Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:36, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является изучение государственного долга в финансовой системе государства и определение его роли в бюджетном процессе, а также изучение проблемы и путей совершенствования управления государственным долгом в Республике Беларусь.
Объектом и предметом исследования моей курсовой работы является государственный долг как инструмент экономической политики государства.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Понятие и сущность государственного долга………………………………5
1.1. Внутренний и внешний государственный долг, их сущность,
отличия и источники формирования………………………………………...5
1.2. Влияние государственного долга на финансовое состояние экономики.…9
2. Особенности государственного долга в Республике Беларусь……….…...13
2.1. Внутренний, внешний и государственный долг Республики Беларусь….13
2.2. Формы долговых обязательств государственного долга
Республики Беларусь…………...……………...…………………………….19
2.3. Методы регулирования государственного долга
в Республики Беларусь ……………………………………………………....20
3. Управление государственным долгом…… ………………………………. 22
3.1. Стадии управления государственным долгом…………………………….. 22
3.2. Методы управления государственным долгом……………………………..24
Заключение ………………………………………………………………………...30
Список использованных источников …………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Понятие и сущность государственного долга………………………………5
1.1. Внутренний и внешний государственный долг, их сущность,
отличия и источники формирования………………………………………...
1.2. Влияние государственного долга на финансовое состояние экономики.…9
2. Особенности государственного долга в Республике Беларусь……….…...13
2.1. Внутренний, внешний и государственный долг Республики Беларусь….13
2.2. Формы долговых обязательств государственного долга
Республики Беларусь…………...……………...…………………
2.3. Методы регулирования государственного долга
в Республики Беларусь ……………………………………………………....20
3. Управление государственным долгом…… ………………………………. 22
3.1. Стадии управления государственным долгом…………………………….. 22
3.2. Методы управления государственным долгом……………………………..24
Заключение ………………………………………………………………………...
Список использованных источников …………………………………………….31
Введение
Актуальность данной работы состоит в том, что величина государственного долга (особенно в отношении к ВВП) является важным показателем экономики страны, так как обслуживание государственного долга требует средств из бюджета и тем самым диктует необходимость сокращения расходов как правило на социальные нужды, что отражается на жизненном уровне населения. Поэтому грамотное управление размерами и структурой государственного долга важная социально-экономическая задача.
Целью моей курсовой работы является изучение государственного долга в финансовой системе государства и определение его роли в бюджетном процессе, а также изучение проблемы и путей совершенствования управления государственным долгом в Республике Беларусь.
Объектом и предметом исследования моей курсовой работы является государственный долг как инструмент экономической политики государства.
В моей работе было проанализировано – понятия и виды государственного долга, особенности государственного долга в Республике Беларусь, а также методы управления государственным долгом.
В настоящее время необходимо больше уделять внимания бюджетной системе государства, а также вопросам дефицита и государственного долга, так как это способствует надежному функционированию государства, гармоничному развитию экономических и социальных отношений, росту благосостояния, как государства, так и его граждан. Надежная бюджетная система является одним из важнейших структур государства, поэтому, для достижения главной цели государства необходимо развивать и совершенствовать бюджетную систему государства.
Система государственного долга позволяет государству получать денежные средства на покрытие бюджетных дефицитов. Она является важным инструментом макроэкономического регулирования, управляя своей задолженностью, влияет на состояние кредитно-денежной сферы, а через нее – на экономику в целом.
Западные экономисты склонны к мнению, что умеренный внутренний долг – явление обычное, не имеющее тяжелых социально – экономических последствий. Они считают, что большой государственный долг не приведет к банкротству национальной экономики, так как всегда имеются источники его финансирования. К ним относят продажу новых облигаций и использование выручки для выплаты держателям погашенных облигаций, дополнительное налогообложение. Наконец, правительство может увеличить денежную массу в обращении и тем самым оплатить сумму долга с процентами.
Однако рост государственного долга вызывает и отрицательные тенденции. Рост процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, так как их получают наиболее обеспеченные слои населения. Дополнительное налогообложение негативно сказывается на деловой активности субъектов хозяйствования. Повышение ставки процента на внутреннем рынке, вызванное бюджетным дефицитом, вытесняет частные инвестиции. Однако нарастание внутреннего долга считается менее опасным, чем внешнего. Для погашения внешнего долга нация вынуждена рассчитываться частью национального продукта либо недвижимостью.
1. Понятие и сущность государственного долга.
1.1. Внутренний и внешний государственный долг, их сущность, отличия и источники формирования.
Государственный долг – это общий размер задолженности государства своим и иностранным физическим и юридическим лицам. Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредитором (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций. Причины возникновения государственного долга обусловлены, как правило, кризисными явлениями в экономике. Они определяются спадом производства, ростом предельных производственных издержек, неконтролируемых эмиссией национальных денежных единиц, ростом ВПК, ростом оборота в теневой экономике, потерь, хищений и т.д.
Различают внутренний долг и внешний. Внутренний – это долг государства населению, субъектам хозяйствования своей страны. Внешний – задолженность физическим, юридическим лицам, правительствам других стран.
Внутренний долг порождается бюджетными дефицитами, так называемым долговым финансированием. Государственные займы выпускаются на различные сроки. И поэтому государственный долг бывает краткосрочным (до 1 года), среднесрочным (до 5 лет), долгосрочным (свыше 5 лет). Наиболее обременительными являются краткосрочные долги, так как дата их погашения наступает очень быстро, а проценты по таким займам довольно высокие. Большинство экономистов утверждают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству нации, так как это долг самим себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность профинансировать его путем повышения налоговых ставок, выпуска денег, рефинансирования.
