Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:36, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является изучение государственного долга в финансовой системе государства и определение его роли в бюджетном процессе, а также изучение проблемы и путей совершенствования управления государственным долгом в Республике Беларусь.
Объектом и предметом исследования моей курсовой работы является государственный долг как инструмент экономической политики государства.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Понятие и сущность государственного долга………………………………5
1.1. Внутренний и внешний государственный долг, их сущность,
отличия и источники формирования………………………………………...5
1.2. Влияние государственного долга на финансовое состояние экономики.…9
2. Особенности государственного долга в Республике Беларусь……….…...13
2.1. Внутренний, внешний и государственный долг Республики Беларусь….13
2.2. Формы долговых обязательств государственного долга
Республики Беларусь…………...……………...…………………………….19
2.3. Методы регулирования государственного долга
в Республики Беларусь ……………………………………………………....20
3. Управление государственным долгом…… ………………………………. 22
3.1. Стадии управления государственным долгом…………………………….. 22
3.2. Методы управления государственным долгом……………………………..24
Заключение ………………………………………………………………………...30
Список использованных источников …………………………………
3. Отношение платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга к экспорту товаров и услуг, если оно превышает 30 %.В Республике Беларусь этот показатель не превышал 12 %.
Таким образом можно отметить, что Республика Беларусь не относится к тем странам, которые несут тяжёлое бремя внешних долгов.
С учётом этих данных определяется лимит внешнего государственного долга, который утверждается Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь» на очередной финансовый год.
Государственный долг Республики Беларусь – общая совокупность (или сумма) внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь на определенный момент времени, то есть это сумма внутренних и внешних государственных займов, гарантий правительства и сумма долгов органов местного управления и самоуправления.
Классификация видов внутреннего государственного долга РБ и долгов местного управления и самоуправления, а также классификация видов внешнего государственного долга РБ утверждена на основании статьи 10 закона РБ «О бюджетной системе РБ и государственных внебюджетных фондах».
Общая сумма государственного долга является своего рода показателем состояния финансов государства. Чем больше объём государственного долга, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом (поскольку долг выплачивается за счёт бюджетных средств). Чем выше доля государственного долга в валовом внутреннем продукте, тем глубже финансовый кризис в стране.
Причинами возникновения государственного долга обычно являются: нехватка финансовых ресурсов в национальной валюте из-за низкой эффективности народного хозяйства (низкой производительности труда, высокой себестоимости продукции, убыточной деятельности предприятий и т.п.); нехватка финансовых ресурсов в свободно конвертируемой валюте для расчётов с другими государствами и др.
Различают капитальный и текущий государственный долг.
Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.
Текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим положение о государственном долге Республике Беларусь, является Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Этим документом определены понятие, состав государственного долга страны, порядок его обслуживания, сроки погашения.
Условия выпуска и обращения государственных долговых обязательств регулируются постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.
Право привлечения заёмных средств у юридических и физических лиц от лица Совета Министров Республики Беларусь принадлежит только Министерству финансов Республики Беларусь.
Долги местных органов власти не входят в состав внутреннего государственного долга Республики Беларусь, а порядок управления им и их обслуживания регулируются решениями местных Советов депутатов.
Советом Министров Республики Беларусь либо по его решению Министерством финансов Республики Беларусь ведётся реестр внутреннего государственного долга, а также реестр долгов местных органов власти.
Местные органы власти представляют указанным органам необходимые сведения для ведения реестра долгов местных органов власти.
Лимиты внутреннего и внешнего государственного долга устанавливаются Законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год с учётом параметров безопасности Республики Беларусь в экономической сфере. Определены нормы, обеспечивающие регулирование вопросов заимствований непосредственно на местном уровне. В проекте бюджетного кодекса предусмотрено предоставление государственных гарантий правительством в порядке, установленном Президентом. Порядок представления и исполнения гарантий местных исполнительных и распорядительных органов устанавливается правительством на основе норм, предусмотренных кодексом и на условиях аналогичных определённым Президентом для гарантий правительства по кредитам выдаваемым банками Республики Беларусь.
2.2. Формы долговых обязательств государственного долга РБ.
Государственный долг Республики Беларусь существует в следующих формах долговых обязательств:
а) кредитные соглашения и договора, заключённые от имени
Республики Беларусь как заёмщика с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями и иными резидентами и нерезидентами Республики Беларусь;
б) государственные займы, осуществлённые путём выпуска ценных бумаг от имени Республики Беларусь;
в) государственные гарантии, гарантии Правительства Республики Беларусь, предъявленные к оплате;
г) соглашения и договоры, заключённые от имени Республики Беларусь, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Республики Беларусь прошлых лет.
Внешние государственные займы, привлеченные Республикой Беларусь и предоставленные резиденту Республики Беларусь на условиях переуступки, приравниваются к займам (кредитам), полученным резидентом Республики Беларусь под гарантию Республики Беларусь.
2.3. Методы регулирования государственного долга в РБ.
