Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 00:56, реферат
Экономическая политика - это совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации общественно значимых целей.
Государственное регулирование экономики преследует следующие цели:
устойчивый рост национального производства;
поддержание эффективного размера занятости;
стабилизацию уровня цен;
обеспечение внешнеторгового баланса.
Экономическая политика государства: основные цели и задачи
Экономическая политика - это совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации общественно значимых целей.
Государственное
регулирование экономики
Можно выделить следующие направления государственного регулирования экономики:
Через регулирование капиталовложений
государство оказывает
Регулирование рынка рабочей силы осуществляется по ряду направлений:
Государственное регулирование
сферы НИОКР позволяет
Помимо вышеназванных форм государственного регулирования, можно также выделить еще и такие формы, как система экономического программирования, регулирование мелкого и среднего бизнеса, сельскохозяйственного производства и т.д.
Реализация экономической политики возможна лишь при использовании совокупности мер, инструментов, образующих механизм государственного воздействия на экономику.
К числу наиболее важных инструментов государственного регулирования относятся: фискальная политика, денежная политика, политика регулирования доходов, внешнеэкономическая политика, социальная политика
Субъекты исполнения экономической политики
Значимое место в формировании экономической политики отводится субъектам исполнения и влияния: общественным и политическим объединениям, средствам массовой информации, видным политическим деятелям. Влияние на экономическую политику оказывает также каждая личность (в роли потребителя и избирателя). Очевидно, что роли субъектов экономической политики тесно переплетены и взаимосвязаны. Сложная система субъектов экономической политики определяет три принципиальных положения ее формирования:
Экономическая политика всегда испытывает на себе определяющее воздействие двух факторов: постоянно меняющейся хозяйственной ситуации и уровня экономического мышления.
Эффект экономической
политики выше в том случае, когда
она увязана с реалиями данной
страны: учтены политический расклад
сил, производственно-технический
Экономическая политика является решающим средством поддержания политического курса страны.
Для выработки экономической политики особое значение имеет выбор цели и соответствующей ей инструментов.
Инструменты государственной экономической политики
Инструменты экономической
политики государства выбираются в
зависимости от ее целей. Макроэкономические
цели современных государств многогранны,
поэтому и воздействие
В фискальной политике основным
инструментом воздействия государства
на экономику является государственный
бюджет. Его действенность в данном
ключе основана на таких категориях,
как доходы и поступления. Рассмотрим
подробнее структуру бюджета
как инструмента
1) налоги, акцизы, таможенные пошлины и т. п. (как правило, эта категория составляет около 80–85 % от всех доходов бюджета);
2) доходы от государственной собственности (удельный вес составляет обычно 7-10 %);
3) прирост поступлений
из фондов социального
4) другие доходы.
Расходы бюджета включают в себя:
1) трансферты (выплаты на здравоохранение, образование и т. п.) и субсидии. Причем, как правило, эта категория составляет около 50 % всех расходов;
2) развитие конъюнктуры
рынка и стимулирование
3) содержание оборонного комплекса страны, государственных аппаратов и ведение внешней политики (25–30 % от общего числа расходов);
4) другие расходы.
Итак, из рассмотренной структуры
видно, что государственный бюджет
как инструмент регулирования экономики
может участвовать в управлении
социально-экономическими процессами
перераспределения и
В целом же бюджетно-налоговые
инструменты экономической
Налогообложение, являясь инструментом фискальной политики государства, влияет как на получателя средств – государство, так и на граждан, предприятия и учреждения страны, т. е. налогоплательщиков. Поэтому действие налогообложения в системе государственного регулирования основано на следующих принципах.
1. Принцип получения благ. Экономические агенты, такие как предприниматели, могут приобрести товары и услуги, предоставляемые им государством, так же как и остальные товары. То есть когда предприниматель получает доход от предоставленных государством товаров или услуг, он обязывается уплачивать налоги, обеспечивающие финансирование производства данных товаров и услуг.
