- Унификация
ссуд — объединение нескольких ссуд в
одну, в этом случае облигации ранее выпущенных
государственных ссуд обменивают на облигации
новой ссуды. Унификация предусматривает
обмен ранее выпущенных нескольких ссуд
на облигации новой ссуды. В отдельных
случаях обмен может осуществляться по
регрессивному соотношению — когда облигации
предыдущих выпусков приравниваются к
одной новой облигации в разных пропорциях:
2:1, 5:1, 10:1 и тому подобное.
- Отсрочка
погашения ссуды — осуществляется в период,
когда выпуск новых ссуд используется
на обслуживание ранее выпущенных государственных
ссуд. Отсрочка погашения ссуды происходит
тогда, когда государство уже выпустило
большое количество долговых обязательств
и условия их эмиссии не были выгодны.
В таком случае большая часть поступлений
от реализации облигаций новых ссуд направляется
на выплату процентов и погашение ранее
предоставленных кредитов. Правительство
сообщает об отсрочке погашения ссуд,
которое отличается от консолидации тем,
что не только продлеваются сроки погашения,
но и прекращается выплата прибылей.
- Обмен облигаций
государственной ссуды по регрессионными
соотношениями. В этом случае определенное
количество ранее выпущенных облигаций
ссуды равняется одной опять выпущенной
облигации государственной ссуды.
- Аннулирование
долговых обязательств государства —
предопределено финансовой несостоятельностью
государства оплатить свои обязательства
из-за неблагоприятной экономической
ситуации или из политических мотивов.
Под аннулированием государственного
долга понимаются мероприятия, в результате
которых государство полностью отказывается
от обязательств по выпущенным ссудам.
Аннулировать свои ценные бумаги государство
может в случае банкротства или в результате
прихода к власти новых политических сил,
которые по определенным причинам отказываются
признать финансовые обязательства предыдущей
власти.
- Реструктуризация
— это метод управления долгом, используя
который можно значительно облегчить
долговой груз за счет пересмотра условий
и сроков уплаты общей стоимости кредита
и процентных платежей.
Следовательно, чтобы
предотвратить кризисные ситуации в сфере
государственного кредита, необходимо
совершенствовать систему управления
государственным долгом на основе разработки
коротко и долгосрочных стратегий управления
портфелем обязательств страны. Целью
стратеги государственных займов являются
определение оптимальной структуры и
объема государственного долга с целью
снижения стоимости обслуживания ссуд
и минимизации риска, какой возникает
при получении кредитов.
3.2
Управление внешним долгом
Управление
государственным внешним долгом
— это совокупность действий, связанных
с подготовкой к выпуску и
размещением долговых обязательств
правительства, регуляции рынка
государственных ценных бумаг, предоставление
государственных гарантий, обслуживание
и погашение долга и тому подобное.
Управление государственным внешним
долгом предусматривает:
- регулирование
и динамику государственного долга с поддержанием
оптимальных пропорций между внешним
и внутренним долгом;
- максимально
эффективное обслуживание долга с уменьшением
удельного веса расходов на обслуживание
долга в расходной части бюджета;
- употребление
мероприятий из обеспечения дополнительных
источников финансирования, кредитование
других правительств;
- участие в
мероприятиях международных финансовых
организаций и тому подобное.
Управление
внешним долгом предусматривает
такие этапы:
- привлечение
кредитных ресурсов, в том числе предоставление
гарантий;
- размещение
(направление использование);
- обслуживание
(уплата процентов и основного объема
долга);
- уточнение
и изменение условий привлечения, размещения
и погашения.
Мировой
опыт решения проблемы внешней задолженности
допускает три возможных сценария.
- Оптимистический.
Страна-должник постепенно выплачивает
не только проценты, но и сумму основного
долга. Для этого необходим профицит бюджета,
за счет которого и осуществляется погашение
долгов. Полный расчет по долгами является
кардинальным вариантом решения проблемы
долгов, но это обеспечивается не только
сбалансированностью бюджета, но и достижением
стойкого позитивного сальдо, которое
может генерировать только здоровая экономика.
