Внешнеэкономическая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:34, реферат

Краткое описание

Меры, используемые государством или группой государств в сфере внешнеторговой деятельности, составляют содержание внешнеторговой политики. Основными ее эле-ментами выступают протекционизм, система свободной торговли и демпинг.
Протекционизм - это деятельность государства, способствующая развитию национальной экономики путем ограждения ее от иностранной конкуренции. Существует и такая формулировка: протекционизм - это политика защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов.

Файлы: 1 файл

внешнеэконом.doc

— 58.50 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Ростовский Государственный Экономический Университет «РИНХ»

Финансовый факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

 

по дисциплине: мировая экономика

 

на тему: «Внешнеэкономическая политика государства»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 2 курса гр.№527

Мазилкина Ж.В.

Проверила: асс.Демченко М.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Ростов-на-Дону

2011г

Меры, используемые государством или группой государств в сфере внешнеторговой деятельности, составляют содержание внешнеторговой политики. Основными ее эле-ментами выступают протекционизм, система свободной торговли и демпинг.

Протекционизм - это деятельность государства, способствующая развитию национальной экономики путем ограждения ее от иностранной конкуренции. Существует и такая формулировка: протекционизм - это политика защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов. Суть этой политики заключается в сдерживании ввоза в страну высококонкурентной зарубежной продукции и стимулировании экспорта товаров национального производства.

С легкой руки Адама Смита протекционизм XVI-XVIII вв. стали называть меркантилизмом. И хотя сегодня существуют два разных понятия - протекционизм и меркантилизм, но экономические историки применительно к эпохе XVII-XVIII вв. ставят между ними знак равенства. А историк П.Байрох уточняет, что начиная с 1840-х гг. меркантилизм стал называться протекционизмом.

В XVIII в. протекционизм был господствующей доктриной, признанной ведущими государствами Европы: Великобританией, Пруссией, Австрией, Швецией. В XIX в. на смену протекционизму пришла доктрина свободной торговли, инициатором которой была Великобритания. Однако и в этот период было много сторонников протекционизма. Среди экономистов, развивавших данное учение, наиболее известным является Фридрих Лист (Германия). Другие экономисты: Генри Кэри и Александр Гамильтон (США), Жан-Антуан Шапталь и Шарль Дюпэн (Франция), Адам Мюллер (Германия). В России активными сторонниками протекционизма являлись Егор Францевич Канкрин Иван Алексеевич Вышнеградский и Сергей Юльевич Витте - министры финансов в правительствах Николая I и Александра III, проводившие соответствующую политику, а также Дмитрий Иванович Менделеев.

Повсеместный переход к политике протекционизма начался в континентальной Европе в конце XIX в., после затяжной экономической депрессии 1870-х-1880-х гг. После этого депрессия закончилась, и во всех странах, проводивших эту политику, начался быстрый промышленный рост. В США политика протекционизма наиболее активно проводилась в период между концом Гражданской войны (1865 г.) и концом Второй мировой войны (1945 г.), но в неявной форме продолжалась до конца 1960-х гг. В Западной Европе повсеместный переход к жесткой протекционистской политике произошел в начале Великой депрессии (1929-1930 гг.). Эта политика продолжалась до конца 1960-х гг., когда в соответствии с решениями т.н. "Кеннеди-раунда" США и западноевропейские страны осуществили скоординированную либерализацию своей внешней торговли.

У протекционизма есть свои плюсы и минусы. Преимущества протекционизма:

1.      сдерживание импорта помогает уравновесить торговый баланс;

2.      защита национальной экономики от демпинга;

3.      «защита молодых отраслей, которые еще неконкурентоспособны и нуждаются в государственной поддержке;

4.      торговые барьеры на пути иностранных товаров стимулируют собственное производство.

