Государственные расходы как инструмент экономической политики государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 23:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – проанализировать расходы государственного бюджета Республики Беларусь и предложить пути совершенствования их грамотного использования на благо обшества.
В соответствии с поставленной целью, в процессе разработки курсовой работы решались следующие задачи:
- давалось понятие расходов бюджета, и их классификация;
- изучались особенности планирования расходов государственного бюджета;
- характеризовались источники финансирования расходов государственного бюджета;

Файлы: 1 файл

Государственные расходы как инстурмент жкономической политики.docx

— 85.23 Кб (Скачать)

Продолжение таблицы 2.2.1

Взносы на государственное социальное страхование

11902309702

16820482500

13449609963

3370872537

125,1

Неналоговые доходы

1588815117

3267723538

1795361082

1472362456

182,0

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности

1143322264

2743448289

1291954158

1451494131

212,3

Доходы от осуществления приносящей доходы деятельности

243542011

348992257

275202472

73789785

126,8

Штрафы, удержания

62595626

43721777

70733057

-27011280

61,8

Возмещение потерь, вреда

29572120

22442939

33416496

-10973557

67,2

Прочие неналоговые доходы

109783096

109118276

124054898

-14936622

88,0

ВСЕГО

33611384915

92771972225

65111356452

11787305973

127,3


Примечание. Источник: собственная разработка

 

При темпе роста доходов республиканского бюджета в 127,3 %, темп роста налоговых доходов составил 124,9 %, темп роста налоговых доходов – 124,9 %, темп роста взносов на государственное социальное страхование – 125,1 %, темп роста неналоговых доходов – 182 %.

Результаты анализа динамики структуры источников финансирования республиканского бюджета отражены в таблице 2.2.2

 

Таблица 2.2.2 – Анализ динамики структуры доходов республиканского бюджета за 2011 – 2012 года

 

Направления доходов бюджета

Сумма (тыс. руб.)

Структура (%)

Изменение структуры (%) + / -

2011г. (в сопоставимых ценах)

2012г.

2011г. (в сопоставимых. ценах)

2012г.

1

2

3

4

5

6

Налоговые доходы

27866985406

34811056387

64,64

63,41

-1,23

Налоги на доходы и прибыль

2906581550

3990620964

6,74

7,27

+0,53

Налоги на товары (работы, услуги)

15090052403

16213083794

35,00

29,53

-5,47

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

7879437862

12285581039

18,28

22,38

+4,10

Другие налоги, сборы (пошлины)

1990913592

2321770590

4,62

4,23

-0,39

Взносы на государственное социальное страхование

13449609963

16820482500

31,20

30,64

-0,56

Неналоговые доходы

1795361082

3267723538

4,16

5,95

+1,79

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности

1291954158

2743448289

3,00

5,00

+2,00

Доходы от осуществления приносящей доходы деятельности

275202472

348992257

0,64

0,64

0,00


 

Продолжение таблицы 2.2.2

Штрафы, удержания

70733057

43721777

0,16

0,08

-0,08

Возмещение потерь, вреда

33416496

22442939

0,08

0,04

-0,04

Прочие неналоговые доходы

124054898

109118276

0,29

0,20

-0,09

ВСЕГО

65111356452

92771972225

100,00

100,00

0,00


Примечание. Источник: собственная разработка

Анализируя структуру доходов государственного бюджета, становится очевидным, что за 2012 г. несмотря на темп роста налоговых доходов в 125 %, их удельный вес в общей величине государственных доходов, снизился на 1,2%.

Наблюдается существенное снижение доли налогов на товары (работы, услуги) к общей величине налоговых поступлений (с 35 % в 2011 году до 29,53 % в 2012 году) в основном за счет снижения доли налогов из выручки от реализации товаров (работ, услуг) на 4,5 %.

Доля расходов государственного бюджета на финансирование социальной сферы в 2012 году уменьшилась в связи с уменьшением планируемой доли взносов на государственное социальное страхование в общей величине государственных доходов на 0,5 %.

Положительной тенденцией является увеличение налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности за счет вывозных таможенных пошлин, доля которых выросла с 12,7 % в 2011 году до 16,9 % в 2012 году к общей величине государственных доходов.

Увеличение удельного веса неналоговых доходов на 1,8 % объясняется планируемым ростом доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности с темпом роста за 2011 – 2012 годы – 212,3 %.

Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита – показателя, применяемого международными финансовыми организациями для оценки финансового состояния страны.

 

    1. Анализ состава, структуры и динамики источников финансирования бюджетного дефицита республиканского бюджета за 2011 – 2012 года

 

Установленный предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2012 год, по сравнению с сопоставимыми ценами 2011 года, больше на 13,1 %. Результаты анализа динамики состава основных источников финансирования бюджетного дефицита отражены в таблице 2.3.1.

 

Таблица 2.3.1 – Анализ динамики состава основных источников финансирования дефицита республиканского бюджета за 2011 – 2012 года

 

Основные источники финансирования бюджетного дефицита

Сумма (тыс. руб.)

Абсолют. прирост в 2012г. по сравнению с 2011г. (в сопост. ценах) (тыс.руб.)

