Государственный долг и экономический рост

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 10:55, курсовая работа

Краткое описание

Весь мир живёт в долг. Будущие поколения, еще не родившись, уже потенциальные должники. Подавляющее число стран испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Кто-то является больше кредитором, чем заемщиком, кто-то наоборот. Но практически во всех этих странах сложилась долговая экономическая система.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Сущность государственного долга 4
1.1Значение государственного долга……………………………………………4
1.2Типы государственного долга 6
1.3последствия накопления государственного долга 8
1.4 Управление государственным долгом…………………………….10
2.Оценка государственного долга. Влияние государственного долга на экономический рост……………………………………………………………..13
2.1Государственный долг РФ 13
2.2 Оценка влияния государственного долга на экономический рост 20
3.Регулирование государственного долга в России. Пути по сокращению государственного долга РФ 27
3.1Путь по сокращению внутреннего государственного долга РФ 28
3.2Путь по сокращению внешнего государственного долга РФ 30
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………35

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ)))00норм.doc

— 398.00 Кб (Скачать)

7) аннулирования.

Конверсия - это изменение доходности займов. Она осуществляется в случае изменения ситуации на финансовом рынке (например, уровня учетной ставки центрального банка) или ухудшения финансового положения государства, когда оно не в состоянии выплачивать предусмотренный доход.

Консолидация - это передача обязательств по ранее выпущенному займу новому займу с цель удлинения срока займа. Она проводится в форме обмена облигаций предыдущего займа на новые. В отдельных случаях может применяться и сокращение сроков займа.

Унификация займов - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных нескольких займов обмениваются на облигации нового займа. Она упрощает управление государственным долгом. Унификация может проводиться как отдельно, так и совместно с консолидацией.

Обмен по регрессивному соотношению облигаций предыдущих займов на новые проводится с целью сокращения государственного долга. Это нежелательно, так как он представляет собой частичный отказ государства от своих долгов.

Отсрочка погашения - это перенос сроков выплаты задолженности. При этом за период переноса сроков погашения долга выплата доходов не производится.

Реструктуризация - это применение в комплексе полностью или частично вышеназванных методов.

Аннулирование долгов означает полный отказ государства от своего долга. Однако такой вариант считается недопустимым. Авторитет государства зависит от признания им своих долгов и обеспечения их полного погашения в установленные сроки.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Оценка государственного  долга. Влияние государственного долга на экономический рост.

 

2.1 Государственный долг РФ

 

      Государственные заимствования оказывают большое влияние на эконо-

мическое развитие страны и регулирование долговых проблем. За последние

годы произошли кардинальные изменения в объеме и структуре совокупного

национального долга России. В мировой практики структура долга рассматривается, как правило, на основе базового критерия – по субъектам предоставления. Однако в отличие от внешнего долга других государств российский долг структурирован еще по одному критерию - временному: унаследованные долги от бывшего СССР и долги РФ.

   С 1 января 2000 года в связи с изменением бюджетной классификации в

структуре государственного внешнего долга не выделяются долговые обяза-

тельства бывшего СССР. Однако именно эти обязательства изначально формировали внешний долг РФ.

   Наиболее высокими темпами внешняя задолженности бывшего СССР

росла в 1985-1991 годах, когда темп прироста государственного внешнего долга превысил 120 %, а абсолютная сумма задолженности увеличилась с 31,3 млрд. долларов США до 70,3 млрд. долларов США.

   Главной, причиной столь высоких темпов роста государственной внешней

задолженности стала активно проводимая закупка импортного оборудования

для модернизации промышленного производства с целью облегчения перехода от административно-командной системы хозяйствования к рыночной экономике.

   Однако возникли трудности с установкой и введением в эксплуатацию импортного оборудования, на прибыль от использования которого делалась

основная ставка при возврате взятых в долг средств, что привело к возникновению определенных проблем при их погашении и обслуживании.

   Неблагоприятным фактором, приведшим к обострению проблемы погашения

и обслуживания государственных внешних долговых обязательств, стала высокая стоимость их обслуживания. Трудности, возникшие с погашением и обслуживанием государственного внешнего долга в конце 80-х гг., привели к необходимости ведения переговоров по отсрочке и переносу платежей по внешнему долгу СССР.

   С распадом СССР встал вопрос об урегулировании вопросов распределении

его долгов между государствами. Однако уже в 1992 году стало очевидно,

что из всех государств участниц СНГ обслуживание своей части внешнего долга способна осуществлять лишь Россия. Такого рода неопределенность

в ситуации с обслуживанием внешних долгов бывшего СССР вызывала недо-

вольство западных кредиторов. В 1992 году по соглашению с государствами,

бывшими союзными республиками, Россия стала правопреемницей всех внешних долгов СССР.

