Внешнеинвестиционная политика государства и ее влияние на развитие внешнеэкономических связей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выявить особенности механизма осуществления инвестиционной политики в различных странах и предложить пути развития и совершенствования инвестиционной политики в Республике Беларусь. Экономическая и социальная значимость: реализация рекомендаций будет способствовать увеличению притока иностранных инвестиций в Республику Беларусь, что приведет к повышению эффективности производства, увеличению занятости, внедрению новых технологий. Автор работы подтверждает, что приведенный в ней аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….........4
1 Теоретические основы внешнеинвестиционной политики государства..……5
2 Анализ внешнеинвестиционной политики азиатских стран на современном этапе…………………………………………………………………………..……14
3 Совершенствование внешнеинвестиционной политики Республики Беларусь……………………………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………...36
Список использованных источников…………………………….……………....37
Приложение А 15 самых привлекательных экономик для размещения прямых иностранных инвестиций………………………………………………………....40
Приложение Б Министерства и организации, оказывающие помощь иностранным инвестиционным компаниям………………...…………………...41

Файлы: 1 файл

внешнеинвестиционная политика.docx

— 118.22 Кб (Скачать)

Китай является одним из самых значимых инвесторов в экономику Республики Беларусь. В кризис 2009 г. в Китае были созданы совместные предприятия по производству и поддержки самосвалов «БелАЗ-Avik» и сельскохозяйственной техники «Харбин Донг-жин». Что касается белорусской товаропроводящей сети в Китайской Народной Республике, она представлена следующими совместными предприятиями: «Синьцзян-Волат Ltd», «Avik-БелАЗ», «Харбин Донг-жин», «Belmet Trading Co», «Белнефтехим Шанхай Trading Ltd», представительства ОАО «Белорусская калийная компания», РУП «Гомсельмаш», УП Полупроводниковое завод «Интеграл», АСБ «Беларусбанк». В Республике Беларусь к июню 2010 г. было зарегистрировано 11 представительств китайских компаний. В 2009 г. китайский соучредитель «Midea Group» увеличил свою долю в предприятии с 30 до 55%. В целом, около 45 млн долларов было инвестировано в создание совместного предприятия. В 2010 г. было создано еще одно совместное предприятие производства гидромеханических передач «Волат-Синьцзян» на базе ОАО "Минский тракторный завод» [22].

В 2003-2009 гг. белорусская экономика получила около 232 млн долларов китайских инвестиций. Был реализован проект по созданию третьего мобильного поставщика услуг «БеСТ» с участием китайских кредитных ресурсов (234 млн долларов).

В 2007 г. Китайская национальная корпорация по зарубежному экономическому сотрудничеству начала модернизацию Минской Комбинированной ТЭЦ-2 (от правительства КНР было предоставлено почти 42 млн долларов льготного кредита), в 2009 г. началась реконструкция Минской Комбинированной ТЭЦ-5 (260 млн евро кредита от Государственного банка развития Китая). В 2009 г. был также подписан контракт с китайской корпорацией «Сюань Юань» по строительству линии производства ДСП на базе ОАО «FanDOK» (китайский CITIC банк предоставил кредит, суммой в 9,1 млн долларов). В настоящее время три проекта по развитию цементной отрасли реализуются с участием компании CITIC (получено китайских кредитов на сумму более 500 млн долларов).

Программа белорусско-китайского сотрудничества включает в себя 89 проектов, среди которых создание автомобильного производства, строительство сахарного  завода, реконструкции нескольких комбинированного производства тепловой электростанции и гостиниц [22].

Есть также перспективных  проектов с участием китайских инвестиций в строительной отрасли. Разрабатывается  проектная документация для  сооружения многофункционального комплекса «Китайский город» в одном из районов Минска. Другой китайский символ в столице  Беларуси будет «Beijing Hotel».

 

Япония.

Вплоть до конца 70-х годов  в Японии сохранялись довольно жесткие  ограничения для иностранных  инвесторов (различные преграды экономического, процедурного, валютного и прочего  характера для иностранных инвестиций, воздвигнутые государственными структурами), объем которых был наивысшим  среди всех промышленно развитых стран. Поэтому присутствие иностранных  компаний в японской экономике продолжало оставаться на рубеже веков довольно скромным.

  Однако в силу международных обязательств в рамках ОЭСР, МВФ, ГАТТ и других международных организаций, а также под нажимом основных торгово-экономических партнеров, требовавших сокращения чрезмерно большого положительного сальдо внешнеторгового баланса, в целях преодоления экономического спада, поиска новых путей и способов оживления экономики и повышения ее конкурентоспособности, Япония вынуждена была пойти на постепенную либерализацию условий инвестирования иностранного капитала [38].

Правительство установило лишь небольшое количество ограничений  на ПИИ в Японию и уже осуществило  ряд мер по устранению или либерализации  большинства правовых ограничений, распространяемых на специфические  отрасли экономики. В отношении  иностранных фирм, имеющих намерение  сделать инвестиции, правительство не выдвигает каких-либо требований в отношении сбалансированности их экспорта или структуры торговли. Иностранные инвестиции не подвергаются риску экспроприации или национализации, как это имеет место во многих других странах [36].

