Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:36, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является изучение государственного долга в финансовой системе государства и определение его роли в бюджетном процессе, а также изучение проблемы и путей совершенствования управления государственным долгом в Республике Беларусь.
Объектом и предметом исследования моей курсовой работы является государственный долг как инструмент экономической политики государства.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Понятие и сущность государственного долга………………………………5
1.1. Внутренний и внешний государственный долг, их сущность,
отличия и источники формирования………………………………………...5
1.2. Влияние государственного долга на финансовое состояние экономики.…9
2. Особенности государственного долга в Республике Беларусь……….…...13
2.1. Внутренний, внешний и государственный долг Республики Беларусь….13
2.2. Формы долговых обязательств государственного долга
Республики Беларусь…………...……………...…………………………….19
2.3. Методы регулирования государственного долга
в Республики Беларусь ……………………………………………………....20
3. Управление государственным долгом…… ………………………………. 22
3.1. Стадии управления государственным долгом…………………………….. 22
3.2. Методы управления государственным долгом……………………………..24
Заключение ………………………………………………………………………...30
Список использованных источников …………………………………
Реальные проблемы.
Крупный долг действительно может породить вполне реальные проблемы. Внешний долг действительно представляет собой экономическое бремя для страны. Эта часть государственного долга не является «задолженностью самим себе», и фактически выплата процентов и основной суммы такого долга требует передачи части реального продукта страны другим государствам.
Крупный и растущий государственный долг затрудняет для политиков применение фискальных мер в периоды спада, он ставит политические барьеры на пути применения антикризисных фискальных мер.
Существует так же потенциально более серьезная проблема. Государственный долг все же может послужить источником реального экономического бремени для грядущих поколений, в частности потому, что под воздействием долга будущие поколения наследуют меньший запас инвестиционных товаров (средств производства), то есть меньшую «национальную фабрику». Такое событие связано с эффектом вытеснения, который заключается в том, что дефицитное финансирование приводит к росту процентных ставок и сокращению частных инвестиционных расходов. Если это происходит, то будущим поколениям достается экономика, обладающая меньшим производственным потенциалом, и, при прочих равных условиях, их уровень жизни окажется ниже, чем в ином случае.
Предположим, что экономика функционирует на уровне производства при полной занятости и что бюджет изначально сбалансирован. Теперь по тем или иным причинам правительство увеличило объем своих расходов. Прирост государственных расходов скажется в первую очередь на тех, кто живет в это время.
Допустим, что увеличение государственных расходов финансируется за счет повышения налогов – скажем, индивидуального подоходного налога. Как известно, большая часть дохода используется на потребление, поэтому потребительские расходы сократятся почти на столько же, на сколько возросли налоги. Таким образом, основное бремя увеличения государственных расходов примет на себя нынешнее поколение: ему достанется меньше потребительских товаров.
Теперь предположим, что увеличение государственных расходов финансируется за счет наращивания государственного долга. Это означает, что правительство выходит на денежный рынок и вступает в конкуренцию за финансовые ресурсы с частными заемщиками. При данном уровне предложения денег это увеличение спроса на деньги приведет к росту процентной ставки, то есть «цены», уплачиваемой за пользование деньгами.
Эффект вытеснения заключается в том, что при фиксированной кривой спроса на инвестиции, повышение процентной ставки, вызванное дефицитным финансированием государственных расходов, ведет к сокращению частных инвестиционных расходов и уменьшению размера «национальной фабрики», которая достанется в наследство грядущим поколениям.
Но у этих рассуждений есть два ограничения, из-за которых может оказаться, что экономическое бремя, перекладываемое на плечи грядущих поколений, на самом деле куда меньше, если вообще существует.
1. Государственные инвестиции – в наших рассуждениях мы не принимали во внимание характер прироста государственных расходов. Продукция государственного сектора, равно как и продукция частного производства, включает в себя и потребительские и инвестиционные товары. Если прирост государственных расходов складывается из затрат потребительского характера – субсидий на школьные завтраки или оплаты автомобилей для правительственных чиновников, – тогда вывод из нашего второго сценария, согласно которому в результате роста долга его бремя перекладывается на грядущие поколения, вполне справедлив. Но что, если правительственные расходы носят инвестиционный характер, например, если это вложения в строительство автострад, портов, систем паводкового контроля или если это инвестиции в «человеческий капитал» – в образование, систему подготовки кадров, здравоохранение?
Как и частные расходы на машины и оборудование, государственные инвестиции укрепляют будущий производственный потенциал экономики. Следовательно, в этом случае запас накопленного капитала, который поступит в распоряжение будущих поколений, не должен сократиться, скорее, изменится его структура: увеличится доля государственного капитала и уменьшится доля частного.
