Внешнеэкономическая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Во всех государствах без исключения, а в особенности в государствах с переходной экономикой, где экономические отношения не являются стабильными, государственное регулирование внешнеэкономической деятельности является объективной необходимостью. При этом реформа общего хозяйственного механизма в странах с переходной экономикой и реформа механизма управления внешнеэкономическими связями тесно взаимосвязаны - без активного и успешного осуществления общей экономической реформы невозможен успех реформы внешнеэкономической сферы.

Оглавление

Введение 4
1. Внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность государств 6
1.1. Виды ВЭД 7
1.2. Элементы ВЭД 12
2. Способы государственного и антимонопольного регулирования внешнеэкономической деятельности 15
2.1. Способы государственного регулирования 17
2.2. Антимонопольное регулирование 20
3. Общая характеристика внешнеэкономической деятельности в Украине 21
Заключение 37
Список использованной литературы 39

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 51.41 Кб (Скачать)

            Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образваотельное учреждение

 высшего  профессионального образования

"Российский  экономический университет имени  Г.В.Плеханова"

Улан-Баторский  филиал

 

 

 

 

 

 

                                           КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Экономическая теория. Макроэкономика»

На тему: “ Внешнеэкономическая политика государства ”

 

 

 

 

                                                                   Выполнил: студент 2 курса

очной формы  обучения

направления «Экономика»

Ганболд Мандах

Научный руководитель:  д.э.н., профессор

Чередниченко Л.Г.

 

 

 

 

Монголия

 2012 г.

 

 

 

 

                               Содержание

 

Введение 4

1. Внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность государств 6

1.1. Виды ВЭД 7

1.2. Элементы ВЭД 12

2. Способы государственного и антимонопольного регулирования внешнеэкономической деятельности 15

2.1. Способы государственного регулирования 17

2.2. Антимонопольное регулирование 20

3. Общая характеристика внешнеэкономической     деятельности в Украине 21

Заключение 37

Список использованной литературы 39

 

 

                                        Введение

Во всех государствах без исключения, а в особенности в государствах с переходной экономикой, где экономические  отношения не являются стабильными, государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности является объективной необходимостью. При этом реформа общего хозяйственного механизма в странах с переходной экономикой и реформа механизма  управления внешнеэкономическими связями  тесно взаимосвязаны - без активного  и успешного осуществления общей  экономической реформы невозможен успех реформы внешнеэкономической  сферы. Развитие внешнеэкономической  деятельности в странах с переходной экономикой было связано с необходимостью перенимания рыночного опыта  у развитых стран, выходом на новые  рынки сбыта, необходимостью развития конкуренции, повышения уровня производства, получения иностранных инвестиций, новых технологий, финансовой поддержки  для рыночной трансформации их экономик. Однако, это было невозможно при  старой системе организации внешнеэкономических  связей, при которой эти связи  осуществлялись только специализированными  внешнеторговыми организациями. Для  решения проблемы развития внешнеэкономической  деятельности необходимо было расширение прав предприятий предоставление им права непосредственного выхода на внешнеэкономический рынок. Кроме  этого, необходимо было осуществление  собственной внешнеэкономической  политики, что предполагает определение  основных целей государства во внешнеэкономических  отношениях в целом, с группами стран  или отдельными странами, а также  выработку методов и средств, обеспечивающих решение поставленных задач. Внешнеэкономическая политика регулирует все виды внешнеэкономической деятельности: международную торговлю товарами и услугами, а также международное перемещение материальных, денежных, трудовых и интеллектуальных ресурсов. С помощью инструментов внешнеэкономической политики государство может оказывать активное влияние на формирование структуры и направлений развития собственных внешнеэкономических связей, а в отдельных случаях и внешнеэкономических связей других стран. Современное государственное регулирование внешнеэкономических связей осуществляется странами с помощью широкого круга различных мер, число которых постоянно растет. Это объясняется тем, что расширение внешнеэкономических связей стран требует все новых инструментов для регулирования их участия в международной специализации, ограждения национальной экономики от колебаний валютных курсов, циклических спадов, недобросовестной конкуренции, для содействия укреплению национальных производителей на мировом рынке.

