2.2 Правовые основы
и инструменты регулирования
внешнеэкономической деятельности
Основы законодательной базы
государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности
создавались в 90-е годы прошлого
века. В них предусматривались
не только меры по государственному
регулированию внешнеторговой деятельности
и защите экономических интересов Российской
Федерации при осуществлении внешней
торговли товарами, но и меры по регулированию
иностранных инвестиций, другие законодательные
акты. Главные инструменты регулирования
установлены Федеральными законами: от
8 декабря 2003г. №164-ФЗ "Об основах государственного
регулирования внешнеторговой деятельности",
от 10 декабря 2003г. №173-ФЗ "О валютном
регулировании и валютном контроле",
от 4 января 1999г. №4-ФЗ "О координации
международных и внешнеэкономических
связей субъектов РФ", от 9 июля 1999г.
№ 160-ФЗ " Об иностранных инвестициях
в РФ", Таможенным кодексом РФ от 28 мая
2003г.
Используются 4 основных
инструмента воздействия:
- таможенные
тарифы;
- ограничительные
условия;
- межгосударственные
договоры и соглашения;
- мероприятия
по стимулированию экспорта и импорта.
Для регулирования
ввоза и вывоза ресурсов используются
такие инструменты, как налоги на
импортные товары и единый курс национальной
валюты. Регулирование дополняется
системой валютного контроля.
Действующий механизм
регулирования создает достаточные
условия для реализации в сфере
внешнеэкономической деятельности
рыночных принципов – свободного
предпринимательства и конкуренции.
Но сохраняя открытость экономики, государство
может и должно использовать протекционистские
меры. Важным фактором, влияющим на внешнеэкономическую
деятельность и экономическую ситуацию
страны, является обменный курс рубля.
Здесь возможны два варианта, которые
условно можно охарактеризовать
как политику "слабого" или "сильного"
рубля. Сохранение "сильного" рубля
повышает конкурентоспособность отечественных
товаров, выгодно для экспортного сектора,
но такая политика имеет ряд негативных
последствий (в частности, консервирует
неэффективную структуру экономики). Инвестиционно-активная
стратегия, ориентированная на модернизацию
российской экономики, требует принятия
стратегии "сильного" рубля. Однако
при этом необходимо поддерживать соответствие
между темпами укрепления рубля и скоростью
осуществления преобразований в стране.
Для повышения эффективности внешнеэкономической
деятельности большое значение имеет
либерализация валютного законодательства.
Закон "О валютном регулировании и валютном
контроле" предусматривает обязательную 2продажу
части валютной выручки резидентов в размере
0 процентов суммы валютной выручки. Обязательная
продажа части валютной выручки резидента
в соответствии с настоящей Инструкцией
осуществляется по распоряжению последнего
непосредственно уполномоченному банку
либо через уполномоченный банк на валютных
биржах, на внебиржевом валютном рынке,
Центральному банку Российской Федерации.
Центральный банк РФ регулирует валютный
рынок, имея для этого достаточные золотовалютные
резервы.
2.3 Методы регулирования
внешнеэкономической деятельности
Политика государства
в области внешней торговли осуществляется
с помощью таможенно-тарифных и
нетарифных методов регулирования.
Таможенно-тарифное регулирование
заключается во введении экспортных
и импортных таможенных пошлин для
защиты внутреннего рынка и стимулирования
структурных изменений. Регулируя
размер данных пошлин, государство
тем самым оказывает влияние
на ввоз и вывоз товаров в экономических
интересах страны. На нежелательные
товары устанавливаются высокие
таможенные пошлины. На нужные экономике
товары, наоборот, вводится благоприятный
таможенно-тарифный режим. В экономике
России регулирование основано на Таможенном
кодексе Российской федерации и Законе
Российской Федерации "О таможенном
тарифе" от 21 мая 1993г. (имеет изменения).