2. Безработица – другое ограничение связано с нашим предположением о том, что первоначально рост государственных расходов происходит в экономике, достигшей полной занятости. Если в экономике изначально существует безработица, дефицитное финансирование государственных расходов не обязательно создает бремя для будущих поколений в форме сокращения размеров «национальной фабрики».
2. Особенности государственного долга в Республике Беларусь.
2.1. Внутренний, внешний и государственный долг РБ.
Использование внутреннего и внешнего госкредита ведёт к образованию государственного долга Республики Беларусь. Государственный долг может быть внутренний и внешний.
Внутренний государственный долг Республики Беларусь – представляет собой общую сумму основного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам на определенный момент времени, например, на начало очередного года.
Внутренний государственный долг в Беларуси может выступать в виде:
а) займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Совета Министров Республики Беларусь;
б) кредитов Национального банка Республики Беларусь;
в) других долговых обязательств, гарантированных Советом Министров Республики Беларусь.
Внешний государственный долг Республики Беларусь – общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определённый момент времени. Республика Беларусь несёт безусловные обязательства по погашению внешнего государственного долга.
Управление внешним государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-3, Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)» и законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, внешним государственным долгом является общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени.
Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 сентября 2010 года составил 9451,3 млн. долларов США при установленном лимите на 2010 год 11,0 млрд. долларов США ( таблица № 2.1 ).
Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности ( таблица № 2.2 ).
Показатели кредитоспособности. | 01.01.2010 г. | 01.09.2010 г. |
Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством Республики Беларусь). | 7 778,8 | 9 269,4 |
Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь. | 112,6 | 181,9 |
Всего. | 7 891,4 | 9 451,3 |
Показатели кредитоспособности. | Норматив МБРР | 01.01.2009 г. | 01.01.2010 г. |
Отношение внешнего государственного долга к экспорту товаров и услуг, % . | 220% | 10,0 | 31,8 |
Отношение внешнего государственного долга к валовому внутреннему продукту, % . | 50% | 6,4 | 16,5 |
Отношение платежей по внешнему государственному долгу к экспорту товаров и услуг, % . | 25% | 1,0 | 1,3 |
Таким образом, по международным стандартам уровень внешнего государственного долга нашей страны далёк от критического, что свидетельствует о потенциальной возможности привлекать новые внешние государственные займы.
Размер внешнего государственного долга постоянно меняется в результате ежегодных операций по получению новых займов (кредитов), изменения условий их предоставления, а также погашения ранее полученных средств, уплаты дохода (процентов) по долговым обязательствам. Для того чтобы государственный долг не повышался, парламент ежегодно законом о государственном бюджете на очередной год устанавливает лимит (предельный размер) внешнего долга.
В области внешнего государственного долга основными задачами являются:
а) сохранение объёма государственного долга на экономически безопасном уровне;
б) сокращение стоимости обслуживания долга;
в) обеспечение исполнения обязательств государства в полном объёме по наиболее низкой стоимости в среднесрочной и долгосрочной перспективе;
г) полное финансовое обеспечение выдаваемых государственных гарантий;
д) управление внешним государственным долгом с целью снижения рисков, связанных с его структурой и стоимостью его обслуживания;
е) усиление контроля за своевременным и полным выполнением предприятиями-заёмщиками иностранных кредитов, полученных под гарантию правительства, обязательств по погашению и обслуживанию указанных кредитов в части своевременного принятия мер по финансовому оздоровлению.
Основными кредиторами Беларуси в последние годы являются Германия, США, Россия, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития.
Важнейшими источниками погашения внешнего государственного долга Республики Беларусь являются, во-первых, увеличение экспорта продукции в зарубежные страны и получение валютной выручки в СКВ и, во-вторых, возврат государственного долга Беларуси другими странами. В частности, к таким странам относятся Казахстан, Украина, которые не погасили свой долг нашей стране, возникший ещё в конце 20в. Размер их долга исчисляется десятками миллионов долларов США.
Международный стандарт уровня внешнего государственного долга.
По оценкам Всемирного банка к числу государств, считающихся несущими тяжёлое бремя внешних долгов относятся те страны, у которых три показателя превышают расчётные уровни в среднем в течении трёх лет:
1. Отношение общей суммы долга к ВВП, если оно не превышает 50%. В Беларуси этот показатель составляет около 30%.
Информация о работе Государственный долг как инструмент экономической политики государства