Экономическая сущность государственного долга

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 00:45, реферат

Краткое описание

В Украине государственные внутренние и внешние заимствования и предоставления государственных гарантий осуществляются в пределах установленных на каждый бюджетный период предельных объемов государственного внутреннего и внешнего долга Украины и предоставления гарантий. Представленная тема является актуальной для Украины, т.к. основным способом получения дополнительных финансов является государственный кредит, в вопросах погашения которого государство часто сталкивается с определёнными проблемами и трудностями.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 47.22 Кб (Скачать)
  1. Унификация ссуд — объединение нескольких ссуд в одну, в этом случае облигации ранее выпущенных государственных ссуд обменивают на облигации новой ссуды. Унификация предусматривает обмен ранее выпущенных нескольких ссуд на облигации новой ссуды. В отдельных случаях обмен может осуществляться по регрессивному соотношению — когда облигации предыдущих выпусков приравниваются к одной новой облигации в разных пропорциях: 2:1, 5:1, 10:1 и тому подобное.
  2. Отсрочка погашения ссуды — осуществляется в период, когда выпуск новых ссуд используется на обслуживание ранее выпущенных государственных ссуд. Отсрочка погашения ссуды происходит тогда, когда государство уже выпустило большое количество долговых обязательств и условия их эмиссии не были выгодны. В таком случае большая часть поступлений от реализации облигаций новых ссуд направляется на выплату процентов и погашение ранее предоставленных кредитов. Правительство сообщает об отсрочке погашения ссуд, которое отличается от консолидации тем, что не только продлеваются сроки погашения, но и прекращается выплата прибылей.
  3. Обмен облигаций государственной ссуды по регрессионными соотношениями. В этом случае определенное количество ранее выпущенных облигаций ссуды равняется одной опять выпущенной облигации государственной ссуды.
  4. Аннулирование долговых обязательств государства — предопределено финансовой несостоятельностью государства оплатить свои обязательства из-за неблагоприятной экономической ситуации или из политических мотивов. Под аннулированием государственного долга понимаются мероприятия, в результате которых государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным ссудам. Аннулировать свои ценные бумаги государство может в случае банкротства или в результате прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущей власти.
  5. Реструктуризация — это метод управления долгом, используя который можно значительно облегчить долговой груз за счет пересмотра условий и сроков уплаты общей стоимости кредита и процентных платежей.

      Следовательно, чтобы предотвратить кризисные ситуации в сфере государственного кредита, необходимо совершенствовать систему управления государственным долгом на основе разработки коротко и долгосрочных стратегий управления портфелем обязательств страны. Целью стратеги государственных займов являются определение оптимальной структуры и объема государственного долга с целью снижения стоимости обслуживания ссуд и минимизации риска, какой возникает при получении кредитов. 
 

    3.2 Управление внешним долгом

    Управление  государственным внешним долгом — это совокупность действий, связанных  с подготовкой к выпуску и  размещением долговых обязательств правительства, регуляции рынка  государственных ценных бумаг, предоставление государственных гарантий, обслуживание и погашение долга и тому подобное. Управление государственным внешним  долгом предусматривает:

  • регулирование и динамику государственного долга с поддержанием оптимальных пропорций между внешним и внутренним долгом;
  • максимально эффективное обслуживание долга с уменьшением удельного веса расходов на обслуживание долга в расходной части бюджета;
  • употребление мероприятий из обеспечения дополнительных источников финансирования, кредитование других правительств;
  • участие в мероприятиях международных финансовых организаций и тому подобное.

    Управление  внешним долгом предусматривает  такие этапы:

  • привлечение кредитных ресурсов, в том числе предоставление гарантий;
  • размещение (направление использование);
  • обслуживание (уплата процентов и основного объема долга);
  • уточнение и изменение условий привлечения, размещения и погашения.

    Мировой опыт решения проблемы внешней задолженности  допускает три возможных сценария.

