Внешнеинвестиционная политика государства и ее влияние на развитие внешнеэкономических связей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выявить особенности механизма осуществления инвестиционной политики в различных странах и предложить пути развития и совершенствования инвестиционной политики в Республике Беларусь. Экономическая и социальная значимость: реализация рекомендаций будет способствовать увеличению притока иностранных инвестиций в Республику Беларусь, что приведет к повышению эффективности производства, увеличению занятости, внедрению новых технологий. Автор работы подтверждает, что приведенный в ней аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….........4
1 Теоретические основы внешнеинвестиционной политики государства..……5
2 Анализ внешнеинвестиционной политики азиатских стран на современном этапе…………………………………………………………………………..……14
3 Совершенствование внешнеинвестиционной политики Республики Беларусь……………………………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………...36
Список использованных источников…………………………….……………....37
Приложение А 15 самых привлекательных экономик для размещения прямых иностранных инвестиций………………………………………………………....40
Приложение Б Министерства и организации, оказывающие помощь иностранным инвестиционным компаниям………………...…………………...41

Файлы: 1 файл

внешнеинвестиционная политика.docx

— 118.22 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра мировой экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: Мировая экономика

на тему: Внешнеинвестиционная политика государства и ее влияние на развитие внешнеэкономических связей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка

 

 

Руководитель

Ассистент кафедры      А.Л. Янчук

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2012 

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 41 с., 1 рис., 2 прил.

 

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА, ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ, ПОРТФЕЛЬНЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВИДЫ ВНЕШНЕИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ, МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ.

 

Объект исследования ― влияние внешнеинвестиционной политики государства на внешнеэкономические связи.

Предмет исследования ― методы, инструменты инвестиционной политики, используемые в мировой практике.

Цель работы: выявить особенности механизма осуществления инвестиционной политики в различных странах и предложить пути развития и совершенствования инвестиционной политики в Республике Беларусь.

Методы исследования: описания, систематизации, классификации, аналитический метод, статистический, метод сравнительного анализа.

Исследования  и разработки: изучены теоретические основы иностранного инвестирования, инвестиционного климата, регулирования иностранных инвестиций; проанализирован опыт привлечения иностранных инвестиций азиатскими странами; разработаны рекомендации по его совершенствованию инвестиционного климата Республики Беларусь.

Элементы научной  новизны: разработаны рекомендации по улучшению инвестиционного климата Республики Беларусь.

Область возможного практического применения: разработка и совершенствование внешнеинвестиционной политики государства.

Экономическая и  социальная значимость: реализация рекомендаций будет способствовать увеличению притока иностранных инвестиций в Республику Беларусь, что приведет к повышению эффективности производства, увеличению занятости, внедрению новых технологий.

 Автор работы подтверждает, что приведенный в ней аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….........4

1 Теоретические основы внешнеинвестиционной политики государства..……5

2 Анализ внешнеинвестиционной политики азиатских стран на современном этапе…………………………………………………………………………..……14

3 Совершенствование внешнеинвестиционной  политики Республики Беларусь……………………………………………………………………………26

Заключение………………………………………………………………………...36

Список использованных источников…………………………….……………....37

Приложение А 15 самых привлекательных экономик для размещения прямых иностранных инвестиций………………………………………………………....40

Приложение Б Министерства и организации, оказывающие помощь иностранным инвестиционным компаниям………………...…………………...41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной курсовой работы связана с увеличением роли иностранных инвестиций и их влиянием на развитие экономики. В современных условиях государство должно правильно расставить приоритеты в осуществлении инвестиционной политики, правильно оценить слабые и сильные стороны проводимой политики. Своевременное и эффективное регулирование ускорит экономическое развитие страны, а правильно сформированная инвестиционная политика государства является залогом успешного развития страны, как в экономическом аспекте, так и в социальном.

Инвестиционный климат, состояние  которого в значительной степени  зависит от политики, проводимой государством, влияет на приток иностранных инвестиций в экономику. Инвесторы предпочтут для вложений ту страну, которая в состоянии предложить более выгодные условия, либо гарантировать эффективность вложенных средств. В мировом сообществе существуют примеры стран, которые, проводя инвестиционную политику, привлекают большой объем инвестиций, но также существуют примеры экономик, которые не в состоянии сделать это.

Республика Беларусь не имеет большого опыта в привлечении иностранных инвестиций. Нестабильное развитие экономики, недостаточная развитость рыночной инфраструктуры, малый размер рынков заставляют инвесторов сомневаться в прибыльности будущих проектов.

Целью данной работы является анализ состояния инвестиционной политики Республики Беларусь.

Для достижения поставленных целей  в работе решаются следующие задачи: охарактеризовать основные методы, инструменты, виды внешнеинвестиционной политики; рассмотреть опыт других стран в проведении данной политики; проанализировать основные направления внешнеинвестиционной политики в Республике Беларусь, описать возможные преимущества для инвестиционной деятельности в этой стране, предложить пути совершенствования.

 В работе использованы  учебные пособия и периодические  издания белорусских авторов,  а также издания зарубежных  авторов, которые точно излагают состояние инвестиционной политики. Данные об инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь взяты из статистических отчетов Министерства иностранных дел и Статистического Национального Комитета Республики Беларусь.

 Научная и практическая  значимость темы данного исследования  существенна в связи с необходимостью  обеспечения для  Республики  Беларусь на современном этапе  стабильного социально-экономического  развития, укрепления и активизации  экономических связей с другими  странами, совершенствования законодательной  базы для преодоления кризиса  в этом направлении экономической деятельности.

