Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 23:16, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – проанализировать расходы государственного бюджета Республики Беларусь и предложить пути совершенствования их грамотного использования на благо обшества.
В соответствии с поставленной целью, в процессе разработки курсовой работы решались следующие задачи:
- давалось понятие расходов бюджета, и их классификация;
- изучались особенности планирования расходов государственного бюджета;
- характеризовались источники финансирования расходов государственного бюджета;
21) прочие расходы: резервный
фонд Президента Республики
В консолидированных бюджетах всех уровней отражаются расходы бюджетов и государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов. При консолидации исключаются средства, проходящие на одном уровне в доходах, на другом – в расходах, чтобы одни и те же операции не учитывались дважды[4, с. 345].
Программная классификация расходов бюджета является группировкой расходов бюджета по бюджетным программам и подпрограммам.
Экономическая классификация расходов бюджета является группировкой расходов бюджета по их экономическому содержанию.
В экономической (предметной) классификации расходов приняты четыре уровня классификационной структуры:
1. Категория расходов (текущие расходы, капитальные расходы и кредитование минус погашение).
2. Предметная статья (например,
закупки товаров и оплата
3. Подстатья (например, заработная
плата рабочих и служащих, приобретение
оборудования и предметов
4. Элемент расходов (например,
основной оклад гражданских
Расходы определяются как государственные платежи, не подлежащие возврату, т.е. которые не вызывают и не погашают финансовых требований. Расходы могут направляться на текущие цели и на осуществление капитальных затрат, могут быть возмездными, т.е. заплаченными в обмен на что-либо, например, при покупке товаров и услуг, и безвозмездными (т.е. односторонними).
Экономическая классификация расходов бюджетов показывает те виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами[5, с. 211].
Текущие расходы бюджетов отражают расходы бюджетов, обеспечивающие текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций, а также другие расходы бюджета, не включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической (предметной) классификацией расходов бюджетов.
Капитальные расходы бюджетов характеризуют расходы бюджетов, обеспечивающие инновационную и инвестиционную деятельность, включающие статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, расходы на проведение капитального ремонта, создание государственных запасов и резервов и другие расходы, связанные с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в республиканской и коммунальной собственности, а также другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической (предметной) классификацией расходов бюджетов[6, с. 189].
Расходы по предоставлению кредитов, ссуд, займов (за вычетом погашения) включают бюджетные платежи, увеличивающие финансовые требования государственных органов к другим лицам или увеличивающие участие государственных органов в собственности предприятий путем покупки акций, участия в формировании уставных фондов, взноса паев и т.д. Сумма таких платежей уменьшается на сумму поступлений в бюджет, которые уменьшают или погашают финансовые требования государственных органов к другим лицам или уменьшают долевое участие государства в капитале предприятий (продажа акций, долей в уставном капитале и т.д.).
Ведомственная классификация расходов республиканского бюджета и местных бюджетов является группировкой расходов бюджета, отражающей распределение бюджетных назначений по распорядителям средств республиканского бюджета и средств местных бюджетов соответственно[11, с. 234].
Таким образом, можно сделать вывод, что расходы государственного бюджета представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы. Существуют различные классификации бюджетных расходов: функциональная, программная, экономическая, ведомственная, однако общее их назначение – обеспечить выполнение государством его внутренних и внешних функций.
Планирование расходов бюджета основывается на государственных минимальных социальных стандартах, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан[1].
Расходы республиканского бюджета планируются с учетом программ социально-экономического развития Республики Беларусь, нормативов бюджетной обеспеченности и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
В бюджете на очередной финансовый год в соответствии с принятыми ранее обязательствами предусматриваются в полном объеме ассигнования на обслуживание долговых обязательств.
В составе республиканского бюджета создаются резервные фонды Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь.
Планирование бюджетных расходов осуществляется на этапе составления проекта бюджета. Исходным пунктом бюджетного планирования является определение объема доходов, который поступит в бюджет в очередном году[12, с. 157].
При планировании структуры бюджетных расходов на очередной год первым шагом является их распределение по статьям функциональной классификации. Данная классификация отражает направление финансов на выполнение основных функций государства. С аналитической точки зрения она представляет наибольший интерес, поскольку определяет приоритеты государственной политики, отражает цели и потребности, которые должны обеспечить государственные расходы.
Каждая статья функциональной классификации расходов должна иметь одного или нескольких исполнителей. Поэтому следующим этапом планирования расходов является распределение ассигнований по прямым получателям бюджетных средств, или ведомственная структура. Структура расходов по ведомственной классификации является самым объемным приложением к закону о бюджете на очередной финансовый год. Первый ее уровень – перечень прямых получателей средств из государственного бюджета. Второй уровень представляет классификацию целевых статей расходов, он отражает финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации расходов. Третий уровень – классификация видов расходов; он детализирует направление финансирования по целевым статьям[13, с. 163].