Недостатки политики протекционизма заключаются в следующем:

1.      ослабляется конкуренция в экономике;

2.      снижается эффективность производства;

3.      в достаточной степени не используются преимущества международного разделения труда;

4.      подрываются возможности экспорта, так как ограничение импорта сдерживает и будущий экспорт. Современная система протекционистских мер включает несколько основных методов;

Таможенное регулирование, затрудняющее импорт и экспорт определенных видов продукции. Различают адвалерные, специфические и смешанные таможенные пошлины.

Первые взимаются в процентах от цены товара (например, 15 % от цены холодильника); вторые -- в виде определенной денежной суммы, взимаемой с объема, веса или штуки товара (например, 15 долларов с каждой тонны металла); третьи -- это одновременное обложение и адвалерными и специфическими пошлинами.

Систематизированный перечень таможенных пошлин представляет собой таможенный тариф. Различают экспортный и импортный тарифы. Таможенные тарифы включают в себя обычно три вида пошлин: максимальные, минимальные и преференциальные (льготные). Первые обычно используются в торговле со странами, с которыми не подписаны торговые соглашения; вторые -в тех случаях, когда существуют торговые договоры или введен режим наибольшего благоприятствования; третьи -- при импорте товаров из развивающихся стран. В настоящее время средняя ставка таможенных тарифов в развитых странах составляет около 6 %, развивающихся - 30-40 %. На отдельные товары пошлины могут колебаться в значительно более широких пределах.

Нетарифные барьеры представляют собой совокупность прямых и косвенных ограничений внешнеэкономической деятельности, введенных при помощи системы экономических, политических и административных методов. Насчитывается свыше 2,6 тыс. различных видов нетарифных барьеров. Наибольшее распространение среди них получили контингентирование и лицензирование. Контингентирование означает установление определенной квоты на экспорт или импорт отдельных товаров и товарных групп, в пределах которой внешнеторговые операции осуществляются относительно свободно. Лицензирование предполагает необходимость получения организацией разрешения на осуществление внешнеэкономических операций. К косвенным ограничениям также могут быть отнесены национальная налоговая система и национальные стандарты.

Средства государственного стимулирования экспорта существуют в виде прямых дотаций государства или льготных экспортных премий, государственного страхования экспортных кредитов. Государство использует также различные формы информационного и организационного содей-ствия экспорту продукции национальных предприятий, обеспечение субъектов хозяйствования торгово-экономической информацией, организацию ярмарок и выставок и т.д.

Свободная торговля или фритредерство -это торговля, не ограниченная какими-либо барьерами. Другими словами, свободная торговля - это открытая внешнеторговая политика, предполагающая свободное движение товаров и услуг между странами. Свободная торговля обладает следующими преимуществами:

1.      стимулирует конкуренцию, ограничивая монополизм; » повышает эффективность производства, снижает цены;

2.      расширяет выбор товаров для потребителей;

3.      позволяет полностью использовать преимущества меж-дународного разделения труда.

Большинство современных государств проводят гибкую внешнеторговую политику, которая сочетает в себе элементы как протекционизма, так и фритредерства. И все же общим курсом здесь является либерализация мировой торговли.

Демпинг-это экспорт по ценам, которые значительно ниже цен, установившихся на рынке. Демпинг осуществляется для подавления конкурентов. Цены в этом случае могут быть ниже уровня мировых и даже ниже издержек производства. Между протекционизмом и демпингом существует тесная связь. Протекционизм обеспечивает увеличение прибылей при продаже товаров на внутреннем рынке, и за счет этих прибылей возникает возможность финансировать демпинг.

Выделяют разбойничий и постоянный демпинг. Первый означает временное установление низких цен, которые могут быть восстановлены после вытеснения с рынка конкурента. Постоянный демпинг может продолжаться неограниченное время.

Государственное регулирование внешней торговли охватывает широкий круг вопросов, связанных с экспортно-импортными операциями.

Межгосударственное торговое регулирование включает в себя создание таможенных союзов, ассоциаций свободной торговли, заключение таможенных торговых договоров и торгово-экономических соглашений.

