Внешнеинвестиционная политика государства и ее влияние на развитие внешнеэкономических связей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выявить особенности механизма осуществления инвестиционной политики в различных странах и предложить пути развития и совершенствования инвестиционной политики в Республике Беларусь. Экономическая и социальная значимость: реализация рекомендаций будет способствовать увеличению притока иностранных инвестиций в Республику Беларусь, что приведет к повышению эффективности производства, увеличению занятости, внедрению новых технологий. Автор работы подтверждает, что приведенный в ней аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….........4
1 Теоретические основы внешнеинвестиционной политики государства..……5
2 Анализ внешнеинвестиционной политики азиатских стран на современном этапе…………………………………………………………………………..……14
3 Совершенствование внешнеинвестиционной политики Республики Беларусь……………………………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………...36
Список использованных источников…………………………….……………....37
Приложение А 15 самых привлекательных экономик для размещения прямых иностранных инвестиций………………………………………………………....40
Приложение Б Министерства и организации, оказывающие помощь иностранным инвестиционным компаниям………………...…………………...41

Файлы: 1 файл

внешнеинвестиционная политика.docx

— 118.22 Кб (Скачать)

В соответствии с Кодексом, иностранные инвесторы пользуются равными правами со всеми инвесторами  или хозяйствующими субъектами, вовлеченными в инвестиционную деятельность в  течение срока их инвестиций, независимо от формы собственности. Однако различается поле деятельности, которое существует на практике для государственных предприятий и частных компаний, что остается ключевой проблемой в Беларуси.

Инвестиционный кодекс не содержит ссылки на какой-либо механизм международного арбитража. Однако обращение  за помощью в международный арбитраж возможно, в соответствии с Хозяйственным  процессуальным кодексом, если оно  включено в письменное соглашение между  двумя сторонами. Одним из немногих примеров международного арбитража  между иностранным инвестором и  белорусским инвестором явился спор между крупнейшей в России пивоваренной компанией ОАО «Балтика» (часть  холдинга «Балтийский напиток») и  белорусским ОАО «Криница». Спор был разрешен международным арбитражным  судом при Российской торгово-промышленной палате в 2004 г.

Исходя из всего вышесказанного, необходимо четко выделить положительные и отрицательные моменты проведения инвестиционной политики, охарактеризовать преимущества и предложить направления и пути совершенствование.

 

Преимущества  для инвесторов:

  • экономическая стабильность;
  • 6 свободных экономических зон;
  • прогрессивное экономическое законодательство, которое гарантирует защиту прав инвестора;
  • действует Консультативный совет по иностранным инвестициям при Совете Министров Республики Беларусь;
  • стратегическое географическое положение;
  • высококвалифицированная рабочая сила;
  • развитая промышленность;
  • хорошо развитая инфраструктура транспорта и коммуникаций [37].

В связи с этими благоприятными моментами иностранные инвестиции в Беларусь за 2002-2010 гг. возросли в 13 раз, а объем внешней торговли - в 4 раза. В настоящее время в стране насчитывается более 4000 совместных и иностранных предприятий. Основными торговыми партнерами являются: Россия, Украина, Нидерланды, Германия, Китай, Польша, Венесуэла, Великобритания, Латвия, Италия [30].

Увеличение количества иностранных компаний в Беларуси обусловливают:

  • географическое положение. Находясь на восточной границе Европы, Беларусь занимает стратегическое положение, через нее проходит основной торговый маршрут между Европой и СНГ.
  • экономическая стабильность. В период мирового экономического кризиса белорусская экономика пострадала меньше по сравнению с другими странами. Экономические эксперты предсказывают положительный рост экономики Беларуси.
  • благоприятный инвестиционный климат. Для развития бизнеса в Беларуси созданы свободные экономические зоны, Парк высоких технологий и действуют  специальные налоговые льготы для компаний, работающих в сельской местности или малых городах.
  • высококвалифицированная рабочая сила. Почти 50% служащих и рабочих в Беларуси имеют высшее образование [30].

Государство оказывает немаловажную роль в привлечении и регулировании  инвестиции. Понимая значимость инвестиционных проектов, национальная экономика пытается обеспечить субъектов всевозможными  льготами и привилегиями.

