Экономическая сущность государственного долга

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 00:45, реферат

Краткое описание

В Украине государственные внутренние и внешние заимствования и предоставления государственных гарантий осуществляются в пределах установленных на каждый бюджетный период предельных объемов государственного внутреннего и внешнего долга Украины и предоставления гарантий. Представленная тема является актуальной для Украины, т.к. основным способом получения дополнительных финансов является государственный кредит, в вопросах погашения которого государство часто сталкивается с определёнными проблемами и трудностями.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 47.22 Кб (Скачать)

    2. Экономическая сущность государственного долга 

    2.1 Внутренний государственный долг

    Государственный долг — это сумма задолженности государства по выпущенным и непогашенными внутренними государственными заимствованиями, а также сумма финансовых обязательств по отношению к иностранным кредиторам на определенную дату, включая выданные гарантии по кредитам, которые предоставляют местным органам власти, государственным предприятиям, иностранным поставщикам.

    Существование государственного кредита приводит к появлению государственного долга, который разделяют на текущий  и капитальный, внутренний и внешний. Важным вопросом о экономически обоснованной границе государственного долга. В  большинстве стран мира, в том  числе и в Украине, объем внутреннего  государственного долга регулируются законодательством.

    К долговым обязательствам правительства  Украины принадлежат выпущенные им ценные бумаги, другие обязательства  в денежной форме, гарантированные  правительством Украины, а также  получены им кредиты. Долговые обязательства  правительства Украины выступают  в виде облигаций внутренних государственных  ссуд и обязательств казначейства Украины. В отдельных случаях могут  применяться и другие формы правительственных  обязательств. Характер и условия  их в каждом конкретном случае определяет правительство Украины.

    Внутренний  государственный долг — это задолженность государства всем владельцам облигаций внутренне государственной ссуды и других государственных ценных бумаг, то есть гражданам и предприятиям своей страны, которые являются кредиторами государства.

    В общем объеме государственного долга  внутренний долг составляет почти треть. Наибольшая часть в нем приходился на задолженность перед юридическими лицами (по облигациям внутренней государственной  ссуды) и банковскими учреждениями, в том числе перед НБУ по ссудам, полученными для финансирования дефицита бюджета, а также по остаткам вкладов населения, централизованными  прежним Сберегательным банком СССР, и компенсациями по ним; задолженность  сельскохозяйственных предприятий  по долго- и краткосрочным ссудами, зачтенную на государственный внутренний долг Украины. Этот долг состоит из задолженности прошлых лет и  той, которая появляется ежегодно с  новыми долговыми обязательствами  правительства Украины.

    В Украине величина государственного долга регулируется законодательно с 1992 г. Законом «О государственном внутреннем долге Украины». Бюджетным кодексом Украины установлено, что основной объем государственного долга не должен превышать 60 % фактического годового объема ВВП Украины. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2 Внешний государственный долг

    Внешний государственный долг — это задолженность государства иностранным кредиторам, то есть гражданам и организациям других стран.

    Государственный внешний долг Украины — это задолженность по непогашенным внешним ссудам и невыплаченным по ним процентами на определенную дату. Этот долг состоит из долговых обязательств перед международными финансовыми организациями — МВФ, Мировым банком, ЕС, ЕБРР, иностранными странами-кредиторами — Россией, Туркменистаном, Германией, США, а также иностранными банками и корпорациями. Следовательно, государственный внешний долг — это задолженность по займам, привлеченными из иностранных источников.

    При этом государство играет роль заемщика или гаранта погашения этих ссуд другими заёмщиками. К составляющим государственного внешнего долга принадлежат:

  • прямой долг, который формируется с помощью привлечения иностранных кредитов, непосредственным заемщиком по которым является государство, и выпуск государственных ценных бумаг в виде внешних государственных ссуд. Кредитные отношения базируются на прямом государственном управлении;
  • условный долг, который формируется при нормативно административной регуляции заимствований за счет иностранных кредитов, привлеченных другими заемщиками под гарантии государства (гарантированный государственный долг). Ответственность за обслуживание этих кредитов несет или государство, или предпринимательская структура — заемщик, который самостоятельно погашал иностранные кредиты за счет собственных средств. Если непосредственный заемщик-предприятие не выполняет своих долговых обязательств перед нерезидентами, то по условиям соглашения о займе вступает государственная гарантия относительно выполнения платежей в интересах иностранного кредитора. В таком случае деньги перечисляются кредиторам из Государственного бюджета, а затем государство пытается возвратить средства от непосредственных заёмщиков.

    В Украине с 1992 г. за счет иностранных  кредитов под государственную гарантию было реализовано 90 проектов общим  объемом 2,4 млрд. грн. Отмеченные кредиты  являлись низкоэффективными. Это объясняется  тем, что больше половины из них сначала  предусматривала полное или частичное  использование бюджетных средств  для обслуживания и погашения  ссуд. Различают такие ссуды, которые  предоставляются предприятиям на условиях их обслуживания и возвращения исключительно  за счет государства, и такие, которые  предусматривают погашение из бюджетных  источников с постепенным возмещением  предприятиями суммы долга в  национальной валюте или товарами к  государственным резервам. Соответственно 50 % гарантированных правительством ссуд было предоставлено на условиях валютной самоокупаемости предприятий. Основными кредиторами отечественных  предприятий является Германия и  США. Значительная часть их средств  направлена в отрасли агропромышленного  комплекса Украины, на металлургическую промышленность, на образование и  здравоохранение.

    Учитывая  негативный опыт привлечения ссуд под  гарантию правительства, государство  фактически приостановило этот процесс, оно гарантирует выполнение только тех проектов, которые имеют для  страны стратегическое значение.

