Экономическая политика государства: основные цели и задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 00:56, реферат

Краткое описание

Экономическая политика - это совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации общественно значимых целей.
Государственное регулирование экономики преследует следующие цели:
устойчивый рост национального производства;
поддержание эффективного размера занятости;
стабилизацию уровня цен;
обеспечение внешнеторгового баланса.

Файлы: 1 файл

Экономическая политика государства.docx

— 28.15 Кб (Скачать)

Экономическая политика государства: основные цели и  задачи

Экономическая политика - это совокупность предпринимаемых  государством мер воздействия на экономические процессы для реализации общественно значимых целей.

Государственное регулирование экономики преследует следующие цели:

  • устойчивый рост национального производства;
  • поддержание эффективного размера занятости;
  • стабилизацию уровня цен;
  • обеспечение внешнеторгового баланса.

Можно выделить следующие  направления государственного регулирования экономики:

  • регулирование капиталовложений;
  • регулирование сбыта;
  • регулирование рынка рабочей силы;
  • стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

Через регулирование капиталовложений государство оказывает воздействие  на темпы и пропорции общественного  воспроизводства, используя при  этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Вложения осуществляются как  за счет государственного бюджета, местных  бюджетов, так и за счет частных  инвестиций, которые стимулируются  с помощью налоговых льгот.

Регулирование рынка  рабочей силы осуществляется по ряду направлений:

  • установление максимальной продолжительности рабочей недели;
  • установление минимальной величины заработной платы;
  • установление порядка взносов на нужды социального страхования;
  • государственное стимулирование профессионального обучения и переподготовки кадров.

Государственное регулирование  сферы НИОКР позволяет поддерживать высокое государственное стимулирование профессионального обучения и переподготовки кадров. Оно же позволяет поддерживать высокие темпы научно-технического прогресса, обеспечивать динамичное развитие экономики. Государство в западных странах финансирует от 40 до 50% общих  затрат на НИОКР, при этом финансовые ресурсы оно выделяет не под количество персонала, как в нашей стране, а под конкретный проект.

Помимо вышеназванных  форм государственного регулирования, можно также выделить еще и такие формы, как система экономического программирования, регулирование мелкого и среднего бизнеса, сельскохозяйственного производства и т.д.

 

Реализация экономической  политики возможна лишь при использовании  совокупности мер, инструментов, образующих механизм государственного воздействия  на экономику.

К числу наиболее важных инструментов государственного регулирования  относятся: фискальная политика, денежная политика, политика регулирования доходов, внешнеэкономическая политика, социальная политика

Субъекты  исполнения экономической политики

Значимое место  в формировании экономической политики отводится субъектам исполнения и влияния: общественным и политическим объединениям, средствам массовой информации, видным политическим деятелям. Влияние  на экономическую политику оказывает  также каждая личность (в роли потребителя  и избирателя). Очевидно, что роли субъектов экономической политики тесно переплетены и взаимосвязаны. Сложная система субъектов экономической политики определяет три принципиальных положения ее формирования:

Экономическая политика всегда испытывает на себе определяющее воздействие двух факторов: постоянно  меняющейся хозяйственной ситуации и уровня экономического мышления.

Эффект экономической  политики выше в том случае, когда  она увязана с реалиями данной страны: учтены политический расклад  сил, производственно-технический потенциал, состояние социальной структуры, институциональный  порядок общегосударственного и местного управления и т. д.

Экономическая политика является решающим средством поддержания политического курса страны.

Для выработки экономической  политики особое значение имеет выбор  цели и соответствующей ей инструментов.

 

Инструменты государственной экономической  политики

Инструменты экономической  политики государства выбираются в  зависимости от ее целей. Макроэкономические цели современных государств многогранны, поэтому и воздействие государства  на экономику осуществляется с помощью  разных инструментов. Причем такое  воздействие государства может  быть как прямым, так и косвенным. Прямое воздействие подразумевает  участие государства в производственном процессе, а косвенное – предполагает использование финансовой системы. Таким образом, ключевыми инструментами  государственной экономической  политики являются бюджетно-налоговая  и кредитно-денежная политика.

В фискальной политике основным инструментом воздействия государства  на экономику является государственный  бюджет. Его действенность в данном ключе основана на таких категориях, как доходы и поступления. Рассмотрим подробнее структуру бюджета  как инструмента государственного управления экономикой. К бюджету относят:

1) налоги, акцизы, таможенные пошлины и т. п. (как правило, эта категория составляет около 80–85 % от всех доходов бюджета);

2) доходы от  государственной собственности (удельный вес составляет обычно 7-10 %);

3) прирост поступлений  из фондов социального страхования  и пенсионного фонда (или создание общественного долга – около 7 %);

4) другие доходы.

 

Расходы бюджета включают в себя:

1) трансферты (выплаты на здравоохранение, образование и т. п.) и субсидии. Причем, как правило, эта категория составляет около 50 % всех расходов;

2) развитие конъюнктуры  рынка и стимулирование экономического  роста. Данная статья расходов составляет около 12 % и включает в себя инвестиции в аграрный сектор и целевые программы, дотации предприятиям и т. п.;

3) содержание оборонного  комплекса страны, государственных  аппаратов и ведение внешней  политики (25–30 % от общего числа расходов);

4) другие расходы.

Итак, из рассмотренной структуры  видно, что государственный бюджет как инструмент регулирования экономики  может участвовать в управлении социально-экономическими процессами перераспределения и централизации  финансовых ресурсов, стимулирования производства и контроля финансового  состояния государства.

В целом же бюджетно-налоговые  инструменты экономической политики государства помогают обеспечивать полную занятость и производство неинфляционного ВВП. Это делается посредством изменения государственных расходов и налогов.

