресса. В середине 90-х годов в развитых странах на долю ТНК приходилось около 75% производства всей промышленной продукции, ими контролировалось свыше 70% зарубежных инвестиций и удалось реализовать три четверти всей выпущенной электроники, машиностроительной и химической продукции. Интеграция заключается в ослаблении административных и таможенных барьеров, которые препятствуют продвижению товаров, услуг, капиталов через национальные границы государств. Факторами, повышающими открытость экономики можно считать также взаимопроникновение транснациональных промышленных и банковских компаний, возрастающую роль международных валютно-финансовых институтов.
Миграция капитала (его вывоз) как самая развитая форма экономических отношений может быть вызвана перенакоплением капитала в стране-экспортёре, несовпадением спроса на капитал и его предложения, наличием в странах-импортёрах дешёвой рабочей силы, дешёвого сырья. Существуют две формы вывоза капитала: предпринимательская и ссудная. Первая форма представляет собой помещение капитала в различные отрасли на неопределённый срок с разной степенью контроля над деятельностью предприятий (прямые и портфельные инвестиции). Ссудная форма вывоза капитала – это предоставление кредита под определённый процент на заранее установленный срок. Для современного периода характерна неравномерность в вывозе капитала, сокращение доли прямых инвестиций, преобладание ценных бумаг в вывозимых средствах, развитие международных кредитных операций. Отношения, связанные с обслуживанием внешней торговли и услуг, вывоза капитала, предоставления субсидий и займов, туризма между странами порождают международные валютные отношения. Движение национальной валюты и золотовалютных резервов за границу – основные составляющие валютных отношений между странами.
Экономическая открытость государства предполагает не только торгово-финансовые отношения с другими государствами, но и способность перенимать мировой опыт, помогающий искать наиболее выгодные пути выхода из кризиса и проводить эффективные экономические реформы.
2.2 Опыт социальных и экономических реформ в современной Германии
В начале 2005 года в Германии намечался экономический спад. Дефицит бюджета ФРГ на тот год составлял 35 млрд. евро, что противоречило «Пакту стабильности ЕЭС»: дефицит бюджета не должен был превышать 3%. Для устранения текущих проблем ещё в 2004 году правящей партией Шрёдера СДПГ в коалиции с партией Зелёных была проведена налоговая реформа. Она проходила в три этапа и предусматривала постепенное снижение подоходного налога к 2005 году, при этом первоначальная ставка была снижена с 22,9% до 15%, а максимальная – с 51% до 45%. Кроме того, до 25% был снижен налог на прибыль юридических лиц (корпоративный налог). Финансирование намечаемой реформы осуществлялось не только за счёт сокращения государственных субсидий, но и за счёт новых кредитов, что увеличило задолженности ФРГ. Задача налоговой реформы состояла в том чтобы придать важный импульс оживлению конъюнктуры: поднять покупательную способность населения и сделать Германию ещё более привлекательной для инвесторов. Результат реформы в целом можно считать довольно успешным. В 2004 году для граждан и предприятий произошло снижение налогового бремени на 36 млрд. евро.
Однако, в реформировании в Германии нуждалась не только налоговая сфера. Впервые в истории ФРГ число официально зарегистрированных безработных составило более 5 миллионов человек, т.е. более 12% трудоспособного населения этой страны не имели возможности зарабатывать на жизнь, и вынуждены были получать пособие от государства. Германия, как и большинство европейских государств, столкнулась с проблемой содержания гигантской армии безработных за счёт активных слоёв населения. Это лишало их части тех средств, которые они могли бы тратить на потребление, для поддержания отечественной экономики и способствования созданию новых рабочих мест. В значительной степени увеличение числа безработных объясняется тем, что начавшаяся 1 января 2005 года реформа рынка труда, которая получила название «Харц-4», значительно изменила статистические данные о безработице. Благодаря попаданию в категорию безработных части тех, кто прежде получал социальную помощь, более чем полмиллиона человек впервые появились в статистике. Но так называемые «социальные иждивенцы» не являются главной проблемой немецкого рынка труда. Многие работодатели в Германии часто предпочитают нанимать нелегальную рабочую силу, оплачивать сверхурочные штатным сотрудникам или переводить производство за рубеж, например в Восточную Европу или Китай. Это объясняется тем, что создание каждого нового рабочего места в Германии влечет за собой большое количество социальных обязательств, которые обязан взять на себя работодатель. Именно это и делает немецкую рабочую силу столь дорогой.
Осознавая неудачи предыдущей попытки реформ в экономике и социальной сфере, переизбранная в ноябре 2005 г. коалиция социал-демократов сменила курс. Была принята экономическая программа, которая включала:
– увеличение налогов (ставку НДС было решено с 2007 г. повысить с 16 до 19%), отмену определённых налоговых льгот;
– повышение «налогов на богатство» (доход свыше 250 тыс. евро в год) с 42 до 45%;
– продажу государственных акций крупных предприятий частному капиталу;
– увеличение пенсионного возраста с 65 до 67 лет (к 2035 г.);
– повышение ставки взноса на пенсионное страхование;
– увеличение к 2010 г. расходов на образование и исследования до5% ВВП.
Многие экономисты считают такое реформирование в ФРГ неэффективным, подчёркивая необходимость постепенного преобразования системы налогообложения и здравоохранения. Уже 1 апреля 2007 г. в Германии вступил в силу закон, предполагающий сокращение государственных расходов в здравоохранении за счёт повышения конкуренции в сфере страховых услуг. Реформы в ФРГ пока не дают положительных результатов. По данным МВФ уровень потребительских цен в этой стране за 2005 г. вырос на 2,1%, реальный прирост ВВП в том же году по сравнению к предыдущему составил 0,9% и динамика роста ВВП по-прежнему остаётся невысокой. В 2008 г. МВФ прогнозирует снижение роста ВВП Германии из-за повышения ставки НДС, уменьшения рабочего времени (0,3–0,5%) и старения населения.