Государственный долг как инструмент экономической политики государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является изучение государственного долга в финансовой системе государства и определение его роли в бюджетном процессе, а также изучение проблемы и путей совершенствования управления государственным долгом в Республике Беларусь.
Объектом и предметом исследования моей курсовой работы является государственный долг как инструмент экономической политики государства.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
1. Понятие и сущность государственного долга………………………………5
1.1. Внутренний и внешний государственный долг, их сущность,
отличия и источники формирования………………………………………...5
1.2. Влияние государственного долга на финансовое состояние экономики.…9
2. Особенности государственного долга в Республике Беларусь……….…...13
2.1. Внутренний, внешний и государственный долг Республики Беларусь….13
2.2. Формы долговых обязательств государственного долга
Республики Беларусь…………...……………...…………………………….19
2.3. Методы регулирования государственного долга
в Республики Беларусь ……………………………………………………....20
3. Управление государственным долгом…… ………………………………. 22
3.1. Стадии управления государственным долгом…………………………….. 22
3.2. Методы управления государственным долгом……………………………..24
Заключение ………………………………………………………………………...30
Список использованных источников …………………………………

Файлы: 1 файл

готовое.doc

— 158.50 Кб (Скачать)
ext-align:justify">      2. Отношение общей суммы долга к годовому объёму экспорта товаров и услуг, если оно превышает 275 %. В последние годы в Беларуси этот показатель составлял около 50%.

3. Отношение платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга к экспорту товаров и услуг, если оно превышает 30 %.В Республике Беларусь этот показатель не превышал 12 %.

Таким образом можно отметить, что Республика Беларусь не относится к тем странам, которые несут тяжёлое бремя внешних долгов.

С учётом этих данных определяется лимит внешнего государственного долга, который утверждается Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь» на очередной финансовый год.

Государственный долг Республики Беларусь – общая совокупность (или сумма) внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь на определенный момент времени, то есть это сумма внутренних и внешних государственных займов, гарантий правительства и сумма долгов органов местного управления и самоуправления.

Классификация видов внутреннего государственного долга РБ и долгов местного управления и самоуправления, а также классификация видов внешнего государственного долга РБ утверждена на основании статьи 10 закона РБ «О бюджетной системе РБ и государственных внебюджетных фондах».

Общая сумма государственного долга является своего рода показателем состояния финансов государства. Чем больше объём государственного долга, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом (поскольку долг выплачивается за счёт бюджет­ных средств). Чем выше доля государственного долга в валовом внутреннем продукте, тем глубже финансовый кризис в стране.

Причинами возникновения государственного долга обычно являются: нехватка финансовых ресурсов в национальной валюте из-за низкой эффективности народного хозяйства (низкой производительности труда, высокой себестоимости продукции, убыточ­ной деятельности предприятий и т.п.); нехватка финансовых ресурсов в свободно конвертируемой валюте для расчётов с другими государствами и др.

Различают капитальный и текущий государственный долг.

Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.

Текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим положение о государственном долге Республике Беларусь, являет­ся Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Этим документом определены понятие, состав государственного долга страны, порядок его обслуживания, сроки погашения.

Условия выпуска и обращения государственных долговых обязательств регулируются постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.

Право привлечения заёмных средств у юридических и физических лиц от лица Совета Министров Республики Беларусь принадлежит только Министерству финансов Республики Беларусь.

Долги местных органов власти не входят в состав внутреннего государственного долга Республики Беларусь, а порядок управле­ния им и их обслуживания регулируются решениями местных Со­ветов депутатов.

Советом Министров Республики Беларусь либо по его реше­нию Министерством финансов Республики Беларусь ведётся ре­естр внутреннего государственного долга, а также реестр долгов местных органов власти.

Местные органы власти представляют указанным органам необходимые сведения для ведения реестра долгов местных органов власти.

Лимиты внутреннего и внешнего государственного долга устанавливаются Законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год с учётом параметров безопасности Республики Беларусь в экономической сфере. Определены нормы, обеспечивающие регулирование вопросов заимствований непосредственно на местном уровне. В проекте бюджетного кодекса предусмотрено предоставление государственных гарантий правительством в порядке, установленном Президентом. Порядок представления и исполнения гарантий местных исполнительных и распорядительных органов устанавливается правительством на основе норм, предусмотренных кодексом и на условиях аналогичных определённым Президентом для гарантий правительства по кредитам выдаваемым банками Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

2.2.  Формы долговых обязательств государственного долга РБ.

Государственный долг Республики Беларусь существует в следующих формах долговых обязательств:

а) кредитные соглашения и договора, заключённые от имени
Республики Беларусь как заёмщика с кредитными организация­ми, иностранными государствами, международными организаци­ями и иными резидентами и нерезидентами Республики Беларусь;

б)  государственные займы, осуществлённые путём выпуска ценных бумаг от имени Республики Беларусь;

в)  государственные гарантии, гарантии Правительства Республики Беларусь, предъявленные к оплате;

г)  соглашения и договоры, заключённые от имени Республики Беларусь, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Республики Беларусь прошлых лет.

Внешние государственные займы, привлеченные Республикой Беларусь и предоставленные резиденту Республики Беларусь на условиях переуступки, приравниваются к займам (кредитам), полученным резидентом Республики Беларусь под гарантию Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.   Методы регулирования государственного долга в РБ.