  1. Оптимистический. Страна-должник постепенно выплачивает не только проценты, но и сумму основного долга. Для этого необходим профицит бюджета, за счет которого и осуществляется погашение долгов. Полный расчет по долгами является кардинальным вариантом решения проблемы долгов, но это обеспечивается не только сбалансированностью бюджета, но и достижением стойкого позитивного сальдо, которое может генерировать только здоровая экономика.
  2. Пессимистический. Погашения основного долга и процентных платежей рефинансируется за счет новых иностранных кредитов. Внешний долг принимает формы финансовой пирамиды, которая в перспективе неминуемо развалится, что и приведет к отказу возвращать долги. Отказ от уплаты долгов имеет только одно преимущество — отсутствие необходимости его обслуживать и возвращать. Однако страна-должник имеет по большей части более существенные потери: уменьшение прибылей от международной торговли, исключения из международного рынка ссуд, арест активов и т.д.
  3. Нулевой. Страна-должник своевременно выплачивает проценты по кредитам, а сумма новых иностранных ссуд не превышает суммы, выплаченной в счет погашения долга. Вследствие этого внешний долг надолго замораживается. Необходимым условием успешной уплаты внешней задолженности является решение так называемой проблемы трансферта.

    Она имеет три главных аспекта:

  • Бюджетный — обеспечение превышения прибылей над затратами, что требует реализации системы мероприятий для увеличения бюджетных поступлений (путем создания налогового кодекса, который стимулирует частные инвестиции) и уменьшения бюджетных расходов (за счет ограничений государственных инвестиций с широким привлечением к инвестированию коммерческих банков, пенсионных фондов, страховых компаний; проведение реформ в социальной и жилищно-коммунальной сферах, чтобы льготы получали только те, кому они реально необходимы; погашение долгов перед бюджетом предприятиями-монополистами, сокращение бюрократического аппарата и т.д.).
  • Ресурсный — уплата внешней задолженности за счет экспортных поступлений или активного сальдо торгового баланса.
  • Системный — наращивание физического объема экспорта при адекватном увеличении его стоимостного объема.

           Универсальные правила кредитно-валютной политики в условиях наличия большой внешней задолженности:

  1. Рост привлекательности взносов в национальной валюте;
  2. Стимулирование резидентов относительно кредитной операции в национальной валюте;
  3. Привлечение средне- и долгосрочных финансовых средств;
  4. Осуществление эффективного валютного контроля.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Проблемы  государственного долга состоят  не в его величине — в абсолютных суммах относительно ВВП и объёма бюджета, а в обеспеченности платёжеспособности государства тремя главными факторами:

  1. Наличием ресурсов, то есть потенциальных источников доходов и всех видов самофинансирования, что подразумевает:
  • предоставление льготных условий в сфере налогоблажения для предприятий выпускающих конкурентоспособную продукцию;
  • предоставление ссуд и кредитов предприятиям, которые специализируются на разработке и внедрении в производство инноваций;
  • создание благоприятных условий для привлечения в экономику государства иностранных инвестиций.
  1. Динамикой расходов, которые зависят от уровня социально-экономического развития Украины т.е.:
  • модернизация оборудования и технологического процесса на предприятиях;
  • обеспечение предприятий рабочими квалифицированными кадрами.
  1. Желанием кредиторов покупать долговые обязательства.    

      В настоящее время рынок ценных бумаг в нашей стране представляется пока еще довольно аморфным. Дело в том, что нет четкого разграничения между первичным рынком, вторичным (биржевым) и внебиржевым, так называемым уличным рынком. Рынок предоставлен, фондовыми и товарными биржами, которые поглощают основной поток частных ценных бумаг. Развитие первичного рынка ценных бумаг в структуре всего рынка возможно лишь при условии более широкой и активной приватизации, создания системы первичного рынка и его посредников в лице инвестиционных банков и брокерских фирм. Объектом реализации на первичном рынке являются не столько акции сколько облигации компаний и предприятий. У нас такой рынок почти отсутствует, тогда как на Западе основная часть финансирования экономики (70-90 %) через рынок ценных бумаг осуществляется за счет выпуска облигаций корпораций и компаний. Именно первичный рынок там базируется на облигациях, а главных посредником размещения выступают инвестиционные банки.

