Внешнеинвестиционная политика государства и ее влияние на развитие внешнеэкономических связей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выявить особенности механизма осуществления инвестиционной политики в различных странах и предложить пути развития и совершенствования инвестиционной политики в Республике Беларусь. Экономическая и социальная значимость: реализация рекомендаций будет способствовать увеличению притока иностранных инвестиций в Республику Беларусь, что приведет к повышению эффективности производства, увеличению занятости, внедрению новых технологий. Автор работы подтверждает, что приведенный в ней аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….........4
1 Теоретические основы внешнеинвестиционной политики государства..……5
2 Анализ внешнеинвестиционной политики азиатских стран на современном этапе…………………………………………………………………………..……14
3 Совершенствование внешнеинвестиционной политики Республики Беларусь……………………………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………...36
Список использованных источников…………………………….……………....37
Приложение А 15 самых привлекательных экономик для размещения прямых иностранных инвестиций………………………………………………………....40
Приложение Б Министерства и организации, оказывающие помощь иностранным инвестиционным компаниям………………...…………………...41

Файлы: 1 файл

внешнеинвестиционная политика.docx

— 118.22 Кб (Скачать)

Иностранные инвесторы предпочитают вкладывать свои финансовые ресурсы  в страны с либеральной экономикой, высокими государственными гарантиями неприкосновенности частной собственности, использующими те же стандарты ведения  бизнеса, что и страны-источники инвестиций. Привлечению инвестиций соответствует возрастание открытости экономик стран для иностранных инвесторов.

Значительное число стран  вводят либеральные законы в области  иностранного инвестирования, максимально облегчающие ввоз капитала в страну, с целью снижения барьеров для иностранных инвесторов.

Иностранные инвестиции являются частью функционирования мировой экономической системы, начиная с середины XIX века, и уже накоплен опыт в области государственного регулирования процесса функционирования капитала [11, с. 178].

В настоящее время в  мире сложилась многоуровневая система  регулирования процесса иностранного инвестирования. Наивысшим уровнем  регулирования являются международные  соглашения, которые определяют ряд  вопросов глобального характера, затрагивающих  интересы всех участников инвестиционного  процесса. Следующим уровнем можно  считать региональные межгосударственные соглашения, которые затрагивают  интересы стран и соответствующих им субъектов предпринимательской деятельности в определенном регионе земного шара.

Следующим уровнем регулирования  инвестиционного процесса являются двусторонние межгосударственные соглашения. Такие соглашения, как правило, учитывают  специфику взаимоотношений между  странами. Низшим уровнем регулирования  является национальная правовая система. В законодательство большинства  стран включены законы, регулирующие процесс движения капитала. Положения  национального законодательства не могут противоречить положениям международного права.

В процессе регулирования  иностранных инвестиций существенная роль принадлежит международным экономическим организациям, в том числе: Международному валютному фонду (МВФ), Международному банку реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорации (МФК), Международной ассоциации развития (MAP), Многостороннему агентству гарантирования инвестиций (МАГИ) [11, с.179].

Правительства многих стран применяют  в отношении иностранных  компаний меры, которые  влияют на внешнюю  торговлю страны, искажая  ее показатели. К  числу таких мер  относится требование местного участия, устанавливающее  минимальную долю затрат в издержках  производства продукции, которая должна покрываться  из местных источников.

Деятельность иностранных  инвесторов в развитых странах регулируется в основном национальными законами, постановления и административными  процедурами. Национальное законодательство таких стран, как правило, не проводит различия между иностранными и национальными  компаниями. Поэтому в большинстве  развитых стран отсутствуют специальные  законы и кодексы для иностранных  инвесторов, а существуют лишь некоторые  постановления [10, с. 190].

В конституциях развитых стран  гарантируется неприкосновенность собственности и обычно оговаривается, что экспроприация может совершаться  только в общественных интересах  с гарантией рассмотрения споров и установлением компенсации  в случае несогласия иностранного инвестора  с фактом экспроприации.

Инвестиционные споры  регулируются подготовленной Всемирным  банком и подписанной в 1969 г. в  Вашингтоне Конвенцией по урегулированию инвестиционных споров между государствами  и гражданами других стран. Иностранные  инвесторы могут обращаться для  защиты своих прав в Международный  центр урегулирования инвестиционных споров (МЦУИС), созданный в соответствии с конвенцией в 1966 г. в составе  Группы Всемирного банка. На него возложены  функции международного арбитра  по устранению разногласий между  иностранным инвестором и принимающей  страной.

Несмотря на то, что в развитых странах придерживаются в целом принципа национального режима по отношению к иностранным инвесторам, в них существуют определенные ограничения для иностранных предпринимателей по сравнению с национальными.

