Задачи совершенствования внешнеэкономической политики Российского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 15:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить задачи совершенствования внешне-экономической политики российского государства.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
Проведен теоретический обзор литературных источников по внешнеэкономической политики России;
Выявлены существующие торговые барьеры;
Изучено положение России на мировом рынке в том числе:
Экспорт РФ
Импорт РФ
Проведен анализ задач, проблем, и препятствия развития внешней торговли РФ
Обозначены пути развития внешней торговли России
Изучена внешняя торговля со странами СНГ, как основное направление развития международной торговли РФ

Оглавление

Введение 3
Часть 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ 6
1.1. Торговые барьеры 6
1.2. Россия на мировом рынке 10
1. 2.1. Экспорт РФ 10
1.2.2 Импорт РФ 15
ЧАСТЬ 2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ. 18
2. 1. Общие тенденции развития торговли России 18
2.2. Тенденции изменения доли России на мировых рынках ключевых торгуемых товаров 21
Заключение 31
Список используемой литературы 35

Файлы: 1 файл

Zadachi_sovershenstvovania_VE_politiki_rossysko.doc

— 490.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Северо–Западный  Государственный Заочный Технический Университет»

факультет: ИУПиИП

специальность 080100.62.01

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на  тему:

Задачи совершенствования  внешнеэкономической политики Российского  государства

          

  ВЫПОЛНИЛ:

 студент __ курса    

Группа 54

Шифр 1170091046 
___________Дмитрий

ПРОВЕРИЛ:

  доцент кафедры

 

 

 

 

Санкт–Петербург

2012

 

Оглавление

 

 

 

 

 

Введение

Внешнеэкономические связи становятся все более заметной составной частью хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Возрастает интерес к участию в экономическом, производственном и научно-техническом сотрудничестве с партнерами из зарубежных стран. В этих условиях все большее число работников производственной сферы, малых предприятий и государственных учреждений нуждаются в объективной информации о мировом рынке, его структуре, организации и технике осуществления коммерческих операций.

В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут  развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные лица, и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего их обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить. В основе более углубленного изучения вопроса "Что в конечном итоге привело к развитию международной торговли?" лежат два обстоятельства. [6]

Во-первых, экономические  ресурсы - природные, человеческие, инвестиционные - распределяются между странами мира крайне неравномерно; страны существенно отличаются по своей обеспеченности экономическими ресурсами.

Во-вторых, эффективное  производство различных товаров  требует различных технологий или комбинации ресурсов.

Важно подчеркнуть, что экономическая эффективность, с которой страны способны производить различные товары, может изменяться и действительно изменяется со временем. Сдвиги в распределении ресурсов и технологии могут приводить к сдвигам в относительной эффективности производства товаров в различных странах. Например за последние 40-50 лет в России существенно повысилось качество рабочей силы и значительно увеличился объем основных фондов. Поэтому страна, экспортировавшая полвека назад преимущественно сельскохозяйственные товары и сырье, теперь вывозит изделия обрабатывающей промышленности.

Точно так же новые технологии, которые способствовали развитию производства синтетических волокон и искусственного каучука, радикально изменили структуру ресурсов, необходимых для изготовления этих товаров и, таким образом, изменили относительную эффективность их производства.

По мере эволюции национальных экономик могут изменяться количество и качество рабочей силы, объем и состав капитала, возникать новые технологии. Могут претерпеть изменения даже масштабы и качество земельных и природных ресурсов. По мере того как происходят эти изменения, относительная эффективность, с которой страны производят различные товары, будет также изменяться.

Российские  реформы предполагают существенную интеграцию страны в мировое хозяйство.

В перспективе, если учесть потенциальные возможности, которые открывают географическое положение на двух континентах, обилие природных богатств, значительный научно-интеллектуальный и промышленный потенциал, роль России в глобальной экономике может существенно возрасти. Под таким углом зрения надо воспринимать современное состояние российских внешнеэкономических связей и перспективы включения страны в международное разделение труда. [1].

Цель  курсовой работы – изучить задачи совершенствования внешне-экономической политики российского государства.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

    1. Проведен теоретический обзор литературных источников по внешнеэкономической политики России;
    2. Выявлены существующие торговые барьеры;
    3. Изучено положение  России на мировом рынке  в том числе:
    • Экспорт РФ 
    • Импорт РФ 
    1. Проведен анализ задач, проблем, и препятствия развития внешней торговли РФ 
    1. Обозначены пути развития внешней торговли России 
    2. Изучена внешняя торговля со странами СНГ, как основное направление развития международной торговли РФ 

В приложении 1. Приведен анализ общих тенденций развития торговли России 

В приложении 2. Анализируются тенденции изменения доли России на мировых рынках ключевых торгуемых товаров 

 

 

Часть 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ

1.1.  Торговые барьеры

Международная торговля затрагивает экономические  интересы отдельных слоев населения и целых стран, интересы, которые переплетаются самым сложным образом и вступают в противоречие друг с другом. Это и обуславливает необходимость целенаправленного воздействия государства на торговые отношения с другими странами с помощью тарифов и нетарифных методов регулирования. При этом государство преследует цель создания наиболее благоприятных условий для развития национальной экономики.

