Внешнеэкономическая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – исследовать внешнеэкономическую политику России, её сущность и основные составляющие. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
дать определение внешнеэкономической политики и охарактеризовать историю формирования внешнеэкономической политики в России;
охарактеризовать механизм государственного регулирования внешнеэкономических связей;
выявить внешнеэкономические приоритеты страны и определить место России во внешнеэкономических связях.

Оглавление

Введение 2
Глава.1. Сущность и история внешнеэкономической политики 4
1.1 Понятие, сущность и принципы внешнеэкономической политики 4
Глава.2. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России 8
2.1 Цели и принципы внешнеэкономической политики 8
2.2 Правовые основы и инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности 9
2.3 Методы регулирования внешнеэкономической деятельности 11
Глава.3. Внешнеэкономические связи России 16
3.1 Внешнеэкономические приоритеты России 16
3.2 Основные торговые партнеры России 20
Заключение 27
Список использованных источников 29

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 113.51 Кб (Скачать)

                 

3.2 Основные торговые  партнеры России

В последнее время  в экспортно-импортных операциях  России доминируют страны дальнего зарубежья. Это наглядно отображено в таблице  № 1: Таблица 1. Внешняя торговля РФ (по методологии платежного баланса; в фактически действовавших ценах; миллионов долларов США)

 

Экспорт

Импорт

1995

2000

2005

2006

2007

1995

2000

2005

2006

2007

Всего

82419

105033

243798

303550

354401

62603

44862

125434

164281

223486

со странами дальнего зарубежья

65446

90783

210249

260168

300567

44259

31434

103535

140236

191696

со странами СНГ

16973

14250

33549

43382

53834

18344

13428

21899

24045

31790


Если сравнивать товарную структуру экспорта в страны дальнего зарубежья и СНГ, то здесь  можно сказать о том, что страны дальнего зарубежья преобладают  по всем группам товаров. Наиболее востребованные товары на экспорт это минеральные  продукты. Второе место: страны дальнего зарубежья - металлы, драгоценные камни  и изделия из них; страны СНГ - машины, оборудование и транспортные средства. Третье место: страны дальнего зарубежья - продукция химической промышленности, каучук; страны СНГ - металлы, драгоценные  камни и изделия из них. Что касается импорта, то здесь ситуация такова. Лидирующие позиции занимают машины, оборудование и транспортные средства. Преимущественные позиции, по-прежнему, занимают страны дальнего зарубежья. Второе место: страны дальнего зарубежья - продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного); страны СНГ - металлы, драгоценные камни и изделия из них. Третье место: страны дальнего зарубежья - продукция химической промышленности, каучук; страны СНГ - продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного).

 

Экспорт товаров (ФОБ)

Импорт товаров (ФОБ)

Сальдо торгового баланса

Всего

в % к соответ- ствую- щему периоду преды- дущего года

в том числе:

Всего

в % к соответ- ствую- щему периоду преды- дущего года

в том числе:

Всего

в том числе:

со стра- нами даль- него зару- бежья

со стра- нами СНГ

со стра- нами даль- него зару- бежья

со стра- нами СНГ

со стра- нами даль- него зару- бежья

со стра- нами СНГ

2000 г.

105033

139,0

90783

14250

44862

113,5

31434

13428

60172

59349

822

2001 г.

101884

97,0

86614

15270

53764

119,8

40723

13041

48121

45891

2229

2002 г.

107301

105,3

90926

16375

60966

113,4

48815

12151

46335

42111

4225

2003 г.

135929

126,7

114572

21357

76070

124,8

60993

15077

59860

53579

6280

2004 г.

183207

134,8

153004

30203

97382

128,0

77491

19891

85825

75514

10311

2005 г.

243798

133,1

210249

33549

125434

128,8

103535

21899

118364

106714

11650

2006 г.

303550

124,5

260168

43382

164281

131,0

140236

24045

139269

119933

19337

2007 г.

354401

116,8

300567

53834

223486

136,0

191696

31790

130915

108871

22044

2008 г.

471603

133,1

400456

71148

291861

130,6

252908

38953

179742

147548

32195

2009 г.

303388

64,3

255270

48118

191803

65,7

167726

24077

111585

87544

24041


 

В Беларуси действуют  более тысячи совместных предприятий  с российским капиталом, или 25% от всего  количества иностранного капитала в  Беларуси. Беларусь по итогам I полугодия 2008 года вошла в шестерку основных торговых партнеров России. При этом, как свидетельствуют БЕЛТА данные Федеральной таможенной службы России, по сравнению с первыми шестью месяцами прошлого года доля Беларуси в российском внешнеторговом обороте  со всеми странами мира возросла с  аналогичным прошлогодним периодом на 60,7%. По данным государственной таможенной республики Беларусь, помимо Беларуси в шестерку основных торговых партнеров России вошли Германия - $34 млрд. 719,8 млн. (рост на 52,2%), Нидерланды - $30 млрд. 864,2 млн. (53%), Китай - $25 млрд. 696,5 млн. (55,7%), Италия - $25 млрд. 168,9 млн. (66,9%) и Украина - $20 млрд.765,8 млн. (51%). Согласно данным российских правительственных структур, товарооборот между Россией и Белоруссией за первые два месяца 2010 года вырос на 17%. Об этом сообщил премьер-министр РФ Владимир Путин на российско-белорусских переговорах в Бресте в марте 2010 г. Глава российского правительства особо отметил, что белорусский экспорт в Россию составляет приблизительно 40% и опережающий рост белорусского экспорта очевиден. Владимир Путин также подчеркнул, что Белоруссия является надёжным партнером, а надежные внешние таможенные контуры - это обязательное условие для такого интеграционного объединения как Таможенный союз.