В процессе управления государственным долгом используются различные методы его регулирования. К основным из них относятся:
а) аннулирование государственного долга – мера, в результате которой государство полностью отказывается по обязательствам по выпущенным займам (внутренним, внешним или по всему государственному долгу в целом). Аннулирование государственного долга может объявляться в основном по двум причинам: во-первых, в случае финансовой несостоятельности государств, т.е. его банкротства, во-вторых, в результате прихода в стране к власти новых политических сил, не желающих по экономическим соображением признать финансовые обязательства предыдущих властей;
б) рефинансирование – погашение старой государственной задолженности путём выпуска новых займов. Оно применяется обычно в условиях роста государственной задолженности и не снижающегося дефицита государственного бюджета страны. Рефинансирование широко используется в операциях по обслуживанию внешнего государственного долга. При этом важным условием предоставления новых займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, экономическая и политическая стабильность страны-должника;
в) новация – соглашение между заёмщиком и кредитором по замене обязательства по данным кредитору другим обязательством;
г) конверсия – изменение доходности займов. Государство может предусматривать как уменьшение, так и увеличение доходности государственных ценных бумаг. Однако чаще всего государство снижает размер выплачиваемых процентов в целях уменьшения расходов по обслуживанию государственного долга;
д) консолидация – увеличение сроков действия уже выпущенных государственных займов. Возможна и обратная операция – уменьшение срока действия государственных займов. Так, например, в бывшем СССР в 1990 г. срок погашения функционирования казначейских обязательств был сокращён с 16 до 8 лет;
е) унификация – объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу, а главное экономит расходы государства;
ж) отсрочка погашения займа - проводится правительством в тех случаях, когда дальнейшее развитие операций по выпуску новых займов становится финансово неэффективным в связи с тем, что большая часть поступлений от новых займов направляется на выплату процентов и погашение ранее выпущенных займов. Отсрочка погашения займов отличается от консолидации тем, что при отсрочке не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов. Во время консолидации займов владельцы облигаций продолжают получать по ним свой доход.
Конверсия, консолидация, унификация государственных займов обычно осуществляются в отношении только внутренних займов. Что касается новации и отсрочки погашения обязательств, то эти меры возможны и по отношению к внешней задолженности. Отсрочка погашения займов, как правило, проводится по согласованию с кредиторами. При этом отсрочка погашения долга может и не повлечь приостановку выплаты процент по нему.
3. Управление государственным долгом.
3.1. Стадии управления государственным долгом.
Цикл управления государственным долгом включает 3 стадии:
привлечение, размещение и погашение. Управление привлеченным долгом может базироваться как на прямом государственном управлении, так и на косвенных методах, включающих выдачу государственных гарантий и нормативно-административное регулирование привлечения не гарантированных кредитов частными фирмами. Прямое государственное управление привлеченным долгом осуществляется в контексте бюджетного процесса, который определяет предельные размеры государственных заимствований и государственных гарантий на текущий бюджетный год.
Управление размещением государственного долга характеризуется как ключевой активный элемент в системе управления долгом. Можно выделить 3 способа возможного использования привлекаемых ресурсов:
1. Финансовое размещение, когда из внешнего источника осуществляется финансирование инвестиционных проектов и развития экономики. Данный способ является наиболее прогрессивным видом использования внешнего долга. При этом крайне важен отбор конкурентных высокоэффективных инвестиционных проектов, которые обеспечили бы возврат полученных ресурсов;
2. Бюджетное использование, при котором привлеченные ресурсы
направляются на финансирование текущих бюджетных расходов, в том числе на обслуживание внешней задолженности. Этот способ использования привлекаемых с международного рынка ресурсов - наименее эффективный из существующих;
3. Смешанное бюджетно-финансовое размещение, когда заимствования
используются как на финансирование текущих бюджетных потребностей, так и на развитие экономики в целом. В российской практике большое распространение получил наименее эффективный способ - новые заимствования направляются на финансирование текущих расходов бюджета, включая и обеспечение существующего внешнего долга.
Управление погашением государственного долга. Погашение долга производится из трех основных источников: из бюджета; за счет золотовалютных резервов, собственности; из новых заимствований.
3.2. Методы управления государственным долгом.
Управление государственным долгом предполагает совокупность
мероприятий государства, направленных на погашение долговых обязательств страны: выплаты кредиторам, погашение внешних и внутренних займов, предоставление гарантий; изменение условий выпущенных займов, определение условий выпуска и размещения новых государственных долговых обязательств и др.
Устойчивое положение страны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговых обязательств способствуют укреплению ее международного авторитета и обеспечивают дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях.
Кроме того, повышается доверие к ее валюте, укрепляются внешнеторговые связи. С другой стороны, кризис внешней задолженности может стать серьезным негативным фактором не только экономического, но и политического значения. Непомерно высокие выплаты из государственного бюджета по долгам отвлекают средства от финансирования социальных, экономических, оборонных и прочих
программ правительства.
Цели управления внешним долгом:
1. экономические: минимизация стоимости привлекаемых внешних займов, улучшение условий рефинансирования и/или переоформление задолженности, снижение общих издержек по обслуживанию внешнего долга, повышение эффективности использования привлекаемых ресурсов. В эту группу можно отнести также бюджетные цели, такие, как сглаживание неравномерности налоговых поступлений и финансирования текущих бюджетных расходов;
Информация о работе Государственный долг как инструмент экономической политики государства