В Республике Беларусь оказание государственной поддержки  инвестиционных проектов осуществляется в виде:

  1. льгот по налоговым и таможенным платежам;
  2. гарантий Правительства Республики Беларусь;
  3. централизованных инвестиционных ресурсов [31, с. 271].

Централизованные инвестиционные ресурсы предоставляются в форме правительственных фондов для финансирования инвестиционных проектов и гарантий белорусского правительства под займы, предоставленные белорусскими банками, при условии, что собственные средства инвестора (национального или иностранного) составляют, как минимум, 20% от общего объема инвестиций.

Инвестиционный кодекс также  предусматривает специальную государственную  поддержку производства, основанного  на новых и высоких технологиях.

Кроме этого, в Республике Беларусь существуют министерства и  организации, которые могут помочь иностранной компании. Их описание представлено в Приложении Б.

Реформы, проводимые государством, привилегии, льготы и в некоторой степени, инвестиционная привлекательность привели к притоку иностранных инвестиций [32]. Так иностранные инвестиции в Беларусь за 2002-2010 гг. возросли в 13 раз [33]. А в первом полугодии 2010 г. возросли на 4,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 4,4 млрд. долларов [34].

Что касается географии и структуры иностранных инвестиций, то следует отметить, что основными инвесторами в январе-июне 2010 г. были субъекты хозяйствования России (71,5% всех иностранных инвестиций), Австрии (9,3%), Нидерландов (5,9%), Кипра (3,8%), Соединенного Королевства (3,5%). Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в такие отрасли экономики, как транспорт (50,7% общего объема), промышленность (23,2%), торговля и общественное питание (15,6%) [34].

В стране только за последние  годы с участием иностранных инвесторов было создано более 4 000 предприятий, в том числе 2 000 ─ чисто иностранные предприятия [33].

Например, в экономике  имели место быть следующие операции по слиянию и приобретению:

    • покупка крупным польским производителем «Атлас» белорусского производителя сухих строительных материалов «Тайфун» за 4 млн долларов;
    • создание совместных предприятий крупного российского производителя молочных продуктов «Юнимилк» со Шкловским молочным заводом и Пружанским молочным комбинатом;
    • «Ingmann Ice Cream» и "Гомель Мороженое завод" создали совместное предприятие.

Русский проект «Белмаркет»  купил сеть магазинов в Могилеве, а местные розничные операторы  «Euroopt» приобрели Мозырьскую сеть «Нелли».

Также можно привести еще  несколько примеров успешного бизнеса:

«Кока-Кола» вышла на белорусский  рынок в 1994 г. В июле 1997 г. компания запустила свой первый современный производственный объект в Колядичах Минской области. В настоящее время компания имеет оптовые базы во всех крупных белорусских городах. «Кока-Кола» на рынке Беларуси: более 70% партнеров и поставщиков компании – белорусские предприятия; две трети материалов, используемых в производственном процессе, закупаются в Беларуси [33].

«Кока-кола» в Беларуси также поддерживает социальную сферу: спонсорская поддержка фестиваля  «Славянский базар в Витебске», вложение более 2,6 млн долларов США  в строительство электрической  подстанции в Минске в 2002 г., спонсорская помощь детским домам, медицинским учреждениям и общественным организациям, спонсорская поддержка республиканских спортивных состязаний и организаций, в т.ч. Национального олимпийского комитета в 2005 г.

МАЗ-МАН – белорусско-германское совместное предприятие, которое производит грузовики большой грузоподъемности и мощные тракторы. Основано в 1997 г. МАЗ-МАН производит более 2000 грузовиков в год. Грузовики, производимые в  Беларуси, в основном предназначены  для внутреннего рынка. Цены на них  более доступны, чем на грузовики  импортного производства.

Пивоварни Хайнекен. В 2004 г. создана Пивоваренная компания «Сябар» – белорусско-американское предприятие. Это был первый проект в Беларуси, осуществленный при участии Международной финансовой корпорации (МФК).

В 2001 г. пивоваренный завод в Бобруйске находился на грани банкротства. Во время реорганизации в компанию было инвестировано почти 20 млн долларов США. В результате проведены: полная модернизация лагерного бродильного отделения; установка новой линии розлива; переоборудование варочного отделения.