Важно отметить, что в Белоруссии всячески заявляют о готовности и желании Минска быть ядром Таможенного Союза  и будущего общего экономического пространства. Таможенный союз (ТС) России, Белоруссии и Казахстана заработал с 1 января 2010 года. С 1 июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс ТС, а Единое экономическое пространство трех стран, как ожидается, будет создано к 1 января 2012 года. Создание Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России – это важное событие для всех участников внешнеэкономической деятельности. Появление Таможенного союза вносит коррективы в уже установившийся порядок работы, а нормы и принципы его функционирования пока еще вызывают множество вопросов у участников ВЭД. В то же время, товарооборот за первое полугодие 2010 г. между Россией и Казахстаном (ещё одним участником таможенного союза наряду с Белоруссией) превысил 8 млрд. тенге. Это на 40% больше, чем за такой же период прошлого года. Об этом сообщил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, выступая на VII Форуме межрегионального сотрудничества Казахстана и России. "На основе данных нашей статистики в первом полугодии 2008 года Россия стала первым партнером для Финляндии, обогнав по многим показателям ФРГ", - сообщил премьер-министр РФ Владимир Путин в ходе российско-финляндских межправительственных переговоров(12 ноября, 2008год.). "Финляндия - один из наших основных партнеров в Европе, и это без преувеличения", - отметил В.Путин. По данным ИТАР-ТАСС, в 2007 г товарооборот России и Финляндии достиг 15 млрд. евро (рост составил 8 %) и Россия занимала второе место в списке основных торговых партнеров Финляндии после Германии. По итогам 1-го полугодия 2008 г товарооборот составил уже 9,1 млрд. евро, что вывело РФ на первое место среди торговых партнеров Финляндии. В структуре текущего товарооборота российский экспорт составил 5,4 млрд. евро (прирост 35%), а импорт – 3,7 млрд. евро (23%). В 2008 году Турция, опередив такие страны, как Япония, США, Великобритания, заняла пятую строчку в списке ведущих торговых партнеров России в дальнем зарубежье с показателем товарооборота в 33,8 млрд. долларов (прирост по сравнению с 2007 годом – 50,2%) - об этом сообщает Минэкономразвития РФ. Россия также входит в число ведущих торговых партнеров Турции, и в 2008 г вышла на первое место по общему объему торговли, опередив Германию. Российский экспорт составил 27,7 млрд. долларов (прирост на 51,3%), импорт из Турции – 6,1 млрд. (прирост на 42,5%). В российском экспорте доминируют энергоносители (более 70%), металлы и изделия из них (20%), а в импорте из Турции – машины, оборудование и транспортные средства (свыше 30%), потребительские товары (13-15%), импорт из Турции – 6,1 млрд. долларов (прирост 15-20%). Что касается связей России с Грузией, то до событий в Южной Осетии Россия входила в первую пятерку основных торговых партнеров Грузии - после Турции, Азербайджана, Украины и Германии. Объем торговли товарами между ЕС и Россией увеличился. Объем экспорта из ЕС в Россию поднялся от отметки 23 млрд. евро в 2000 году до отметки в 105 млрд. евро в 2008 году, а импорт - с 64 млрд. до 173 млрд. Как следствие, торговый дефицит ЕС в отношении России значительно возрос и в 2008 составил 68 млрд. евро, в то время как в 2000 году он равнялся 41 млрд. евро. Доля России в общей внешней торговле товарами ЕС увеличилась в два раза в период с 2000 по 2008 гг. В 2008 году Россия стала третьим по важности торговым партнером ЕС после США и Китая; на неё пришлось 8% экспорта и 11% импорта ЕС. Германия, Нидерланды и Италия являются крупнейшими торговыми партнерами России среди стран-членов ЕС. Германия (32 млрд. евро, 31% экспорта ЕС) была крупнейшим экспортером в Россию в 2008 году. За ней с большим отрывом следуют Италия (10 млрд. или 10%) и Финляндия (8 млрд. или 7%). Германия (35 млрд. или 20%) являлась также и крупнейшим импортером; за ней следуют Нидерланды (20 млрд. или 11%) и Италия (16 млрд. или 9%). Большинство стран-членов ЕС имели отрицательный торговый баланс с Россией в 2008 году. Самый большой дефицит отмечен у Нидерландов (минус 13 млрд. евро), далее идут Польша (минус 8 млрд.), Франция и Италия (у всех трех стран минус 6 млрд.). Крупнейшие положительные торговые сальдо были зарегистрированы у Австрии и Словении (по 1 млрд. евро у каждой).

