Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 23:16, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – проанализировать расходы государственного бюджета Республики Беларусь и предложить пути совершенствования их грамотного использования на благо обшества.
В соответствии с поставленной целью, в процессе разработки курсовой работы решались следующие задачи:
- давалось понятие расходов бюджета, и их классификация;
- изучались особенности планирования расходов государственного бюджета;
- характеризовались источники финансирования расходов государственного бюджета;
Продолжение таблицы 2.2.1
Взносы на государственное социальное страхование |
11902309702 |
16820482500 |
13449609963 |
3370872537 |
125,1 |
Неналоговые доходы |
1588815117 |
3267723538 |
1795361082 |
1472362456 |
182,0 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности |
1143322264 |
2743448289 |
1291954158 |
1451494131 |
212,3 |
Доходы от осуществления приносящей доходы деятельности |
243542011 |
348992257 |
275202472 |
73789785 |
126,8 |
Штрафы, удержания |
62595626 |
43721777 |
70733057 |
-27011280 |
61,8 |
Возмещение потерь, вреда |
29572120 |
22442939 |
33416496 |
-10973557 |
67,2 |
Прочие неналоговые доходы |
109783096 |
109118276 |
124054898 |
-14936622 |
88,0 |
ВСЕГО |
33611384915 |
92771972225 |
65111356452 |
11787305973 |
127,3 |
Примечание. Источник: собственная разработка
При темпе роста доходов республиканского бюджета в 127,3 %, темп роста налоговых доходов составил 124,9 %, темп роста налоговых доходов – 124,9 %, темп роста взносов на государственное социальное страхование – 125,1 %, темп роста неналоговых доходов – 182 %.
Результаты анализа динамики структуры источников финансирования республиканского бюджета отражены в таблице 2.2.2
Таблица 2.2.2 – Анализ динамики структуры доходов республиканского бюджета за 2011 – 2012 года
Направления доходов бюджета |
Сумма (тыс. руб.) |
Структура (%) |
Изменение структуры (%) + / - | ||
2011г. (в сопоставимых ценах) |
2012г. |
2011г. (в сопоставимых. ценах) |
2012г. | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Налоговые доходы |
27866985406 |
34811056387 |
64,64 |
63,41 |
-1,23 |
Налоги на доходы и прибыль |
2906581550 |
3990620964 |
6,74 |
7,27 |
+0,53 |
Налоги на товары (работы, услуги) |
15090052403 |
16213083794 |
35,00 |
29,53 |
-5,47 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности |
7879437862 |
12285581039 |
18,28 |
22,38 |
+4,10 |
Другие налоги, сборы (пошлины) |
1990913592 |
2321770590 |
4,62 |
4,23 |
-0,39 |
Взносы на государственное социальное страхование |
13449609963 |
16820482500 |
31,20 |
30,64 |
-0,56 |
Неналоговые доходы |
1795361082 |
3267723538 |
4,16 |
5,95 |
+1,79 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности |
1291954158 |
2743448289 |
3,00 |
5,00 |
+2,00 |
Доходы от осуществления приносящей доходы деятельности |
275202472 |
348992257 |
0,64 |
0,64 |
0,00 |
Продолжение таблицы 2.2.2
Штрафы, удержания |
70733057 |
43721777 |
0,16 |
0,08 |
-0,08 |
Возмещение потерь, вреда |
33416496 |
22442939 |
0,08 |
0,04 |
-0,04 |
Прочие неналоговые доходы |
124054898 |
109118276 |
0,29 |
0,20 |
-0,09 |
ВСЕГО |
65111356452 |
92771972225 |
100,00 |
100,00 |
0,00 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Анализируя структуру доходов государственного бюджета, становится очевидным, что за 2012 г. несмотря на темп роста налоговых доходов в 125 %, их удельный вес в общей величине государственных доходов, снизился на 1,2%.
Наблюдается существенное снижение доли налогов на товары (работы, услуги) к общей величине налоговых поступлений (с 35 % в 2011 году до 29,53 % в 2012 году) в основном за счет снижения доли налогов из выручки от реализации товаров (работ, услуг) на 4,5 %.
Доля расходов государственного бюджета на финансирование социальной сферы в 2012 году уменьшилась в связи с уменьшением планируемой доли взносов на государственное социальное страхование в общей величине государственных доходов на 0,5 %.
Положительной тенденцией является увеличение налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности за счет вывозных таможенных пошлин, доля которых выросла с 12,7 % в 2011 году до 16,9 % в 2012 году к общей величине государственных доходов.
Увеличение удельного веса неналоговых доходов на 1,8 % объясняется планируемым ростом доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности с темпом роста за 2011 – 2012 годы – 212,3 %.
Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита – показателя, применяемого международными финансовыми организациями для оценки финансового состояния страны.
Установленный предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2012 год, по сравнению с сопоставимыми ценами 2011 года, больше на 13,1 %. Результаты анализа динамики состава основных источников финансирования бюджетного дефицита отражены в таблице 2.3.1.