 

 

 

1. Внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность государств

Внешнеэкономические связи представляют собой формы реализации межгосударственных отношений в части научно-технического, производственного и торгового  сотрудничества и валютно-финансовых отношений. Содержание ВЭС состоит  в безусловном обеспечении экспортных поставок для государственных нужд и межгосударственных экономических, в том числе финансово-кредитных  обязательств и межправительственных торг

 

                             1.1. Виды ВЭД

Экспортная стратегия предприятия, как и формы его присутствия  на внешнем рынке, реализуется через  виды ВЭД. Различают следующие виды ВЭД: внешнеторговая деятельность; производственная кооперация; международное инвестиционное сотрудничество; валютные и финансово-кредитные  операции. В украинской практике ВЭД  реализуется преимущественно через  внешнеторговую деятельность (ВТД). Внешнеторговая деятельность - это предпринимательство  в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией  и результатами интеллектуальной деятельности. Международное инвестиционное сотрудничество предполагает одну из форм взаимодействия с иностранными партнерами на основе объединения усилий финансового  и материально-технического характера. Целями такого сотрудничества являются расширение базы развития и выпуска  экспортной продукции, ее систематическое  обновление на основе критериев конкурентоспособности  и облегчение процессов ее реализации на внешнем рынке. Подобные задачи могут  быть решены за счет организации, например, совместного производства. Совместное предпринимательство возможно прежде всего на базе обмена технологиями, услугами с последующим распределением программ выпуска продукции и  ее реализации, а также в форме  образования и функционирования концессий, консорциумов, акционерных  компаний, международных неправительственных  организаций и т.п. Производственная кооперация в составе ВЭД предприятий  и фирм также представляет одну из форм сотрудничества между иностранными партнерами в различных, но конструктивно связанных между собой процессах технологического разделения труда. Сам технологический процесс разделения труда означает распределение его участников в цепи создания и реализации продукции по основным его фазам, от изучения потребностей на внутренних и внешних рынках до доведения ее до конечных потребителей. Производственная кооперация характерна для однородных сфер производства и обращения, для научно-технической, инвестиционной и сервисной областей, например, для обрабатывающей промышленности. Согласованность действий партнеров в рамках производственной кооперации достигается путем: взаимного планирования экспортной и импортозамещающей продукции; прогнозирования и совместного ведения научных разработок, обеспечения их необходимой аппаратурой, приборами и материалами, испытательными стендами и научно-технической информацией; организации процесса подготовки кадров. При этом собственность кооперантов не обособляется, а сотрудничество обеспечивается на возмездной основе и строится по принципу прямых связей между производителями однородной продукции. Валютные и финансово-кредитные операции в качестве вида ВЭД предприятий и фирм следует рассматривать в первую очередь как содействующие, сопровождающие любую внешнеторговую сделку в виде финансовых обязательств, связанных с обеспечением платежа за поставленную продукцию через конкретные формы расчета, а также валютных операций, совершаемых в целях избежания курсовых потерь. Однако как валютные, так и финансово-кредитные операции можно рассматривать в качестве самостоятельных специфических видов ВЭД в финансово-банковской сфере, обслуживающей внутренний валютный рынок и внешнеторговые платежи в системе международных расчетов. Наряду с рассмотренными понятиями в мировой практике утвердился термин «предпринимательская деятельность», удовлетворяющий критериям реализации и рациональности, который имеет более универсальную категорию - «деловые отношения», означающий любую деятельность в сфере частного права, осуществляемую фирмами и направленную на извлечение прибыли (в праве ряда западноевропейских стран - Бельгии, Германии, Франции, Испании - употребляется термин «коммерческая деятельность»). Договоры, оформляющие деятельность такого рода, именуются предпринимательскими договорами, концепции которых были сформулированы Институтом права и международной предпринимательской практики, созданным Международной торговой палатой в 1979г. овых соглашений Украины, достигнутых, как правило, в рамках международной специализации и кооперации. Планирование объемов ВЭС и определение перечня номенклатуры товаров и услуг осуществляется государственными структурами, т.