 

 

г



2 Анализ внешнеинвестиционной политики азиатских стран  на современном этапе

 

КНР.

Один из важных факторов экономического подъема Китая - благоприятствование  притоку капиталов из-за рубежа. Либерализация режима привлечения  прямых иностранных инвестиций происходила  в КНР последовательно, она была одним из главных направлений  политики реформ и открытости с конца 1970-х гг. [14, с. 69].

Вступление Китая в  ВТО (2001 г.) стало рубежом нового этапа  либерализации инвестиционного  режима в стране. В результате, политика китайского правительства, связанная с привлечением и регулированием иностранных инвестиций, претерпела кардинальные изменения, и возможности предприятий с иностранным капиталом значительно расширились [14, с. 69].

Вступая в ВТО, Китай присоединился  к основным соглашениям организации  и обязался предоставить иностранным  инвесторам режим наибольшего благоприятствования  и национальный режим во многих отраслях.

Росту прямых зарубежных инвестиций в экономике Китая способствовало и то, что он ─ в соответствии с Соглашением о торговых аспектах инвестиционных мер (ТРИМС) ─ отказался от мер промышленной политики по отношению к иностранным инвесторам. Из инвестиционных законов изъяты требования об утверждении государственными органами производственных планов предприятий с иностранным капиталом и планов по экспорту и импорту. Аннулированы статьи законов, предписывающие инвесторам из других стран закупать определенную часть сырья и оборудования на внутреннем рынке и использовать преимущественно местный персонал. Отменены также требования об обязательной экспортной деятельности предприятий с иностранными инвестициями, и изъято положение об обязательной сбалансированности валютных доходов и расходов предприятий [14, с. 75].

В Китае появляется ряд новых законов, направленных на выполнение данных ВТО обещаний. Многие сферы услуг в Китае будут открыты для иностранного капитала, но, возможно, постепенно и группами, и сохранятся ограничения на долю капитала и географию инвестиций [24, с. 90].

Обязательства Китая по либерализации  доступа иностранного капитала в  отдельные отрасли экономики  нашли отражение в "Индустриальном каталоге по иностранным инвестициям".

После ревизии каталога в  2007г. у иностранных инвесторов появились новые возможности в логистике и аутсорсинге, эти услуги перемещены в "поощряемую" категорию. Кроме того, в каталоге расширен список "поощряемых" подотраслей машиностроения и высоких технологий. Важным условием для получения статуса "поощряемой" отрасли стало энергосбережение и не загрязнение окружающей среды. Комментарии в отношении регионов инвестирования расширены и перемещены из общего каталога в отдельный "Каталог приоритетных для иностранных инвестиций отраслей в центральных и западных регионах".

В то же время в новой  версии каталога введен ряд дополнительных ограничений. В частности, больше не поощряются инвестиции из-за рубежа в  традиционные отрасли обрабатывающей промышленности, где китайские компании уже освоили необходимые технологии и достигли высокого уровня производительности.

Учитывая положительное сальдо торгового баланса и большой объем накопленных валютных резервов, из "поощряемой" категории убраны инвестиции в производство товаров, полностью идущих на экспорт [14, с. 76].

Все большее внимание уделяется  защите стратегически важных отраслей экономики страны. В последние  годы все чаще высказываются опасения, что десятилетия реформ и открытости оказались более выгодны иностранным  инвесторам, чем отечественным компаниям.

Выяснилось, что иностранные инвесторы заняли господствующие позиции в ключевых отраслях китайской экономики, а отечественные бренды потеряли свое влияние. Так, по оценке, данной экспертами на проведенном в 2007 г. "Форуме независимых инноваций и стратегии развития отечественных брендов", семь из восьми крупнейших китайских производителей напитков объединились с компаниями «Coca-Cola» и «Pepsi-Cola», и иностранные бренды занимают 90% рынка. На рынке косметики доля иностранных брендов составляет 75%, на рынке продуктов питания – 30%, на рынке лекарственных средств - 40%. Как было замечено, многие конкурентоспособные китайские производители получают от иностранных инвесторов капитал и технологии, но в итоге теряют свое место на рынке [14, с. 69].

С августа 2008 г. в КНР действует  новый антимонопольный закон. Согласно нему, любое действие китайской или  иностранной компании, которое может  ограничить конкуренцию на китайском  рынке или привести к злоупотреблению  возможностями рынка, будет запрещено, независимо от того, имеет ли оно  место на территории Китая или  за ее пределами.

13 апреля 2010 г., китайское правительство опубликовало важный политический документ под названием "Заключения Госсовета по дальнейшему улучшению мер по использования иностранных инвестиций".

