Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:36, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является изучение государственного долга в финансовой системе государства и определение его роли в бюджетном процессе, а также изучение проблемы и путей совершенствования управления государственным долгом в Республике Беларусь.
Объектом и предметом исследования моей курсовой работы является государственный долг как инструмент экономической политики государства.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Понятие и сущность государственного долга………………………………5
1.1. Внутренний и внешний государственный долг, их сущность,
отличия и источники формирования………………………………………...5
1.2. Влияние государственного долга на финансовое состояние экономики.…9
2. Особенности государственного долга в Республике Беларусь……….…...13
2.1. Внутренний, внешний и государственный долг Республики Беларусь….13
2.2. Формы долговых обязательств государственного долга
Республики Беларусь…………...……………...…………………………….19
2.3. Методы регулирования государственного долга
в Республики Беларусь ……………………………………………………....20
3. Управление государственным долгом…… ………………………………. 22
3.1. Стадии управления государственным долгом…………………………….. 22
3.2. Методы управления государственным долгом……………………………..24
Заключение ………………………………………………………………………...30
Список использованных источников …………………………………
2. политические: поддержание стабильности функционирования
политической системы;
3. социальные: своевременное финансирование социальных программ,
обеспечение социальной стабильности;
4. обеспечение национальной безопасности: чрезмерно высокое бремя
внешнего долга, несвоевременное осуществление платежей по нему создают серьезные трудности функционирования национальной экономики, подрывают возможность проведения независимой экономической политики и, как следствие, является фактором, который может самым серьезным образом влиять на экономическую безопасность страны. В теории подобное явление называется "тиски зависимости", на практике это означает фактическое банкротство страны.
Государственный долг является составной частью экономической системы, оказывая прямое и косвенное воздействие на многие ее элементы, в частности, на государственный бюджет, денежно-кредитную и валютную системы, уровень инфляции, внутренние и внешние сбережения, иностранные инвестиции и так далее. Таким образом, государственный долг влияет на экономику страны в целом, а возможности его эффективного использования во многом определяются общим уровнем развития экономики и затрагивает практически все элементы
экономической системы.
В условиях долгового кризиса, когда государство испытывает трудности с выполнением ранее взятых обязательств по погашению и обслуживанию государственной задолженности, используются следующие методы управления: рефинансирование, реструктуризация, конверсия, аннулирование долгов, консолидация и секьюритизация долга.
В современных условиях наиболее часто государства используют такой метод управления долгом, как рефинансирование, что представляет собой процесс погашения существующих государственных займов за счет привлечения новых. Однако это делает страну зависимой от внешних кредиторов, которые впоследствии могут диктовать стране свои условия не только экономического, но и политического характера.
Опасность этого метода управления государственным долгом заключается в том, что он может вовлечь заемщика в бесконечную спираль наращивания долга до того момента, пока кредиторы не откажутся предоставлять новые займы. Рефинансирование может дать краткосрочный экономический эффект, но малоэффективно в долгосрочном периоде.
Реструктуризация долга означает изменения в условиях долгового контракта, в соответствии с которым кредитор предоставляет должнику какую-либо уступку или преимущество. Например, кредитор может пролонгировать сроки выплаты долга, временно отсрочить выплату процентов по долгу, принять меньший платеж, чем обусловлено в договоре. Реструктуризация дает должнику время для изменения экономической ситуации. Однако объявление о реструктуризации долга может ограничить доступ к другим источникам финансирования, негативно влиять на поведение коммерческих банков и инвесторов, что выражается в снижении объемов прямых иностранных инвестиций, вывозе капиталов из страны, т. е.
ведет к снижению оценки конкурентоспособности государства.
Как вариант реструктуризации долга можно рассматривать консолидацию долга, которая предполагает предоставление кредиторам возможности переноса срока погашения внешней задолженности на более отдаленный период в соответствии с согласованными с заемщиком условиями.
Возможна схема сокращения государственного долга через механизм секьюритизации. В этом случае страна-должник эмитирует новые долговые обязательства в виде облигаций, которые либо непосредственно обмениваются на старый долг, либо продаются. В случае продажи полученные средства направляются на выкуп старых обязательств. Если новые ценные бумаги торгуются на рынке с меньшим дисконтом, такая операция приведет к сокращению общего объема задолженности.
Аннулирование долга означает полный или частичный отказ страны от платежей по всем займам включая проценты. Аннулирование государственного долга объявляется в нескольких случаях. Во-первых, в случае финансовой несостоятельности государства, т. е. его банкротства. Во-вторых, аннулирование задолженности может стать следствием прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущего правительства.
Конверсия долга предполагает различные механизмы сокращения величины внешней задолженности и облегчения условий по обслуживанию внешнего долга. Это может быть обмен внешнего долга на собственность или на ценные бумаги государства-должника. Данный процесс возможно реализовать путем проведения тендеров по обмену пакетов акций приватизированных предприятий на долговые обязательства государства.
