Налоги как экономическая база и инструмент финансовой политики государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 09:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в анализе налогов как экономической базы и как инструмента финансовой политики.
Для достижения поставленной цели необходимо определить и последовательно решить ряд взаимосвязанных задач, среди которых выделим такие :
– провести краткий теоретический анализ литературных источников относительно рассматриваемой в работе темы;
– дать обзор истории зарождения налогов;
– определить сущность налогов как экономической базы;
– рассмотреть функции налогов;

Файлы: 1 файл

Гумбург.doc

— 383.50 Кб (Скачать)

Таким образом, среди множества целей налога первенство должно принадлежать фискальной цели. В пользу данной позиции можно привести три аргумента. Первый их них касается защиты публичных поступлений, ничто не может заменить налоги в пополнении доходов бюджета. Второй – защита от конфискации. Если бы главной целью налога оставались социальные и экономические задачи, тогда оптимальной ставкой была бы максимальная ставка. И, наконец, третий – это упрощение налоговой системы.

Возложение на налоговую систему социально-экономических задач связано с риском чрезмерного отягощения данной системы и может привести к нарушению стабильности экономики, которая меняется с конъюнктурой и экономической политикой. Из этого можно сделать вывод о том, что главной среди целей налогообложения должна оставаться фискальная. Это обозначает, что в налоговой системе в первую очередь должны присутствовать эффективные фискальные налоги, которые гарантируют бюджету самые высокие доходы при самых низких издержках из взимания (принцип дешевизны налога), без побочных отрицательных последствий в экономической и социальной сферах.

Государство располагает разными инструментами воздействия на экономику и социальные структуры, в том числе отличными от налоговой политики. Социальные и экономические цели можно успешно осуществлять при помощи кредитной политики, социальной политики или же использованием административных рычагов. Налоговые же поступления как источник доходов бюджета нельзя заменить ничем другим.

Процесс взимания налогов базируется на применении разных ставок налогов. Выделяют такие виды ставок:

– твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения вне зависимости от размеров дохода;

– пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины;

– использование прогрессивных ставок предполагает прогрессивное увеличение ставки налога по мере роста дохода. Данный вид ставок является инструментом изъятия средств у лиц, которые получают большие доходы;

– регрессивные ставки предполагают уменьшение налога по мере увеличения дохода. Данные ставки наиболее выгодны лицам, которые обладают немалыми доходами, и наиболее обременительны юридическим и физическим лицам, у которых доходы незначительны.

В зависимости от платежеспособности и метода взимания налоги можно подразделить на прямые и косвенные. Уплата прямых налогов происходит непосредственно определенным плательщиком. В основном, такие налоги прямо пропорциональны платежеспособности. Косвенные налоги являются обязательными платежами, которые включены в цену товара либо услуги. Существенную часть их формируют акцизы.

В зависимости от использования налоги можно разделить на общие, которые поступают в общую доходную часть бюджета, и специальные (целевые), которые используются строго в определенных целях.

Согласно государственному устройству и бюджетной структуре налоги разделяются на федеральные и местные.

Совокупность взимаемых в государстве сборов, налогов, пошлин и иных платежей, а также методов и форм их построения формирует налоговую систему. В налоговой системе устанавливаются определенные методы взимания и построения налогов.

Принципы, которым должна отвечать налоговая система, были разработаны еще А. Смитом и содержали в себе принципы справедливости, нейтральности и простоты расчета.

Свою актуальность данные принципы не утратили и на современном этапе. Нейтральность налоговой системы содержится в обеспечении одинаковых налоговых стандартов для всех налоговых плательщиков. К сожалению, в странах с переходной экономикой данная нейтральность практически не существует.

Разнообразие льгот отраслям и фирмам, широкая дифференциация налогов дискредитируют общество и подрывают экономическую стабильность.

Принцип справедливости предусматривает возможность равноценного изъятия налоговых средств у разных категорий юридических и физических лиц, не ущемляя интересов любого плательщика и в тоже время обеспечивая достаточными средствами бюджетную систему.

