Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 14:15, курсовая работа
Цель работы: выявить особенности механизма осуществления инвестиционной политики в различных странах и предложить пути развития и совершенствования инвестиционной политики в Республике Беларусь. Экономическая и социальная значимость: реализация рекомендаций будет способствовать увеличению притока иностранных инвестиций в Республику Беларусь, что приведет к повышению эффективности производства, увеличению занятости, внедрению новых технологий. Автор работы подтверждает, что приведенный в ней аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
Введение……………………………………………………………………….........4
1 Теоретические основы внешнеинвестиционной политики государства..……5
2 Анализ внешнеинвестиционной политики азиатских стран на современном этапе…………………………………………………………………………..……14
3 Совершенствование внешнеинвестиционной политики Республики Беларусь……………………………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………...36
Список использованных источников…………………………….……………....37
Приложение А 15 самых привлекательных экономик для размещения прямых иностранных инвестиций………………………………………………………....40
Приложение Б Министерства и организации, оказывающие помощь иностранным инвестиционным компаниям………………...…………………...41
В соответствии с Кодексом,
иностранные инвесторы
Инвестиционный кодекс не
содержит ссылки на какой-либо механизм
международного арбитража. Однако обращение
за помощью в международный
Исходя из всего вышесказанного, необходимо четко выделить положительные и отрицательные моменты проведения инвестиционной политики, охарактеризовать преимущества и предложить направления и пути совершенствование.
Преимущества для инвесторов:
В связи с этими благоприятными
моментами иностранные
Увеличение количества иностранных компаний в Беларуси обусловливают:
Государство оказывает немаловажную роль в привлечении и регулировании инвестиции. Понимая значимость инвестиционных проектов, национальная экономика пытается обеспечить субъектов всевозможными льготами и привилегиями.
В Республике Беларусь оказание государственной поддержки инвестиционных проектов осуществляется в виде:
Централизованные
Инвестиционный кодекс также
предусматривает специальную
Кроме этого, в Республике Беларусь существуют министерства и организации, которые могут помочь иностранной компании. Их описание представлено в Приложении Б.
Реформы, проводимые государством, привилегии, льготы и в некоторой степени, инвестиционная привлекательность привели к притоку иностранных инвестиций [32]. Так иностранные инвестиции в Беларусь за 2002-2010 гг. возросли в 13 раз [33]. А в первом полугодии 2010 г. возросли на 4,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 4,4 млрд. долларов [34].
Что касается географии и структуры иностранных инвестиций, то следует отметить, что основными инвесторами в январе-июне 2010 г. были субъекты хозяйствования России (71,5% всех иностранных инвестиций), Австрии (9,3%), Нидерландов (5,9%), Кипра (3,8%), Соединенного Королевства (3,5%). Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в такие отрасли экономики, как транспорт (50,7% общего объема), промышленность (23,2%), торговля и общественное питание (15,6%) [34].
В стране только за последние годы с участием иностранных инвесторов было создано более 4 000 предприятий, в том числе 2 000 ─ чисто иностранные предприятия [33].
Например, в экономике имели место быть следующие операции по слиянию и приобретению:
Русский проект «Белмаркет» купил сеть магазинов в Могилеве, а местные розничные операторы «Euroopt» приобрели Мозырьскую сеть «Нелли».
Также можно привести еще несколько примеров успешного бизнеса:
«Кока-Кола» вышла на белорусский рынок в 1994 г. В июле 1997 г. компания запустила свой первый современный производственный объект в Колядичах Минской области. В настоящее время компания имеет оптовые базы во всех крупных белорусских городах. «Кока-Кола» на рынке Беларуси: более 70% партнеров и поставщиков компании – белорусские предприятия; две трети материалов, используемых в производственном процессе, закупаются в Беларуси [33].
«Кока-кола» в Беларуси
также поддерживает социальную сферу:
спонсорская поддержка
МАЗ-МАН – белорусско-
Пивоварни Хайнекен. В 2004 г. создана Пивоваренная компания «Сябар» – белорусско-американское предприятие. Это был первый проект в Беларуси, осуществленный при участии Международной финансовой корпорации (МФК).