   Этот шаг, несмотря на то, что способствовал значительному укреплению

позиций России на международном финансовом рынке, обеспечив доверие кредиторов, серьезно осложнил ситуацию в области погашения и обслуживания государственного внешнего долга РФ, поскольку к моменту принятия Россией долга бывшего СССР просроченные обязательств уже составляли 11,7 млрд. долл., а экономическая ситуация в стране не позволяла надеяться на скорое решение проблем, возникших с погашением и обслуживанием внешних долговых обязательств. Унаследованные Россией долги имели крайне неблагоприятную структуру. Они состояли главным образом из средне- и краткосрочных кредитов, и их основная масса - около 2/3 - подлежала погашению в 1992-1995 годах, а более половины из них - в 1992-1993 году. В связи и нехваткой, средств для погашения и обслуживания внешних долговых обязательств в соответствии с установленным графиком платежей РФ вынуждена была добиваться реструктуризации этого долга.       Однако главной причиной увеличения государственного внешнего долга

России стали высокие темпы роста долговых обязательств, накопленных РФ за период с 1992 г. по 1998 г., когда размер государственного внешнего долга РФ вырос в 4,7 раза.

   В период с 1999 по 2001 гг. новые заимствования свелись к минимуму, а

по прежним займам приходилось платить. Но благодаря реструктуризации и

частичному списанию долг бывшего СССР сократился и составлял 78 млрд.

долл. За период с 2002 по 2007 гг. долг бывшего СССР в результате регуляр-

ных выплат и досрочного списания задолженности уменьшился на 54 млрд.

долл., что составляло лишь 5 % от суммы общего долга бывшего СССР.

    Общая динамика внешнего долга Российской Федерации за период с

1994 по 2009 годы показывает следующие. Общая сумма внешнего долга вы-

росла в конечном итоге на 388,1 млрд. долл. с 96,6 млрд. долл. по 484,7 млрд.

долл. За это время долги бывшего СССР перестали играть главенствующую

роль в проблеме внешней задолженности страны. Они уменьшились на 90

млрд. долл., а их доля в общей сумме долга упала с 89 % до 1 %. Теперь особое внимание необходимо уделять проблеме нового российского долга, который вырос на 388,1 млрд. долл., т.е. более чем в 36 раз, при увеличении его доли в общей сумме долга с 11% до 99%. Но благодаря позитивным подвижкам в развитии российской экономики, в особенности из-за мирового нефтяного бума, показатели бремени внешнего дога за это время существенно улучшились. Соотношение «долг /ВВП» снизилось с 91 % до 35 %, тогда как сумма долга стала даже меньше величины валютных резервов.

   В 2004—2008 годах, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный с улучшением налогового законодательства и ростом мировых цен на это сырьё, государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд. долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд. долларов (9 % ВВП).

   Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд. долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).

   Для сравнения, по данным S&P за 2005 г., государственный долг Германии составлял 68 % ВВП, Франции - 66 %, США - 53 %, Великобритании - 43 %, Норвегии - 36 %, Австралии -12 %, Казахстана -10 %, Гонконга -2 %

Года

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

ВВП, млрд. руб.

7302

9040

10863

13258

15300

21625

26903

33111

41668

Государственный долг, млрд. руб.

4485,7

4425,4

4562,7

4207,7

4656,6

6930,5

8170,5

10652,9

14034,2

в % к ВВП

61,4

49,0

42,0

31,7

30,4

32

30,4

32,1

33,6

Внутренний долг, млрд. руб.

557,4

533,5

679,9

682,0

988,1

778,47

875,43

1064,88

1301,2

в % к ВВП

7,6

5,9

6,3

5,1

6,4

3,6

3,3

3,2

3,1

Внешний долг, млрд. руб.

3928,3

3891,9

3882,8

3527,7

3668,5

6152

7295

9588

12733

в % к ВВП

53,8

43,1

35,7

26,6

24,0

28,4

27,1

28,9

30,5




Таблица 1.»Динамика роста государственного долга РФ в период с 2000-2008».

   Если проанализировать данные таблицы, то мы увидим, что процент внешнего долга по отношению к ВВП снизился (Вычтем из ВВП 2008 года ВВП 2000 года и получим, что долг по отношению к ВВП снизился на 20,3%). А значение ВВП с 2000 по 2008 год выросло на 34366 млрд. долларов(2008 год 41668-2000 год 7302). Валютная структура внешнего долга российской экономики в 2008 году изменилась в сторону увеличения доли иностранной валюты до 83,1% (402,8 млрд. долларов США). Доля долговых обязательств, номинированных в российских рублях, снизилась до 16,9% (81,9 млрд. долларов США). Важной особенностью экономики современной России является усиление тенденции роста совокупного национального долга (СНД), включающего государственный внешний и внутренний долг.