е. на правительственном уровне, по стратегически важным позициям через систему государственного заказа (госзаказа) и лимитов с централизованным обеспечением материальными и валютными ресурсами организаций, определенных в качестве государственных заказчиков по экспорту, с функцией периода исполнения госзаказа. Государственный заказ является директивным планом, включающим контрольные цифры на производство экспортной продукции за счет государственных средств. Выдавая госзаказ, государственное ведомство (министерство), берет на себя обязательство полностью оплатить его в обусловленный срок. Госзаказы реализуются через договор (соглашение), который заключается с предприятием - производителем экспортной продукции, предполагая взаимную материальную и финансовую ответственность сторон. Главная привлекательность госзаказа состоит в стопроцентной гарантии оплаты исполненного предприятием обязательства. Такая гарантия сбыта продукции позволяет размещать госзаказ на конкурентной основе, предъявлять жесткие требования к заданным параметрам по качеству, техническим характеристикам и срокам исполнения. К госзаказам приближаются и заказы региональных органов власти, финансируемых за счет госбюджета. Внешнеэкономическая деятельность представляет совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих функций экспортоориентированных предприятий с учетом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера. ВЭД, в отличие от ВЭС, осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий, объединений и т.д.) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнера, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объема и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнерами. ВЭД относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской деятельности, структурной связи с производством и отличается правовой автономностью и экономической, а также юридической независимостью от отраслевой ведомственной опеки. Исходным принципом ВЭД предприятий служит коммерческий расчет на основе хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учетом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей. Особое значение имеет принцип валютной самоокупаемости, которая обеспечивается за счет валютных поступлений от экспортных продаж на внешнем рынке. Сосредоточенные на текущем валютном счете, они образуют валютный фонд участника ВЭД. Участник ВЭД, как любой хозяйствующий субъект на украинском рынке, может открыть валютный счет в любой иностранной валюте или сразу в нескольких валютах, так называемый мультивалютный счет и конверсионный. Открытие валютного счета в нескольких видах валют позволяет избежать конверсии валюты из одной в другую и дополнительных финансовых расходов, которые сопровождают процесс обменных валютных операций. Источниками валютных поступлений на внутреннем валютном рынке Украины являются валютная выручка, полученная от продажи товаров (работ, услуг) по безналичному расчету или за наличную валюту, а также по чекам, кредитным и дебетным карточкам; валюта, купленная на валютной бирже и в банке; валютные пожертвования и др. Что касается транзитного счета, то на имеющиеся на нем валютные средства проценты не начисляются. На валютные средства, хранящиеся на текущих валютных счетах, банки начисляют и выплачивают проценты только по тем валютам, по которым они имеют доходы от их размещения на международном валютном рынке. Ответственность за результаты ВЭД лежит на самом предприятии не только в части экспортных поставок, но и импортных закупок для развития экспортного и импортозамещающего производства, технической реконструкции. ВЭД и ВЭС не следует рассматривать как две раздельные сферы функционирования и государственного регулирования. Характер внешнеэкономической политики государства существенно определяет стратегию ВЭД отраслевых министерств, ведомств, отдельных предприятий и объединений.