2. Принцип платежеспособности. Налоги должны взиматься с тех, в чьем распоряжении есть определенный доход и благосостояние. К тому же граждане или предприниматели, обладающие высокими доходами, должны платить более высокие налоги, чем экономические агенты с более низким благосостоянием. Таким образом, тяжесть налогов распределяется. Это необходимо, так как для граждан с небольшим доходом каждый рубль дороже, чем для более обеспеченных, т. е. с помощью данного принципа соблюдается определенный морально-этический баланс в налогообложении и отчасти в перераспределении доходов.
Действие же инструментов
кредитно-денежной политики помогает
регулировать совокупный объем производства,
занятость и уровень цен
1) ставка рефинансирования – это учетная ставка процента, при повышении которой объем займов у Центрального банка снижается, уменьшаются операции остальных (коммерческих) банков, они получают кредит дороже и из-за этого повышают собственные ставки по ссудам. Таким образом, общее предложение денег в экономике страны снижается;
2) норма обязательных
резервов. Состояние экономики
3) операции на открытом рынке. Купля-продажа Центробанком государственных ценных бумаг также обусловливает изменение денежной массы в стране. Например, если Центральный банк купит ценные бумаги у коммерческого банка, сумма на его резервном счете возрастет, и тогда начинает действовать мультипликатор расширения денежной массы. Здесь важно помнить, что объем расширения денежной массы зависит от того, как ее прирост распределится по депозитам и на наличные. Соответственно при продаже Центробанком ценных бумаг произойдет обратный процесс.
Таким образом, с помощью
данных инструментов кредитно-денежной
политики государство может
Объективная необходимость государственного регулирования экономики
В настоящее время регулирующая роль государства возрастает практически во всех сферах экономической деятельности, например в сфере занятости и производительности труда, в производстве, в установлении уровня цен, сборе налогов, правительственных расходах и в распределении ресурсов, хотя основная экономическая активность государства состоит из таких категорий, как: закупка товаров (или услуг), продажа товаров (услуг), налоги, трансферты, субсидии, создание или погашение общественного долга.
Экономическая деятельность частного и государственного секторов отличается, однако в сумме они дополняют друг друга в достижении общенациональных, социальных, политических и экономических целей страны. Хотя в основном отношения государства и частного сектора сводятся к таким категориям, как расчеты и трансферты.
Итак, государство участвует в покупке и продаже благ, как и другие организации. Расчеты в этом случае являются двусторонними и идут по обычной схеме, как и любые расчеты частного сектора. Трансферты же определяются такими возможностями государства, которых нет в частном секторе, а именно:
В данном контексте
налоги можно рассматривать как
трансфертные выплаты сектора частных
экономических агентов
Кроме того, очень важными причинами, оправдывающими необходимость роста государственного сектора в экономике, являются рост обобществления производства, потребность в национальной обороне, рост городов и численности населения, проблемы окружающей среды, необходимость преодоления нищеты и сокращения неравенства доходов и другие процессы, которые могут контролироваться только государством в соответствии с его возможностями, целями и задачами.
Между государственными закупками и трансфертными платежами существуют большие отличия. Посредством государственных закупок, таких как закупки оружия, строительство учреждений, содержание аппарата здравоохранения, образования и т. п., ресурсы перераспределяются от частного к общественному потреблению товаров. Тогда как с помощью трансфертных платежей государство изменяет структуру производства товаров частного сектора. Ведь при приобретении товаров и услуг отдельные группы с помощью государства приобретают оплаченные обществом товары, и таким образом рост спроса на определенные товары (услуги) влияет на производственную структуру и активность. Хотя при сравнении роли закупок и трансфертов во влиянии государства на экономику главная роль все же отводится государственным закупкам.
Таким образом, государственное
регулирование экономики
Основные направления государственного регулирования экономики
Как правило, государственное регулирование экономики осуществляется в двух нишах, а именно: на уровне федерального правительства и различных местных органов власти. В каждом из них государственный сектор обладает собственными доходами из определенных денежных источников и соответственно расходами своих бюджетов. Однако на любом уровне политика государства ведется в нескольких основных направлениях.
Информация о работе Экономическая политика государства: основные цели и задачи