Таможенный тариф Российской Федерации
- свод ставок таможенных пошлин (таможенного
тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым
через таможенную границу Российской
Федерации и систематизированным в соответствии
с Товарной номенклатурой внешнеэкономической
деятельности. Таможенные тарифы дают
представление о том, каким образом государство
влияет на экспорт и импорт, способствуя
или затрудняя ввоз и вывоз товаров. Этот
один из старейших и важнейших инструментов
внешнеэкономического регулирования
выполняет следующие функции:
- фискальную,
т. е. обеспечивает пополнение доходной
части бюджета;
- защитную,
т. е. защита отечественных производителей
от чрезмерной конкуренции;
- регулирующую,
т.е. таможенный тариф позволяет регулировать
ввоз и вывоз товаров.
Основными целями таможенного тарифа
являются :
- рационализация
товарной структуру ввоза товаров в РФ;
- поддержание
рационального соотношения вывоза и ввоза
товаров, валютных доходов и расходов
на территории РФ;
- создание
условий для прогрессивных изменений
в структуре производства и потребления
товаров в РФ;
- защита
экономики РФ от неблагоприятного воздействия
иностранной конкуренции;
- обеспечение
условий для эффективной интеграции РФ
в мировую экономику.
Таможенно-тарифное
регулирование внешнеторговой деятельности
заключается во введении экспортных
и импортных таможенных пошлин. Регулируя
размер данных пошлин, государство
тем самым оказывает влияние
на ввоз и вывоз товаров в экономических
интересах государства. Таможенная
пошлина - обязательный платеж в федеральный
бюджет, взимаемый таможенными органами
при ввозе товаров на таможенную
территорию Российской Федерации или
вывозе товаров с этой территории,
а также в иных случаях, установленных
таможенным законодательством Российской
Федерации, в целях таможенно-тарифного
регулирования внешнеторговой деятельности
в экономических интересах РФ
. Таможенные пошлины выступают не
только инструментом регулирования
внешней торговли, но и важным источником
доходов государственного бюджета.
В большинстве стран взимаются
только импортные пошлины. Свод таможенных
импортных пошлин составляет таможенный
тариф.
В России возрастает
роль тарифного регулирования ВЭД,
развивается и совершенствуется
импортный тариф. Объясняется это
тем, что при переходе от централизованно
- планируемой экономики к рыночному
хозяйству таможенный тариф в
наилучшей степени может выполнить
роль механизма приспособления экономики
России к мировому рынку. В отличие
от количественных ограничений, представляющих
собой меры административно-технического
характера, таможенный тариф не прерывает
связь между мировым рынком и
национальной экономикой, т.к. является
по сути единственным гибким экономическим
регулятором ввоза конкретных товаров.
Нетарифное регулирование метод
государственного регулирования внешней
торговли товарами, осуществляемый путем
введения количественных ограничений
и иных запретов и ограничений
экономического характера. Наиболее распространенные
в настоящее время нетарифные ограничения
включают следующие меры:
- административные
меры: количественные ограничения, квотирование
(установление пределов экспорта и импорта),
лицензирование (выдача разрешений), сертификация.
Лицензирование является основной формой
осуществления экспортного контроля за
товарами военного и двойного назначения
(используемых как в мирных, так и в военных
целях), экспорт которых может угрожать
национальной и международной безопасности.
Кроме того, лицензирование - форма контроля
за экспортом диких животных, слоновой
кости, рогов, кораллов, коллекционных
материалов по минералогии и биологии,
лекарственного сырья растительного и
животного происхождения и некоторых
других товаров и услуг.
- технические
барьеры в торговле: санитарно-ветеринарные
нормы и стандарты в тех случаях, когда
они затрудняют экспорт или импорт товаров
либо прямо дискриминируют иностранные
товары, промышленные стандарты и требования
безопасности, требования к упаковке и
маркировке товаров, включая торговые
знаки, экологические нормы и требования;
- экономические
меры: валютный контроль, контроль за ценами,
введение государственной монополии (может
быть введена на экспорт отдельных видов
товаров, имеющих особое значение для
государства).
Для защиты экономических
интересов российских производителей
могут вводиться специальные
защитные, антидемпинговые и компенсационные
меры при импорте товаров. Специальные
защитные меры – меры по ограничению
возросшего импорта на таможенную территорию
РФ, которые проводятся посредством введения
импортной квоты и специальной пошлины.
