Сущность государственного и муниципального долга

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2015 в 16:47, реферат

Краткое описание

Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.
Вместе с тем в мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой государственного долга. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира. Мировая практика свидетельствует о широком использовании государством заемной политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный долг – это нормальное явление в финансовом хозяйстве каждого цивилизованного государства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….4
1. Понятие и значение государственного и муниципального кредита…..5
2. Сущность государственного и муниципального долга………………..9
3. Управление государственным долгом………………………………...12
Заключение………………………………………………………………..16
Список использованной литературы…………………………………….17

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 25.15 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение…………………………………………………………………….4

1. Понятие и значение  государственного и муниципального  кредита…..5

2. Сущность государственного  и муниципального долга………………..9

3. Управление государственным  долгом………………………………...12

Заключение………………………………………………………………..16

Список использованной литературы…………………………………….17

 

 

Введение

Государственный долг играет существенную и многогранную роль в системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.

Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.

Вместе с тем в мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой государственного долга. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира. Мировая практика свидетельствует о широком использовании государством заемной политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный долг – это нормальное явление в финансовом хозяйстве каждого цивилизованного государства.

С экономической точки зрения государственный долг представляет собой задолженность государственных органов как результат формирования дополнительных ресурсов государства, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными потребностями общества на основе займов денежных средств у частных лиц, институтов негосударственного сектора и иностранных государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и значение  государственного и муниципального  кредита

Одним из способов привлечения дополнительных денежных средств в целях финансирования запланированных законом о бюджете расходов выступает государственный и муниципальный кредит, являющийся институтом финансовой системы. В процессе воспроизводства на стадии обмена государственный и муниципальный кредит обеспечивают финансовые потребности государства и муниципальных образований на условиях возвратности, срочности и платности. Кредитные отношения возникают по поводу получения или предоставления денежных средств. В отличие от общественных отношений, возникающих при банковском кредитовании и регулируемых нормами гражданского права, общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного (муниципального) кредита, являются в значительной мере предметом правового регулирования финансового права.

Государственный кредит как экономическая категория представляет собой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных основах для использования временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов. Государственный кредит как правовая категория – это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения, а также предоставления государством денежных средств в кредит зарубежным государствам и иным субъектам международного права.

Государство использует государственный кредит для обеспечения постоянного процесса финансирования различных потребностей государства. Полученные таким образом средства поступают в распоряжение органов государственной и муниципальной представительной и исполнительной власти, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются на покрытие бюджетного дефицита. В последующем источником погашения государственных займов и выплат процентов по ним выступают средства бюджета.

Ранее справедливо отмечалось, что основным источником доходной части бюджета выступают налоги. Наряду с налогами важнейшим инструментом привлечения дополнительных денежных ресурсов в бюджет государством является государственный (муниципальный) кредит. В юридической и экономической литературе принято отмечать различие этих двух видов источников доходов для бюджета, которое заключается в том, что государственный (муниципальный) кредит носит добровольный, возвратный, возмездный характер, а налог – обязательный и безвозмездный характер. Если уплата налога влечет за собой уменьшение собственных средств налогоплательщика, то при предоставлении средств взаймы государству или муниципальному образованию такого уменьшения не происходит, поскольку у кредитора остается документ, подтверждающий его право требовать возврата данных средств у должника. Полученный государством налог не влечет за собой каких-либо «обременении» для него, встречного требования. Следовательно, использование государством займов в дальнейшем требует от него принятия соответствующих мер для возврата привлеченных таким образом средств. Привлекаемые средства, как отмечалось ранее, направляются для погашения бюджетного дефицита, соответственно и средства бюджета служат источником погашения государственной задолженности. Государство должно будет в дальнейшем повышать налоги, служащие основным источником доходов бюджета страны.

Таким образом, «заем – средство возложить государственные расходы на будущее поколение». В связи с этим представляется, что проведение государственных и муниципальных займов в целях покрытия бюджетного дефицита предпочтительнее, чем использование таких инструментов, как повышение уровня налогообложения или эмиссия денежных средств, влекущих за собой более серьезные негативные экономические и социальные последствия. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что успех финансовой политики государства заключается в умелом сочетании этих двух инструментов для пополнения Доходной части бюджета.

Важностью возникающих в процессе функционирования государственного кредита общественных отношений обусловлено их правовое регулирование. Правовой основой государственного кредита в первую очередь является Конституция РФ, где в п. 3 ст. 104 говорится, что «законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации». Пункт 4 ст. 75 Конституции РФ закрепляет, что государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.

Специфика финансовых правоотношений, складывающихся в области государственного (муниципального) кредита, заключается в том, что в названных отношениях государство выступает в роли должника, заемщика, гаранта. Несмотря на это, именно оно в одностороннем порядке определяет условия проведения государственных займов, предоставления гарантий и т.д., что обусловлено государственно-властным характером финансово-правовых норм. Юридические и физические лица, добровольно вступившие в названные правоотношения, обязаны выполнять все названные условия.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита и, как следствие, несет в себе основные черты и финансов, и кредита. В качестве звена финансовой системы с помощью государственного кредита государство формирует и использует централизованные денежные фонды государства.