 

                            1.2. Элементы ВЭД

Внешнеторговая деятельность сопровождается значительным числом сопутствующих  операций по обеспечению продвижения  товара от продавца к покупателю; по своевременному предоставлению различного рода внешнеторговых услуг (транспортных, экспедиторских, страховых, банковских); по осуществлению платежно-расчетных  операций; по прохождению таможенных процедур, а также изучением коммерческой информации о конъюнктуре внешних  товарных и валютно-финансовых рынков. В состав первой группы внешнеэкономических  функций входят выбор экспортной стратегии предприятия, установление связей с внутренними партнерами, обеспечение производства экспортной продукции. Это достигается в  процессе комплексного изучения внешних  рынков, результаты которого экспортеры закладывают в основу текущих  и долгосрочных программ своей деятельности. Прогнозируются динамика внутрипроизводственных ресурсов, переменные составные в  источниках их пополнения, внешние  условия деятельности предприятий  экспортеров, намечается степень их деловой активности. Прогноз будущего состояния внешних условий хозяйствования строится на оценке предстоящих изменений  конъюнктуры рынков сбыта, а также  смежных рынков материалов, комплектующих  изделий, транспортных, страховых, финансовых и подобных услуг. Далее происходит выбор товарных позиций и определяется ассортиментная структура в соответствии с кодом товарной номенклатуры ВЭД. Производится оценка конкурентоспособности  товара, т.е. расчет комплексного показателя, предусматривающего многоступенчатость оценок критериев характеристики товара в зависимости от возможностей экспортера адаптироваться к условиям рынка.Наиболее значительными моментами в этом процессе являются формирование требований к экспортному товару, выбор параметров товара, расчет единичных и групповых показателей цены предложения, технико-экономических нормативов и требований. Проведение подобного анализа и расчетов позволяет выработать решения по обеспечению конкурентоспособности товара и произвести оценку затрат. Базой для анализа служит работа по сбору информации о зарубежных товарных рынках, потенциальных покупателях и конкурентах. Базовой основой ВЭД предприятий, объединений и организаций является производство экспортной продукции. Дальнейшее продвижение экспортной продукции на внешний рынок обеспечивается в рамках осуществления внешнеторговой деятельности как самим предприятием-экспортером, так и посредником. Вторая группа внешнеэкономических функций предприятия-экспортера - организационно-экономические - нацелена на поиск и выбор форм и методов работы на внешнем рынке, изучение процедур в составе технологического процесса выхода на внешний рынок и обстоятельств присутствия на рынке в стране своего заружного партнера, на планирование внешнеторговой операции и организацию рекламы. Выбор форм и методов работы на внешних рынках осуществляется в рамках избранной экспортной стратегии предприятия, существующих возможных видов ВЭД, организационных форм международной торговли в зависимости от специфического характера товаров и утвердившихся традиций в мировой практике. Технологический процесс выхода на внешний рынок, входящий в состав организационно-экономических функций, - это вся совокупность действий, совершаемых участниками ВЭД по собственной инициативе с целью реализации экспортной продукции иностранному партнеру, но в рамках установленной государством регламентации.

Он включает определенную последовательность прохождения процедур внутри страны до момента непосредственной реализации внешнеторговой сделки: ознакомление с механизмом государственного регулирования  внешнеторговой деятельности на Украине  через нормативно-техническую документацию и законодательные акты; открытие валютного счета в уполномоченном банке; изучение системы государственных  органов и организаций, занимающихся рассмотрением и оформлением  документов, необходимых для прохождения  процедур нетарифных ограничений вывоза и ввоза продукции; маркетинговую  оценку конъюнктуры внешнего рынка  и подготовку конкурентного листа; расчет экспортной цены и поиск необходимой  для этого информации; поиск иностранного партнера и проведение переговоров; подготовку проекта контракта и  согласование его коммерческих и  валютно-финансовых условий. Третья группа функций в составе ВЭД –  это оперативно-комерческие функции  предприятия: подготовка, а затем  исполнение внешнеторговой сделки и  всех сопутствующих ей процессов.

2. Способы государственного и антимонопольного  регулирования внешнеэкономической  деятельности

В условиях рыночных отношений совокупность экономических функций государства  реализуется через механизм государственного Регулирования, который представляет собой вмешательство административных органов в предпринимательскую  деятельность путем использования  различных форм и методов преимущественно  экономического характера. Целевое  значение государственного регулирования  как рыночной категории условно  можно выразить формулой:

Кmax + Mmin = Эopt,

где Кmax - максимальный уровень конкуренции на рынке;

Mmin - минимальная степень влияния на состояние активности рынка;

Эopt - оптимальное соотношение и сочетание конкурентного и организующего фактора в рыночном механизме.