    Следует отметить, что для предотвращения кризисных ситуаций в сфере государственного кредита, необходимо усовершенствовать  систему управления государственным  долгом, на основе разработки коротко- и долгосрочных стратегий управления портфелем обязательств государства. Целью стратегии государственных  займов является определение оптимальной  структуры и объёма государственного долга с тем, чтобы снизить  стоимость обслуживания займов и  минимизации риска, возникающего при  получении кредита. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы

  1. Бедь В.В., Когут Ю.М. Фінанси: Навч.-метод. посіб. Для самостійного вивчення дисципліни. – К.: МАУП; Ужгород: ЗІ ім. А. Волошина, 2004.
  2. Близнюк О.П., Лачкова Л.І., Оспіщев В.І. та ін.; За ред.. Оспіщев В.І. Фінанси: Навч. посіб. – К: Знання, 2006.
  3. Опарін В.М. Фінанси(загальна теорія): Навч. посібник. – К.: КНЕУ, 1999.
  4. Фінанси(теоретичні основи); Підручник / М.В. Грідчіна, В.Б. Захожай, Л.Л. Осіпчук та ін.; Під. кер-вом і за наук. ред. М.В. Грідчіної, Б.В. Захожая. – 2-ге вид., випр. і допов. – К.: МАУП, 2004.

    5.Жуков  Е.Ф. "Ценные бумаги и фондовые  рынки". М.: Издательское

объединение "Юнити", 1995 г.

    6. Закон "О рынке ценных бумаг", ст.2.

    7. Миркин Я.М. "Ценные бумаги и фондовый рынок". Москва,

"Перспектива", 1995 г.

    8. Банковская энциклопедия, под ред. Лаврушина О.И. М.:

Энциклопедическая творческая ассоциация, 1995 г.

    9. Рынок ценных бумаг: Учебник/Под ред. Галанова, А.И. Басова:

Финансы и статистика, 1996 г.

    10. Книга эмитента, инвестора, акционера: ценные бумаги: // Фондовый портфель. М. 1992 г.

        11. Бюджетний кодекс.

        12. Закон України "Про місцеве самоврядування в Україні" від 21.05.1997 № 280/97-ВР // Відомості Верховної Ради України.- 1997.-№ 24.

    13. Опарін В. М. Фінанси (Загальна теорія): Навч. посібник. — 2-ге вид., доп. і перероб. — К.: КНЕУ, 2002. — 240 с.

    14. Романенко О. Р. Фінанси: Підручник. - К: Центр навчальної літератури, 2004.-312с.

        15. Василик О. Д. Теорія фінансів. Підручник.

  1. Закон України «Про внесення змін до Закону України «Про

національний  банк України» від 13.07.2000 р. № 1919-ІІІ // Відомості

Верховної Ради України. — 2000. — № 42.

  1. Закон України «Про банки і банківську діяльність» від 20.03.91 р.

№ 872-ХІІ (зі змінами і доповненнями) // Закони України.— К., 1996.

  1. Закон України «Про цінні папери і фондову біржу» від 18.06.91 р.

    № 1201-ХІІ // Відомості Верховної Ради України. — 1991. — № 38.

  1. Закон України «Про Рахункову палату Верховної Ради України» від 11.07.96 р. № 315/96 — ВР // Відомості Верховної Ради України. — 1996. — № 43.
  2. Закон України «Про внесення змін до Закону України «Про державну податкову службу в Україні»» від 05.02.98 р. № 83/98 — ВР // Відомості Верховної Ради України. — 1998. — № 29.
  3. Закон України «Про державну контрольно-ревізійну службу в Україні» від 26.01.93 р. № 2939-ХІІ // Відомості Верховної Ради України. — 1993. — № 13.

Информация о работе Экономическая сущность государственного долга