Как один из видов кредита государственный и муниципальный кредит имеет ряд специфических черт, к которым можно отнести: 1) добровольный характер этих отношений; 2) возвратный и платный характер; 3) в отличие от банковского кредита, где в качестве обеспечения выступают материальные ценности, при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности; 4) привлекаемые в результате государственного кредита средства имеют специфический целевой характер – они направляются на погашение бюджетного дефицита. В то же время на уровне субъекта Федерации или муниципального образования привлекаемые таким образом средства могут иметь четко выраженную целевую направленность; 5) государственный кредит носит срочный характер, в Бюджетном кодексе РФ оговорено, что государственные и муниципальные долговые обязательства не могут превышать соответственно 30 и 10 лет.

Государственный кредит как финансовая категория выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

Распределительная функция обеспечивает формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности, возвратности. В нашей стране поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например финансирования за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы.

Регулирующая функция государственного кредита проявляется в том, что государство, вступая в кредитные отношения, прямо или опосредованно воздействует на состояние денежного обращения, процесс производства, занятость населения, уровень процентных ставок, в конечном счете на финансовую политику.

Специфика контрольной функции в государственном кредите проявляется в том, что с ее помощью контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

2. Сущность государственного и муниципального долга

Госдолг   РФ   полностью   и   без   условий   обеспечивается   всем   находящимся   в   федеральной   собственности   имуществом,  составляющим   государственную   казну.  Федеральные  органы власти используют все полномочия по формированию доходов  федерального  бюджета для погашения долговых обязательств  РФ   и  обслуживания  госдолга   РФ .

Госдолг  существует в двух видах: капитальный  и  текущий. Под капитальным долгом понимается вся сумма выпущенных  и  непогашенных долговых обязательств государства (включая начисленные проценты), а под текущим  госдолгом  -- расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства  и  по погашению обязательств, срок выплаты по которым наступил.

Многочисленность долговых обязательств  РФ  обусловливает необходимость их классификации. По форме долговые обязательства делятся на:

* кредитные соглашения  и  договоры, заключенные от имени  РФ  как заемщика с банками, иностранными государствами  и  международными финансовыми организациями;

*  государственные  займы, осуществленные путем выпуска  ценных бумаг от имени  РФ ;

* договоры  и  соглашения  о получении  РФ  бюджетных  ссуд  и  бюджетных кредитов  от бюджетов других уровней бюджетной системы  РФ ;

* договоры о предоставлении  Российской Федерацией гарантий;

* соглашения  и  договоры, в том числе международные, заключенные  от имени  РФ , о пролонгации  и  реструктуризации долговых  обязательств  РФ  прошлых лет.

 

По срокам долговые обязательства  РФ  могут быть:

1) краткосрочными (до одного года);

2) среднесрочными (свыше одного года до пяти лет);

3) долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).

Изменение условий выпущенного в обращение  государственного  займа, в том числе сроков выплаты  и  размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

Различают также внутренний  и  внешний долги  РФ . Внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте; внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации.

Внутренний долг  РФ  складывается из:

* основной номинальной  суммы долга по ценным бумагам  РФ ;

* объема основного долга по кредитам, полученным  РФ ;

* объема основного долга  по бюджетным ссудам  и  бюджетным  кредитам, полученным  РФ  от бюджетов других уровней;

* объема обязательств  по гарантиям, предоставленным  РФ .

Внешний долг  РФ  складывается из:

* объема обязательств  по гарантиям, предоставленным  РФ ;

* объема основного долга  по полученным  РФ  кредитам  правительств иностранных государств, банков, фирм  и  международных финансовых организаций.

 Государственный  долг  субъекта  РФ  -- это совокупность  долговых обязательств субъекта  РФ . Этот долг  полностью   и   без   условий   обеспечивается   всем   находящимся  в  собственности  субъекта  РФ   имуществом ,  составляющим   казну  субъекта  РФ .

Долговые обязательства субъекта  РФ  приобретают форму:

* кредитных соглашений  и  договоров;

*  государственных  займов  субъекта  РФ , осуществляемых путем  выпуска ценных бумаг субъекта  РФ ;

* договоров  и  соглашений  о получении субъектом  РФ  бюджетных ссуд  и  бюджетных  кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы  РФ;

* договоров о предоставлении  государственных  гарантий субъекта  РФ;

* соглашений  и  договоров, в том числе международных, заключенных  от имени субъекта  РФ , о пролонгации  и  реструктуризации долговых  обязательств субъектов  РФ  прошлых лет.

Иные формы долговых обязательств субъекта  РФ  не предусмотрены, а потому они неправомерны.

 Госдолг  субъектов  РФ  складывается из:

* основной номинальной  суммы долга по ценным бумагам субъектов  РФ ;

* объема основного долга  по кредитам, полученным субъектом  РФ ;

* объема основного долга  по бюджетным ссудам  и  бюджетным кредитам, полученным субъектом  РФ  от бюджетов других уровней;

* объема обязательств  по гарантиям, предоставленным субъектом  РФ .

Муниципальный долг -- это совокупность долговых обязательств муниципального образования. Он  полностью   и   без   условий   обеспечивается  всем муниципальным  имуществом ,  составляющим  муниципальную  казну .

Информация о работе Сущность государственного и муниципального долга