Государственный долг и экономический рост

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 10:55, курсовая работа

Краткое описание

Весь мир живёт в долг. Будущие поколения, еще не родившись, уже потенциальные должники. Подавляющее число стран испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Кто-то является больше кредитором, чем заемщиком, кто-то наоборот. Но практически во всех этих странах сложилась долговая экономическая система.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Сущность государственного долга 4
1.1Значение государственного долга……………………………………………4
1.2Типы государственного долга 6
1.3последствия накопления государственного долга 8
1.4 Управление государственным долгом…………………………….10
2.Оценка государственного долга. Влияние государственного долга на экономический рост……………………………………………………………..13
2.1Государственный долг РФ 13
2.2 Оценка влияния государственного долга на экономический рост 20
3.Регулирование государственного долга в России. Пути по сокращению государственного долга РФ 27
3.1Путь по сокращению внутреннего государственного долга РФ 28
3.2Путь по сокращению внешнего государственного долга РФ 30
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………35

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ)))00норм.doc

— 398.00 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Ангарская государственная техническая академия»

Факультет управления и бизнеса

Кафедра экономики, маркетинга и психологии управления

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине « Институциональная экономика»

 

на тему: « Государственный долг и экономический рост»

 

 

Выполнил: Студент группы МН-13-1 Петрончак В.А.

 

 

Проверил: Старший преподаватель Дмитриев А.А

 

 

 

 

 

 

 

 

                        

                         Ангарск 2014

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Сущность государственного  долга 4

1.1Значение государственного долга……………………………………………4

1.2Типы государственного долга 6

1.3последствия накопления  государственного долга 8

          1.4 Управление  государственным долгом…………………………….10

2.Оценка государственного долга. Влияние государственного долга на экономический рост……………………………………………………………..13

2.1Государственный долг РФ 13

2.2 Оценка влияния государственного  долга на экономический рост 20

3.Регулирование государственного  долга в России. Пути по сокращению государственного долга РФ 27

3.1Путь по сокращению внутреннего  государственного долга РФ 28

3.2Путь по сокращению  внешнего государственного долга  РФ 30

Заключение……………………………………………………………………….33

Список литературы………………………………………………………………35

 

                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Весь мир живёт в долг. Будущие поколения, еще не родившись, уже потенциальные должники. Подавляющее число стран испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Кто-то является больше кредитором, чем заемщиком, кто-то наоборот. Но практически во всех этих странах сложилась долговая экономическая система.

Всеобщими причинами образования госдолга принято считать: войны, стихийные бедствия, государственное предпринимательство, рост иностранных капиталов, социальную политику государства.  
Со становлением рыночных отношений государство превращается в хозяйствующий субъект. На смену насильственным рычагам привлечения средств (увеличению налогов) приходит использование кредита. Власть создает государственные предприятия в отраслях, которые недоступны и непривлекательны для частного предпринимателя (из-за долгих сроков окупаемости инвестиций) или социально значимы.

Проблемы, связанные с управлением государственным долгом, его регулированием, с выбором правильной долговой политики до сих пор достаточно актуальны. Несмотря на то, что за последние годы ситуация на рынке государственных заимствований очень сильно изменилась, и в лучшую сторону, не стоит забывать о том, что любой неверный шаг может привести к серьезным проблемам в будущем. Чтобы этого избежать, необходимо регулярно контролировать процесс выпуска государственных займов, выдачи государственных кредитов и гарантий. 

 

 

 

1.Сущность государственного долга

1.1 Значение государственного долга.

    Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием, пропорционально доле государства в акционерном капитале последних.

    С возникновением и развитием государств появилось и понятие "государственный долг". В эпоху слаборазвитого денежного хозяйства, недостатка доходов, получаемых от налоговых поступлений, на фоне постоянной необходимости устойчивого функционирования государства (в широком смысле) инструментом перераспределения финансовых ресурсов стали внутренние, а позднее и внешние заимствования.

     Государственный долг наряду с бюджетом и налогами является категорией экономической, выполняя общественно необходимые функции. В соответствии со ст. 97 Бюджетного кодекса РФ к государственному долгу Российской Федерации относятся: "долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства, по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией..."

    К размещению долговых обязательств прибегают правительства как развивающихся, так и развитых стран. Наличие долгов для государства является своего рода стимулом экономического развития, оптимизации расходов, четкости разработки и реализации налоговых реформ, создания предпосылок роста инвестиционной активности и т.д.

    В условиях федеративного государства долги субъектов федерации и местных органов власти объединены в понятие "суверенный долг". Частный долг включает долги финансового и нефинансового секторов.

    По классификации задолженность государства может быть представлена в виде схемы:

Схема 1 «Задолженность государства».   

Все долги в рамках национальной экономики можно условно классифицировать следующим образом:

1)государственный долг (долг центрального правительства)

2) муниципальный долг (долг субъектов местной власти)

3) долг нефинансовых организаций

4) долг финансового сектора (финансовых  организаций).

В соответствии с оценкой экономистов развитых стран государственный и муниципальный долг является долгом государственной власти разного уровня перед другими секторами экономики. В общую сумму государственного и муниципального долга включается сумма задолженности одного государственного органа перед другим. Вся сумма непогашенных обязательств государства составляет капитальный государственный долг. Расходы по его обслуживанию и погашение обязательств, срок оплаты по которым наступил, образуют текущий государственный долг.