Несмотря на членство в ВТО, развитые страны используют все возможные способы и методы получения дополнительных выгод  от международной торговли, путем  ведения протекционистских мер.

Торговые барьеры— ограничение свободного обмена товарами и услугами между странами через механизмы тарифного и нетарифного регулирования. Торговые барьеры могут принимать разнообразные формы. [8]

Классическим  и основным инструментом внешнеторговой политики являются таможенные тарифы. Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.

Пошлины. Пошлины  являются акцизным налогом на импортные  товары; они могут вводиться с  целью получения доходов или  для защиты. Фискальные пошлины, как правило, применяются в отношении изделий, которые не производятся внутри страны. Ставки фискальных пошлин в основном не велики, их целью является обеспечение федерального бюджета налоговыми поступлениями. Протекционистские пошлины предназначены для защиты местных производителей от иностранной конкуренции. Хотя протекционистские пошлины, как правило, недостаточно высоки для прекращения импорта иностранных товаров, они все же ставят иностранного производителя в невыгодное конкурентное положение при торговле на внутреннем рынке.

По способу  взимания пошлины классифицируются:

    • адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
    • специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара;
    • комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения.

По объекту  обложения:

    • импортные - на импортные товары для защиты национальных производителей;
    • экспортные - на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
    • транзитные - накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны.

По характеру:

      • сезонные - применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера;
      • антидемпинговые- применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров;
      • компенсационные - накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.3

По происхождению:

      • автономные – вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны;
      • конвенционные (договорные )- устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения;
      • преференциальные - имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом.

По типам  ставок:

      • постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств;
      • переменные- ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях.

По способу  вычисления:

      • номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе;
      • эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров. [2]

Импортные квоты.

С помощью импортных  квот устанавливаются максимальные объемы товаров, которые могут быть импортированы за какой-то период времени. Часто импортные квоты выступают более эффективным средством сдерживания международной торговли, чем пошлины. Несмотря на высокие пошлины, определенное изделие может импортироваться в относительно больших количествах. Низкие же импортные квоты полностью запрещают импорт товара сверх определенного количества.

Кроме того существуют нетарифные барьеры.

Под нетарифными  барьерами понимается система лицензирования, создание неоправданных стандартов качества продукции и его безопасности или просто бюрократические запреты в таможенных процедурах. [4]

Лицензирование (licensing) - регулирование внешнеэкономической  деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

Ограничивая выпуск лицензий, можно эффективно ограничивать импорт. Именно так поступила Великобритания, запретив импорт угля.

Добровольные  экспортные ограничения. Они являются относительно новой формой торговых барьеров. Так, японские автомобилестроители под угрозой введения Соединенными Штатами более высоких тарифов или низких импортных квот согласились на введение добровольных экспортных ограничений на свой экспорт в США.

Многие группы предпринимателей, занятых соответствующим  производством, пытаются сохранить либо улучшить свои экономические позиции, убеждая правительство ввести тарифы или квоты для защиты их от вредного влияния свободной торговли. Эффект особых интересов или концепция о поведении, обусловленном "погоней за рентой",- играет важную роль. Следует также добавить, что издержки протекционизма скрыты, поскольку тарифы и квоты включены в цены товаров. Таким образом, политические деятели сталкиваются с меньшими политическими ограничениями, идя на встречу требованиям ввести протекционистские санкции.

1.2.   Россия на мировом рынке

1. 2.1. Экспорт РФ

Имея почти 150-миллионное население, обладая значительными энергетическими ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна. Доля России в мировом экспорте в 1997 г. составила около 1,3%. [2]

На состоянии  российской внешней торговли до сих  пор болезненно отражаются резкое сокращение хозяйственных связей с другими  бывшими советскими республиками в  результате распада СССР и свертывание торговли с бывшими социалистическими странами - членами СЭВ, которые до начала 90-х гг. были главными потребителями отечественной машиностроительной продукции.

На Россию вначале 21 века приходилось менее 3% мирового ВВП. По объёму внешнеторгового оборота в 2000-2001 гг. она занимала 20-21-е место - рядом с такими небольшими государствами, как Швеция и Норвегия. [3]

Но если роль России в мировой торговле невелика, то для нее самой значение внешнеэкономической  сферы весьма существенно. Величина экспортной квоты России, рассчитанная на базе паритета покупательной способности рубля к доллару, составляет около 10%, делясь между дальним и ближним зарубежьем в соотношении примерно 5:1.

Информация о работе Задачи совершенствования внешнеэкономической политики Российского государства