Международное регулирование мировой торговли осуществляется разными международными организациями.

Крупнейшей международной организацией, которая регулирует торгово-экономические отношения между странами, является Всемирная торговая организация (ВТО). Она возникла в результате развития Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), которое было подписано в 1947 г. и первоначально объединило 23 государства. ВТО на 1 января 1997 г. объединяла 128 стран. Все они придерживаются определенных правовых норм и правил торговли, участвуют в текущих торговых переговорах, решают спорные вопросы и т.д.

Другая крупная организация, регулирующая международную торговлю, -- ЮНКТАД - Конференция ООН по торговле и развитию. Она создана развивающимися странами. В нее входят 170 стран, а также ряд международных организаций. ЮНКТАД содействует развитию и регулированию торговых отношений между индустриально развитыми и развивающимися странами.

Регулированием торговых отношений занимается еще один международный орган - КОКОМ - Координационный комитет по экспортному контролю. Членами этой организации в период ее возникновения стали государства НА-ТО и Япония. КОКОМ был создан в качестве контролирующего органа для предотвращения возможной реализации техники и передовой технологии социалистическим странам. Список товаров, запрещенных к вывозу, насчитывал примерно 3 тыс. наименований. КОКОМ продолжает дей-ствовать и в настоящее время.

В последнее время в международной торговле возрастает значение свободных экономических зон, или зон свободного предпринимательства.

Свободная экономическая зона (СЭЗ) -это ограниченный район той или иной страны, где созданы особо благоприятные условия для свободного предпринимательства и внешнеэкономической деятельности. СЭЗ также определяют как ограниченную территорию с льготными экономическими условиями для деятельности иностранных и национальных предпринимателей. Обычно такие зоны создаются или в приграничных районах, или на приморских побережьях.

Для обеспечения благоприятных условий предпринимательства и внешнеэкономической деятельности в СЭЗ используются:

1.      специальные, облегченные таможенные и торговые режимы;

2.      обеспечение большей свободы перемещения товаров,
трудовых ресурсов, капиталов и прибылей;

3.      льготные режимы налогообложения;

4.      предоставление широких возможностей для инвестирования.

В качестве главных целей организации СЭЗ можно выделить:

а) ускорение социально-экономического развития данного региона;

б)овладение достижениями мировой экономики и научно-
технической мысли;

в) расширение внешнеэкономических связей;

г)экспериментальную проверку новых методов производства, хозяйствования, управления бизнесом и регионом;

д)решение общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических проблем.

К особой разновидности СЭЗ можно отнести так называемые оффшорные зоны - районы с благоприятными экономическими условиями для иностранных компаний. (Оффшорный - означает бизнес, осуществляемый в других странах.) В оффшорных зонах существует льготное или даже нулевое налогообложение, возможность сохранить тайну сделок и вкладов, большая свобода действий (например, практическое отсутствие валютного контроля). Оффшорные фирмы ведут самую разнообразную посредническую деятельность: это могут быть торговые, банковские, страховые, судовладельческие, инвестиционные и другие компании.

В настоящее время во всем мире насчитывается примерно 3 млн оффшорных компаний, из которых 60 тыс. -российские. Главная выгода для территорий и страны от создания таких зон - определенные налоговые поступления, повышение деловой активности в регионе, а значит, и оживление производства товаров и услуг. Среди наиболее известных в мире оффшорных центров можно назвать Сянган, Либерию, Кипр, Мальту, Панаму, Сингапур и др.

 

 

 

 

Литература

Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / Под общ. ред. А.Б. Сидоровича. - М.: Дело и Сервис, 2005.

Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. - М.: Новая волна, 2000.

Власьевич Ю.Е., Бартенев С.А. Экономика России: эффекты и парадоксы. - М.: БЕК, 2003,

Гайгер Л. Макроэкономическая теория и переходная эконо-мика / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 2007.

 



Информация о работе Внешнеэкономическая политика государства