Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 09:34, курсовая работа
Цель работы заключается в анализе налогов как экономической базы и как инструмента финансовой политики.
Для достижения поставленной цели необходимо определить и последовательно решить ряд взаимосвязанных задач, среди которых выделим такие :
– провести краткий теоретический анализ литературных источников относительно рассматриваемой в работе темы;
– дать обзор истории зарождения налогов;
– определить сущность налогов как экономической базы;
– рассмотреть функции налогов;
Налогами, обладающими стимулирующей функцией, следует считать только те, которым законодатель сознательно приписал эту особую функцию. Стимулирование может достигаться через введение определенного налога, дифференциацию налоговых ставок, применению повышений, льгот и освобождений.
Налоги могут использоваться в качестве инструментов воздействия на экономику при условии, что их воздействие соответствует рыночным механизмам функционирования экономики. Используя налоги для противодействия безработице, стимулирования инвестиционных процессов или воздействия на стабилизацию стоимости денег и предотвращения инфляции, не надо забывать, что основной причиной их введения остается фискальная цель. Итак, налог может служить только одним из инструментов воздействия на экономику, а его эффективность зависит от соответствия другим инструментам, применяемым государством (например, денежные и кредитные инструменты, бюджетные расходы) и от правильного подбора этих инструментов. Следует отметить, что само определение целей находится вне сферы налоговой политики и является предметом финансовой политики. [8. C.184]
Необходимо отметить, что в условиях рыночной экономики налоги и налоговая система оказывают достаточно сильное влияние на условия хозяйствования предприятий, как основного звена экономики рыночного типа.
Налоговая система оказывает большое влияние на формирование условий для хозяйственной деятельности. Соответствующими изменениями отдельных правовых норм можно создавать предприятиям надлежащие условия для развития и конкурирования с другими субъектами. Существует много видов конкурентоспособности. Это может быть, в частности, конкуренция в сфере цен, качества, технологии.
В рамках нашей курсовой работы под конкурентоспособностью предприятия будем понимать его способность взимать за свою продукцию или услугу цену, возмещающую рыночную стоимость товара и позволяющую получать нормальную экономическую прибыль. Иначе говоря, конкурентоспособность является способностью предприятия сохранить либо увеличить долю участия в рынке. Эту способность надо считать необходимым требованием выживания предприятия в условиях рыночной конкуренции.
Предприятие обязано быть конкурентоспособным, оно должно все время инвестировать в свои основные фонды, постоянно обновлять технологии и продукцию темпами, которые диктует научно-технический прогресс. Все это требует больших финансовых затрат, источником которых должна быть выручка от реализации продукции на рынке и собственные финансовые накопления, создаваемые за счет прибыли. Налоговая система может как облегчать и поддерживать рост финансовых накоплений предприятий, так и осложнять его. Именно поэтому при разработке налоговой системы следует учитывать реальные нужды хозяйственных субъектов на каждом конкретном этапе развития экономики страны.
С точки зрения способности предприятия к самофинансированию развития, существенной является ставка подоходного налога, которой облагается прибыль предприятия, сфера услуг и освобождения от подоходного налога, а также размер других налогов и обязательных платежей, создающих совокупную ставку обложения прибыли предприятия.
Государство также может укреплять конкурентоспособность предприятий, направляя часть бюджетных поступлений, полученных от налогообложения предприятий, на цели и задачи, укрепляющие эту способность. Однако по-разному оценивается прямое участие госбюджета в процессе поддержки хозяйственной активности. Крайние взгляды по этому вопросу сводятся к предложению минимально возможной ставки налогообложения предприятий, имея в виду, что остающиеся в их распоряжении «операционные излишки» создадут наиболее выгодные условия для финансирования мероприятий, связанных с развитием. Такое мнение чаще всего высказывается в странах со стабильной, сильной экономикой, которая отличается большой концентрацией производственного потенциала и высокой международной конкурентоспособностью.
Развитие стран с рыночной экономикой напрямую связано с привлечением инвестиций, поэтому в следующем параграфе рассмотрим вопрос, касающийся налогов и инвестиций, их связи.
2.3 Взаимосвязь налогов и инвестиций.
Одной из важнейших предпосылок быстрого экономического роста является расширение участия инвестиций в экономике. Чем выше доля продукции, используемой для увеличения производственной мощности, тем быстрее может расширяться производство.