Они могут быть применены к товару только
в том случае, если импорт данного товара
на таможенную территорию осуществляется
в таких условиях, что причиняется серьезный
ущерб или создает угрозу причинения серьезного
ущерба отросли российской экономики.
Антидемпинговые меры – может быть применена
к товару, являющемся предметом демпингового
импорта, в случае, если импорт такого
товара создает угрозу причинения или
причиняет материальный ущерб отросли
российской экономики. Компенсационные
меры – меры по нейтрализации воздействия
специфической субсидии иностранного
государства на отрасль российской экономики,
применяемые посредством введения компенсационной
пошлины. Может быть применена к импортируемому
товару, при производстве, экспорте или
транспортировке которого использовались
специфическая субсидия иностранного
государства, если импорт такого товара
создает угрозу причинения или причиняет
материальный ущерб отросли российской
экономики. Из выше сказанного следует,
что государственное регулирование внешнеэкономической
деятельности России занимает одно из
главных мест во внешнеэкономической
политики России, т.к. регламентирует экономические
отношения и направленно на благоприятное
воздействие экономики.
Глава.3. Внешнеэкономические
связи России
3.1 Внешнеэкономические
приоритеты России
Становление в России экономики
открытого типа создает благоприятные
возможности для ее интеграции
в мировую и превращение внешнеэкономических
связей в важный самостоятельный
фактор роста и упрочнения
международных позиций страны. При
благоприятной конъюнктуре последних
лет Россия получила чистый
выигрыш от внешней торговли
в размере более 120 млрд долл.,
что равно 3.5% суммарного ВВП
за 2001-2006 гг., и накопила существенные
валютные резервы, создала Стабилизационный
фонд. Однако эти успехи требуют
своего закрепления на более
прочной структурной и торгово-политической
базе на современном этапе
серьезных изменений на мировом
рынке. Отечественный корпоративный
сектор еще не сформировался
настолько, чтобы эффективно участвовать
в мировой несырьевой торговле.
Самое главное, что он не
имеет государственной поддержке
на внешних рынках, как например
конкуренты. Это происходит на
фоне отсутствия убедительной
структурной, промышленной и валютной
политике во внешнеэкономических
связях, прежде всего в интересах
государственной казны, а не
экономического роста. Во многих
случаях экспортные доходы страны
размещаются за рубежом, хотя
в стране острый дефицит "длинных
денег" (долгосрочные инвестиции
и кредиты, характерные для
стабильной экономики, находящейся
на подъеме) и опасный рост
внешнего долга. Необходимо более
рационально использовать отечественные
энергоресурсы. Физические объемы
нефти и газа не бесконечны.
Стоит вести продажу не только
сырья, но и нефтепереработки,
нефтехимии, металлургии, электроэнергии
и других энергоемких товаров.
При индустриализации экспорта
нельзя забывать и о будущем
мирового рынка услуг, который
на сегодняшний день развивается
быстрее рынка товаров. Перспективными
представляются услуги транспорта,
связи, освоение космосу, туризм, образование,
программные продукты, а также экспорт
технологий.
Необходимо переориентировать
импорт на инвестиционные цели. Здесь
могло бы сыграть изменение государственного
регулирования импорта. Для этого
в Таможенном тарифе России нужно
четко разграничить уровни обложения
импортной продукции, конкурирующей
и не конкурирующей с российской,
выстроить иерархию ставок, пошлин
в зависимости от степени обработки
ввозимых товаров. В защите отечественного
производителя от внешней конкуренции
нужно переходить к применению оперативных
административных защитных мер признаваемых
международным торговым правом (это
тарифные квоты, антидемпинговые и
компенсационные пошлины и др.).
На данный момент Россия пока пользуется
ими в разы реже остальных стран
мира. Также необходимо развивать
внешнеэкономические связи страны
по всем направлениям, а не отдавать
преимущество в основном Европе. Это
обусловлено тем, что другие направления
могут быть тоже полезны для России.
Например, Азиатское направление. Именно
Азиатско-Тихоокеанский регион имеет
новые технологии, велик спрос
на услуги строительства, энерготовары,
среднетехнологичную технику российских
предприятий и российскую спецтехнику.