Принцип простоты предполагает построение налоговой системы с применением набора функциональных инструментов определения облагаемого дохода, величины налога и налоговой ставки, которые понятны налогоплательщикам и налогосборщикам.

В странах с федеральным устройством при формировании налоговой системы широко применяется принцип равномерного распределения налогового бремени по отдельным субъектам федерации и регионам.

Количественно уровень налогового бремени можно представить отношением суммы налогов на душу населения к платежеспособности, либо суммы налога, которая осталась после уплаты налога, к платежеспособности.

    (1.1)

где Нх – средняя сумма налогов на душу населения;

DH – доход населения после уплаты налогов;

ПН – платежеспособность населения. [17. С.116]

Также уровень налогового бремени можно исчислять по доле налогов в валовом внутреннем продукте

     (1.2)

где Кнал. бремени – коэффициент или уровень налогового бремени;

Н – сумма налогов;

ВВП – валовой внутренний продукт.[17. С.120]

Необходимо отметить, что данный метод сравнительного сопоставления рекомендуется международной организацией ЮНЕСКО.

Итак, рассмотрев сущность, внутреннюю структуру, цели, функции, принципы налога, в следующей главе перейдем к анализу налогов как инструмента финансовой политики, их роли в рыночной экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 НАЛОГИ КАК  ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ  ГОСУДАРСТВА И ИХ РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

2.1 Налоги как инструмент  финансовой политики. Кривая Лаффера

Проанализировав в первой главе курсовой работы налоги как экономическую базу, перейдем к рассмотрению их в качестве инструмента финансовой политики государства. Анализируя данный вопрос, по мнению автора курсовой работы, необходимо рассмотреть кривую Лаффера.

Отметим, что налоговая система, построенная с учетом налоговых льгот и рациональных налоговых ставок, обеспечивает действие стимулирующей функции развития производства и увеличения налоговой базы. Наоборот, неоправданное увеличение ставок создает условия снижения объемов производства и «ухода» от уплаты налогов.

Примером крупномасштабных мероприятий по стимулированию общей экономической крнъюнктуры может служить крупное снижение налоговых ставок в начале 80-х годов XX в. в США. Теоретическим обоснованием этой программы стали расчеты американского экономиста А. Лаффера, доказавшего, что снижение налоговых ставок до предельной оптимальной величины способствует подъему производства и росту доходов.

Согласно рассуждениям А. Лаффера, чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы корпораций снижает у них стимулы к капиталозатратам, тормозит НТП, замедляет экономический рост. Графическое отображение зависимости между доходами бюджета и динамикой налоговых ставок получило название «Кривой Лаффера» (рис. 2.1). [9. С.125]

Рисунок 2.1 – Кривая Лаффера

На рисунке 2.1 по оси ординат отложены налоговые ставки R, по оси абсцисс — поступления в бюджет V. При увеличении ставки налога R доход государства в результате налогообложения V увеличивается. Оптимальный размер ставки R, обеспечивает максимальные поступления в государственный бюджет Vy. При дальнейшем повышении налогов стимулы к труду и предпринимательству падают, а при 100 % налогообложении доход государства равен нулю, так как никто не хочет работать, не получая дохода.

Повышение или понижение налоговых ставок оказывает тормозящее или стимулирующее воздействие на динамику инвестиций. Налоговая система любого государства по своей сути не статична, а довольно динамична. Это связано с изменением экономической конъюнктуры, целей и задач экономического роста.

Являясь мощным инструментом финансовой политики, величина налоговой ставки и общая масса изымаемых в государственный бюджет ресурсов оказывает непосредственное влияние на динамику социально-экономического развития общества, в результате чего с течением времени изменяется степень их полезности для общества и государственной власти.

Проведение экспертиз и исследований воздействия налоговых систем или отдельных налогов на развитие общественного производства и экономико-политическое состояние основывается на дискретном изучении этих воздействий в определенные моменты времени, и на этой основе делаются выводы о целесообразности и обоснованности каждого конкретного налога.

Такие исследования имеют смысл и могут оказаться неплохим инструментом в разработке бюджетных планов в условиях абсолютно стабильного общества.