Темп роста 2012г. к 2011г.(в сопост. ценах) (%.)

2011г.

2012г.

2011г. (в сопоставимых ценах)

Общее финансирование

6000000000

0

2474700000

325300000

113,1

Внутреннее финансирование, в т.ч.

1552886128

2437753375

1754761325

682992050

138,9

Источники, получаемые от банков, иное

0

0

0

0

0,0

Прочие источники внутреннего финансирования

-13359200

-9793125

-15095896

5302771

64,9

Источники от операций с принадлежащим государству имуществом

1285190850

1412288200

1452265661

-39977460

97,2


Продолжение таблицы 2.3.1

Изменение остатков средств бюджета

281054478

1035258300

317591560

717666740

326,0

Внешнее финансирование, в т.ч.

637113872

362246625

719938675

-357692050

50,3

Кредиты международных финансовых организаций

15936884

87745500

18008679

69736821

287,2

Кредиты иностранных государств и иных иностранных кредиторов

621176988

274501125

701929996

-427428871

39,1


 

Темп роста кредитов международных организаций за исследуемый период составил 287,2 %. Однако в общем финансировании бюджетного дефицита темп роста внешнего финансирования снизился на 50 %, тогда как темп роста внутреннего финансирования составил 138,9 %.

Результаты анализа структуры основных источников финансирования дефицита республиканского бюджета за 2011 – 2012 годы приведены в таблице 2.3.2.

Таблица 2.3.2 – Анализ динамики структуры основных источников финансирования дефицита республиканского бюджета за 2011 – 2012 гг.

 

Источники финансирования бюджетного дефицита

Сумма (тыс. руб.)

Структура (%)

Изменение структуры (%) + / -

2011г.(в сопоставимых ценах)

2012г.

2011г. (в сопоставимых. ценах)

2012г.

1

2

3

4

5

6

Общее финансирование

2474700000

2800000000

100,00

100,00

0,00


 

Продолжение таблицы 2.3.2

Внутреннее финансирование, в т.ч.

1754761325

2437753375

70,91

87,06

+16,15

Источники, получаемые от банков, иных юр. и физических лиц

0

0

0,00

0,00

0

Прочие источники внутр. финансирования

-15095896

-9793125

-0,61

-0,35

+0,26

Источники от операций с принадлежащим государству имуществом

1452265661

1412288200

58,68

50,44

-8,25

Изменение остатков средств бюджета

317591560

1035258300

12,83

36,97

+24,14

Внешнее финансирование, в т.ч.

719938675

362246625

29,09

12,94

-16,15

Кредиты международных финансовых организаций

18008679

87745500

0,73

3,13

+2,41

Кредиты иностранных государств и иных иностранных кредиторов

701929996

274501125

28,36

9,80

-18,56


Примечание. Источник: собственная разработка

Итак, из проделанного анализа можно сделать следующие промежуточные выводы относительно того, как государство планирует покрывать дефицит государственного бюджета в 2012 году. Это будет осуществляться за счет:

- внутреннего финансирования  – 87,06 %, что на 16,15 % больше, чем в 2011 году. Это изменение произошло за счет увеличения доли остатков средств бюджета на 24,14 % к общему финансированию бюджетного дефицита.

- внешнего финансирования – 12,94 %, что на 16,15 % меньше, чем в 2011 году, за счет уменьшения удельного веса кредитов иностранных государств и иных иностранных кредиторов на 18, 56 % в общем финансировании бюджетного дефицита.

Дефицит бюджета не должен превышать определенный уровень. Если дефицит не превышает определенный уровень, он называется управляемым, и наоборот, – неуправляемым.

Мировая практика показывает, что предел бюджетного дефицита в условиях стабильности рыночной экономики следует ограничивать 8–10 % к расходной части бюджета [6, с. 76].

В 2012 году предел бюджетного дефицита ограничен 4,85 % к расходной части бюджета (5,43 % - в 2011 году). Так как дефицит не превышает предельный уровень, то он является управляемый.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

 

Основная доля расходов государственного бюджета, как и в 2011 году, в 2012 году была запланирована на финансирование социальной сферы (33,7 % к итогу), отраслей экономики (30 % к итогу) и общегосударственных расходов (20,6 %). При этом за 2011- 2012 гг. выявлен значительный рост доли расходов национальной экономики на 2,7 % к итогу, а также значительное снижение доли расходов государственного бюджета на финансирование общегосударственных расходов на 1,4 % к итогу. Доля расходов государственного бюджета на финансирование социальной сферы также снизилась на 0,7 % к итогу.

Основная доля расходов национальной экономики, в 2012 году запланирована на финансирование отраслей промышленности, энергетика, строительства и архитектуры, отраслей сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности и дорожного хозяйства. Однако в 2012 году происходит некоторое снижение удельного веса расходов на финансирование таких отраслей экономики, как сельское хозяйство, рыбохозяйственной деятельности, транспорта, дорог, защиту окружающей среды и т. д. Данную тенденцию можно объяснить тем, что расширяется самостоятельность субъектов хозяйствования, происходит самофинансирование их затрат.

Информация о работе Государственные расходы как инструмент экономической политики государства