    Определение уровня задолженности связано с  основными макроэкономическими  параметрами: динамикой производства и экспорта, уровнем процентной ставки, динамикой валютных курсов, бюджетным  дефицитом.

    Согласно  с международными стандартами уровень  внешней задолженности Украины  сравнительно невысокий.

    Неразрешённой проблемой Украины является неправильно  контролируемые абсолютные и относительные  показатели внешнего долга, их краткосрочная  ликвидность — отношение платежей к имеющимся валютным резервам.

    Для стран, которые осуществляют радикальные  экономические реформы, внутренние ссуды и внешняя финансовая поддержка  необходимы для финансирования структурных  превращений, ускорения стабилизации экономики и достижения экономического роста.

    Однако  механизм влияния ссуд на макроэкономическую ситуацию не однозначен. Структура  государственного долга по использованию  привлечённых средств свидетельствует, что государственные ссуды преимущественно  направлялись на текущие потребности  государства: обеспечение стабильности функционирования денежно-кредитной  системы, финансирования дефицита платежного баланса и государственного бюджета  и осуществления «критического  импорта» (преимущественно энергоресурсов). И только небольшая их часть направлялась непосредственно на развитие экономики. Беспокойство вызывает большой удельный вес кратко- и среднесрочных обязательств (13 % — до 5 лет, 62 % — от 5 до 10 лет, 11 % — от 10 до 15 лет, 14 % — свыше 15 лет).

    В результате нерациональных и лишних внешних заимствований могут  возникнуть такие долговые обязательства  перед нерезидентами, которые в  будущем значительно ограничат  возможности правительства относительно осуществления независимой экономической  политики. Обосновывая экономические  последствия государственного долга, применяют разные критерии для различения влияния на финансовую систему: срок существования долга, его структуру, размер платежей, изменение в делении  и использовании ВВП на потребление, инвестиции, экспорт товаров и  услуг.

    Применение  государством внутренних заимствований  нуждается в осуществлении политики, направленной на управление как мобилизацией финансовых ресурсов, так и на обслуживание платежных обязательств, которые  возникают в результате действия механизма государственного кредита.

Капитальный и текущий долги государства:

    Капитальный долг — это общая сумма задолженности прошлых лет и процента, который должен быть оплачен по ссудам.

    Текущий долг — это расходы государства, связанные с погашением в текущем году долговых обязательств и надлежащих к уплате в этот период процентов по всем выпущенным на данный момент ссудам.

    Общая сумма внутреннего государственного долга делится на две части:

  1. Монетизированный долг, который состоит из долгов государств коммерческим банкам как основным владельцам государственных ценных бумаг. Он фиксируется в балансах банков, и поэтому анализ его динамики находится под пристальным контролем. Сумма монетизированного долга состоит из всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства (как внутренних, так и внешних), включая выданные гарантии по кредитам.
  2. Немонетизированный долг, который состоит:
  • из невыполненных государством финансовых обязательств перед населением по социальным выплатам, предусмотренными действующим законодательством (задолженность по выплате пенсий, стипендий, помощи, заработной платы и др.);
  • задолженности по хозяйственным отношениям с реальным сектором экономики (задолженность по государственным заказам, по предоставлению услуг государственными учреждениями и др.). Его динамику наблюдать значительно сложнее, особенно отношения государства с реальным сектором экономики.
  1. Методы управления государственным долгом 

                               3.1 Управление внутренним долгом

    Управление  государственным внутренним долгом Украины осуществляет Министерство финансов Украины в порядке, согласованном  с Национальным банком Украины. Размещение долговых обязательств правительства  Украины и предоставления гарантий от его имени осуществляет по его  поручению Министерство финансов Украины. Граничные размеры государственного внутреннего долга Украины, его  структура, источники и сроки  погашения устанавливает Верховная  Рада Украины одновременно с утверждением Государственного бюджета Украины  на следующий год.

    Методами  управления государственным внутренним долгом являются конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций по регрессивному  соотношению, отсрочка погашения и аннулирование ссуды:

  1. Конверсия государственного долга — изменение прибыльности ссуды. При этом государство уменьшает размер процентов, которые выплачиваются по ссудам. Технически возможными являются такие варианты конверсии внешнего долга:
  • обмен «долга на долг» — государство-заемщик обменивает свои собственные долги на долги других государств перед ним;
  • обмен «долга на экспорт». Долги покрываются за счет экспорта машинно-технической продукции и других готовых товаров;
  • обмен «долга на собственность». Как собственность рассматриваются земля, недвижимость, пакеты акций предприятий;
  • обмен «долга на национальную валюту» (называется «долгом для развития»). Интерес кредиторов к таким операциям вырос, хотя и остаётся умеренным, поскольку эти соглашения фактически являются благотворительной помощью на развитие экономики должника. Средства от такой конверсии преимущественно направляют или на образование, или на здравоохранение, или на охрану природы.
  1. Консолидация государственного долга — увеличение сроков действия выпущенных ссуд. Может проводиться одновременно с конверсией. Избежать негативных последствий заимствования и несостоятельности государства можно, применяя метод конверсии, который заключается в изменении доходности ссуды, как правило, в сторону уменьшения в условиях нестабильности финансовых рынков. Однако самое частое понятие конверсии связывается с трансформацией долговых обязательств одного вида в долговые обязательства другого вида (конверсия способствует трансформации внешнего долга во внутренней и наоборот) или в активы другой экономической природы — облигации, менее выгодные с точки зрения управления долгом, которые можно ликвидировать путем обмена их на акции предприятий, часть имущества.

Информация о работе Экономическая сущность государственного долга