Данная схема является трудоемкой, но позволяет привлечь стратегических инвесторов. Обмен долговых обязательств может проводиться и путем создания инвестиционных фондов, в активы которых передаются принадлежащие государству пакеты акций приватизированных предприятий. Использование данного метода ограничивается количеством предприятий, которые подлежат приватизации. При конверсии долга в акции инвесторы желают получить лучшие национальные активы, что не всегда выгодно государству. Кроме того, ряд предприятий, представляющих интерес для инвесторов, могут являться стратегически важными объектами для государства.
При проведении приватизации существует возможность выпуска государственных конвертируемых облигаций, которые по желанию инвестора могут обмениваться на акции приватизируемого предприятия. Такой инструмент позволяет государству разместить на международных финансовых рынках приуроченный к приватизации выпуск конвертируемых облигаций на относительно льготных условиях.
Государственный долг может погашаться и экспортными товарными поставками. Такая схема выгодна тем, что происходят наращивание экспорта и развитие внутренних конкурентоспособных производств.
Для погашения внешнего государственного долга также может использоваться выпуск мобилизационного внутреннего валютного займа в объемах, необходимых для последовательного покрытия выплат по внешнему долгу (или их части). В этом случае внешний долг переводится во внутренний, что способствует перераспределению выплат в пользу резидентов.
Одним из приоритетных на правлений в политике управления государственным долгом должно стать максимально возможное снижение стоимости долга за счет удлинения срока заимствований и удешевления выплат по долговым обязательствам. График погашения долговых обязательств необходимо составлять таким образом, чтобы в нем отсутствовали периоды пиковых нагрузок, а основные выплаты приходились бы на моменты ожидаемого роста экономики. Оптимизация внешнего долга может осуществляться в следующих направлениях: максимизация доли кредитов на преференциальных условиях и минимизация доли финансирования на рыночных условиях; минимизация платежей по обслуживанию государственного долга, подлежащих выплате в период до завершения проектов; диверсификация валютной структуры внешних государственных займов для минимизации рисков, связанных с колебаниями валютных курсов.
Эффективная политика управления государственным долгом
включает в себя следующие направления:
а) поддержание государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны;
б) осуществление постоянного мониторинга динамики долговых
выплат с тем, чтобы в графике погашения долга отсутствовали периоды пиковых нагрузок, а основные выплаты приходились бы на моменты ожидаемого роста экономики;
в) создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с наименьшими затратами и минимальным риском для экономики страны;
г) минимизация стоимости долга за счет удлинения срока заимствований и снижения доходности по долговым обязательствам;
д) своевременное и полное выполнение обязательств с целью недопущения начисления штрафов за просрочки и обеспечения стране репутации первоклассного заемщика;
е) обеспечение эффективного целевого использования привлеченных средств;
ж) создание единой системы управления долгом для координации мер по снижению уровня задолженности и обеспечения более эффективного контроля за привлечением и использованием средств;
з) согласование политики по обслуживанию внешнего долга с финансовой и экономической политикой в целом;
и) применение различных методов управления государственным долгом.
Заключение
Мировой опыт свидетельствует о необходимости поддержания государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны. Превышение установленного Маастрихтского критерия внешнего государственного долга в 60% ВВП может привести к деструктивным явлениям в экономике, а при чрезмерном увеличении — к дефолту. Каждому государству следует проводить постоянный мониторинг динамики долговых выплат с тем, чтобы предупредить возникновение кризисных явлений и своевременно принять комплекс упреждающих мероприятий по снижению долговой нагрузки.
Так же известно, что чрезмерное увеличение долговой нагрузки оказывает негативное влияние на состояние финансовой системы и экономики государства. Принятие жестких мер по сокращению бюджетных расходов не гарантирует быстрого преодоления долгового кризиса. Для решения данной проблемы необходимо создание условий для эффективного экономического развития, формирующего материальную основу для выплат по задолженности. Для этого необходимо вести постоянный мониторинг ожидаемых чистых экспортных поступлений, возможных новых внешних займов и прочих видов финансирования, достаточных для обслуживания государственного долга.
Для повышения эффективности управления долгом в Республике Беларусь предлагается создать долговое агентство, которое будет осуществлять оперативное управление долгом всех секторов экономики, в том числе и государственным долгом.
Список использованных источников
1. Луссе А. В. Макроэкономика: Учеб. пособие, краткий курс, 2001.
2. Бондарь А.В., Воробьев В.А., Новикова Л.Н. и др. Макроэкономика: Учеб. пособие, 2007.
3. Новикова И.В., Ясинский Ю.М. Макроэкономика: Учеб. пособие, 2006.
4. Тур А.Н., Плотницкий М.И., Лобкович Э.И. и др. Курс экономической теории: Учеб. пособие, 1999.
5. Новикова И.В., Максименко-Новохрост Т.В. и др. Макроэкономика: Учебник, 2010.
6. Бугаян И.Р., Маличенко И.П., Корчагин Ю.А. Современная макроэкономика: Учебник, 2009.
7. Заяц Н.Е., Фисенко М.К., Сорокина Т.В. и др. Теория финансов: Учеб. пособие, 2006.
8. Аганова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник, 1997.
9. Лемешевский И.М. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика; Учеб. пособие, 2009.
10. Интернет-ресурс
Сайт министерства финансов РБ
Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/
Дата доступа: 20.03.2011.
4
Информация о работе Государственный долг как инструмент экономической политики государства