Министерство
образования и науки Российской
Федерации
Федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение
Высшего профессионального
образования
«Российский
экономический университет им.
Г.В. Плеханова»
Улан-Баторский
филиал
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Экономическая теория.
Макроэкономика»
На тему: «Внешнеэкономическая политика
государства»
Выполнила:
студентка 3курса
очной
формы обучения
направления «Экономика»
Ганболд Мандах
Научный руководитель:
кандидат
экономических наук
Будаева Ю.Ж.
Монголия- 2012
Содержание
Введение 2
Глава.1. Сущность и история внешнеэкономической
политики 4
1.1 Понятие, сущность и принципы внешнеэкономической
политики 4
Глава.2. Государственное регулирование
внешнеэкономической деятельности в России 8
2.1 Цели и принципы внешнеэкономической
политики 8
2.2 Правовые основы и инструменты регулирования
внешнеэкономической деятельности 9
2.3 Методы регулирования внешнеэкономической
деятельности 11
Глава.3. Внешнеэкономические связи
России 16
3.1 Внешнеэкономические приоритеты России 16
3.2 Основные торговые партнеры России 20
Заключение 27
Список использованных источников 29
Введение
В настоящее время
имеет место либерализация внешнеэкономической
деятельности. Несмотря на это значительную
роль в развитии внешней торговли
и ее регулировании сохраняют
за собой государства, которые проводят
соответствующую внешнеторговую политику.
Следует отметить, что помимо внешнеторговой
политики государства осуществляется
и внешнеторговая политика иных субъектов
международных экономических отношений.
Однако роль государства в области
внешнеторговой политики имеет существенное
значение. При этом его внешнеторговая
политика тесно связана с внутренней
экономической политикой, составляя
тем самым общую экономическую
политику государства. Актуальность данной
темы обусловлена быстрым темпом
развития современных экономических
связей и необходимостью изучения,
открывающихся, в настоящее время,
новых возможностей для повышения
уровня торгово-экономического сотрудничества.
Объектом изучения курсовой работы является
внешнеэкономическая политика России
и её элементы, а предметом - исследование
современных тенденций развития
внешнеэкономических связей страны.
Цель данной работы – исследовать
внешнеэкономическую политику России,
её сущность и основные составляющие.
Для достижения поставленной цели необходимо
решить ряд задач:
- дать
определение внешнеэкономической политики
и охарактеризовать историю формирования
внешнеэкономической политики в России;
- охарактеризовать
механизм государственного регулирования
внешнеэкономических связей;
- выявить
внешнеэкономические приоритеты страны
и определить место России во внешнеэкономических
связях.
До начала девяностых
годов XX века, когда Россия входила
в качестве одной из республик
в состав бывшего СССР, система
внешнеторгового регулирования
носила жестко централизованный характер,
соответствующий всей системе управления
народным хозяйством. Распределение
всех ресурсов определялось потребностями
народного хозяйства; импорт обеспечивал
получение недостающих товаров
из-за границы; со своей стороны, экспорт
был предназначен главным образом
для получения необходимой для
оплаты валюты. Экспортные и импортные
товары продавались и покупались
на внешнем рынке через специализированные
экспортно-импортные объединения, каждое
из которых обладало монополией на
продажу или покупку. Поставки на
экспорт или импорт любого товара
были фактически монополизированы внешнеторговыми
объединениями. Разница между внутренними
и мировыми ценами на экспортные товары
компенсировалась из государственного
бюджета. Банк для внешней торговли
и Государственный банк финансировали
деятельность внешнеторговых объединений.
Все это приводило к крайне
неэффективному функционированию внешнеторгового
механизма, отсутствию каких-либо стабильных
налаженных связей между национальными
производителями и потребителями
- с одной стороны и зарубежными
- с другой. России необходима была четкая
законодательная база, которая смогла
бы регулировать все экономическую
деятельность страны. И спустя десятилетия
она появилась в Российской Федерации.
Это и федеральные законы, и
кодексы, и соглашения, и сформулированная
налоговая база и др. В процессе
выполнения данной работы, автором
были использованы исследовательский,
описательный и статистический методы.
При подготовке работы использовались
различные источники информации:
учебные пособия, научные публикации,
федеральные законы, статистические
сборники, информация из сети Интернет.
Курсовая работа состоит введения,
трех глав с параграфами, заключения,
списка литературы и приложений.
