Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 10:55, курсовая работа
Весь мир живёт в долг. Будущие поколения, еще не родившись, уже потенциальные должники. Подавляющее число стран испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Кто-то является больше кредитором, чем заемщиком, кто-то наоборот. Но практически во всех этих странах сложилась долговая экономическая система.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Сущность государственного долга 4
1.1Значение государственного долга……………………………………………4
1.2Типы государственного долга 6
1.3последствия накопления государственного долга 8
1.4 Управление государственным долгом…………………………….10
2.Оценка государственного долга. Влияние государственного долга на экономический рост……………………………………………………………..13
2.1Государственный долг РФ 13
2.2 Оценка влияния государственного долга на экономический рост 20
3.Регулирование государственного долга в России. Пути по сокращению государственного долга РФ 27
3.1Путь по сокращению внутреннего государственного долга РФ 28
3.2Путь по сокращению внешнего государственного долга РФ 30
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………35
Подавляющую часть внешнего корпоративного долга составляют ссуды и займы, которые по российским банкам уже превысили 100 млрд. долларов, а по предприятиям и организациям на 1 января 2013 г. составили 232 млрд. долларов. Эти кредиты российским предприятиям и банкам, как правило, выделяются на 3 – 5 лет под достаточно высокие проценты, учитывая страновой риск послекризисного развития, уплата процентов и других долговых обязательств перед иностранными инвесторами ежегодно находится на уровне 20 млрд. долларов при необходимости одновременно возвращать долги, срок по которым истекает. Так что ежегодный отток капитала, вызванный возвратом корпоративных долгов, уже ряд лет, начиная с 2008 г., составляет около 100 млрд. долларов.
2.2 Оценка влияния
Одной из важнейших долгосрочных целей экономической политики правительства любой страны является стимулирование экономического роста, поддержание его темпов на стабильном и оптимальном уровне. Поэтому так важно иметь четкое представление о том, что такое экономический рост, какие факторы его стимулируют, а какие, наоборот, сдерживают. В экономической теории разрабатываются динамические модели экономического роста, которые помогают исследовать условия достижения равновесного темпа экономического роста для каждой конкретной страны и вырабатывать эффективную долгосрочную экономическую политику.
Экономический рост представляет собой выход экономики за пределы ранее существовавших производственных возможностей, переход ее к новому, более высокому уровню. Экономический рост есть составляющая циклического экономического развития.
Последствия экономического роста представлены в схеме:
Схема 3 «Последствия экономического роста».
Экономический рост проявляется в увеличении реального ВНП (ВВП) за определенный период времени (либо в увеличении реального ВНП на душу населения).Исходя из любого из этих проявлений, экономический рост измеряется годовыми темпами роста. Темпы роста – это отношение разницы между реальным ВНП текущего года и реальным ВНП базисного года к реальному ВНП базисного года, выраженное в процентах. Далее я приведу мнение различных экономистов по проблеме воздействия государственного долга на экономический рост. Масштабное размещение государственных облигаций с целью финансирования дефицитных бюджетов заставляет серьёзно задуматься о последствиях данного способа финансирования для ключевого макроэкономического показателя – темпа роста реального ВВП. Переход к стимулирующей фискальной политике с целью преодоления мировой финансово-экономической рецессии 2007-2010 годов стал причиной резкого увеличения государственной задолженности в США, большинстве стран Европейского Союза и ряде развивающихся стран. В среднесрочной перспективе долговое бремя в этих странах сохранится на высоком уровне, а, значит, возрастает актуальность исследований, посвященных анализу зависимости экономической динамики от относительной величины государственной задолженности. Влияние долговой политики правительства на экономическую систему отчетливо прослеживается, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. Согласно традиционной (неоклассической) точке зрения, в краткосрочной перспективе размещение государственных заимствований с целью покрытия дефицита оказывает стимулирующий эффект на совокупный спрос и валовой выпуск. Предположим, в результате сокращения налоговой нагрузки на частный сектор правительство сводит бюджет с дефицитом, покрываемым с помощью долговой эмиссии. Данная мера увеличивает располагаемые доходы домохозяйств и, возможно, их совокупное богатство в течение жизненного цикла. Следовательно, у домохозяйств возникает стимул увеличить потребление товаров и услуг, т.е. совокупный спрос в экономике растет. Традиционный взгляд предполагает наличие в краткосрочном периоде жестких цен и жестких заработных плат, т.е. экономическая система функционирует по кейнсианским законам. В результате сдвиги совокупного спроса сказываются на характере использования факторов производства. В этом случае рост совокупного спроса вызовет увеличение национального дохода на краткосрочном временном горизонте. Подобная логика оправдывает применение стимулирующей фискальной политики, сопровождающейся ростом государственной задолженности, в случае, когда экономика сталкивается с возможной рецессией. Однако в долгосрочной перспективе размещение государственных займов вытесняет национальные сбережения, сокращает запас капитала и темпы экономического роста. Условие жесткости цен и заработных плат уже не имеет прежнего значения. Следовательно, фискальная и долговая политика может повлиять на национальный доход лишь путем изменения предложения факторов производства. Основными каналами, через которые государственный долг способен отрицательно сказаться на накоплении капитала и динамике валового выпуска на длительном временном горизонте являются:
1)рост долгосрочных процентных ставок, ведущий к вытеснению инвестиций
2)искажающее налогообложение
3)инфляция
4)дестабилизация национальной финансовой системы и ухудшение инвестиционного климата страны вследствие высокого долгового бремени, что способствует чистому оттоку капитала
5)расходы по обслуживанию долга, поглощающие значительную часть доходов бюджета, которые могли бы быть направлены на государственные инвестиции.