Поэтому одной из задач налоговой политики является увеличение готовности к инвестированию. Расширение инвестирования имеет место в том случае, когда хозяйственные субъекты ради улучшения своего материального положения склонны предпринять определенные усилия и отказаться от текущего потребления в пользу инвестиций или когда, по их мнению, эти усилия выгодны для них.
Государство посредством мер налоговой политики может воздействовать на такую оценку, применяя проинвестиционную налоговую политику. Экономическое стимулирование при этом может проводиться как прямо, так и косвенно.
Одной из возможностей прямого воздействия является перемещение в налоговой системе центра тяжести с прямых налогов (облагающих доход хозяйственного субъекта независимо от того, на что он направлен – на потребление или инвестиции) на косвенные налоги, облагающие исключительно потребление.
Такое решение применяется особенно в либеральных концепциях. Прямое же проинвестиционное воздействие может проявиться в разных формах, которыми могут быть: специальные методы амортизации, налоговая льгота, освобождение от налога, инвестиционные отчисления, налоговые инвестиционные фонды.
Специальные методы амортизации заключаются в применении так называемой ускоренной или одноразовой амортизации. Ускоренная амортизация заключается в том, что амортизационную ставку, отражающую процесс действительного износа основного средства, умножают на определенный коэффициент.
Одноразовая амортизация заключается в одноразовом списании в издержки всей стоимости основного средства. Теоретически для хозяйственного субъекта наиболее выгодна одноразовая амортизация, разрешающая списать всю стоимость основного средства в год его приобретения. [10. C.132]
Налоговые льготы являются правовой формой частичного или полного отказа от взимания налога после определения его размера. Они могут также заключаться в отсрочке его уплаты или уплаты в рассрочку. Льготы по подоходному налогу могут заключаться в изъятии из обложения некоторых видов доходов. Учитывая критерии правового регулирования льгот, их можно разделить на безусловные и условные льготы. Безусловно действующие льготы, именуемые также системными, заключаются в фактическом сокращении публичной повинности, возлагаемой на предпринимателя. Это могут быть предусмотренные в положениях налогового законодательства освобождения, отчисления, скидки, применение которых влияет на понижение налоговой базы или размера налога, за исключением уменьшения причитающегося налога на сумму начисленного налога, на основании закона о налоге НДС, а также других отчислений, составляющих элемент конструкции этого налога. Системные льготы создаются на основании действующих правовых предписаний и устанавливаются по единым для всех налогоплательщиков принципам.
Вторая группа льгот носит формальный характер, не влияет на понижение установленной публичной повинности. К ним принадлежат решения, предусматривающие предоставление льгот в уплате налоговых обязательств. Среди них следует назвать следующие: отказ от взимания налога, отсрочка или рассрочка уплаты налога, рассрочка налоговой задолженности, списание процентов за просрочку.
Условные льготы предоставляются по усмотрению органов государственной администрации по решениям, принятым на основании заявлений отдельных хозяйственных субъектов. Налоговая льгота может воздействовать на различные сферы деятельности предприятий, и соответственно этому льготы принято подразделять на инвестиционные, экспортные, социальные и другие.
Экспортные льготы могут также воздействовать на инвестиционные решения, и наоборот, инвестиционные льготы могут стимулировать рост экспорта. Условием эффективности такого налогового инструмента является простая и однозначная конструкция, облегчающая понимание ее пользователями принципов функционирования предпочтений и поощряющая к пользованию льготой.
Освобождение от налога заключается в полном изъятии из обложения всех получаемых доходов или же их части. Освобождения могут носить субъектный или объектный характер. Учитывая время, на которое данному хозяйственному субъекту предоставляется освобождение от налога, можно выделить два вида освобождения – на определенный срок и бессрочное.
Бессрочное освобождение действует до тех пор, пока не изменится вид деятельности. Объектные освобождения чаще всего касаются доходов, используемых на исследования и внедрения, а также новые инвестиции. Освобождения применяются также в обложении дивидендов и чаще всего предусматривают освобождение определенной их суммы от налога, а в случае трансферта дивидендов между компаниями освобождение может быть даже полным. [23. C 105]
Хорошо известно, что в некоторых странах ради создания благоприятных условий для инвестирования зарубежного капитала применяются многолетние освобождения от подоходного налога.