В 2007 г. компанию приобрела голландская пивоваренная компания «Хайнекен». В октябре 2010 года компания «Сябар» переименована в ИЗАО «Пивоварни Хайнекен».

Число проектов с иностранными инвестициями в Беларуси увеличивается. Среди успешных проектов также: «Елизово» (белорусско-австрийский стекольный завод); «Санта Импэкс Брест» (белорусско-немецкая торговая компания); «Мобильные ТелеСистемы» (белорусско-российская телекоммуникационная компания); «Бакко Бисов» (белорусско-шведско-американское предприятие по производству стальных инструментов) [33].

Как и любая политика, инвестиционная политика требует совершенствования. С целью повышения инвестиционной привлекательности и продвижения позитивного имиджа Республики Беларусь за рубежом принята Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций на период до 2015 года (совместное постановление Нацбанка и Совета Министров Республики Беларусь 18.01.2012 № 51/2).

          Стратегия призвана стимулировать приток прямых иностранных инвестиций в соответствии с потребностями структурной перестройки экономики и инновационным развитием страны, расширить масштабы и повысить качества их использования на базе постоянного улучшения инвестиционного климата, реформирования государственной собственности и развития государственно-частного партнерства в Республике Беларусь [28].

В документе определены приоритетные сектора, куда будут направляться прямые иностранные инвестиции (фармацевтика, биотехнологии, нанотехнологии, новые  материалы, информационные и коммуникационные технологии). Также предусмотрено  привлечение прямых иностранных  инвестиций в традиционные виды экономической  деятельности. Будут развиваться  кластеры: фармацевтический и по производству льнопродукции.

Стратегия предусматривает  реформирование отношений собственности. Органам государственного управления будет представлено больше полномочий по распоряжению госимуществом.

В целях привлечения внешних  и внутренних инвестиций отмечен  метод государственно-частного партнерства. Это эффективный механизм восполнения  дефицита государственных средств, используемый в настоящее время  различными государствами.

Реализация положений  Стратегии будет способствовать привлечению прямых иностранных  инвестиций и окажет существенное влияние  на выполнение основных показателей  Программы социально-экономического развития Беларуси до 2015 года.

Дальнейшая либерализация  условий хозяйствования, совершенствование  правовых механизмов защиты инвестиций, закрепленные нормами Директивы  Президента Республики Беларусь № 4 и  способствующие активизации инвестиционной деятельности, - основные направления инвестиционной политики [28].

Проведенный в ответ на запрос со стороны белорусских органов  власти, обзор, подготовленный ЮНКТАД, описывает в общих чертах ключевые элементы стратегии по привлечению  увеличенных потоков прямых иностранных  инвестиций в Беларусь и поддержке  развития средних и малых предприятий  через ПИИ. Стратегия может быть разделена на четыре комплекса мер, направленных на: усовершенствование нормативных актов, конкретно относящихся к прямым иностранным инвестициям; улучшение общего инвестиционного климата; устранение препятствий для развития малых и средних предприятий и утверждение целенаправленной политики для стимулирования развивающей роли прямых иностранных инвестиций для сектора средних и малых предприятий [26, c. 107].

  1. Усовершенствование нормативных актов, конкретно относящихся к прямым иностранным инвестициям, потребует:

Приведение отношения  к инвесторам и их защиты в соответствие с международными стандартами. Это может быть достигнуто путем введения в Инвестиционный кодекс положений о защите, касающихся честного и справедливого отношения, и перечисления условий, при которых стандартное «не менее благоприятное» отношение к иностранным инвесторам не применяется.

Согласование регионального  и национального инвестиционного  законодательства. Инвестиционное законодательство на всех уровнях Правительства следует гармонизировать для обеспечения непротиворечивости и предотвращения излишнего дублирования в процессах государственной регистрации и других процессах получения разрешений.

Укрепление инфраструктуры для содействия инвестициям. Последовательное применение законов и нормативных актов, относящихся к инвестициям по всей стране, является неудовлетворительным, и административные функции и экспертиза могут быть в значительной степени различными для различных регионов. Отношение к частным инвесторам также может различаться. При таких обстоятельствах центральному Правительству следует обеспечить последовательность применения законов и нормативных актов.

Информация о работе Внешнеинвестиционная политика государства и ее влияние на развитие внешнеэкономических связей