- Пессимистический.
Погашения основного долга и процентных
платежей рефинансируется за счет новых
иностранных кредитов. Внешний долг принимает
формы финансовой пирамиды, которая в
перспективе неминуемо развалится, что
и приведет к отказу возвращать долги.
Отказ от уплаты долгов имеет только одно
преимущество — отсутствие необходимости
его обслуживать и возвращать. Однако
страна-должник имеет по большей части
более существенные потери: уменьшение
прибылей от международной торговли, исключения
из международного рынка ссуд, арест активов
и т.д.
- Нулевой.
Страна-должник своевременно выплачивает
проценты по кредитам, а сумма новых иностранных
ссуд не превышает суммы, выплаченной
в счет погашения долга. Вследствие этого
внешний долг надолго замораживается.
Необходимым условием успешной уплаты
внешней задолженности является решение
так называемой проблемы трансферта.
- Бюджетный
— обеспечение превышения прибылей над
затратами, что требует реализации системы
мероприятий для увеличения бюджетных
поступлений (путем создания налогового
кодекса, который стимулирует частные
инвестиции) и уменьшения бюджетных расходов
(за счет ограничений государственных
инвестиций с широким привлечением к инвестированию
коммерческих банков, пенсионных фондов,
страховых компаний; проведение реформ
в социальной и жилищно-коммунальной сферах,
чтобы льготы получали только те, кому
они реально необходимы; погашение долгов
перед бюджетом предприятиями-монополистами,
сокращение бюрократического аппарата
и т.д.).
- Ресурсный
— уплата внешней задолженности за счет
экспортных поступлений или активного
сальдо торгового баланса.
- Системный
— наращивание физического объема экспорта
при адекватном увеличении его стоимостного
объема.
- Рост привлекательности
взносов в национальной валюте;
- Стимулирование
резидентов относительно кредитной операции
в национальной валюте;
- Привлечение
средне- и долгосрочных финансовых средств;
- Осуществление
эффективного валютного контроля.
Заключение
Проблемы
государственного долга состоят
не в его величине — в абсолютных
суммах относительно ВВП и объёма бюджета,
а в обеспеченности платёжеспособности
государства тремя главными факторами:
- Наличием
ресурсов, то есть потенциальных источников
доходов и всех видов самофинансирования,
что подразумевает:
- предоставление
льготных условий в сфере налогоблажения
для предприятий выпускающих конкурентоспособную
продукцию;
- предоставление
ссуд и кредитов предприятиям, которые
специализируются на разработке и внедрении
в производство инноваций;
- создание
благоприятных условий для привлечения
в экономику государства иностранных
инвестиций.
- Динамикой
расходов, которые зависят от уровня социально-экономического
развития Украины т.е.:
- модернизация
оборудования и технологического процесса
на предприятиях;
- обеспечение
предприятий рабочими квалифицированными
кадрами.
- Желанием
кредиторов покупать долговые обязательства.
В настоящее время рынок ценных бумаг
в нашей стране представляется пока еще
довольно аморфным. Дело в том, что нет
четкого разграничения между первичным
рынком, вторичным (биржевым) и внебиржевым,
так называемым уличным рынком. Рынок
предоставлен, фондовыми и товарными биржами,
которые поглощают основной поток частных
ценных бумаг. Развитие первичного рынка
ценных бумаг в структуре всего рынка
возможно лишь при условии более широкой
и активной приватизации, создания системы
первичного рынка и его посредников в
лице инвестиционных банков и брокерских
фирм. Объектом реализации на первичном
рынке являются не столько акции сколько
облигации компаний и предприятий. У нас
такой рынок почти отсутствует, тогда
как на Западе основная часть финансирования
экономики (70-90 %) через рынок ценных бумаг
осуществляется за счет выпуска облигаций
корпораций и компаний. Именно первичный
рынок там базируется на облигациях, а
главных посредником размещения выступают
инвестиционные банки.