В процессе управления государственным долгом используются различные методы его регулирования. К основным из них относятся:

а) аннулирование государственного долга – мера, в результате которой государство полностью отказывается по обязательствам по выпущенным займам (внутренним, внешним или по всему государственному долгу в целом). Аннулирование государственного долга может объявляться в основном по двум причинам: во-первых, в случае финансовой несостоятельности государств, т.е. его банкротства, во-вторых, в результате прихода в стране к власти новых политических сил, не желающих по экономическим соображением признать финансовые обязательства предыдущих властей;

б) рефинансирование – погашение старой государственной задолженности путём выпуска новых займов. Оно применяется обычно в условиях роста государственной задолженности и не снижающегося дефицита государственного бюджета страны. Рефинансирование широко используется в операциях по обслуживанию внешнего государственного долга. При этом важным условием предоставления новых займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, экономическая и политическая стабильность страны-должника;

в) новация – соглашение между заёмщиком и кредитором по замене обязательства по данным кредитору другим обязательством;

г) конверсия – изменение доходности займов. Государство может предусматривать как уменьшение, так и увеличение доходности государственных ценных бумаг. Однако чаще всего государство снижает размер выплачиваемых процентов в целях уменьшения расходов по обслуживанию государственного долга;

д) консолидация – увеличение сроков действия уже выпущенных государственных займов. Возможна и обратная операция – уменьшение срока действия государственных займов. Так, например, в бывшем СССР в 1990 г. срок погашения функционирования казначейских обязательств был сокращён с 16 до 8 лет;

е) унификация – объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу, а главное экономит расходы государства;

ж) отсрочка погашения займа - проводится правительством в тех случаях, когда дальнейшее развитие операций по выпуску новых займов становится финансово неэффективным в связи с тем, что большая часть поступлений от новых займов направляется на выплату процентов и погашение ранее выпущенных займов. Отсрочка погашения займов отличается от консолидации тем, что при отсрочке не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов. Во время консолидации займов владельцы облигаций продолжают получать по ним свой доход.

Конверсия, консолидация, унификация государственных займов обычно осуществляются в отношении только внутренних займов. Что касается новации и отсрочки погашения обязательств, то эти меры возможны и по отношению к внешней задолженности. Отсрочка погашения займов, как правило, проводится по согласованию с кредиторами. При этом отсрочка погашения долга может и не повлечь приостановку выплаты процент по нему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Управление государственным долгом.

3.1. Стадии управления государственным долгом.

       Цикл   управления   государственным   долгом   включает   3   стадии:

привлечение, размещение и погашение. Управление  привлеченным  долгом  может базироваться как на прямом государственном управлении, так  и  на  косвенных методах,  включающих   выдачу   государственных   гарантий   и   нормативно-административное  регулирование  привлечения  не  гарантированных   кредитов частными фирмами.  Прямое  государственное  управление  привлеченным  долгом осуществляется  в  контексте   бюджетного   процесса,   который   определяет предельные размеры государственных заимствований и государственных  гарантий на текущий бюджетный год.

        Управление размещением государственного долга  характеризуется  как  ключевой  активный элемент в системе управления долгом. Можно  выделить  3  способа  возможного использования привлекаемых ресурсов:

       1. Финансовое размещение, когда из  внешнего  источника  осуществляется финансирование инвестиционных проектов и развития экономики.  Данный  способ является наиболее прогрессивным  видом  использования  внешнего  долга.  При этом  крайне  важен  отбор  конкурентных  высокоэффективных   инвестиционных проектов, которые обеспечили бы возврат полученных ресурсов;

       2. Бюджетное  использование,   при   котором   привлеченные   ресурсы

направляются на финансирование текущих бюджетных расходов, в  том  числе  на обслуживание внешней задолженности. Этот способ  использования  привлекаемых с международного рынка ресурсов - наименее эффективный из существующих;

       3.  Смешанное  бюджетно-финансовое  размещение,  когда   заимствования

используются как на финансирование текущих бюджетных потребностей, так и  на развитие экономики в целом. В российской  практике  большое  распространение получил наименее эффективный способ - новые  заимствования  направляются  на финансирование   текущих   расходов   бюджета,   включая    и    обеспечение существующего внешнего долга.

          Управление  погашением  государственного   долга.   Погашение   долга производится  из   трех   основных   источников:   из   бюджета;   за   счет золотовалютных  резервов,   собственности;   из   новых   заимствований.

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Методы управления государственным долгом.

Управление государственным долгом предполагает совокупность

мероприятий государства, направленных на погашение долговых обязательств страны: выплаты кредиторам, погашение внешних и внутренних займов, предоставление гарантий; изменение условий выпущенных займов, определение условий выпуска и размещения новых государственных долговых обязательств и др.

  Устойчивое  положение страны на международном рынке капитала,  своевременное  выполнение  долговых обязательств  способствуют  укреплению  ее   международного   авторитета   и обеспечивают дополнительный приток инвестиций на  более  выгодных  условиях.

         Кроме того, повышается  доверие  к  ее  валюте,  укрепляются  внешнеторговые связи. С другой стороны, кризис внешней задолженности может стать  серьезным негативным фактором не только экономического, но и  политического  значения. Непомерно высокие выплаты из государственного бюджета  по  долгам  отвлекают средства от финансирования социальных,  экономических,  оборонных  и  прочих

программ правительства.

            Цели управления внешним долгом:

      1. экономические: минимизация стоимости привлекаемых  внешних  займов, улучшение  условий  рефинансирования  и/или  переоформление   задолженности, снижение  общих  издержек  по   обслуживанию   внешнего   долга,   повышение эффективности  использования  привлекаемых  ресурсов.  В  эту  группу  можно отнести  также  бюджетные  цели,  такие,  как  сглаживание   неравномерности налоговых поступлений и финансирования текущих бюджетных расходов;

Информация о работе Государственный долг как инструмент экономической политики государства