Итоги вышеуказанной поэтапной  либерализации, проводившейся правительством Японии с 1967 г., нашли свое отражение  в положениях "Закона о контроле над валютным обменом и внешней торговлей". Этот Закон, впервые принятый в дек. 1949 г. и трижды (в дек. 1980 г., в апр. 1991 г. и в апр. 1997 г.) подвергшийся радикальному пересмотру вплоть до изменения названия, содержит основные принципы регулирования деятельности иностранного капитала в Японии. Закон, в частности, определяет понятие "иностранный инвестор", классифицирует виды сделок, относящихся к "иностранным инвестициям", к которым, в частности, относятся и сделки, связанные с импортом технологии, а также устанавливает порядок их осуществления и механизм контроля. Основная административная ответственность по осуществлению контроля за исполнением положений данного Закона возложена на Минфин и МВТП Японии.

Согласно Закону, с 1 янв. 1992 г. в Японии прежнее требование "о предварительном уведомлении" для всех ПИИ заменено на требование "об уведомлении пост фактум" для  капиталовложений в те отрасли промышленности, где нет ограничений для иностранных  инвестиций. Эти уведомления направляются иностранными инвесторами в минфин и (или) МВТП при совершении ими сделок, подпадающих под понятие "иностранные инвестиции".

"Предварительное уведомление"  в настоящее время необходимо  только в случае направления  инвестиций в определенные сектора  экономики, в которых действуют  различные запреты и ограничения.  Доступ иностранных инвесторов  в те или иные отрасли регулируется  государством с точки зрения  охраны национальной экономической  безопасности на основе права,  закрепленного за ним в Кодексе  ОЭСР о либерализации "капитальных  операций" (март 1982 г.).

Действуя в соответствии с положениями этого Кодекса, разрешающего ограничивать доступ иностранного капитала в отдельные отрасли  с учетом особенностей национальной экономики, по представлении соответствующих  обоснований в органы ОЭСР, Япония сохранила старую систему предварительных  уведомлений для таких секторов экономики как: сельское хозяйство; нефтепереработка; кожевенное воздушный и морской транспорт [38].

В тех секторах экономики, где требуется "предварительное  уведомление", правительство сохранило  за собой право ограничивать ПИИ, если оно признает, что эти инвестиции могут "оказать серьезное неблагоприятное  влияние на общее развитие национальной экономики".

В Японии отсутствует специальный  национальный правовой механизм защиты иностранных инвестиций. Отношения  иностранного частного инвестора и  японского государства регулируются, как и любые гражданско-правовые отношения, национальным правом, в том числе и гражданским процессуальным кодексом. С целью защиты интересов иностранных инвесторов в Японии 30 янв. 1982 г. при Управлении Экономического Планирования был создан такой внесудебный орган как Бюро по урегулированию претензий иностранных инвесторов (Ombudsman Bureau).

Вместе с тем, в соответствии с положениями Вашингтонской  конвенции от 18 марта 1965 г. "О разрешении инвестиционных споров между государствами  и подданными других государств", участницей которого является и Япония, последняя в ходе конкретных переговоров  соглашается на рассмотрение споров в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) в Вашингтоне, связанных с прямыми иностранными инвестициями, сторонами в которых  выступают Япония и подданные  других государств-участников этой Конвенции.

Механизм правовой защиты иностранных инвестиций (как правило, предусмотренный Конвенцией) находит  свое отражение и в заключаемых  Японией с иностранными государствами  двусторонних соглашениях о поощрении  и защите инвестиций. Понимая, что  объем ПИИ в Японии значительно  меньше, чем в других индустриально  развитых странах, японское правительство  предприняло ряд мер для разрешения проблем, связанных с инвестициями. Основные направления правительственной  политики стимулирования притока иностранного капитала в Японию были изложены в  опубликованном в июне 1990 г. Заявлении  правительства "Об открытости политики привлечения прямых иностранных  инвестиций в Японию". На базе этого  Заявления был разработан ряд  мер, действующих вплоть до настоящего времени [36].

В июне 1993 г. при участии  правительственного Фонда совершенствования  промышленной структуры и поддержке  частного сектора была создана действующая  на принципах акционерной компании Японская корпорация содействия иностранным  инвестициям (FIND). Корпорация за установленную  плату предоставляет широкий  набор услуг для желающих обосноваться на японском рынке иностранных предпринимателей. Она, в частности, выполняет посреднические функции, помогая иностранным бизнесменам  в решении бытовых вопросов на первоначальном этапе обустройства и адаптации, оказывает содействие в оформлении документов, необходимых  для регистрации и дальнейшей деятельности предприятия, подборе  и обучении персонала, установлении контактов с партнерами по бизнесу  и т. д. Одновременно была расширена  осуществляющаяся с 1984 г. программа  льготного кредитования проектов, содействующих  притоку иностранных инвестиций, по линии Японского банка развития (ЯБР), а также информационная работа по каналам ДЖЕТРО (Организация содействия развитию внешней торговли Японии) [23].