Вместе с тем нельзя недооценивать негативные последствия внутреннего долга, так как при определенных условиях он может стать серьезной проблемой для экономики страны. Рассмотрим некоторые из них.
Рост внутреннего долга особенно опасен для страны с низким уровнем доходов, а, следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг является альтернативной инвестированию свободных денежных средств в производство. Поэтому наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала.
Другая опасность связана с тем, что государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с частным сектором. В результате конкуренции ставка ссудного процента повышается, что ведет к сокращению частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительских расходов.
Негативным последствием роста внутреннего долга является увеличение суммы процентных выплат по нему. Если в экономике наблюдается стагнация или спад производства, то процентные выплаты могут оказаться неподъемными для страны. Поэтому необходимо постоянно отслеживать динамику соотношения между внутренним долгом и объемом национального производства. Если долг растет медленнее, чем объем валового внутреннего продукта, то это означает уменьшение его доли в национальном продукте. Если же темпы роста внутреннего долга обгоняют темпы роста валового внутреннего продукта, то доля государственного долга в последнем будет увеличиваться. Чтобы при этом его последствия не стали слишком тяжелыми для экономики, правительство должно принять определенные меры по управлению долгом. Если государство финансирует дефицит бюджета путем выпуска денег, то это приводит к инфляции. Она обесценивает номинальный внутренний долг и процентные выплаты по нему. Более того, высокие темпы инфляции могут сделать процентные ставки по государственным ценным бумагам даже отрицательными. Однако такой ход событий может привести к гиперинфляции, которая разрушительна для экономики страны. Следует учитывать также, что значительная доля государственного долга сейчас представлена краткосрочными государственными бумагами, а в условиях инфляции при каждом новом выпуске государственных бумаг ставка дохода будет возрастать. Получили распространение также бумаги с плавающей процентной ставкой, которая изменяется при изменении ставки ссудного процента или учетной ставки. Все это ограничивает возможности инфляции.
Введение специальных налогов или повышение налоговых ставок позволит в краткосрочном периоде увеличить доходы бюджета, а значит, уменьшить государственный долг. В долгосрочном временном интервале это может привести к сокращению производства, сужению базы налогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговых поступлений в казну.
Внешний долг может появиться по двум основным причинам: в результате прямого заимствования средств у иностранных государств, частных компаний и путем продажи государственных ценных бумаг иностранным юридическим и физическим лицам, государствам.
Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем внутреннего. При внешнем долге нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает уровень жизни населения. Кроме того, при предоставлении займа страна-кредитор может потребовать выполнения ряда условий, которые «неудобны» для страны-заемщика. В связи с негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит. Следует отметить, что абсолютная сумма долга малопоказательна для экономического анализа. Поэтому оценивают его относительную величину. Используют такие показатели, как доля внешнего долга в валовом национальном продукте и отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год. По оценкам экономистов, последний показатель не должен превышать 25%.
Большой внешний долг снижает международный авторитет страны и может осложнить получение новых иностранных займов. Поэтому правительство предпринимает определенные меры, чтобы уменьшить внешний долг, если он превышает приемлемый уровень. Оно может использовать для погашения части долга золотовалютные резервы страны, если таковые имеются. С согласия кредиторов правительство может переоформить кратко- и среднесрочную задолженность в долгосрочную или отсрочить выплату внешнего долга.
1.2. Влияние государственного долга на финансовое состояние экономики.
Мнимые проблемы.
Может ли крупный государственный долг привести государство к банкротству, лишив его возможности выполнять свои финансовые обязательства? Ни в коем случае, и этому есть три причины.
1. Рефинансирование – когда подходит ежемесячный срок выплаты части долга, правительство обычно не сокращает расходы и не повышает налоги, чтобы погасить облигации, срок которых истек. На самом деле правительство рефинансирует свой долг; оно продает новые облигации и использует выручку для выплат держателям погашаемых облигаций.
2. Налогообложение – правительство имеет конституционное право облагать население налогами и собирать их. Повышение налогов для правительства – один из способов получить достаточные доходы для выплаты процентов и общей суммы государственного долга.
3. Создание денег – банкротство государства очень сложно себе представить еще и потому, что государство вправе печатать деньги, которыми можно выплатить и основную сумму долга, и проценты по нему. Создание новых денег для выплаты процентов или погашения основной суммы долга может иметь инфляционный эффект. Но очень трудно поверить в возможность банкротства, когда правительство обладает полномочиями создавать новые деньги, просто включив печатный станок.
Станет ли государственный долг бременем для будущих поколений? Сначала нужно спросить: кто является держателем государственного долга, кому мы должны? Ответ таков: в основном мы должны самим себе. Около 86% правительственных облигаций размещены внутри страны, то есть находятся в руках граждан и организаций. Таким образом, государственный долг является одновременно и общественным кредитом. Следовательно, погашение государственного долга породило бы гигантские потоки трансфертных платежей, т. к. гражданам пришлось бы выплачивать более высокие налоги, а правительству выплачивать большую часть этих налоговых сборов тем же самым налогоплательщикам для погашения ценных бумаг, находящихся в их распоряжении. Хотя в результате такого гигантского финансового трансферта произошло бы значительное перераспределение дохода, оно не обязательно должно вызвать немедленное снижение совокупного богатства в экономике или уровня жизни населения.
Информация о работе Государственный долг как инструмент экономической политики государства