Сейчас я проведу исследование, в результате которого можно будет проследить влияние государственного долга одного из крупнейших государств и государства с самой мощной в мире экономикой - США.
Всем я думаю известно об огромном(17,5 трлн. долларов!!!) государственном долге США. Но стали они жить хуже из-за этого долга? Многие считают что нет, но я уверен, что стали. Конечно, если говорить прямо, то потребовать возвращение этого огромного долга могут потребовать только 2 страны в мире: Россия и Китай.
Далее я приведу таблицу, из которой будет видно, кто и сколько занял США. Приводить всю таблицу нет смысла, поэтому я приведу самых крупных кредиторов и Россию.
Иностранные кредиторы США (декабрь 2013) | ||
Страна |
Млрд. долларов |
% |
Китай |
1169,9 |
22,86 % |
Япония |
1083 |
21,16 % |
ОПЕК |
254,5 |
4,97 % |
Бразилия |
237,4 |
4,64 % |
Карибские банковские центры |
224,8 |
4,39 % |
Тайвань |
184,4 |
3,60 % |
Швейцария |
147,8 |
2,89 % |
Россия |
146,7 |
2,87 % |
Таблица 3 «Крупнейшие иностранные кредиторы США».
Из данной таблицы мы видим, что самый крупным кредиторов является Китай. Китайское правительство скупило уже около 1200 млрд. долларов облигаций (ценных бумаг) США, что является 23% от всего совокупного долга США. Россия же в списке кредиторов находится на 8 месте и «одолжила» США 146,7 млрд. долларов – 2,87 % от общего долга.
3 августа 2011 в результате новых заимствований, согласно агентству S&P, государственный долг Соединённых Штатов Америки превысил валовой внутренний продукт США. Именно это событие и послужило отправной точкой для активного снижения темпов роста американской экономики. В 2010 расходы США на оборону составили 700 млрд. долларов, в 2011 – 732 млрд. долларов, в 2012 году – 724 млрд. долларов впервые в истории США снижают расходы на армию это ли не показатель того, что дела в экономике идут плохо, 2013 год – 735 млрд. долларов и наконец 2014 год расходы США на оборону снизились на 28% и составили 529,2 млрд. долларов. Дефицит бюджета в США в 2014 году составил 616 300 456 764.Страна расходы на оборону, которой были в разы больше расходов других крупных стран снижает расходы почти на 30% и причиной этому близость краха экономики и каждую секунду растущий внешний долг.
Рисунок 1 «Государственный долг стран в процентах к ВВП по состоянию на 2013 год».
Мы видим, что государственный долг США уже в 2013 году превысил 100% ВВП.
Проведем не большие расчеты и узнаем, сколько каждый гражданин США должен отдать денег, чтобы погасить государственный долг. Население США по данным на начало 2014 составляет 318 млн. человек, а государственный долг 17 трлн. 517 млрд. 393 млн. 150 тысяч 345 долларов. Разделим государственный долг на население США и получим, что каждый житель США должен 55082 доллара. Далее узнаем, сколько каждый налогоплательщик должен государству. В США, по данным на 2014 год зарегистрировано 115 млн. 839 тысяч 111 налоплательщиков. Разделим государственный долг на количество налогоплательщиков и получим, что каждый налоплательщик должен 151222 долларов.
Однако ВВП США в последние 4 года растёт, но динамика роста отрицательна, но прогнозу некоторых мировых экономических агентств в 2014 году ВВП США может идти в «минус»
Рост ВВП |
▲ 1,9% (2013) |
ВВП на душу населения по ППС |
▲ 53 149 $ (2013) ▲ 49 601 $ (2012) |
Таблица 4 «Показатели роста ВВП».
Постоянное увеличение государственного долга влечет за собой неминуемое уменьшение темпов экономического роста, может привести к дестабилизации экономики и даже привести к народным волнениям в государстве.
3. Регулирование
государственного долга в
Напомню, что на 1 января 2014 года государственный долг Российской Федерации составил 727 млрд. долларов. Рассмотрим из чего же сложился такой долг.