В соответствии с решением кабинета министров от 29 марта 1994 г. "О мерах по внешнеэкономической  реформе", 1 июля 1994 г. был создан Совет  по иностранным инвестициям во главе с премьер-министром. Членами Совета являются министры и начальники управлений, представляющие ключевые министерства и ведомства, ведающие вопросами регулирования иностранных инвестиций. При Совете создана Экспертная комиссия, в состав которой вошли в качестве специальных иностранных членов руководители ТПП США и европейских стран, представители компаний из стран Азии, руководители организаций, представляющих деловые круги Японии (Кэйданрэн и др.), главы органов местного самоуправления, ученые, практические работники соответствующих министерств и ведомств на рабочем уровне.

Задача Совета, являющегося  по сути совещательным органом, состоит  в том, чтобы осуществлять сбор информации по вопросам деятельности иностранных  инвесторов в Японии, анализировать  состояние и основные тенденции  на рынке иностранных инвестиций, в том числе мнения представителей иностранных компаний, готовить обобщающие материалы и представлять соответствующие  рекомендации правительству.

На базе рекомендаций Совета, изложенных в данных заявлениях, в 1996 г. были, в частности, облегчены условия  выдачи иностранным инвесторам специальных  удостоверений МВТП, дающих право  на получение специальных льгот; увеличен до 10 лет срок для зарегистрированных в МВТП инвесторов, в течение которого они могут погашать из прибыли (без  налогообложения этой части прибыли) убытки прошлых периодов, понесенные в первые три года своей деятельности; отменено требование МВТП о наличии  второго поручителя при предоставлении гарантий по кредитам, предоставляемым  зарегистрированным инвесторам по каналам  правительственного Фонда совершенствования  промышленной структуры. Правительством осуществляются программы льготного кредитования в целях привлечения иностранных инвестиций по линии Японского банка развития (ЯБР). Данная деятельность осуществляется через созданные при ЯБР "центры содействия притоку иностранных инвестиций". 7 таких центров действует внутри страны (Саппоро, Канадзава, Нагоя, Осака, Хиросима, Такамацу, Фукуока) и 5 за рубежом (Вашингтон, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Лондон и Франкфурт-на-Майне) [29].

Как правило, кредиты по линии  ЯБР предоставляются по льготной ставке 2,2% компаниям, в которых доля иностранного капитала составляет более 50% (при учреждении представительств, сдаваемых иностранным бизнесменам, до 40%), для приобретения земельных  участков, оборудования, строительства  или приобретения зданий.

С 1993 г. по линии ЯБР стала  осуществляется программа льготного  финансирования проектов, связанных  с участием иностранных инвесторов в совместных с японскими предприятиями  исследованиях и разработках  передовых технологий (программа "Международные  проекты по НИОКР в Японии"). Кредиты предоставляются иностранным  инвесторам в случае, если их доля в  капитале компании составляет не менее 50%, либо японской компании, участвующей в совместных разработках. Максимальная сумма кредитов, предоставляемых по льготной ставке 2,2%, действительной на весь срок предоставления кредита, может доходить до 60% расходов, необходимых для приобретения оборудования, проведения исследований и пр., со сроком погашения в течение 30 лет.

В 1996 г. ЯБР начал осуществление  новой программы предоставления иностранным инвесторам кредитов для  оплаты ими расходов по аренде сооружений, налога на имущество и страховых премий. Стало также возможным получение иноинвесторами кредитов ЯБР для инвестиционных целей в тех случаях, когда доля иностранного инвестора в капитале компании возрастает до 1/3 или выше в результате слияния с нею или ее приобретения (сделки типа Mergers & Aquisitions) [38].

Вслед за ЯБР, по линии финансовых корпораций "Хоккайдо-Тохоку" и "Окинава" практически на тех же условиях начали осуществляться аналогичные программы финансирования проектов, связанных с привлечением иноинвестиций в северовосточные районы Японии и на Хоккайдо, а также на Окинаву.

Широкий комплекс мероприятий  по привлечению иностранных инвестиций в Японию проводится по каналам полуправительственной "Джетро". Через отделения этой организации, расположенные в каждой префектуре страны, действует система предоставления иностранным инвесторам консалтинговых услуг. Эксперты по инвестициям работают в штате представительств "Джетро" в 12 странах. "Джетро" регулярно проводит симпозиумы и выставки по иностранным инвестиций в Японии. Система постоянно обновляемых компьютерных баз данных обеспечивает инвесторов информацией [23].

23 марта 2006г. правительство  Японии приняло решение по  переводу приблизительно 200 законов,  положений и уставов согласно  «Программе развития перевода  на 2006-2008 фин. гг.» на основе  финального доклада Совета по  изучению и стимулированию перевода  японских законов и положения  по их переводу на иностранные  языки, пдготовленного рядом экспертов,  министерств и агентств. Таким образом, уже к началу 90-х годов ХХ столетия в Японии была сформулирована довольно чёткая договорно-правовая база инвестиционного сотрудничества зарубежными странами [36].

Информация о работе Внешнеинвестиционная политика государства и ее влияние на развитие внешнеэкономических связей