Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 09:34, курсовая работа
Цель работы заключается в анализе налогов как экономической базы и как инструмента финансовой политики.
Для достижения поставленной цели необходимо определить и последовательно решить ряд взаимосвязанных задач, среди которых выделим такие :
– провести краткий теоретический анализ литературных источников относительно рассматриваемой в работе темы;
– дать обзор истории зарождения налогов;
– определить сущность налогов как экономической базы;
– рассмотреть функции налогов;
Самым важным налогом, за счет которого пополняется казна государства, является налог на прибыль организаций и предприятий. При реализации продукции ими уплачивается также НДС, или налог на добавленную стоимость. Третьим по значимости, но первым по распространенности, идет подоходный налог, или НДФЛ (налоги на доходы физических лиц). НДФЛ, который часто называют налогом на зарплату, платят все граждане и индивидуальные предприниматели, это аналог налога на прибыли для физических лиц.
Собственники имущества могут облагаться податями на право владения им. Это налог на имущество для юридических и физических лиц, а также земельные и транспортные налоги (на автомобили и некоторые другие транспортные средства). Кроме этого, для отдельных категорий товаров существует особое обложение, акцизы. Акциз берется с алкоголя, табачной продукции, легковых автомобилей и бензина. Отчисления в бюджет за пересечение товарами границы и за предоставление юридически значимых услуг государственными органами называются пошлинами, они бывают таможенные, государственные и судебные. Есть еще и страховые взносы, идущие во внебюджетные фонды на пенсионное, социальное и медицинское страхование, которые раньше называли единым социальным налогом (ЕСН). Все эти платежи можно смело отнести к налоговым сборам, поскольку они так или иначе опустошают кошелек налогоплательщика. [18. C.196]
С развитием экономики в России возникла необходимость реформирования и оптимизации налогового законодательства, стимулирования или сдерживания различных отраслей и сфер деятельности экономики, а так же государственного регулирования финансовой деятельности хозяйствующих субъектов. Примененные меры по достижению поставленных целей не были столь эффективны, как планировалось. В связи с этим у налогоплательщиков, как физических, так и юридических лиц, возникли проблемы в области налогообложения, которые будут рассмотрены в следующем параграфе.
3.2 Проблемы налогообложения в РФ
Современная налоговая система должна быть справедливой, эффективной и доступной для понимания. Однако как в западных странах, так и в РФ появились и получили развитие тенденции усложнения налогового законодательства, распространения затратных и малоэффективных мер налогового администрирования. В результате неоправданно высокое бремя налогов стало возлагаться на налогоплательщиков и на производительный сектор в целом, в то время как представители кредитно-банковского сектора, сферы биржевой торговли пользуются практически режимом иммунитета от всех форм налогообложения.
Одной из главных проблем налоговой системы РФ является уклонение налогоплательщиков от уплаты налогов.
По оценкам специалистов, в хозяйственной практике присутствуют четыре основных мотива уклонения от уплаты: моральные, политические, экономические и технические. Одной из главных причин уклонения от уплаты налогов является нестабильное финансовое положение налогоплательщика, и чем оно неустойчивее, тем сильнее намерение скрыть налоги. Еще одна из причин уклонения от налогов –сложность и противоречивость налогового законодательства. Результаты собираемости налогов напрямую зависят от четкости изложения методик налогообложения, технической оснащенности налоговых инспекций, а также от уровня знаний граждан и организаций в области налогового законодательства.
Современная налоговая практика выработала два основных метода воздействия на поведение налогоплательщиков: предупреждение нарушений (превентивные меры) и наказание (репрессивные меры). В настоящее время, к сожалению, наиболее распространены последние меры. Однако тезис, согласно которому соблюдения налоговой дисциплины можно добиться только путем ее ужесточения, представляется, по меньшей мере, ошибочным, так как применение таких мер вызывает в отношениях с налогоплательщиками враждебность и ведет к противоборству. А отношения противостояния крайне негативно отражаются на результатах собираемости налогов и требуют значительных усилий для ее повышения.
Как показывает практика, во всех развитых странах, да и в России в последние годы серьезной проблемой стало прогрессирующее усложнение налоговых процедур и правил.
