Экономическая сущность государственного долга

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 00:45, реферат

Краткое описание

В Украине государственные внутренние и внешние заимствования и предоставления государственных гарантий осуществляются в пределах установленных на каждый бюджетный период предельных объемов государственного внутреннего и внешнего долга Украины и предоставления гарантий. Представленная тема является актуальной для Украины, т.к. основным способом получения дополнительных финансов является государственный кредит, в вопросах погашения которого государство часто сталкивается с определёнными проблемами и трудностями.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 47.22 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

    Осуществляя операции государственного кредитования внутри страны, государство является заемщиком средств, а население, предприятия, организации — кредиторами. В международных экономических  отношениях государство выступает  в роли, как заемщика, так и  кредитора. Характеризуя сущность государственного кредита, необходимо отметить, что формирование с помощью государственных кредитных отношений дополнительных финансовых ресурсов для финансирования общегосударственных расходов — это только одна его сторона. Второй являются отношения, предопределенные платностью и возвращением ресурсов, которые мобилизованы с помощью государственного кредита. Государство гарантирует возвращения средств с оплатой кредиторам установленного дохода, как правило, в виде процентов.

    Стоит также обратить внимание на понятие  «условный государственный кредит», когда государство выступает  гарантом по кредитами, предоставленным  иностранным заемщикам, местным  органам власти, государственным  предприятиям. Существование государственного кредита предопределяет появление  государственного долга. Внутренние и  внешние заимствования, которые  на определенный период времени оформляются  в виде государственного долга, являются не только индикатором финансового  состояния страны, но и показателем  её конкурентоспособности.

    Государственный долг образуется в результате финансирования дефицита государственного бюджета, который, в свою очередь, отображает превышение бюджетных расходов над налогами, сборами и другими обязательными  платежами в бюджет. Абсолютные значения государственного долга могут быть большими, однако долг всегда должен находиться в соответствующей пропорции  к уровню бюджетного дефицита и темпов роста ВВП. Рост ВВП приводит к  относительному снижению государственного долга в процентах ВВП, что даёт возможность сводить бюджет с дефицитом, не увеличивая отношения долга к ВВП.

    Выполнение  государством своих регулятивно-контролирующих функций не возможно без законодательно определенных и установленных размеров внутренних и внешних заимствований  и государственных гарантий на текущий  бюджетный год. Государственный  долг имеет экономически обоснованные границы, которые дают правительству  возможность обслуживать его  без риска возникновения кризиса  неплатежей.

    В Украине государственные внутренние и внешние заимствования и  предоставления государственных гарантий осуществляются в пределах установленных  на каждый бюджетный период предельных объемов государственного внутреннего  и внешнего долга Украины и предоставления гарантий. Представленная тема является актуальной для Украины, т.к. основным способом получения дополнительных финансов является государственный кредит, в вопросах погашения которого государство часто сталкивается с определёнными проблемами и трудностями.

      Государственные ценные бумаги – наиболее надежные среди долговых бумаг, риски по ним минимальные, и в этом их особая привлекательность.  
 
 
 
 
 
 

    1. Общая характеристика государственных  ценных бумаг. 

    1.1 Виды государственных ценных бумаг

    В общем виде ценная бумага представляет собой документ, который отражает связанные с ним права собственности  на имущество или на получение  дохода. По своей экономической природе  ценные бумаги делятся на ценные бумаги, выражающие отношения совладения (акции) и называемые долевыми; ценные бумаги, свидетельствующие о кредитных  отношениях (облигации, казначейские векселя, ноты и др.). Государственные долговые обязательства, исходя из тех задач, которые они решают, занимают важное место на рынке ценных бумаг. В экономически развитых странах виды их достаточно разнообразны, однако в структуре общего объема выпуска государственных долговых ценных бумаг преобладают облигации.

    Облигации — это долговое обязательство, подтверждающее отношение займа между инвестором и эмитентом, при этом эмитент (заемщик) гарантирует инвестору (кредитору) выплату определенной суммы по истечении  установленного срока и ежегодного дохода в виде фиксированного или  плавающего процента.