Налогообложение, являясь инструментом фискальной политики государства, влияет как на получателя средств – государство, так и  на граждан, предприятия и учреждения страны, т. е. налогоплательщиков. Поэтому  действие налогообложения в системе  государственного регулирования основано на следующих принципах.

1. Принцип получения  благ. Экономические агенты, такие как предприниматели, могут приобрести товары и услуги, предоставляемые им государством, так же как и остальные товары. То есть когда предприниматель получает доход от предоставленных государством товаров или услуг, он обязывается уплачивать налоги, обеспечивающие финансирование производства данных товаров и услуг.

2. Принцип платежеспособности. Налоги должны взиматься с тех, в чьем распоряжении есть определенный доход и благосостояние. К тому же граждане или предприниматели, обладающие высокими доходами, должны платить более высокие налоги, чем экономические агенты с более низким благосостоянием. Таким образом, тяжесть налогов распределяется. Это необходимо, так как для граждан с небольшим доходом каждый рубль дороже, чем для более обеспеченных, т. е. с помощью данного принципа соблюдается определенный морально-этический баланс в налогообложении и отчасти в перераспределении доходов.

Действие же инструментов кредитно-денежной политики помогает регулировать совокупный объем производства, занятость и уровень цен посредством  изменения денежного предложения. Здесь главными инструментами Центрального банка в регулировании предложения  денег являются:

1) ставка рефинансирования  – это учетная ставка процента, при повышении которой объем займов у Центрального банка снижается, уменьшаются операции остальных (коммерческих) банков, они получают кредит дороже и из-за этого повышают собственные ставки по ссудам. Таким образом, общее предложение денег в экономике страны снижается;

2) норма обязательных  резервов. Состояние экономики регулируется  посредством ее изменения;

3) операции на  открытом рынке. Купля-продажа Центробанком государственных ценных бумаг также обусловливает изменение денежной массы в стране. Например, если Центральный банк купит ценные бумаги у коммерческого банка, сумма на его резервном счете возрастет, и тогда начинает действовать мультипликатор расширения денежной массы. Здесь важно помнить, что объем расширения денежной массы зависит от того, как ее прирост распределится по депозитам и на наличные. Соответственно при продаже Центробанком ценных бумаг произойдет обратный процесс.

Таким образом, с помощью  данных инструментов кредитно-денежной политики государство может контролировать поток денежной массы, регулировать инфляцию и управлять спросом.

 

Объективная необходимость  государственного регулирования экономики

В настоящее время  регулирующая роль государства возрастает практически во всех сферах экономической  деятельности, например в сфере занятости и производительности труда, в производстве, в установлении уровня цен, сборе налогов, правительственных расходах и в распределении ресурсов, хотя основная экономическая активность государства состоит из таких категорий, как: закупка товаров (или услуг), продажа товаров (услуг), налоги, трансферты, субсидии, создание или погашение общественного долга.

Экономическая деятельность частного и государственного секторов отличается, однако в сумме они  дополняют друг друга в достижении общенациональных, социальных, политических и экономических целей страны. Хотя в основном отношения государства и частного сектора сводятся к таким категориям, как расчеты и трансферты.

Итак, государство участвует в покупке и продаже благ, как и другие организации. Расчеты в этом случае являются двусторонними и идут по обычной схеме, как и любые расчеты частного сектора. Трансферты же определяются такими возможностями государства, которых нет в частном секторе, а именно:

  • создание денег;
  • взимание налогов.

В данном контексте  налоги можно рассматривать как  трансфертные выплаты сектора частных  экономических агентов государству, тогда как чистые трансферты –  это выплаты государства частному сектору, они фиксируются как  расходы. Таким образом, действие государства  на экономическую систему страны в основном происходит через налогообложение  и правительственные расходы. При превышении расходов над поступлениями возникает государственный долг, который можно погасить посредством выпуска в обращение дополнительной денежной массы или продажи государственных ценных бумаг банкам или другим экономическим агентам. Соответственно возможность государства влиять на экономику страны, используя поступления и расходы, имеет огромное значение в современных макроэкономических системах.

Кроме того, очень важными причинами, оправдывающими необходимость роста государственного сектора в экономике, являются рост обобществления производства, потребность в национальной обороне, рост городов и численности населения, проблемы окружающей среды, необходимость преодоления нищеты и сокращения неравенства доходов и другие процессы, которые могут контролироваться только государством в соответствии с его возможностями, целями и задачами.

Между государственными закупками и трансфертными платежами существуют большие отличия. Посредством государственных закупок, таких как закупки оружия, строительство учреждений, содержание аппарата здравоохранения, образования и т. п., ресурсы перераспределяются от частного к общественному потреблению товаров. Тогда как с помощью трансфертных платежей государство изменяет структуру производства товаров частного сектора. Ведь при приобретении товаров и услуг отдельные группы с помощью государства приобретают оплаченные обществом товары, и таким образом рост спроса на определенные товары (услуги) влияет на производственную структуру и активность. Хотя при сравнении роли закупок и трансфертов во влиянии государства на экономику главная роль все же отводится государственным закупкам.

Таким образом, государственное  регулирование экономики оказывает  большое влияние на ее эффективность, поэтому государственный сектор экономики является важнейшим экономическим  фундаментом общественного развития.

 

Основные  направления государственного регулирования  экономики

Как правило, государственное регулирование экономики осуществляется в двух нишах, а именно: на уровне федерального правительства и различных местных органов власти. В каждом из них государственный сектор обладает собственными доходами из определенных денежных источников и соответственно расходами своих бюджетов. Однако на любом уровне политика государства ведется в нескольких основных направлениях.

Информация о работе Экономическая политика государства: основные цели и задачи