Для решения этих проблем в ряде европейских стран уже ведется перестройка всего налогового процесса, реализуются меры по упрощению и совершенствованию отношений с налогоплательщиками. Эта перестройка осуществляется по следующим направлениям:
– концентрация учетной, счетной и контрольной роботы налоговых органов в крупнейших центрах обработки данных (в США, например, вся эта работа сосредоточена в семи региональных учетных центрах);
– выведение налогоплательщиков на единый канал расчетов по всем основным видам налогов (введенный, например, в Италии принцип единого счета для уплаты всех налогов);
– упор на распространение «дружелюбных» методов работы с налогоплательщиками (методы постоянных консультаций, примирение по спорам в досудебном порядке). [21. C.83]
Одной из самых сложных и слабо разработанных считается система ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения.
Неопределенность составов, отсутствие дифференциации санкций в зависимости от субъективной стороны правонарушений, отсутствие законодательных процедур их применения - все это от начала до конца требует пересмотра, полной замены норм, регулирующих ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, вообще формирования иных подходов к решению проблемы.
Следует отметить и проблему нестабильности налогового законодательства, когда вносятся поправки и изменения, имеющие обратную силу, ликвидируются ранее введенные привилегии, что создает дополнительный источник риска для инвесторов. Государство должно гарантировать соблюдение стабильности налогов и правил их взимания в течение значительного периода времени. Налоги не должны пересматриваться чаще, чем раз в несколько лет. При этом обо всех планируемых изменениях налогоплательщиков необходимо извещать до периода их действия, а не ставить перед уже свершившимся фактом.
В настоящее время продолжает иметь место недостаточная четкость и ясность положений нормативных документов по налогообложению, их противоречивость и запутанность. Это значительно затрудняет изучение данных документов налогоплательщиком. Только стабильность налогового законодательства, а также правовые гарантии для налогоплательщика со стороны государства, обеспеченные четкой налоговой политикой по вопросам законодательства о налогах и сборах, позволят говорить о становлении стройной и правомерной системы законодательства в данной области. [14. C.105]
Необходимо также урегулировать на законодательном уровне вопрос повышения эффективности налогового контроля. На сегодняшний день нет никаких указаний о периодичности и продолжительности налоговых проверок, о формах и процедурах участия налогоплательщиков в рассмотрении актов проверок, о порядке и сроках принятия решений и т. д.
Налог на имущество является одним из самых проблемных для налогоплательщика обременений, и сложность его оптимизации заключается в том, что он является «прямым» налогом, то есть обложение им не предусматривает возможности уменьшения его на суммы каких-либо вычетов. При этом отягощает данный налог и тот факт, что он взыскивается и с транспортных средств, что не вполне справедливо по отношению к налогоплательщику, уплачивающему с них еще и транспортный налог. По сути, это двойное налогообложение одних и тех же объектов налогового учета. [21. C.83]
Проблема, с которой регулярно сталкиваются многие организации - это двойное налогообложение прибыли. Она возникает тогда, когда с одной и той же прибыли (дохода) у одного и того же лица или двух последовательных ее получателей налог на прибыль подлежит исчислению и уплате в бюджет дважды. В Российской Федерации основными источниками правового регулирования устранения двойного налогообложения являются Налоговый кодекс Российской Федерации, а также заключенные Россией международные договоры об избежании двойного налогообложения. В Налоговом кодексе Российской Федерации проблеме устранения двойного налогообложения посвящены статьи 311 и 312. Основную же роль в разрешении проблемы двойного налогообложения прибыли организаций играют международные акты.
Существенной проблемой также остается борьба с производством подпольной алкогольной продукцией. Ежегодный доход подпольных алкогольных производителей на территории одного региона составляет по самым скромным подсчетам 300 млн. рублей. Данный теневой бизнес наносит существенный ущерб и законным производителям алкогольной продукции, т.к. они недополучают причитающуюся им долю прибыли, и, соответственно, бюджету региона.
В следующем параграфе рассмотрим перспективы развития налоговой системы в РФ.