    Покупатель  облигации называется кредитором по той причине, что эмиссия облигаций  по своей сути является формой заимствования  денежных средств. Вместе с тем, если облигации выпускаются на достаточно длительный срок (в развитых странах), то их можно рассматривать как  особую форму инвестиций, а покупателя облигации — как инвестора, хотя по экономической природе он —  кредитор. Приобретая государственные  ценные бумаги, их владелец предоставляет ссуду государству на условиях срочности, возвратности и платности.

       Государственные ценные бумаги являются наиболее надежными и ликвидными, поскольку они обеспечены финансовыми и иными ресурсами государства. По сроку действия облигации делятся на краткосрочные —от нескольких недель до года, среднесрочные — от 1 года до 5 лет, долгосрочные — от 5 до 30 лет, а также бессрочные или рентные. Они отличаются тем, что они не содержат срока погашения и их владелец получает проценты до тех пор, пока держит эти облигации.

    Следует отметить, что временной период, лежащий в основе перечисленных  групп, не носит абсолютный характер. К примеру, к среднесрочным относят  облигации со сроком жизни от 2 до 10 лет, к долгосрочным — от 10 до 30 лет.

    В Украине облигации от лица государства  выпускаются министерством финансов, которое выступает гарантом их своевременного погашения. Объемы выпуска облигаций  внутреннего государственного займа  устанавливаются постановлением Кабинета министров (соответственно Закону Украины  “О ценных бумагах и фондовой бирже”). Генеральным агентом по обслуживанию выпуска ценных бумаг, согласно действующему украинскому законодательству, выступает Национальный банк Украины. Средства от размещения государственных облигаций зачисляются в государственный бюджет. Таким образом, государственные облигации выпускаются с целью финансирования общегосударственных (бюджетных) потребностей

    В отличие от государственных, облигации  предприятий или учреждений могут  выпускаться еще и на условиях уплаты дохода в натуральной форме  при выпуске беспроцентных облигаций.

    Сегодня в обращении на внутреннем рынке  находятся три основных вида государственных  облигаций Украины:

    • конверсионные облигации внутреннего  государственного займа с погашением в 2001—2004 годах. Весь выпуск разбит на равные транши, которые будут погашаться раз в полгода. По облигациям начисляются проценты раз в полгода на уровне доходности 3-месячных государственных облигаций или учетной ставки НБУ (около 19—20% годовых);

    • процентные облигации внутреннего государственного займа с погашением в 2002—2010 годах. Весь выпуск разбит на равные транши, которые будут погашаться ежемесячно. НБУ пока что предлагает самые краткосрочные бумаги с погашением в следующем году. Напомним, что их доходность на этот год установлена на уровне 17% годовых, а в дальнейшем она будет равняться уровню инфляции плюс 3%. Проценты выплачиваются в конце каждого месяца;

    • старые и новые краткосрочные государственные облигации размещаемые Минфином с начала февраля текущего года. Это дисконтные облигации, поэтому их доходность рассчитывается исключительно исходя из соотношения цены покупки, номинала.

    Казначейские  векселя - это основной вид краткосрочных обязательств в развитых странах. Они выпускаются обычно на срок 3,6 и 12 месяцев (в США, например, они выпускаются на срок от нескольких недель до года).

    Первичное размещение новых выпусков казначейских векселей происходит на регулярно проводимых аукционах уполномоченными банками. Реализуются они по цене ниже номинала, а погашаются по полной стоимости.

    Практически большинство инвесторов приобретают  казначейские векселя странах с  развитой экономикой на активно действующем  первичном рынке ценных бумаг. Данный вид долговых обязательств имеет  огромные объемы и очень высокую  надёжность, в связи, с чем они служат ориентиром на денежном рынке.  

    Эмиссия и погашение казначейских векселей осуществляются центральными банками  по поручению казначейства, т. е. министерства финансов.