1 Теоретические основы внешнеинвестиционной политики государства

 

Инвестиции являются необходимым  фактором развития страны, региона, а  также создания или развития организации, реализации инвестиционного проекта. Однако сами по себе инвестиции не являются достаточным фактором успешного  развития и реализации инвестиционного  проекта. Важно то, как прогнозируются и планируются инвестиции, как организуется инвестиционный процесс, куда территориально направляются инвестиции, во что вкладываются средства, кто является инвестором и кто реализует проект [1, с. 5].

 

Выделяют следующие  основные типы иностранных инвестиций:

    1. прямые инвестиции (вложения в физические активы: строительство новых производств, реконструкция действующих производств, приобретение технологий и т.д.);
    2. портфельные (финансовые) инвестиции (вложения в ценные бумаги);
    3. инвестиции в нематериальные активы (вложения в изобретения, патенты, лицензии, ноу-хау, программные продукты и иные интеллектуальные ценности);
    4. инвестиции в человеческий капитал (в образование, знания, науку, в здоровье населения, в переподготовку работников, в информационное обслуживание работников интеллектуального труда, в обеспечение безопасности и т.д.);
    5. венчурные инвестиции (инвестиции в малые технологические предприятия, создаваемые, как правило, с нуля при поддержке венчурных фондов и государства под некую инновационную идею) [1, с.320].

Выделяют также краткосрочные  иностранные инвестиции (до 1 года), среднесрочные (до 3-5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).

Различают иностранные инвестиции по их источникам: инвестиции международных  финансовых институтов, государственные, муниципальные инвестиции, корпоративные  инвестиции, банковские кредиты, инвестиции консорциума, созданного для финансирования данного проекта, торговые кредиты.

Осуществление прямых иностранных  инвестиций возможно различными методами, главные из которых: учреждение новой компании за рубежом, покупка существующих фирм за рубежом; создание совместных предприятий с различной долей иностранного участия. Иногда к методам прямого иностранного инвестирования относят также франчайзинг, однако в других случаях его рассматривают как разновидность экспорта [2, с. 534].

Основные методы портфельного инвестирования включают: покупку ценных бумаг на рынках других стран;  покупку  ценных бумаг иностранных компаний в своей стране; вложение капитала в международные инвестиционные (паевые) фонды.

Для привлечения инвестиций в экономику страны необходимо разработать эффективную внешнеинвестиционную политику.

Инвестиционная политика государства — комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капиталовложений в экономику страны и отдельные ее сферы и отрасли, повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной деятельности: населения, предпринимателей и государства.

Другими словами, инвестиционная политика — это деятельность государства, направленная на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования. Инвестиционная привлекательность, или климат – это способность субъекта создавать условия для привлечения инвестиций и эффективной их трансформации в проекты, в производства, в продукцию и услуги [1, с. 45].

Инвестиционная привлекательность страны определяет поток в страну или отток из нее денежного капитала, прямых инвестиций, портфельных инвестиций, специалистов, лицензий и высоких технологий. Инвестиционная привлекательность (ИП) является функцией инвестиционного потенциала () и интегрального инвестиционного риска (ИР):

 

ИП = ) = , где

С ростом инвестиционного  потенциала и снижением интегрального  инвестиционного риска инвестиционная привлекательность увеличивается, что приводит к росту притока  инвестиций [4, с. 320].

Страновой риск — отражает неопределенность в части доходов в связи с возможностью изменений в политическом и экономическом устройстве и положении страны. Инвестиционный потенциал страны, региона, муниципалитета, предприятия – способность эффективно использовать инвестиции при реализации инвестиционного проекта (проектов) [6, с. 234].

При оценке инвестиционного  климата обычно включают ряд параметров, таких, как: природные ресурсы и  состояние экологии, качество трудовых ресурсов, политическая стабильность и другие.

Основными целями государственной  инвестиционной политики являются: мобилизация  финансовых ресурсов, необходимых для  инвестиционной деятельности; преодоление  спада инвестиционной активности; реализация государственных целевых комплексных  программ строительства; обеспечение  структурных преобразований и повышение  эффективности капитальных вложений.

Государство регулирует инвестиционную активность посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, через государственные инвестиции, субсидии, льготы, кредитование, осуществление социальных и экономических программ. Для государственного регулирования особенно важно найти оптимальное сочетание рыночной свободы и государственного регулирования [5, с. 148].

Основные принципы инвестиционной политики государства на современном этапе:

    1. снижение реальных процентных ставок до уровня, соответствующего эффективности инвестиций в реальный сектор
    2. проведение налоговой реформы, предполагающей рассмотрение инвестиционных возможностей субъектов
    3. осуществление процесса реформирования предприятий с целью повышения их инвестиционной привлекательности;
    4. формирование организационно-правовых предпосылок снижения инвестиционных рисков с целью стимулирования сбережений населения, прямых инвестиций внутренних и внешних инвесторов;
    5. повышение эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов [3, с. 149].

Инвестиционная политика подразделяется на инвестиционную стратегию  и тактику, реализация которых осуществляется разными формами, методами и мерами воздействия. Конечные (стратегические) цели: рост ВВП, увеличение занятости  населения, снижение темпов инфляции. Промежуточные цели служат в качестве ориентиров регулирования пропорций  между спросом и предложением на ресурсы и капитал.

Инвестиционная  политика проводится в три этапа:

    • разработка научно обоснованных концепций (системы взглядов) развития инвестиционного процесса. Осуществляется на основе анализа состояния инвестиционной привлекательности экономической системы;
    • определение основных направлений поддержки инвестиций государством;
    • осуществление практических действий по реализации поставленных целей

Информация о работе Внешнеинвестиционная политика государства и ее влияние на развитие внешнеэкономических связей