Сведение смет всех бюджетополучателей в рамках одного бюджета, которое осуществляет Министерство финансов, дает экономическую структуру расходов. Экономическая классификация предусматривает деление расходов на две большие группы – текущие и капитальные.
Текущие расходы бюджета являются частью расходов бюджета, обеспечивающей текущее функционирование бюджетных организаций, оказание поддержки другим бюджетам, организациям и физическим лицам, отдельным отраслям экономики на текущее функционирование, а также включают в себя другие расходы бюджета, не увеличивающие стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов.
Капитальные расходы бюджета являются частью расходов бюджета, обеспечивающей инновационную и инвестиционную деятельность, включающей в себя расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые организации, расходы на проведение модернизации, реконструкции и другие расходы, связанные с увеличением стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов, а также расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в республиканской и коммунальной собственности[14, с. 433].
Капитальные расходы бюджета также включают в себя расходы на создание государственных запасов и резервов, приобретение земельных участков и имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.
Далее производится планирование расходов по следующим формам:
- расходы на функционирование бюджетных организаций;
- бюджетные трансферты населению;
- субсидии организациям и физическим лицам;
- бюджетные трансферты за границу;
- межбюджетные трансферты;
- расходы на увеличение
стоимости основных средств, нематериальных
активов и материальных
- бюджетные ссуды, бюджетные займы;
- бюджетные кредиты;
- расходы на обслуживание долговых обязательств;
- другие формы расходов в соответствии с бюджетным законодательством.
В расходной части республиканского бюджета предусматривается также создание резервных фондов Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь. При этом в расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь запрещается создание резервных фондов палат Парламента Республики Беларусь и местных Советов депутатов[1].
Общий размер резервных фондов в республиканском бюджете не может превышать 2 процентов доходов республиканского бюджета без учета государственных целевых бюджетных фондов и безвозмездных поступлений из других бюджетов[1].
Средства резервных фондов Правительства Республики Беларусь расходуются на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций и на финансирование других непредвиденных расходов.
Расходование средств резервного фонда Правительства Республики Беларусь устанавливается решениями Правительства Республики Беларусь[1].
Размер резервного фонда Президента Республики Беларусь устанавливается законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и, как правило, не может превышать 1 процента доходов республиканского бюджета. Расходование средств резервного фонда Президента Республики Беларусь осуществляется на основании решений Президента Республики Беларусь.
Таким образом, можно сделать вывод, что планирование бюджетных расходов осуществляется на этапе составления проекта бюджета. Исходным пунктом бюджетного планирования является определение объема доходов, который поступит в бюджет в очередном году. Планирование расходов бюджета основывается на государственных минимальных социальных стандартах, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан. Расходы республиканского бюджета планируются с учетом программ социально-экономического развития Республики Беларусь, нормативов бюджетной обеспеченности и осуществляются по направлениям в соответствии с законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
Для выполнения своих функций и финансирования расходов государственный бюджет должен располагать устойчивой базой. С этой целью часть чистого дохода, формируемого в обществе, изымается в бюджет.
Формы и методы образования доходов изменяются под воздействием многих объективных факторов, среди которых особое влияние оказывает уровень развития производительных сил, производственных отношений и финансовой науки[15, с. 232].
Основными источниками финансирования бюджетных расходов являются:
- государственное имущество,
общегосударственные ресурсы, за
пользование которыми могут
- обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемых в виде различных налоговых платежей и сборов;
- привлеченные ресурсы
в форме государственных
В соответствии с бюджетной классификацией все виды бюджетных доходов делятся на три основные группы: налоговые и неналоговые платежи, отчисления в социальные фонды.
Налоговые платежи являются основным источником финансирования расходов государственного бюджета Республики Беларусь. Под налогами понимаются обязательные безвозмездные и безвозвратные платежи в бюджет, взимаемые органами государственного управления в соответствии с налоговым и таможенным законодательством Республики Беларусь. Поступления от налогов включают также любое взимание с юридических и физических лиц в индивидуальном порядке сборов (пошлин) в связи с оказанием государственными органами юридических услуг[16, с. 455].
Налоговые доходы, как и все доходные источники бюджета, делятся на текущие и капитальные налоговые доходы. Текущие налоговые доходы включают все доходные невозвратные поступления в бюджет, представленные безвозмездными потоками денежных средств, поступающими в сектор государственного управления от осуществления текущей хозяйственной деятельности или получения личного дохода налогоплательщиками.
К капитальным налоговым доходам относят налоги на капитальные активы, взимаемые нерегулярно и со значительными временными интервалами[16, с. 461].
Налоговые доходы классифицируют также в зависимости от объекта обложения или в соответствии с источниками возникновения налоговых обязательств. Объектом обложения могут выступать: имущество, прибыль, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), иное экономическое обоснование, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах предусматривает возникновение обязанности по уплате налога.
Информация о работе Государственные расходы как инструмент экономической политики государства