Налоги как экономическая база и инструмент финансовой политики государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 09:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в анализе налогов как экономической базы и как инструмента финансовой политики.
Для достижения поставленной цели необходимо определить и последовательно решить ряд взаимосвязанных задач, среди которых выделим такие :
– провести краткий теоретический анализ литературных источников относительно рассматриваемой в работе темы;
– дать обзор истории зарождения налогов;
– определить сущность налогов как экономической базы;
– рассмотреть функции налогов;

Файлы: 1 файл

Гумбург.doc

— 383.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что налоги представляют собой главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов практически любого общества. Их история насчитывает не одно тысячелетие и отражает конкретные условия развития общества и государства.

Появление налогов было обусловлено возникновением государства и потребностью в средствах, необходимых для его функционирования. С развитием государственных институтов источниками государственных доходов стали и другие виды платежей и поступлений, но основное место в общем объеме доходов бюджета принадлежит по-прежнему налогам, которые в современной России формируют около 90 % доходной части государственного и местных бюджетов. Данный факт еще раз подтверждает актуальность выбранной темы курсовой работы.

Налоги, являясь инструментом финансовой политики, способствуют реализации основных пропорций экономического развития, формирование которых является одной из основополагающих функций государства в условиях рыночных отношений. Следовательно, в формировании рыночной экономики налоги как экономическая база и инструмент финансовой политики играют немаловажную роль.

Цель работы заключается в анализе налогов как экономической базы и как инструмента финансовой политики.

Для достижения поставленной цели необходимо определить и последовательно решить ряд взаимосвязанных задач, среди которых выделим такие :

– провести краткий теоретический анализ литературных источников относительно рассматриваемой в работе темы;

– дать обзор истории зарождения налогов;

– определить сущность налогов как экономической базы;

– рассмотреть функции налогов;

– определить роль налогов в рыночной экономике как инструмента финансовой политики;

– проанализировать современное состояние налоговой системы РФ;

– выявить проблемы налогообложения в РФ;

– определить перспективы развития налоговой системы в РФ.

Объект курсовой работы – налоги и их виды, а предмет – сущность налогов как экономической базы и как инструмента финансовой политики, роль налогов в рыночной экономике.

Методологическую базу курсовой работы составляют методы анализа, синтеза, логический метод, метод анализа литературных источников и т.д.

Информационную и теоретическую базу для написания данной работы составили учебники и учебные пособия по экономической теории, макроэкономике, нормативно-правовые акты, а также научные статьи и публикации следующих авторов: Морозов А.А. , Пансков В.Г, Белова И.А, Рагозина Н.Н, Ягудина Э.В.

Логика, цель и задачи курсовой работы обусловили ее структуру, которая включает введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение, а также список использованных источников.

Первая глава носит общетеоретический характер. В ней рассмотрено возникновение налогов их сущность как экономической базы, изучены функции, виды, принципы и цели налогов структура налога.

Во второй главе установлена взаимосвязь между налогами и инвестициями и исследована роль налогов в рыночной экономике.

В третьей главе рассмотрено современное состояние налоговой системы РФ, изучены проблемы налогооблажения и перспективы развития налоговой системы РФ.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НАЛОГОВ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БАЗЫ

1.1 Возникновение налогов  их сущность как экономической  базы

Анализ вопросов, касающихся налогов как экономической базы и инструмента финансовой политики государства целесообразно начать с рассмотрения истории возникновения налогов и определения их сущности.

Возникновение налогов обусловлено появлением и функционированием государства. Историки выделяют несколько этапов развития налогообложения. Древний мир и Средние века характеризуются неорганизованностью и случайным характером процесса налогообложения. Налоги существовали в виде бессистемных платежей, преимущественно в натуральной форме. Понятие «налог» еще не сформировалось.  [21. С.83]

К концу XVII в. налоги становятся основным источником государственных доходов. Тогда же появляются налоговые системы, включающие прямые и косвенные налоги, и теории (индивидуалистические), объясняющие налоговые отношения. В этот период налог приобретает черты обязательного платежа.

После первой мировой войны были проведены научно обоснованные налоговые реформы и заложен фундамент современной налоговой системы. На этом этапе, на базе кейнсианской теории определяются роль налогов в развитии и регулировании экономики, различия между налогом, сбором и пошлиной, формулируется зависимость между величиной налоговой ставки и объемом поступлений в бюджет (эффект А. Лаффера).

Современный (четвертый) этап развития налогообложения начался примерно в 80-е гг. XX в. и характеризуется более глубоким теоретическим обоснованием системы налогообложения. Налоговые поступления рассматриваются как продукт взаимодействия налоговой ставки и налоговой базы (бюджетная концепция).  [13. С.18]

В развитых странах обосновывается ответственность государства за свои расходы при минимизации последних. Единственным смыслом и оправданием налогов считается наиболее полное удовлетворение спроса налогоплательщиков на общественные блага.