    Муниципальные облигации - эти ценные бумаги тесно примыкают к государственным долговым обязательствам; выпускаются местными органами власти (штаты, округ, город).

    Выпускаются и так называемые гибридные муниципальные облигации, выплата процентов по которым и погашение производятся за счет указанных выше источников: налогов и доходов от построенных платных объектов (эстакад, мостов, жилых домов, гаражей и др.)  

    Сберегательные  облигации относятся к разряду  нерыночных государственных ценных бумаг, так как не подлежат купле-продаже. Эмитентами этих долговых обязательств выступают правительство или  местные органы власти. Облигации  регистрируются на покупателя. По сути они являются формой сбережений граждан. Возмещение по сберегательным облигациям производится покупателю. Они высоколиквидные, погашаются по номиналу по требованию владельца.  
 
 
 
 
 

    1.2 Общие условия выпуска и размещения

    В экономически развитых странах государственные  ценные бумаги играют значительную роль в финансировании государственных  расходов, поддержании ликвидности  банковской системы, развитии экономики  в целом.

    Затраты госбюджета, превышающие доходы, можно  финансировать и за счет кредита, взятого государством у центрального или коммерческих банков. Однако, как  показала мировая практика, кредиты  на эти цели используются редко, поскольку  требуют от государства больших  затрат на оплату высоких процентов, превышающих расходы на эмиссию  ценных бумаг. Кроме того, сами банки  заинтересованы выдавать краткосрочные  кредиты под более высокие  проценты. Эмиссия денег для покрытия затрат государственного бюджета также  нежелательна, поскольку это приводит к расстройству денежного обращения  и инфляции. Таким образом, наиболее приемлемым вариантом финансирования расходов государственного бюджета  является выпуск государственных ценных бумаг. Традиционно с их помощью  решаются следующие задачи.

    Финансирование  текущего дефицита бюджета. Такая необходимость  возникает в связи с возможными разрывами между государственными доходами и расходами: поступления  в бюджет обычно приходятся на определенные даты, а расходы распределяются более  равномерно. Погашение ранее размещенных  займов. Потребность в эмиссии  государственных ценных бумаг для  данной цели возникает и при без дефицитности государственного бюджета. Вкладывая в выпускаемые правительством долговые обязательства часть своих ресурсов, кредитно-финансовые учреждения получают доход в виде процента.

    Государственные ценные бумаги, выпускаемые центральным  правительством и местными органами власти с целью мобилизации денежных ресурсов, бывают двух типов: рыночные ценные бумаги и             нерыночные государственные долговые обязательства:                                 

    Рыночные  ценные бумаги свободно обращаются и  могут перепродаваться другим субъектам  после их первичного размещения. К  ним относятся: казначейские векселя, различные среднесрочные облигации (ноты) и долгосрочные государственные  долговые обязательства.

    Нерыночные  государственные долговые обязательства  предназначены для размещения главным  образом среди населения. Они  не могут свободно переходить от одного владельца к другому. Эти ценные бумаги являются особенно эффективными в условиях развития рынка ценных бумаг.

    Основными способами размещения государственных  ценных бумаг являются: аукционы, открытая продажа, индивидуальное размещение. Аукционная форма первичного размещения ценных бумаг характерна для большинства  стран с развитой экономикой. Подобным путем реализуются краткосрочные  долговые обязательства, а в отдельных государствах — среднесрочные и долгосрочные.

    При индивидуальном размещении министерство финансов по поручению правительства  ведет переговоры с крупными инвесторами  о получении кредита под выпуск долговых обязательств. Оговариваются  условия получения кредита (объем  выпуска, процентная ставка и пр.).

     Эмитентами государственных ценных бумаг могут быть не только центральные, но и местные органы власти (муниципальные долговые обязательства).

     Рыночные государственные ценные бумаги считаются наиболее надежными и ликвидными, поэтому активно продаются на вторичном рынке.  

Информация о работе Экономическая сущность государственного долга