Регион обладает немалыми инвестиционными
ресурсами, имеет отсутствующие
в России сырье (каучук, тропическое
продовольствие и волокна, редкие металлы),
может поставлять качественную и
недорогую техническую комплектацию.
Наконец, усиленная торговля на этом
направлении способно существенно
ускорить развитие Сибири и Дальнего
Востока, при условии, что они
будут специализироваться на экспорте
не только сырья, но и промышленной
продукции. Что касается сотрудничества
со странами СНГ, то эти рынки богаты
сырьем, продовольствием и дешевой
рабочей силой. Они привыкли к
российской технике и менеджменту
организации, их нельзя "отдавать"
конкурентам. Североамериканское направление
является на сегодняшний день местом самых
передовых технологий, однако Россия использует
это направление в основном для импорта
продовольствия. Можно было бы вывести
на американский ранок российский сжиженный
газ. Перспективны объединения между Дальним
Востоком и тихоокеанским побережьем
США и Канады в авиакосмической, автомобильной,
атомной промышленности, сельхозмашиностроение,
а также научно-техническое сотрудничество.
Рынки развивающихся стран могут быть
полезными для российского бизнеса наличием
дефицитного сырья, дешевой рабочей силы,
сохранившимся спросом на товары средней
технологичности, востребованностью услуг
капитального строительства и геологоразведки
. Чтобы изменить сложившееся положение,
необходимо вернуть Россию на рынки капитального
строительства этих стран, поощрять российские
компании.
Для осуществления
всего выше сказанного, на наш взгляд,
России потребуется:
- восстановить
систему государственного поощрения и
обеспечение участия российских компаний
в капитальном строительстве и инвестициях
за рубежом, на данный момент это происходит
на их собственный риск и страх или за
счет займов на западных рынках;
- необходимо
восстановит собственный торговый флот;
- нужно
усилить экономическую работу в российском
дипломатическом аппарате, в частность
помочь отечественному бизнесу в преодолении
барьеров против его товаров, услуг, капиталовложений;
Из других соображений,
связанных с перспективами дальнейшего
развития внешнеэкономических связей
страны, можно сказать следующее.
В Россию привлекаются иностранные
инвестиции любой ценой, игнорирую
при этом интересы отечественных инвесторов.
На мой взгляд, целесообразно привлекать
инвестиции лишь в форме прямых, а не портфельных
и только в те сферы, где национальные
инвесторы не способны справиться с имеющимся
объемом задач, предусматривать ограничения
в стратегических отраслях и в сфере приватизации.
Необходимо создать внутри страны благоприятный
климат для отечественных инвесторов,
что к тому же устранит причины оттока
капитала за границу. Для повышения внешнеэкономических
связей страны многое может дать и правильная
применяемая политика конкуренции. Она
не может быть одинаковой для внутрихозяйственных
операций и при экспорте и должна поощрять
объединения усилий российских экспортеров
для борьбы на внешних рынках, где они
сталкиваются пока с более мощными соперниками.
В ходе реформ была разрушена государственная
система внешнеэкономической информации,
в результате чего молодой российский
бизнес вынужден выходить на внешние рынка
путем проб и ошибок. В частности, это касается
информации по ценам, отсутствие которой
является основной причиной антидемпинговых
преследований российских экспортеров.
Быстрый рост спроса на ресурсы со стороны
внутреннего рынка созданные пределы
дальнейшего наращивания энергоэкспорта
и отрицательное его влияние на региональное
развитие страны вполне оправдывают возможное
сокращение завышенной экспортной квоты
в российском ВВП до 18-20% против нынешней
1/3-1/5. Очевидно, что для дальнейшего развития
российского экспорта нужно уже не просто
увеличивать его физические объемы, а
повышать стоимость единицы экспорта.
На этой основе российский экспорт, по
мнению С.Ситорян и И.Иванова, в 20-е годы
ХХI века может возобновить свой опережающий
рост по сравнению с внутренним производством,
доведя долю России в мировом экспорте
до адекватной ее политической роли в
мире величины в 5-7%.