   Изменения структуры совокупного (государственного и корпоративного) внешнего и внутреннего долга произошли в результате резкого роста корпоративного долга. В 1998 году объем внешнего корпоративного долга составлял менее 30 млрд. долларов. На начало 2008 года он достиг 413,3 млрд. долларов. В 2003 - 2007 годах величина внешнего корпоративного долга по отношению к ВВП увеличилась почти в 2 раза и на начало 2008 года составила 32,5 % ВВП. Внешний корпоративный долг формируется небольшим числом крупнейших предприятий и банков. Внутренняя корпоративная задолженность по отношению к ВВП возросла в 2002-2008 годах более чем в 3 раза. За тот же период долг российских предприятий и банков нерезидентам увеличился более чем в 11,5 раза. В настоящее время совокупный корпоративный долг приближается к 80 % ВВП.          Проанализировав соотношение между отдельными составляющими сово- купного национального долга РФ с точки зрения объема и структуры внешних и внутренних заимствований, необходимо отметить резкое увеличение корпоративного долга, а так как внешний корпоративный долг формируется небольшим числом крупнейших предприятий и банков, то в результате возможного краха пирамиды корпоративных еврооблигаций финансовое положение крупнейших заемщиков резко ухудшится. Если учесть, что эти заемщики являются и крупнейшими налогоплательщиками, то возможны существенные перебои в поступлении налогов в федеральный бюджет. Все это требует выработки четкой политики в области управления государственным долгом России, которая должна быть ориентирована на достижение максимальной эффективности заимствований и снижения долговой нагрузки на экономику страны что, в конечном итоге, должно привести к стабилизации и дальнейшему росту экономического развития      Российской Федерации. Внешний долг России вырос за первый квартал 2013 года с 632 до 684 миллиардов долларов. Увеличение объёма задолженности составило 52 миллиарда долларов, или около 8,3 процента. Задолженность банков поднялась с 201 до 205 миллиардов, обязательства государства уменьшились с 47,8 до 46,4 миллиарда долларов. Общий внешний долг России постоянно увеличивается в последние годы. Так, в 2012 году он вырос на 92 миллиарда долларов, а в 2011-м — на 50.

Дата

Сумма, млрд. долл. США, источник ЦБРФ

2000, 1 января

178,2

2001, 1 января

160,0

2002, 1 января

146,3

2003, 1 января

152,3

2004, 1 января

186,0

2005, 1 января

213,5

2006, 1 января

257,2

2007, 1 января

313,2

2008, 1 января

471,0

2009, 1 января

479,9

2010, 1 января

467,2

2011, 1 января

488,9

2012, 1 января

545,3

2013, 1 января

636,4

2014, 1 января

727,1




 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

Таблица 2 «Общий внешний долг (частного и федерального сектора) России».

   Что такое федеральный сектор понятно, но вот что такое частный сектор? Частный сектор, это все компании, которые зарегистрированы в Российской Федерации и имеют задолженность иностранным кредиторам.

   Внешний корпоративный долг России на 1 января 2013 г. составил 564 млрд. дол. США, из которых долги коммерческих банков – 208 млрд. долларов, а остальных предприятий и организаций – 356 млрд. долларов.

Этот долг стремительно стал нарастать с 2005 г. (на 1 января того года он приблизился к 100 млрд. дол.). За 2005 г. он увеличился на 68 млрд., за 2006 г. – еще на 89 млрд., за 2007 г. произошел скачок этого долга – он вырос на 171 млрд. и достиг на 1 января 2008 г. 425 млрд., из которых долг банков – 164 млрд., а долг предприятий и организаций – 261 млрд. долларов. США. В 2008 г., когда начался кризис, рост долга приостановился, прежде всего, в банковской сфере, а в кризисный 2009 г. его размер несколько сократился, особенно по банкам – с 164 до 127 млрд. долларов. на 1 января 2010 г. у пред - приятий и организаций, напротив, долг понемногу рос: за 2008 г. – на 21 млрд. долларов. и за 2009 г. – еще на 12 млрд. долларов, достигнув 294 млрд. на 1 января 2010 года. В первый год после кризиса – в 2010 г. – банки дополнительно заняли 17 млрд., а предприятия – 4 млрд. Так что общий долг составил – 442 млрд. долларов. За 2011 – 2012 гг. корпоративный долг увеличился еще на 122 млрд. Но на этом дело не остановилось. «Роснефть», имея совокупный долг 23,4 млрд. долларов. США (данные по состоянию на 1.01.2012 г.), в связи с покупкой «ТНК-ВР» договаривается с кредиторами о займе в размере 35 млрд. долларов. «Газпром» (совокупный долг 47,9 млрд. долларов.) объявил о строительстве крупнейшей трубопроводной системы в    Европу через Черное море – «Южный поток», стоимость которой все время дорожает и в данный момент оценивается в 23 млрд. долларов, значительную часть которых придется тоже занимать. В последние годы растут также долги у «ЛУКОЙЛа» – свыше 9 млрд. долларов., «Северстали» – 5,9 млрд. долларов, «Норникеля» – 5,2 млрд. долларов., «РусГидро» – 3,8 млрд. долларов и многих других.

Информация о работе Государственный долг и экономический рост