В 2001 г. пивоваренный завод в Бобруйске находился на грани банкротства. Во время реорганизации в компанию было инвестировано почти 20 млн долларов США. В результате проведены: полная модернизация лагерного бродильного отделения; установка новой линии розлива; переоборудование варочного отделения.
В 2007 г. компанию приобрела голландская пивоваренная компания «Хайнекен». В октябре 2010 года компания «Сябар» переименована в ИЗАО «Пивоварни Хайнекен».
Число проектов с иностранными
инвестициями в Беларуси увеличивается.
Среди успешных проектов также: «Елизово»
(белорусско-австрийский
Как и любая политика, инвестиционная политика требует совершенствования. С целью повышения инвестиционной привлекательности и продвижения позитивного имиджа Республики Беларусь за рубежом принята Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций на период до 2015 года (совместное постановление Нацбанка и Совета Министров Республики Беларусь 18.01.2012 № 51/2).
Стратегия призвана стимулировать приток прямых иностранных инвестиций в соответствии с потребностями структурной перестройки экономики и инновационным развитием страны, расширить масштабы и повысить качества их использования на базе постоянного улучшения инвестиционного климата, реформирования государственной собственности и развития государственно-частного партнерства в Республике Беларусь [28].
В документе определены приоритетные сектора, куда будут направляться прямые иностранные инвестиции (фармацевтика, биотехнологии, нанотехнологии, новые материалы, информационные и коммуникационные технологии). Также предусмотрено привлечение прямых иностранных инвестиций в традиционные виды экономической деятельности. Будут развиваться кластеры: фармацевтический и по производству льнопродукции.
Стратегия предусматривает реформирование отношений собственности. Органам государственного управления будет представлено больше полномочий по распоряжению госимуществом.
В целях привлечения внешних и внутренних инвестиций отмечен метод государственно-частного партнерства. Это эффективный механизм восполнения дефицита государственных средств, используемый в настоящее время различными государствами.
Реализация положений
Стратегии будет способствовать
привлечению прямых иностранных
инвестиций и окажет существенное влияние
на выполнение основных показателей
Программы социально-
Дальнейшая либерализация условий хозяйствования, совершенствование правовых механизмов защиты инвестиций, закрепленные нормами Директивы Президента Республики Беларусь № 4 и способствующие активизации инвестиционной деятельности, - основные направления инвестиционной политики [28].
Проведенный в ответ на запрос со стороны белорусских органов власти, обзор, подготовленный ЮНКТАД, описывает в общих чертах ключевые элементы стратегии по привлечению увеличенных потоков прямых иностранных инвестиций в Беларусь и поддержке развития средних и малых предприятий через ПИИ. Стратегия может быть разделена на четыре комплекса мер, направленных на: усовершенствование нормативных актов, конкретно относящихся к прямым иностранным инвестициям; улучшение общего инвестиционного климата; устранение препятствий для развития малых и средних предприятий и утверждение целенаправленной политики для стимулирования развивающей роли прямых иностранных инвестиций для сектора средних и малых предприятий [26, c. 107].
Приведение отношения к инвесторам и их защиты в соответствие с международными стандартами. Это может быть достигнуто путем введения в Инвестиционный кодекс положений о защите, касающихся честного и справедливого отношения, и перечисления условий, при которых стандартное «не менее благоприятное» отношение к иностранным инвесторам не применяется.
Согласование регионального
и национального
Укрепление инфраструктуры для содействия инвестициям. Последовательное применение законов и нормативных актов, относящихся к инвестициям по всей стране, является неудовлетворительным, и административные функции и экспертиза могут быть в значительной степени различными для различных регионов. Отношение к частным инвесторам также может различаться. При таких обстоятельствах центральному Правительству следует обеспечить последовательность применения законов и нормативных актов.