Инвестиционные вычеты заключаются в возможности уменьшения базы налогообложения на сумму инвестиционных расходов. Конструкция эта действует так же, как одноразовый инвестиционный вычет. Если все-таки инвестиционные расходы выше, чем база налогообложения, налоговые «сбережения» полностью реализовать в год приобретения основного средства невозможно. Положения закона в этом случае могут допускать продление налогового вычета на последующие годы. Тогда налоговая льгота распределяется по времени, так же как и в случае ускоренной амортизации. Налоговый вычет носит окончательный характер и не подлежит дальнейшей корректировке. Это стимулирует способность предприятия к самофинансированию, так как в его распоряжении остается больше финансовых средств.
Сущность налоговых инвестиционных фондов заключаются в том, что определенная часть прибыли изымается из налогообложения и направляется в фонд, из которого будут покрываться инвестиционные расходы за определенный промежуток времени, например в течение 5 лет. Если за это время фонд не будет использован, он подвергается закрытию, а связанная с этим прибыль будет включена в базу налогообложения. Из опыта государств, применяющих этот метод, следует, что хозяйственные субъекты неоднократно создавали такой фонд для улучшения своего финансового состояния и по истечении определенного срока закрывали его, не делая при этом никаких инвестиционных расходов. Этой возможностью не могут воспользоваться хозяйственные субъекты, у которых нет достаточной прибыли для открытия такого фонда.
Представленные инструменты, стимулирующие инвестиции, могут применяться в разных налоговых конструкциях, которые, являясь исключением (отклонением) от общепринятых принципов обложения доходов, способствуют улучшению финансового положения плательщика в большей мере, чем это было бы возможно без использования этих норм.
Однако их эффективность зависит от многих факторов. Одним из них является хорошее знание инструмента налогоплательщиком, реакция которого на отдельные стимулы происходит с определенной задержкой. Поэтому важно, чтобы такого типа конструкции были простыми и однозначными.
Следует, однако, помнить, что налоговая политика является одним из многих факторов, воздействующих на инвестиционные решения хозяйственных субъектов. Рационально действующий предприниматель заинтересован в максимизации нетто-прибыли, поэтому он не может игнорировать налоговый аспект в процессе принятия своих хозяйственных решений. Следовательно, государственная налоговая политика может стать естественной мотивацией бизнеса при принятии решений, касающихся инвестиций и модернизации промышленности.
Анализ вопросов, касающихся налогов будет неполным, если не рассмотреть вопросы, связанные со спецификой налоговой системы в РФ, что будет выполнено в следующей главе.
3 СПЕЦИФИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РФ
3.1 Современное состояние налоговой системы РФ
Сегодняшнее состояние налоговой системы РФ характеризуется сложным комплексом взаимоотношений, основанных, прежде всего, на опыте и знаниях предыдущих поколений, поэтому для понимания состояния и перспектив развития налоговой системы в России необходимо сделать краткий экскурс в историю зарождения налогов и развития налоговых отношений.
Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.
По мере развития экономических отношений, появились и совершенствовались новые виды налогообложения.
Налоги и сборы, которые выплачивают граждане и организации, делятся на федеральные, региональные и местные. Согласно НК РФ по состоянию на 2012 год к федеральным налогам причислены налог на добавленную стоимость (НДС), налоги на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций, сборы за использование объектов животного и природного характера. Помимо этого к взносам в федеральный бюджет можно отнести акцизы и государственные пошлины. К региональному налогу относят транспортный налог, налоги на имущество организаций и индивидуальных предпринимателей (ИП), а к местным - земельный налог. К 2013 году единый социальный налог (ЕСН) отменен, вместо него действуют страховые взносы на социальное страхование. [16. C.71]
Помимо основной системы налогообложения (ОСНО), существуют также специальные налоговые режимы начисления и уплаты налогов и сборов: это единый налог на сельхозпроизводителей (ECХН), упрощенная система налогообложения (УСН), схема единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) и система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Наиболее простой налоговый режим - это УСН, он применим для предприятий и ИП с небольшим доходом. Для более крупных организаций выгодно использовать ЕНВД, если она укладывается в установленные НКРФ ограничения. Для всех остальных применяется основной режим налогообложения. В период с 2012 до 2014 года единый налог на вмененные доходы перестанет существовать, его плательщики перейдут либо на ОСНО, либо на упрощенную схему налогообложения.
Информация о работе Налоги как экономическая база и инструмент финансовой политики государства