Следует
отметить, что для предотвращения
кризисных ситуаций в сфере государственного
кредита, необходимо усовершенствовать
систему управления государственным
долгом, на основе разработки коротко-
и долгосрочных стратегий управления
портфелем обязательств государства.
Целью стратегии государственных
займов является определение оптимальной
структуры и объёма государственного
долга с тем, чтобы снизить
стоимость обслуживания займов и
минимизации риска, возникающего при
получении кредита.
Список
использованной литературы
- Бедь В.В.,
Когут Ю.М. Фінанси: Навч.-метод. посіб.
Для самостійного вивчення дисципліни.
– К.: МАУП; Ужгород: ЗІ ім. А. Волошина,
2004.
- Близнюк О.П.,
Лачкова Л.І., Оспіщев В.І. та ін.; За ред..
Оспіщев В.І. Фінанси: Навч. посіб. – К:
Знання, 2006.
- Опарін В.М.
Фінанси(загальна теорія): Навч. посібник.
– К.: КНЕУ, 1999.
- Фінанси(теоретичні
основи); Підручник / М.В. Грідчіна, В.Б.
Захожай, Л.Л. Осіпчук та ін.; Під. кер-вом
і за наук. ред. М.В. Грідчіної, Б.В. Захожая.
– 2-ге вид., випр. і допов. – К.: МАУП, 2004.
5.Жуков
Е.Ф. "Ценные бумаги и фондовые
рынки". М.: Издательское
объединение
"Юнити", 1995 г.
6.
Закон "О рынке ценных бумаг", ст.2.
7.
Миркин Я.М. "Ценные бумаги и фондовый
рынок". Москва,
"Перспектива",
1995 г.
8.
Банковская энциклопедия, под ред. Лаврушина
О.И. М.:
Энциклопедическая
творческая ассоциация, 1995 г.
9.
Рынок ценных бумаг: Учебник/Под ред. Галанова,
А.И. Басова:
Финансы
и статистика, 1996 г.
10.
Книга эмитента, инвестора, акционера:
ценные бумаги: // Фондовый портфель. М.
1992 г.
11. Бюджетний кодекс.
12. Закон України "Про місцеве самоврядування
в Україні" від 21.05.1997 № 280/97-ВР // Відомості
Верховної Ради України.- 1997.-№ 24.
13.
Опарін В. М. Фінанси (Загальна теорія):
Навч. посібник. — 2-ге вид., доп. і перероб.
— К.: КНЕУ, 2002. — 240 с.
14.
Романенко О. Р. Фінанси: Підручник. - К:
Центр навчальної літератури, 2004.-312с.
15. Василик О. Д. Теорія фінансів. Підручник.
- Закон України
«Про внесення змін до Закону України
«Про
національний
банк України» від 13.07.2000 р. № 1919-ІІІ // Відомості
Верховної
Ради України. — 2000. — № 42.
- Закон України
«Про банки і банківську діяльність» від
20.03.91 р.
№ 872-ХІІ
(зі змінами і доповненнями) // Закони України.—
К., 1996.
- Закон України
«Про цінні папери і фондову біржу» від
18.06.91 р.
- Закон України
«Про Рахункову палату Верховної Ради
України» від 11.07.96 р. № 315/96 — ВР // Відомості
Верховної Ради України. — 1996. — № 43.
- Закон України
«Про внесення змін до Закону України
«Про державну податкову службу в Україні»»
від 05.02.98 р. № 83/98 — ВР // Відомості Верховної
Ради України. — 1998. — № 29.
- Закон України
«Про державну контрольно-ревізійну службу
в Україні» від 26.01.93 р. № 2939-ХІІ // Відомості
Верховної Ради України. — 1993. — № 13.