Государственные расходы как инструмент экономической политики государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 23:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – проанализировать расходы государственного бюджета Республики Беларусь и предложить пути совершенствования их грамотного использования на благо обшества.
В соответствии с поставленной целью, в процессе разработки курсовой работы решались следующие задачи:
- давалось понятие расходов бюджета, и их классификация;
- изучались особенности планирования расходов государственного бюджета;
- характеризовались источники финансирования расходов государственного бюджета;

Файлы: 1 файл

Государственные расходы как инстурмент жкономической политики.docx

— 85.23 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, ее главное звено – государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в Беларуси с начала девяностых годов XX века, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каком направлении пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

Бюджетная система представляет собой довольно сложный механизм, отражающий особенности страны, ее социально-экономического строя, государственного устройства.

  Государственные расходы являются одной из сторон финансовой деятельности государства. Она неразрывно взаимосвязана с первой ее стороной, а именно аккумуляцией денежных средств в государственные фонды, т.е. бюджеты нашей страны и её внебюджетные фонды; в фонды министерств и ведомств и их государственных хозяйственных предприятий, объединений и организаций. Деятельность эта постоянна и повседневна. Государственные расходы также непрерывно используются государством в виде денежных средств из бюджета, внебюджетных фондов и собственных средств государственных предприятий, объединений и организаций на цели и объекты, определенные законами о бюджете, внебюджетных фондах, нормативными актами правительства, уставами организаций. Размер расходов государства определяется его задачами и потребностями, выраженными в прогнозах, целевых программах и планах государства на определённые сроки. В нынешних условиях существования рынка и предпринимательства государственные расходы находятся в определенном соотношении с расходами коммерческих структур, общественных, религиозных и других негосударственных организаций. Это соотношение определяется экономической политикой нашего государства, осуществляющего проведение экономических реформ. 

  Расходы государства могут производится в виде финансирования отдельных учреждений и мероприятий и путем предоставления ссуд и кредитов. Основным видом осуществления бюджетных расходов остается бюджетное финансирование, то есть безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств из бюджета определенного уровня для осуществления государственной деятельности. Безвозмездность и безвозвратность финансирования являются его основными признаками, отличающими от предоставления ссуд и кредитов. Принцип безвозмездности и безвозвратности бюджетного финансирования предполагает, что выделяемые на общегосударственные цели и нужды средства не нуждаются в их обязательном возмещении. Однако это не означает отсутствие контроля за рациональным использованием средств со стороны государства. Порядок управления бюджетными средствами должен способствовать развитию экономики и культуры, повышению производительности труда и росту национального дохода.

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что реализация основных направлений бюджетной политики находит свое отражение именно в расходной части бюджета. Стратегические направления расходов бюджета должны выбираться исходя из максимального эффекта проводимых мероприятий как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде, а также выделения приоритетов на каждом конкретном этапе экономического развития. Эти задачи решаются на стадии планирования расходов при составлении проектов бюджета. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов вопросы приоритетности расходов становятся чрезвычайно актуальными.

Цель данной курсовой работы – проанализировать расходы государственного бюджета Республики Беларусь и предложить пути совершенствования их грамотного использования на благо обшества.

В соответствии с поставленной целью, в процессе разработки курсовой работы решались следующие задачи:

- давалось понятие расходов  бюджета, и их классификация;

- изучались особенности  планирования расходов государственного  бюджета;

- характеризовались источники  финансирования расходов государственного  бюджета;

- давалась характеристика  социально-экономического развития  республики;

- проводился анализ состава, структуры и динамики расходов  государственного бюджета;

- оценивалось исполнение  государственного бюджета;

- указывались пути совершенствования государственных расходов в реализации макроэкономической политики государства.

Объектом исследования в данной курсовой работе является финансовая политика Республики Беларусь в условиях рыночных отношений. Предметом исследования выступают расходы государственного бюджета РБ как основной инструмент в проведении финансовой политики государства.

В современной экономической литературе и периодической печати широко обсуждаются вопросы, как правило, по отдельным аспектам проблемы. Цельного исследования развития расходов государственного бюджета Республики Беларусь в условиях суверенитета и переходной экономики проводилось мало. Имеет место и серьезное отставание теоретических разработок в области расходов государственного бюджета. Наиболее же полно тема расходов государственного бюджета Республики Беларусь раскрывается в учебном пособии Т. В. Сорокиной «Государственный бюджет».

Курсовая работа, которая состоит из реферата (в т. ч. на изучаемом иностранном языке), введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

ГЛАВА 1

СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ КАК ИНСТРУМЕНТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

 

 

    1. Понятие расходов и их классификация

 

Расходы государственного бюджета отражают экономические отношения, возникающие в связи с распределение фонда денежных средств государства и его использованием по целевому, отраслевому и территориальному назначению [9, с. 187].

Существуют различные классификации бюджетных расходов. Так, согласно ст. 10 Бюджетного кодекса РБ, бюджетная классификация Республики Беларусь включает в себя:

- функциональную  классификацию расходов бюджета;

- программную  классификацию расходов бюджета;

- экономическую  классификацию расходов бюджета;

- ведомственную  классификацию расходов бюджета[1].

Функциональная классификация расходов бюджета является группировкой расходов, отражающей направление средств бюджета на выполнение функций государства.

Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджета являются разделы, определяющие расходование средств бюджета на выполнение функций государства.

Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджета являются подразделы, конкретизирующие направление средств бюджета на выполнение функций государства в пределах разделов.

Функциональная классификация расходов республиканского и местных бюджетов Республики Беларусь включает следующие разделы и подразделы:

1) государственное управление  и местное самоуправление: функционирование  представительного и законодательного  органа Республики Беларусь; функционирование  органов государственного управления  и органов исполнительной власти; функционирование органов местного  самоуправления; деятельность финансовых  и налоговых органов; прочие расходы  на государственное управление;

2) международная деятельность: открытие и содержание дипломатических  представительств и консульских  учреждений Республики Беларусь  за рубежом; международное сотрудничество; международные культурные и информационные  связи; расходы на финансирование  аппаратов уставных органов межгосударственной  интеграции; отчисления в бюджет  Союзного государства Беларуси  и России; прочие расходы, не отнесенные  к другим категориям;

3) национальная оборона: организация и деятельность, связанные  с военными нуждами; государственный  центр безопасности информации; железнодорожные войска; органы  военных комиссариатов; оборонное  спортивно-техническое общество; поддержание  мобилизационных мощностей, обеспечение  мобилизационной подготовки;

4) правоохранительная деятельность  и обеспечение безопасности: органы  внутренних дел; внутренние войска; пограничные войска; уголовно-исполнительная  система; органы государственной  безопасности; нотариальные конторы; органы прокуратуры; таможенные  органы; органы по чрезвычайным  ситуациям; органы финансовых расследований[1];

5) cудебная власть: Конституционный Суд Республики Беларусь; Верховный Суд Республики Беларусь; Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь и другие суды, действующие в сфере хозяйственных (экономических) отношений; Другие судебные органы;

6) наука: фундаментальные  исследования, научно-технические программы  и проекты; международное научно-техническое  сотрудничество; подготовка кадров  высшей научной квалификации  и аттестация научных кадров; государственные архивные учреждения; прочие расходы в области науки;

7) промышленность, энергетика  и строительный комплекс: топливно-энергетический  комплекс; промышленность; строительство, архитектура и градостроительство; жилищное строительство;

8) сельское хозяйство: сельскохозяйственное  производство; бюджетные организации  сельского хозяйства; государственные  комплексные программы по развитию  агропромышленного комплекса и  обеспечению аграрной реформы; крестьянские (фермерские) хозяйства; прочие мероприятия  в области сельского хозяйства;

9) охрана окружающей среды  и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия: лесные  ресурсы; охрана окружающей среды, животного и растительного мира; гидрометеорология; земельные ресурсы, картография и геодезия; прочие расходы в области охраны окружающей среды и природных ресурсов;

10) транспорт, дорожное хозяйство  и связь: автомобильный транспорт; железнодорожный транспорт; воздушный  транспорт; прочие виды транспорта; дорожное хозяйство; связь;

11) развитие рыночной инфраструктуры: малый бизнес и предпринимательство; прочие мероприятия по развитию  рыночной инфраструктуры;

12) жилищно-коммунальное  хозяйство: жилищное хозяйство; коммунальное  хозяйство; благоустройство городов, райцентров, поселков городского  типа и других населенных пунктов; прочие расходы в области жилищно-коммунального  хозяйства;

13) предупреждение и ликвидация  последствий чрезвычайных ситуаций  и стихийных бедствий: государственные  программы по ликвидации последствий  аварий и других катастроф; выплаты  льгот и компенсаций; фонд финансирования  расходов, связанных со стихийными  бедствиями, авариями, катастрофами; предупреждение  и ликвидация последствий чрезвычайных  ситуаций; возмещение убытков от  стихийных бедствий;

14) образование: дошкольное  образование; общее образование; учебно-воспитательные  учреждения специального назначения; профессионально-техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование; повышение квалификации  и переподготовка кадров; внешкольное  образование; прочие расходы в  области образования;

15) культура и искусство, кинематография: культура и искусство; кинематография; прочие мероприятия  в области культуры и искусства;

16) средства массовой информации: телевидение и радиовещание; периодическая  печать и издательства; прочие  мероприятия в области массовой  информации;

17) здравоохранение и физическая  культура: здравоохранение; санитарно-эпидемиологический  надзор; медицинские исследования; физическая культура и спорт; обязательное медицинское страхование  неработающего населения; прочие  учреждения и мероприятия в  области здравоохранения;

18) социальная политика: учреждения  социальной защиты; социальная помощь; пенсии и пособия военнослужащим; пенсии и пособия в органах  прокуратуры; пенсии и пособия в других правоохранительных органах; пенсии и пособия в органах государственной безопасности; специальные социальные программы и мероприятия; пособия гражданам и семьям, имеющим детей; прочие мероприятия в области социальной политики;

19) обслуживание государственного  долга: обслуживание внутреннего  государственного долга; выпуск  и обслуживание государственных  краткосрочных и долгосрочных  облигаций; обслуживание внешнего  государственного долга;

20) пополнение государственных  запасов и резервов: государственные  запасы драгоценных металлов  и драгоценных камней; государственные  материальные резервы;

Информация о работе Государственные расходы как инструмент экономической политики государства