Глава.1. Сущность и история
внешнеэкономической политики
1.1 Понятие, сущность
и принципы внешнеэкономической
политики
Внешнеэкономическая политика (ВЭП)
— это целенаправленные действия
государства и его органов
по определению режима регулирования
внешнеэкономических связей (ВЭС)
и оптимизации участия страны
в международном разделении труда.
Основными составляющими ВЭП
являются внешнеторговая политика
(включающая экспортную и импортную
политику), политика в области
привлечения иностранных инвестиций
и регулирования национальных
капиталовложений за рубежом,
валютная политика. Кроме того, ВЭП
решает и задачи географической
сбалансированности внешнеэкономических
операций с отдельными государствами
и регионами, что связано с
обеспечением экономической безопасности
страны.
Основные средства осуществления
внешнеэкономической политики: таможенно-тарифная
система и нетарифные барьеры, регулирование
движения капитала и валютного курса,
эмиграция и иммиграция рабочей
силы, торговля ценными бумагами и
др. Важнейшая составная часть
внешнеэкономической политики - внешнеторговая
политика. Внешнеторговая политика государства
- это определение стратегии и
совокупность разнообразных форм и
средств деятельности государства,
направленных на развитие и регулирование
торговых отношений с другими
странами мира и (или) их группировками.
Исторически известны два основных
её направления: протекционизм и
фритредерство (от англ. free trade - свободная
торговля). Протекционизм направлен
на защиту собственной промышленности
или сельского хозяйства от иностранной
конкуренции на внутреннем рынке, для
чего используются таможенные тарифы
и др. барьеры, призванные не допустить
иностранные товары на внутренний рынок
или ухудшить их конкурентоспособность.
Протекционизм был характерен для периода
формирования капитализма. В противоположность
этому политика свободной торговли (фритредерство)
предполагает отмену различного рода
ограничений на пути иностранных товаров.
Для политики свободной 1торговли
характерны низкие таможенные пошлины
или полная их отмена, ликвидация различных
ограничений импорта и т. д. Но, хотя идеологи
фритредерства и провозглашали принцип
невмешательства государства в частнокапиталистическую
деятельность, тем не менее, государство
активно использовалось в борьбе за рынки,
в частности внешние. Важнейшей задачей
государственного регулирования становится
усиление международной конкурентоспособности
"своих" предпринимателей; с этой
целью национальное государство не только
проводит мероприятия в области внешнеэкономических
связей, но и принимает меры по форсированию
накопления капитала, стимулированию
технического совершенствования производства,
формированию новых отраслей и видов производств.
В эпоху НТР огромную роль в повышении
национальной конкурентоспособности
играет финансирование государством научных
исследований, мероприятий по их внедрению
в производство.
1.2 История становления внешнеэкономической
политики
Основой внешнеэкономической
политики (ВЭП) страны является ее законодательная
база, т.е. система законодательных
актов, определяющих правила осуществления
внешнеэкономической деятельности.
Основополагающие документы по этому
вопросу в России были приняты
в 90-е годы ХХ столетия. Распад Советского
Союза (1991 г.) и образование на его
территории большой группы суверенных
государств поставили перед Россией
актуальную задачу создания современной
системы регулирования внешнеэкономических
связей. Дело в том, что в течение
более чем 70 лет все экономические
контакты СССР с зарубежными странами
осуществлялись на основе государственной
монополии, т.е. на основе административных,
внеэкономических методов, которые не
подразумевали использование рыночных
рычагов регулирования внешнеэкономической
деятельности. В существовавших в то время
условиях число участников ВЭД не превышало
нескольких десятков (экспортно-импортные
объединения Министерства внешней торговли
и Государственного комитета по внешнеэкономическим
связям), а управление ими осуществлялось
из единого центра на базе государственного
экспортно-импортного плана. Это обусловливало
незаинтересованность непосредственных
производителей в экспорте, а выделявшиеся
на импорт валютные средства часто расходовались
нерационально. Первым серьезным шагом
на пути создания новой системы регулирования
внешнеэкономической деятельность в России
стал Указ Президента России "О либерализации
внешнеэкономической деятельности на
территории РСФСР" (ноябрь 1991 г.).В соответствии
с этим правовым актом всем предприятиям
независимо от форм собственности было
предоставлено право участия во внешнеэкономических
связях. В течение 1991-1999 гг. был принят
целый ряд законодательных актов, призванных
создать систему регулирования внешнеэкономических
связей России. Федеральным Собранием
РФ были приняты Таможенный кодекс РФ
(1993 г.), законы "О таможенном тарифе"
(1993 г.), "О валютном регулировании и
валютном контроле" (1992 г.), "Об иностранных
инвестициях в РСФСР" (1991 г.); "О налоге
на добавленную стоимость" (1991 г.), "Об
акцизах" (1991 г.). федеральные законы
"О государственном регулировании внешнеторговой
деятельности (1995г.), "О мерах по защите
интересов Российской Федерации при осуществлении
торговли товарами" (1998 г.), "Об экспортном
контроле" (1999 г.) и ряд других. В связи
с принятием перечисленных выше законов
необходимо отметить два момента. Во-первых,
абсолютное большинство этих законодательных
актов не являлись законами прямого действия.