3.3 Перспективы развития налоговой системы в РФ
Если исходить из этих задач и принимать во внимание провозглашенные Президентом РФ и Правительством РФ цели экономической политики, то основные направления проводимой налоговой политики должны быть следующими:
- высокая прогрессивность обложения особо высоких спекулятивных доходов (для уменьшения слишком большого неравенства распределения доходов в обществе);
- установление необлагаемого минимума для получателей особо низких доходов (не менее 2,5 тыс. руб. в месяц);
- льготное налогообложение производственного сектора (налогом на прибыль) и низкооплачиваемого наемного труда (единым социальным налогам);
- льготное налогообложение основных продуктов потребления, определяющих необходимый минимум потребления (и, соответственно, стоимость рабочей силы)
- повышение налогообложения прибыли и доходов, вывозимых за рубеж не на цели содействия экспорту товаров и услуг;
- особо льготный налоговый режим для инвестиционной деятельности, особенно для вложений в высокотехнологичные и наукоемкие отрасли. [20. C.101]
В связи с этими направлениями можно провести такие преобразования, как отмена всех форм прямого обложения доходов, не превышающих прожиточный минимум работника (подоходный, социальный и другие удержания). Очевидно, что работники с такими доходами просто не могут участвовать в финансировании государственных расходов и накоплении ресурсов на свое пенсионное обеспечение.
В этой связи государству необходимо уделить особое внимание развитию малого бизнеса. Налогообложение малого бизнеса должна регулировать система, предусматривающая радикальное упрощение исчисления налогов, значительное сокращение их величины, освобождение от налогообложения средств, направляемых субъектами малого предпринимательства на развитие собственного производства.
Для этого необходимо продолжить работу по совершенствованию существующего законодательства, регулирующего развитие субъектов малого предпринимательства путем решения следующих основных задач:
- Предоставить полное право субъектам РФ устанавливать налоговые льготы по единому налогу при применении упрощенной системы налогообложения и по единому налогу на вмененный доход.
- Решение проблемы начисления и уплаты налога на добавленную стоимость, возникающей у крупных и средних организаций, приобретающих товары (работы, услуги) у субъектов малого предпринимательства для дальнейшей реализации (переработки, иной трансформации).
- Следует также дополнить НК РФ положением, согласно которому суммарное налоговое бремя субъектов малого предпринимательства от всех видов налогов и сборов (федеральных, региональных, местных) не может превышать установленного размера их валового годового дохода от реализации товаров, работ, услуг.
Многие современные экономисты считают, что необходимо прекратить налогообложение малого предпринимательства.
Разумеется, такая свобода от налогов должна распространяться только на действительно малые предприятия при соблюдении следующих условий:
- учредители не только вкладывают свой капитал, но и реально работают на этих предприятиях;
- среди учредителей нет юридических лиц;
- число наемных работников ограничивается либо членами семьи, либо невысоким лимитом.
Итак, в данной курсовой работе нами были проанализированы налоги как экономическая база и как инструмент финансовой политики государства. Следовательно, задачи работы выполнены, а цель – достигнута.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель работы заключалась в анализе налогов как экономической базы и как инструмента финансовой политики.
В ходе выполнения работы для достижения поставленной цели были определены и последовательно решены следующие взаимосвязанные задачи:
– проведен теоретический анализ литературных источников относительно рассматриваемой в работе темы;
– дан краткий обзор истории зарождения налогов;
– определена сущность налогов как экономической базы;
– рассмотрены функции налогов;
– определена роль налогов в рыночной экономике как инструмента финансовой политики;
– проанализировано современное состояние налоговой системы РФ;
– выявлены проблемы налогообложения в РФ;
– определены перспективы развития налоговой системы в РФ.
Подводя итоги проделанной работы, автор считает необходимым привести следующие выводы.
Появление налогов было обусловлено возникновением государства и потребностью в средствах, необходимых для его функционирования. Налоги – необходимое звено экономических отношений и основной источник доходов государства.
Налог является комплексной категорией, включающей в себя экономическую, финансовую и правовую составляющие.
Экономическая сущность налогов выражается через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения и отражают систему налоговых правоотношений государства и налогоплательщиков.
У исследователей нет единого мнения о составе и количестве выполняемых налогами функций. Одни считают, что таких функций всего две: фискальная и экономическая, другие выделяют четыре функции: фискальную, распределительную, стимулирующую и контрольную.
Роль налогов в рыночной экономике определяют фискальная и стимулирующая функции. Также система налогообложения оказывает влияние на формирование условий хозяйствования для предприятий. Налоговая система может как облегчать и поддерживать рост финансовых накоплений предприятий, так и осложнять его. Государство также может укреплять конкурентоспособность предприятий, направляя часть бюджетных поступлений, полученных от налогообложения предприятий, на цели и задачи, укрепляющие эту способность.
Информация о работе Налоги как экономическая база и инструмент финансовой политики государства