Существует множество подходов к формированию понятия «налог», и в таблице 1.1 обобщаются основные из них. [14. С.105]

Таблица 1.1 – Трактовки понятия «налог»

Автор

Определение

Фома Аквинский

Налог – дозволенная форма грабежа

Д. Риккардо

Налог есть та часть дохода от земли и промышленности страны, которую отдают подданные в распоряжение государства

К. Маркс

Налог – это материнская грудь, кормящая правительство. Налог – это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией

Н.И. Тургенев

Налоги суть средства к достижению цели общества или государства, то есть той цели, которую люди себе предполагают присоединении своем в общество или при составлении государства. На сем основывается и право правительства требовать податей от народа. Люди, соединившись в общество и вручив правительству власть верховную, вручили ему вместе с сим и право требовать налогов

Советская финансовая энциклопедия (1924)

Налоги – принудительные сборы, взимаемые с населения на известной территории на установленных законом основаниях в целях покрытия общих потребностей государства

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова

Налог – установленный обязательный платеж, взимаемый с граждан и юридических лиц

Ст. 8 НК РФ

Обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований


Все авторы сходятся в том, что налоги – необходимое звено экономических отношений и основной источник доходов государства.

Кроме этой чисто финансовой (фискальной) функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру в целях научно-технического прогресса.

Налог является комплексной категорией, включающей в себя экономическую, финансовую и правовую составляющие.

Как экономическая категория налог представляет собой форму реализации государством своего права на получение части дохода, созданного в результате хозяйственной деятельности юридическими и физическими лицами.

В качестве финансовой категории налог характеризуется тем, что мобилизованная с помощью налогов часть стоимости совокупного общественного продукта и национального дохода перераспределяется государством посредством системы государственных расходов, что является неотъемлемой частью финансовых отношений.

Являясь правовой категорией, налоги выражают объективные юридически формализованные отношения государства и налогоплательщиков, которые базируются на принятых нормах законодательства о налогах и сборах, обеспечивающих выполнение властных полномочий государства.

Экономическая сущность налогов выражается через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения и отражают систему налоговых правоотношений государства и налогоплательщиков. Функции налогов в курсовой работе будут подробно рассмотрены позже.

Налог имеет определенную структуру, которая будет рассмотрена в следующем параграфе.

1.2 Структура налога

При установлении налога необходимо законодательно регламентировать всю процедуру его взимания, а именно: установить круг плательщиков, порядок и условия определения налоговой базы и исчисления суммы налога, определить ставки налога, сроки уплаты и другие условия налогообложения. В связи с этим большинство ученых и специалистов в области налогообложения при рассмотрении структуры налога применяют классификацию элементов налога, включающую в себя обязательные, факультативные и дополнительные элементы налога.

Обязательными элементами налога считаются те элементы, отсутствие или неопределенность которых порождает неустановленность налога, в связи с чем у  налогоплательщика не возникает обязанности по уплате данного налога.

В соответствии со ст. 17 части первой НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты.

К числу факультативных элементов НК РФ относит налоговые льготы, указывая при этом, что «в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком» (п. 2 ст. 17 части первой НК РФ).

Отсутствие факультативных элементов налога не является основанием для освобождения налогоплательщика от обязанности по его уплате.

Дополнительные элементы налога – это те элементы, которые так или иначе участвуют или присутствуют при установлении налога.

Структура налога приведена на рисунке 1.1, где все элементы находятся в логической взаимосвязи и каждый из них играет свою роль при исчислении и уплате налоговых платежей. [5. C.59]

Рисунок 1.1 – Внутренняя структура налога

Таким образом, в условиях рыночной экономики необходимо сформировать внутреннюю структуру налога с набором элементов, определяющих условия его применения. Каждый элемент налога должен иметь самостоятельное юридическое значение, что должно найти свое подтверждение либо в законодательстве, либо в теории налогообложения.

1.3 Функции, виды, принципы и цели налогов в экономике рыночного типа

Для того чтобы определить роль налогов в рыночной экономике необходимо рассмотреть, какие функции свойственно выполнять налогам.

Каждая из функций налогов содержит и проявляет основные признаки налога, а также раскрывает реализацию общественной роли и назначения налогов. У исследователей нет единого мнения о составе и количестве выполняемых налогами функций. Одни считают, что таких функций всего две: фискальная и экономическая, другие выделяют четыре функции: фискальную, распределительную, стимулирующую и контрольную.

Анализ литературы показал, что в основном налогам, как и другим финансовым инструментам, приписывают две базовые группы функций, которые определяются как фискальные и внефискальные. Под фискальной функцией подразумевается функция сбора доходов. К внефискальной функции относятся стимулирующая и регулирующая функции. Кроме этого, некоторые налоги могут исполнять иные функции, которые вытекают из их роли и места в экономике. Бесспорно, первостепенное значение принадлежит фискальной функции, другими словами обложению такими видами налогов, которые в максимальной степени наполняют бюджет.

Необходимо помнить, что налоги выступают не только обязанностью для обеспечения нужд казначейства, но и инструментом регулирования, распределения доходов и имущества. В связи с этим, указанная фискальная функция тесным образом соединяется с регулирующей функцией, которая заключается в определенном контроле размеров доходов и имущества, которые остаются в распоряжении плательщиков налогов. С помощью налогов, методом перемещения финансовых средств (перераспределения) в соответствующих пропорциях между субъектами хозяйствования и бюджетом, осуществляется корректировка доходов. [6. C.124]

Стимулирующая функция состоит в формировании некоторой реакции налогоплательщиков – их поведения и действий, а также социально-экономических процессов. Данная функция обеспечивает применение налоговых инструментов с целью оказания воздействия на условия деятельности субъектов хозяйствования.

Отметим, что функции налогов имеют прямую связь с целями, которые достигаются через налоговые механизмы. В налогах выражается фискальная (финансовая) цель, а также экономико-социальные цели.

Информация о работе Налоги как экономическая база и инструмент финансовой политики государства