В географической структуре крупнейшим экономическим  партнером России остается Европейский  союз (ЕС), на долю которого в I квартале 2009 г. приходилось 49,6% российского товарооборота (в I квартале 2008 года – 53,7 процента). В I квартале текущего года товарооборот со странами-членами ЕС снизился на 49,0%, в том числе экспорт –  на 52,9%, импорт на 38,6 процента.

Рис. 1. Структура внешнеторгового оборота России по группам стран в I квартале 2009 г. (по данным таможенной статистики, включая данные Республики Беларусь, в процентах) Удельный вес стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) во внешнеторговом обороте России вырос в I квартале 2009 года до 21,9% против 19,6% в I квартале 2008 г. Объемы товарооборота снизились на 38,3%, в том числе экспорта - на 36,7%, импорта - на 39,6 процента. Доля стран СНГ в российском товарообороте сократилась с 14,5% в I квартале 2008 г. до 14,0% в I квартале 2009 года. При этом доля стран ЕврАзЭС увеличилась с 8,2% до 9,0 процентов. Положительное сальдо внешнеторгового баланса в I квартале 2009 г. составило 23,4 млрд. долларов США и сократилось на 56,4%, в том числе со странами дальнего зарубежья - на 58,6% , со странами СНГ на 44,2 процента. В географической структуре сальдо было положительным по всем группам стран, за исключением стран АТЭС. В I квартале 2009 г. отрицательное торговое сальдо сложилось с 23 странами (в I квартале 2008 г. - с 20 странами), а их доля в общем товарообороте России увеличилась с 18,3% до 26,2 процента. Самый значительный вклад в формирование отрицательного сальдо России в торговле внесли Китай (-1508 млн. долларов США), Германия (-1268 млн. долларов США), Бразилия (-461 млн. долларов США). Внешнеторговый оборот России в январе-апреле 2009 года, по данным таможенной статистики, составил $124,3 млрд. (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь) и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 45,3%. Итак, становление в России экономики открытого типа создает благоприятные возможности для ее интеграции в мировую. Способствует развитию внешнеэкономических связей страны, возможности конкурировать с другими странами и стремиться к наилучшему результату.

 

Заключение

Внешнеэкономическая политика России имеет важнейшее  значение для экономического роста  и развития страны в динамично  развивающейся мировой экономике. Внешнеэкономическая политика - политика государства по регулированию всех форм внешнеэкономических связей, определяющая режим их осуществления, включая экспорт и импорт товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, движение валюты и др. Основой внешнеэкономической политики страны является ее законодательная база. Основополагающие документы по этому вопросу в России были приняты в 90-е годы ХХ столетия. До этого момента все экономические контакты СССР с зарубежными странами осуществлялись на основе государственной монополии. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности России занимает одно из главных мест во внешнеэкономической политики России. Оно осуществляется двумя методами регулирования: таможенно-тарифное и нетарифное регулирование. Эти методы очень важны, т.к. они обеспечивают наиболее благоприятные условия для развития экономики страны. Экономика открытого типа в России дает ей хорошие возможности для интеграции в мировую. Однако, Россия не всегда "правильно и точно" выбирает себе партнеров для развития. В настоящее время наша страна концентрируется в основном на Европе. Это не правильно, т.к. плотное сотрудничество с другими направлениями может благоприятно способствовать развитию отдаленных от центра России регионов. Тем самым, в общем, улучшая экономику страны. На сегодняшний день Россия ценится как партнер на мировой арене. Для самой России значение внешнеэкономической сферы очень существенно. Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны и поддержания благосостояния народа. Для Российской Федерации важным этапом последних лет в деле развития внешнеэкономической политики стало завершение формирования единой таможенной территории с Казахстаном и Белоруссией. В июле 2010 года таможенный союз вступил в действие, и по оценкам экспертов, Россия от создания Таможенного союза может получить прибыль в размере около $400 млрд., а Белоруссия и Казахстан — по $16 млрд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1.   Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ (ред. от 28.11.2009).

3.   Таможенный кодекс Таможенного союза (в ред. Протокола от 16 апреля 2010 года).

4.   Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

6.  Бабин Э.П., Исаченко Т.М. Внешнеэкономическая политика: учебное пособие.- М: Экономика. 2006 г., - 463 с.

7.  Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи. – Финансы и статистика. - 2001г., 544с.

10.   Покровская В. В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: учебник. Юристъ. 2008.

11.   Смитиенко Б.М., Поспелов В.К. Внешнеэкономическая деятельность.-2-е издание. -М: "Академия", 2004.-304с.

12.   Ситорян С, Иванов И. Внешнеэкономические приоритеты//Вопросы экономики.-2008 г. С.78-84.

13.   Российский статистический ежегодник-2007:Стат.сб.-М: Росстат,2008

15.    www.eer.ru – Журнал ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ: новости мировой экономики, обзор внешнеэкономической деятельности, внешнеэкономическая деятельность, внешнеэкономические связи, экономические связи России и регионов, торгово-экономический обзор рынков.

1 Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи. – Финансы и статистика.

2 Покровская В. В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: учебник.

 


Информация о работе Внешнеэкономическая политика государства