Таблица 2.3.1 – Анализ динамики состава основных источников финансирования дефицита республиканского бюджета за 2011 – 2012 года
Основные источники финансирования бюджетного дефицита |
Сумма (тыс. руб.) |
Абсолют. прирост в 2012г. по сравнению с 2011г. (в сопост. ценах) (тыс.руб.) |
Темп роста 2012г. к 2011г.(в сопост. ценах) (%.) | ||
2011г. |
2012г. |
2011г. (в сопоставимых ценах) | |||
Общее финансирование |
6000000000 |
0 |
2474700000 |
325300000 |
113,1 |
Внутреннее финансирование, в т.ч. |
1552886128 |
2437753375 |
1754761325 |
682992050 |
138,9 |
Источники, получаемые от банков, иное |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,0 |
Прочие источники внутреннего финансирования |
-13359200 |
-9793125 |
-15095896 |
5302771 |
64,9 |
Источники от операций с принадлежащим государству имуществом |
1285190850 |
1412288200 |
1452265661 |
-39977460 |
97,2 |
Продолжение таблицы 2.3.1
Изменение остатков средств бюджета |
281054478 |
1035258300 |
317591560 |
717666740 |
326,0 |
Внешнее финансирование, в т.ч. |
637113872 |
362246625 |
719938675 |
-357692050 |
50,3 |
Кредиты международных финансовых организаций |
15936884 |
87745500 |
18008679 |
69736821 |
287,2 |
Кредиты иностранных государств и иных иностранных кредиторов |
621176988 |
274501125 |
701929996 |
-427428871 |
39,1 |
Темп роста кредитов международных организаций за исследуемый период составил 287,2 %. Однако в общем финансировании бюджетного дефицита темп роста внешнего финансирования снизился на 50 %, тогда как темп роста внутреннего финансирования составил 138,9 %.
Результаты анализа структуры основных источников финансирования дефицита республиканского бюджета за 2011 – 2012 годы приведены в таблице 2.3.2.
Таблица 2.3.2 – Анализ динамики структуры основных источников финансирования дефицита республиканского бюджета за 2011 – 2012 гг.
Источники финансирования бюджетного дефицита |
Сумма (тыс. руб.) |
Структура (%) |
Изменение структуры (%) + / - | ||
2011г.(в сопоставимых ценах) |
2012г. |
2011г. (в сопоставимых. ценах) |
2012г. | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Общее финансирование |
2474700000 |
2800000000 |
100,00 |
100,00 |
0,00 |
Продолжение таблицы 2.3.2
Внутреннее финансирование, в т.ч. |
1754761325 |
2437753375 |
70,91 |
87,06 |
+16,15 |
Источники, получаемые от банков, иных юр. и физических лиц |
0 |
0 |
0,00 |
0,00 |
0 |
Прочие источники внутр. финансирования |
-15095896 |
-9793125 |
-0,61 |
-0,35 |
+0,26 |
Источники от операций с принадлежащим государству имуществом |
1452265661 |
1412288200 |
58,68 |
50,44 |
-8,25 |
Изменение остатков средств бюджета |
317591560 |
1035258300 |
12,83 |
36,97 |
+24,14 |
Внешнее финансирование, в т.ч. |
719938675 |
362246625 |
29,09 |
12,94 |
-16,15 |
Кредиты международных финансовых организаций |
18008679 |
87745500 |
0,73 |
3,13 |
+2,41 |
Кредиты иностранных государств и иных иностранных кредиторов |
701929996 |
274501125 |
28,36 |
9,80 |
-18,56 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Итак, из проделанного анализа можно сделать следующие промежуточные выводы относительно того, как государство планирует покрывать дефицит государственного бюджета в 2012 году. Это будет осуществляться за счет:
- внутреннего финансирования – 87,06 %, что на 16,15 % больше, чем в 2011 году. Это изменение произошло за счет увеличения доли остатков средств бюджета на 24,14 % к общему финансированию бюджетного дефицита.
- внешнего финансирования – 12,94 %, что на 16,15 % меньше, чем в 2011 году, за счет уменьшения удельного веса кредитов иностранных государств и иных иностранных кредиторов на 18, 56 % в общем финансировании бюджетного дефицита.
Дефицит бюджета не должен превышать определенный уровень. Если дефицит не превышает определенный уровень, он называется управляемым, и наоборот, – неуправляемым.
Мировая практика показывает, что предел бюджетного дефицита в условиях стабильности рыночной экономики следует ограничивать 8–10 % к расходной части бюджета [6, с. 76].
В 2012 году предел бюджетного дефицита ограничен 4,85 % к расходной части бюджета (5,43 % - в 2011 году). Так как дефицит не превышает предельный уровень, то он является управляемый.
ГЛАВА 3
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Основная доля расходов государственного бюджета, как и в 2011 году, в 2012 году была запланирована на финансирование социальной сферы (33,7 % к итогу), отраслей экономики (30 % к итогу) и общегосударственных расходов (20,6 %). При этом за 2011- 2012 гг. выявлен значительный рост доли расходов национальной экономики на 2,7 % к итогу, а также значительное снижение доли расходов государственного бюджета на финансирование общегосударственных расходов на 1,4 % к итогу. Доля расходов государственного бюджета на финансирование социальной сферы также снизилась на 0,7 % к итогу.
Основная доля расходов национальной экономики, в 2012 году запланирована на финансирование отраслей промышленности, энергетика, строительства и архитектуры, отраслей сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности и дорожного хозяйства. Однако в 2012 году происходит некоторое снижение удельного веса расходов на финансирование таких отраслей экономики, как сельское хозяйство, рыбохозяйственной деятельности, транспорта, дорог, защиту окружающей среды и т. д. Данную тенденцию можно объяснить тем, что расширяется самостоятельность субъектов хозяйствования, происходит самофинансирование их затрат.
Информация о работе Государственные расходы как инструмент экономической политики государства