1.2 Типы государственного долга.

Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий, внутренний и внешний. Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты, которые должны быть, уплачены по этим обязательствам. 
    Текущий долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Внешний долг – обязательства, возникающие в иностранной валюте. 
Внутренний долг – обязательства, возникающие в валюте РФ Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении ПравительстваРФ. 
  РФ не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований РФ. Исключение составляют обязательства, гарантированные Правительством РФ. Управление государственным внутренним долгом и его обслуживание возложены на Федеральное казначейство, Центральный банк и его учреждения.  
   Классификация долга по различным признакам: 
1)В зависимости от степени охвата совокупности обязательств:

- основной долг (вся сумма задолженности  государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного периода) 

- текущий долг (задолженность государства  по обязательствам, по которым  наступил срок платежа)

2) по форме обязательств:

- кредит, привлеченный от имени РФ   

- государственная ценная бумага  РФ   

- бюджетный кредит РФ     - государственная гарантия РФ

3) в зависимости от рынка заимствований, типа кредитора и валюты заимствований:

- внутренний (долг в валюте РФ)    

- внешний (долг в иностранной  валюте)

4) по типу заемщика:   - долг РФ   - долг субъектов РФ   - муниципальный долг

5) по срочности:  - краткосрочные (менее 1 года)  

- среднесрочные (от 1 до 5 лет)   

- долгосрочные (от 5 до 30 лет включительно)

Схема 2 «Виды государственных займов»

 

1.3 Последствия накопления государственного долга.

Существует 2 вида последствий: мнимые и реальные. Мнимые: при любом, даже самом крупном государственном долге государство не перестает выполнять свои финансовые обязательства. На это есть 3 причины: рефинансирование - когда подходит ежемесячный срок выплаты части долга, правительство обычно не сокращает расходы и не повышает налоги, чтобы погасить облигации, срок которых истек. На самом деле правительство рефинансирует свой долг; оно продает новые облигации и использует выручку для выплат держателям погашаемых облигаций; 
- налогообложение - правительство имеет конституционное право облагать население налогами и собирать их. Повышение налогов для правительства - один из способов получить достаточные доходы для выплаты процентов и общей суммы государственного долга.

- создание денег - банкротство государства  очень сложно себе представить  еще и потому, что государство вправе печатать деньги, которыми можно выплатить и основную сумму долга, и проценты по нему. Создание новых денег для выплаты процентов или погашения основной суммы долга может иметь инфляционный эффект. Но очень трудно поверить в возможность банкротства, когда правительство обладает полномочиями создавать новые деньги, просто включив печатный станок.

Реальные: Ограничение фискальной политики. Крупный и растущий государственный долг затрудняет для политиков применение фискальных мер в периоды спада. Крупный и растущий государственный долг ставит политические барьеры на пути применения антикризисных фискальных мер. Эффект вытеснения и накопления капитала. Обратимся теперь к потенциально более серьезной проблеме. Государственный долг все же может послужить источником реального экономического бремени для грядущих поколений, в частности потому, что под воздействием долга будущие поколения наследуют меньший запас инвестиционных товаров (средств производства), то есть меньшую "национальную фабрику". Такое событие связано с эффектом вытеснения, который заключается в том, что дефицитное финансирование приводит к росту процентных ставок и сокращению частных инвестиционных расходов. Если это происходит, то будущим поколениям достается экономика, обладающая меньшим производственным потенциалом, и, при прочих равных условиях, их уровень жизни окажется ниже, чем в ином случае. Так же рост государственного долга влечет за собой такие последствия как:

1.существование внешнего  долга предполагает передачу  части созданного внутри страны продукта за рубеж

2. влечет снижение уровня  жизни населения

3. повышение ставок налогов, как средства выплаты государственного  внутреннего долга, может подорвать  действия экономических стимулов  развития производства

4. снижение международного авторитета страны

5.вытеснение (сокращение) частных  инвестиций в силу выпуска  государственных ценных бумаг.

Государственный долг складывается не только из долга государства, но и из долга государственных компаний. Существуют так же и опасности и риски чрезмерного внешнего корпоративного долга. В качестве страны, на которой я покажу все опасности и риски будет Россия. Внешний корпоративный долг по отношению к ВВП России в настоящее время составляет около 28%, и сама по себе эта цифра долга, конечно, не является критичной. Но ведь внешнеэкономический долг является долгом предприятий, организаций и банков внебюджетной сферы, доля которых в ВВП – около 60%. Если этот долг рассчитать на эту часть ВВП, к которой он относится, то цифра приближается к 50%.

 

 

1.4 Управление государственным долгом.

Существование государственного долга автоматически подразумевает наличие обязанности государства по управлению им. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

Цель управления долгом - нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению. Кроме того, целью управления государственным долгом являются выработка экономически обоснованного соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, поддержание объема долга на экономически безопасном уровне. Поэтому система управления государственным долгом должна быть ориентирована на обслуживание стратегических инвестиционных проектов, а государство выступать координатором и гарантом производственных инвестиций в рамках выработанной стратегии экономического роста.

Методами управления государственным долгом являются:

1) конверсия;

2) консолидация;

3) унификация;

4) обмен облигаций по регрессивному соотношению;

5) отсрочка погашения;

6) реструктуризация;

Информация о работе Государственный долг и экономический рост