Наименование |
Сумма, млн. долларов США |
Эквивалент, млн. ЕВРО |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) |
727 |
650 |
Задолженность перед членами Парижского клуба |
161,8 |
118,8 |
Задолженность перед кредиторами — не членами Парижского клуба |
1061,2 |
779,5 |
Задолженность бывшим странам СЭВ |
943,6 |
693,1 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР |
22,1 |
16,2 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
1587,2 |
1165,9 |
Задолженность по внешним облигационным займам |
40658,3 |
29865,1 |
Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) |
5,5 |
4,1 |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте |
11394,9 |
8370 |
Таблица 5 «Структура государственного долга по состоянию на февраль 2014»
Далее я попытаюсь представить 2 пути по уменьшению государственного долга Российской Федерации.
3.1 Путь по сокращению внутреннего государственного долга Российской Федерации
Для того чтобы последствия роста внутреннего долга для страны не стали слишком тяжелыми правительство должно предпринимать определенные меры по управлению долгом.
Это могут быть, во-первых, инфляция, во-вторых, введение специальных налогов и, в-третьих, секвестрование бюджета (сокращение расходов до реальных доходов бюджета). Если государство финансирует дефицит бюджета путем выпуска денег, то это приводит к инфляции. Она обесценивает номинальный внутренний долг и процентные выплаты по нему. Более того, высокие темпы инфляции могут сделать процентные ставки по государственным ценным бумагам даже отрицательными. Однако такой ход событий может привести к гиперинфляции, которая разрушительная для экономики страны. Следует учитывать также, что значительная доля государственного долга сейчас представлена краткосрочными государственными бумагами, а в условиях инфляции при каждом новом выпуске государственных бумаг ставка дохода будет возрастать. Получили распространение также ценные бумаги с плавающей процентной ставкой, которая изменяется при изменении ставки ссудного процента или учетной ставки. Это ограничивает возможности инфляции.
Введение специальных налогов или повышение налоговых ставок позволит в краткосрочном периоде увеличить доходы бюджета, а значит, уменьшить государственный долг. В долгосрочном временном интервале это может привести к сокращению производства, сужению базы налогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговых поступлений в казну.
В целом приоритет государственных внутренних заимствований над внешними в целях рефинансирования государственного долга в сложившихся условиях представляется оправданным. Сложившиеся позитивные изменения на рынке государственных внутренних заимствований в условиях сохранения устойчивого платежного баланса позволили правительству РФ в 2005 г. планировать привлечение финансовых ресурсов на внутреннем рынке заимствований в объеме 210,8 млрд. руб. При этом погашение ранее размещенных государственных бумаг составит 122 млрд. руб. Соответственно чистое привлечение финансовых ресурсов с внутреннего рынка заимствований в 2005 г. составило 88,8 млрд. руб., что не повлияло на увеличение процентной ставки на внутреннем кредитном рынке. Положительным фактом является то, что данные заимствования носят среднесрочный и долгосрочный характер от 3 до 15 лет.
По состоянию на 01.12.2010 объем государственного внутреннего долга Российской Федерации составил 2746,1 млрд. руб.
Расширение объемов государственных внутренних заимствований должно осуществляться с учетом мер по минимизации финансовых рисков. Это предусматривает увеличение средних сроков обращения размещаемых долговых инструментов и сокращения спекулятивной составляющей, расширение спектра применяемых долговых инструментов, а также удержанием процентных ставок на уровне, близком к показателю инфляции, в целях дальнейшего сокращения доли расходов на обслуживание государственного внутреннего долга в общих расходах федерального бюджета и объеме ВВП.
Рост расходов на обслуживание внешнего долга в 2010-2012 годах обусловлен, прежде всего, увеличением объемов заимствований (выпуск и размещение еврооблигационных займов Российской Федерации на международных финансовых рынках), ослаблением курса рубля по отношению к доллару США и евро, а также повышением прогнозируемых значений плавающих процентных ставок по обслуживанию кредитов в течение планового периода.
Теперь перейдем непосредственно к практической части. Я попытаюсь привести один из путей сокращения государственного долга РФ.
Одним из таких путей является фискальная политика проводимая государством. Всем известно, что подоходный налог в нашей стране равен 13%. Если увеличить налог на 5%, чтобы он был равен 18%,то какую сумму государство сможет привлечь в бюджет? Сейчас мы это рассчитаем. В 2013 с подоходного налога государству удалось привлечь в бюджет страны около 780 млрд. рублей.
Вид бюджета |
Январь, млрд. руб. |
2013 | |
Консолидированный бюджет РФ |
780,2
459,5
320,6 |
Федеральный бюджет | |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
Таблица 6 «Поступление налогов в бюджет в 2013 году».
А сейчас рассчитаем данные на 2014, но с учетом того, что процент будет уже не 13, а 18. Прибавим к 780,2 млрд. рублей (налоги на 2013 год) 5% на которые мы условно увеличили походный налог и получим, что с помощью такого увеличения нам удастся привлечь в бюджет 39 млрд. рублей, и тогда поступления в бюджет составят 819 млрд. рублей. Конечно, этих денег не хватит для погашения долга, но если каждый год бюджет будет получать дополнительно 39 млрд. рублей, то через 10 лет, суммой в 390 млрд. рублей можно будет погасить четвертую часть внутреннего долга РФ.
Информация о работе Государственный долг и экономический рост