Государственное регулирование занимает «верхний ярус» в модели современного механизма рынка. Основной предпосылкой становления этого процесса послужила  высокая степень зрелости индустриальной рыночной системы в странах Запада и необходимость ее регламентации с целью устранения монополизма, поскольку монополия кроме упорядоченности несет в себе консервативную, антисоциальную направленность, исключающую конкуренцию. Главной причиной развития средств производства (автоматизация технологических процессов, роботизация, использования биотехнологии) и качественных изменений в квалификации рабочей силы (квалификационное усложнение и повышение роли научного интеллектуального труда) становится демонополизация системы экономических отношений с ее инструментами и институтами. Получила повсеместное распространение акционерная форма взаимоотношений множества самостоятельных, независимых товаропроизводителей, изменившая многие процессы - развитие организационных форм собственности и производственной системы, долгосрочных кооперационных связей, управление крупными комплексами и т.д. Однако их конкурентное поведение отличается суверенными, обособленными, часто несогласованными во многом непредсказуемыми действиями, направленными на обеспечение собственных интересов. Здесь и проявилась необходимость и роль государственного регулирования всей совокупности экономических функций в целях упорядоченности поведения и определенного единообразия действий на рынке. Государственное регулирование в международной практике имело место и до Первой мировой войны, в период, когда конкурентоспособность национального капитала на мировом рынке обеспечивалась через налоговые льготы посредством мер внешнеторговой политики. Также отмечается эпизодический характер государственного вмешательства в сферу экономики по поводу регулирования потребления сырья и продовольствия и введения трудовой повинности во время войны.

 

 

         2.1. Способы государственного регулирования

Современной практике известно множество  способов государственного регулирования - долгосрочное прогнозирование и  среднесрочное индикативное планирование, краткосрочное оперативное, которые  обеспечиваются с помощью экономических  инструментов, мер кредитного и фискального  характера, административных и организационно-правовых форм, демонополизации рыночной конкуренции. Долгосрочное государственное регулирование  обеспечивается путем прогнозирования, программирования и стратегического  планирования экономики и преследует главным образом цели формирования стратегии и приоритетов в  развитии национальных отраслей, способных  обеспечить выпуск конкурентоспособной  продукции и вписаться в мировой  рынок; интенсификации экономического роста; структурной перестройки  и модернизации национального хозяйства; решения социальных проблем. Использование  методов долгосрочного регулирования  характерно для многих стран с  развитой экономикой. Его результаты фокусируются в экономической политике государства, что позволяет в  сравнительно короткие сроки добиться высокой степени развитости и  завоевания прочных позиций на мировом  рынке в качестве ведущих экспортеров  по многим товарным позициям. Так, объем  экспорта основных лидеров мировой  торговли составляет: США - 14,5%, Германии - 11%, Японии - 8% мирового товарооборота. За последнее десятилетие доля промышленно  развитых стран в объеме мирового экспорта приблизилась к 70%, а среднегодовой  рост составил 9%. Причем объем продаж на мировом рынке отдельных видов  машинотехнической продукции у основных стран-продуцентов превышает 40% (США) - 65% (Япония). Среднесрочное государственное регулирование реализуется через индикативное планирование, направленное на координирование позиций государства и частного сектора. В его рамках правительство, определяя цели по приоритетным отраслям, намечает на каждые 3-5 лет необходимые объемы промышленной продукции, размеры капиталовложений и желаемые темпы роста. Затем в плановых комиссиях с участием ведущих компаний разрабатываются конкретные программы развития отдельных сфер, которые объединяются в общую государственную программу. С недавнего времени стали заключаться правительственные контракты с крупнейшими частными фирмами. Индикативный план носит рекомендательный характер, но предусматривает для участвующих в его выполнении предпринимательских структур различные привилегии - льготный кредит и налоги, преференциальные экспортные цены и др. Для частного сектора борьба за выполнение плана - это борьба за высокую норму прибыли. Индикативный принцип регулирования экономики сохраняется: в 1993г. закончился очередной этап реализации десятой (после «плана Моне») государственной индикативной программы. Современный этап государственного регулирования во Франции представляет собой в основном стратегическое планирование в общеевропейских масштабах, направленное преимущественно на peгиональное развитие. Краткосрочное государственное регулирование имеет гибкий оперативный характер. Это меры государства, направленные на преодоление кризисов, инфляции, а также на защиту интересов внутреннего рынка и национальных товаропроизводителей. Основными инструментами краткосрочного регулирования служат налоги, цены, а также квоты, лицензии и тарифы. Система гибкого государственного регулирования наиболее развита в Японии.

Информация о работе Внешнеэкономическая политика государства