В результате для их практического использования
потребовалось издание целого ряда дополнительных
инструкций и постановлений различных
государственных органов. Во-вторых, начавшиеся
переговоры о вступлении России во Всемирную
торговую организацию (ВТО) выявили многочисленные
несоответствия, нестыковки и просто противоречия
с действующими в ней правилами. В результате
проведенной Правительством РФ и Федеральным
Собранием РФ работы в течение 2003 г. были
приняты новая редакция Таможенного кодекса
Российской Федерации, федеральные законы
"Об основах государственного регулирования
внешнеторговой деятельности", "О
специальных защитных, антидемпинговых
и компенсационных мерах при импорте товаров",
"О валютном регулировании и валютном
контроле". До этого (в 1999 г.) была принята
новая редакция Закона "Об иностранных
инвестициях в Российской Федерации".
Характеризуя сегодняшнее состояние внешнеэкономической
политики Российской Федерации, необходимо
отметить, что важнейшей составной частью
ВЭД современной России является внешнеторговая
деятельность (ВТ Д). В этой связи особо
важную роль играет Федеральный закон
от 8 декабря 2003 г. "Об основах государственного
регулирования внешнеторговой деятельности"
(вступил в силу в полном объеме с февраля
2004С. г.), в котором изложены правила осуществления
ВТД. Можно сделать вывод, что значительную
роль в развитии внешней торговли и ее
регулировании сохраняют за собой государства,
которые проводят соответствующую внешнеторговую
политику.
Глава.2. Государственное
регулирование внешнеэкономической
деятельности в России
2.1 Цели и принципы
внешнеэкономической политики
Основные цели
и принципы государственного регулирования
внешнеторговой деятельности в России
сформулированы в Федеральном Законе
от 8 декабря 2003г.(вступившего в силу
с 18 июня 2004 года). "Об основах государственного
регулирования внешнеторговой деятельности".
К важнейшим целям государственного
регулирования относят обеспечение
благоприятных условий для внешнеторговой
деятельности, а также защиту экономических
и политических интересов Российской
Федерации.Государственное регулирование
внешнеторговой деятельности в России
осуществляется в соответствии со следующими
принципами:
- защита
государством прав и законных интересов
участников внешнеторговой деятельности,
а также прав и законных интересов российских
производителей и потребителей товаров
и услуг;
- равенство
и недискриминация участников внешнеторговой
деятельности, если иное не предусмотрено
федеральным законом;
- единство
таможенной территории Российской Федерации;
- взаимность
в отношении другого государства (группы
государств);
- обеспечение
выполнения обязательств Российской Федерации
по международным договорам Российской
Федерации и осуществление возникающих
из этих договоров прав Российской Федерации;
- выбор
мер государственного регулирования внешнеторговой
деятельности, являющихся не более обременительными
для участников внешнеторговой деятельности,
чем необходимо для обеспечения эффективного
достижения целей, для осуществления которых
предполагается применить меры государственного
регулирования внешнеторговой деятельности;
- гласность
в разработке, принятии и применении мер
государственного регулирования внешнеторговой
деятельности;
- обоснованность
и объективность применения мер государственного
регулирования внешнеторговой деятельности;
- исключение
неоправданного вмешательства государства
или его органов во внешнеторговую деятельность
и нанесения ущерба участникам внешнеторговой
деятельности и экономике Российской
Федерации;
- обеспечение
обороны страны и безопасности государства;
- обеспечение
права на обжалование в судебном или ином
установленном законом порядке незаконных
действий (бездействия) государственных
органов и их должностных лиц, а также
права на оспаривание нормативных правовых
актов Российской Федерации, ущемляющих
право участника внешнеторговой деятельности
на осуществление внешнеторговой деятельности;
- единство
системы государственного регулирования
внешнеторговой деятельности;
- единство
применения методов государственного
регулирования внешнеторговой деятельности
на всей территории Российской Федерации;