Заключения разделились на четыре раздела, которые  направлены на:

    1. улучшение использования иностранных инвестиций;
    2. поощрение иностранных инвестиций в западных и внутренних районах Китая;
    3. диверсификацию использования иностранных инвестиций и оптимизацию регулирования иностранных инвестиций.

Признавая неравномерность развития прибрежных и западных регионов Китая, Госсовет принял решение о поощрение иностранных инвесторов, вкладывающих средства в трудоемкие отрасли промышленности в западные и внутренние районы Китая. Продолжается политика налогового стимулирования программ для квалифицированных иностранных инвесторов, работающих в этих регионах. Кроме того, в настоящее время иностранные инвесторы в прибрежных регионах, которые хотят перевести свои операции в западные и внутренние районы могут пользоваться хорошо налаженными системами административного, налогового, валютного и социального обеспечения.

Что касается отечественных  компаний за рубежом, Госсовет проводит политику поддержки тех компаний, которые имеют фактическую потребность  и чья деятельность  соответствуют  национальной политике в области  развития.

В предыдущих нормативных  требованиях, проекты с иностранными инвестициями, подпадающие под категорию «поощряемых» или «разрешенных» в «Инвестиционным каталоге» ─ требовали одобрения центрального правительства, если общий объем инвестиций превышал 100 млн. долларов. США. Госсовет повысил этот порог до 300 млн долларов США. Практическим эффектом от более высокого порога является предоставление местным органам власти возможности утверждения проектов с иностранными инвестициями общей суммы инвестиций меньше, чем 300 млн долларов США, который, вероятно, приведет к более быстрому, более рациональному процессу утверждения.

В соответствие с решением Центробанка, Китай позволит своим компаниям осуществлять зарубежные инвестиции в юанях, делая еще один важный шаг на пути увеличения роли китайской валюты в мировой экономике.

Продвижение в области  инвестиций в юанях происходит на волне подобного эксперимента, запущенного  в северо-западной провинции Синьцзян в конце 2009 г. Кроме того, в 2009 г. было принято решение разрешить импортерам и экспортерам платить в юанях [16].

Центробанк Китая заявил, что инвестиционная программа направлена на то, чтобы побудить национальные компании работать за рубежом и расширить  использование юаня в международной  торговле и инвестициях.

Иностранные компании, получающие юань, будут иметь не много возможностей для его использования. Они смогут покупать китайские товары, помещать деньги на низкодоходные банковские счета, инвестировать в небольшое  количество активов, выраженных в юанях  или конвертировать его в другие валюты, преимущественно через Центробанк Китая.

Хотя Китай в 2009 г. импортировал товары на 1,4 триллиона долларов, его прямые инвестиции за рубежом составили только 47,6 млрд долларов. Согласно данным министерства торговли, основными получателями китайских инвестиций были Гонконг, Каймановы острова и Австралия [16].

Прямые иностранные инвестиции в китайскую экономику в январе 2011 г. достигли 10 млрд  долларов. Объем зарубежных вложений увеличился 23,4% к уровню 2009 г. Таковы данные Министерства торговли КНР.

В январе текущего года объем инвестиций в Китай так же составлял около 10 млрд долларов. В феврале же сократился до $7,73 млрд [17].

По оценкам экспертов, приток иностранных финансов осложняет  усилия китайского правительства по сокращению избыточной ликвидности  на местном рынке и сдерживанию  инфляции.

Тем не менее, Китай признан одним из наиболее перспективных мест ведения бизнеса в XXI веке. За последние годы все большее число компаний, как крупных международных, так и малых, открывает свои офисы или представительства в Китае, чтобы воспользоваться преимуществами огромного рынка сбыта или более низкой стоимости производства. Китайские власти прилагают усилия к улучшению бизнес-среды в Китае и содействию успешной работе иностранных инвесторов в Китае [18].

Процесс регистрации компании в Китае может быть довольно сложным  и может занять несколько месяцев, в зависимости от отрасли, вида компании, местоположения и т.д. Представительства  сравнительно легко открыть, но они  имеют ряд недостатков. Требования к капиталу предприятия со 100%-ми иностранными инвестициями достаточно высоки. В некоторых отраслях необходимо получение специальной лицензии.

Привлечение иностранных  инвестиций является важным способом участия Китая в процессе глобализации мировой экономики. Китай много  лет подряд сохраняет лидирующее место по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) среди  развивающихся стран. В настоящее время, по мере быстрого развития китайской экономики, постоянного углубления реформы и расширения открытости в области привлечения иностранных инвестиций в Китае наблюдалось много новых обстоятельств и особенностей, в то же время появились и новые шансы и преимущества [19].

Информация о работе Внешнеинвестиционная политика государства и ее влияние на развитие внешнеэкономических связей