Однако таких обществ в природе не существует — любое государство постоянно развивается, изменяются представления людей о потребностях, происходят изменения во внешнем мире, изменяются потребности самого государства и т. д.

Если рассматривать налоговую систему как часть финансовой системы государства, то необходимость рационального распределения государственных средств по наиболее перспективным направлениям является одной из наиболее важных проблем в сфере перераспределения получаемых государством средств.

Чрезмерное внимание социальным программам снижает заинтересованность части населения в повышении своего жизненного уровня, что в конечном счете пагубно сказывается на общем уровне производства в стране. Здесь, как и в случае с определением предельных ставок налогов, необходима «золотая середина», значительное отклонение от которой в ту или иную сторону, может негативно отразиться на общеэкономическом и политическом состоянии государства.

Интересы общества и интересы государства на практике могут совпадать, а могут значительно различаться, в результате чего уровень заинтересованности в налогах у них также будут различаться. Интересы государства, формально являющиеся отражением интересов общества, на практике значительно отклоняются от них, поскольку в ходе своего функционирования государство, которое представляет далеко не все общество, а лишь какую-либо его часть, проводит соответственную интересам этой части политику. Таким образом, потребности в сумме налоговых сборов для общества и государства зачастую различаются, что создает проблему определения «идеальной» суммы налогов, которую необходимо собрать. На каждом этапе своего развития государство определяет величину ресурсов, необходимых для исполнения доходной части бюджета. И здесь на первый план выступает правильный подход к определению налоговой ставки — неправомерное ее завышение или занижение способны значительно снизить прогнозируемую величину собираемых налогов.

2.2 Роль налогов в  рыночной экономике

Выше нами было определено, что основными функциями налогов являются фискальная и стимулирующая.

Данные функции определяют роль налогов в рыночной экономике, в связи с этим более подробно уделим внимание данным функциям.

Первоначальной целью налогообложения, за некоторыми исключениями, было получение денежных средств, необходимых для покрытия общественных нужд. С этим связана фискальная функция, являющаяся главной и основной функцией налога. Значение этой функции в основном зависит от расходов госбюджета, а они, в свою очередь, от того, как государство осуществляет социальные и экономические задачи. Чем налог эффективнее с фискальной точки зрения, тем большие доходы получает бюджет. Чрезмерные бюджетные расходы могут вызвать осложнения в получении денежных средств, необходимых для их осуществления, а также значительно ограничить основные принципы рыночной экономики.

Как правило, решения о расходах государства в значительной мере носят политический характер, что создает угрозу предпочтения в налоговой системе лишь фискальным целям и функциям. Эти функции никогда не были преодолены ни одним общественно-политическим строем, ни отдельными концепциями государственного порядка. Налоги были и остаются основным источником публичных доходов. Это, однако, не означает что фискальная функция обложения, связанная с самой сущностью налога, может доминировать во всей налоговой системе. Ее конструкция должна стремиться к своеобразному компромиссу между фискальными и экономическими целями. Ведь экономическое развитие невозможно при слишком высоких налогах, уничтожающих источники налога. А так происходит, если налоговая политика направлена лишь на обеспечение стабильных доходов госбюджета.

Рестрикционная фискальная политика приводит к отрицательным результатам в области накопления и инвестирования. Она также влечет за собой падение интереса хозяйственных субъектов к наращиванию прибыли, ослабляет мотивацию к эффективной хозяйственной деятельности.[18. C.193]

Стимулирующая функция налога заключается в формировании определенных реакций налогоплательщиков – их поведения и действий, а также общественно-экономических процессов.

Функция эта носит универсальный характер и реализуется в странах с различным общественно-политическим строем. Соответствующее воздействие налога на хозяйствующих субъектов может побудить их к открытию или продолжению хозяйственной деятельности или оказать воздействие на развитие ее определенной формы. Сила этого воздействия зависит от конструкции отдельных налогов. В случае стимулирующей функции на первый план в интересах законодателя выдвигаются цели, не связанные с финансированием публичных расходов.

Информация о работе Налоги как экономическая база и инструмент финансовой политики государства