Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 14:15, курсовая работа
Цель работы: выявить особенности механизма осуществления инвестиционной политики в различных странах и предложить пути развития и совершенствования инвестиционной политики в Республике Беларусь. Экономическая и социальная значимость: реализация рекомендаций будет способствовать увеличению притока иностранных инвестиций в Республику Беларусь, что приведет к повышению эффективности производства, увеличению занятости, внедрению новых технологий. Автор работы подтверждает, что приведенный в ней аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
Введение……………………………………………………………………….........4
1 Теоретические основы внешнеинвестиционной политики государства..……5
2 Анализ внешнеинвестиционной политики азиатских стран на современном этапе…………………………………………………………………………..……14
3 Совершенствование внешнеинвестиционной политики Республики Беларусь……………………………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………...36
Список использованных источников…………………………….……………....37
Приложение А 15 самых привлекательных экономик для размещения прямых иностранных инвестиций………………………………………………………....40
Приложение Б Министерства и организации, оказывающие помощь иностранным инвестиционным компаниям………………...…………………...41
На данный момент «торговля капиталом» является для Японии даже более крупным сектором экономики, чем промышленность. Достаточно взглянуть на платежный баланс страны, откуда следует, что инвестиционные доходы вдвое превышают поступления от экспорта.
Рассмотрим состояние внешнеинвестиционной деятельности Японии отдельно по видам инвестиций:
По объему прямых
инвестиций за рубежом (ПЗИ)
Япония стабильно занимает
ПЗИ, направляемые в Северную Америку. Северная Америка (США, Канада) традиционно является основным реципиентом Японских инвестиций. Только Mitsubishi UFJ Financial Group за 2009 год инвестировала в американскую компанию Morgan Stanley 7,8 млрд. долл. В основном в данный регион направляются инвестиции, направленные на слияние и поглощение компаний, а главными сферами приложения Японских инвестиций в Северной Америке являются фармацевтика, производство электрооборудования и электроприборов, аэрокосмическая промышленность.
Центральная и Южная Америка привлекают японские инвестиции в горнодобывающую промышленность, особенно в добычу железной руды. Исключение составляют Каймановы острова, являющиеся процветающим оффшорным финансовым центром. Здесь Япония инвестирует в финансовые и страховые институты.
Азия. Наиболее привлекательными для японских инвесторов являются такие страны как Индия, Китай, Южная Корея, Вьетнам, количество инвестиций, в которые с 2008 по 2010 год в среднем увеличивалось на 20,4% ежегодно. Японская компания Daiichi Sankyo поглотила крупнейшую индийскую фармацевтическую компанию Ranbaxy Laboratories. Привлекают японских инвесторов так же такие отрасли как транспортное оборудование, машиностроение, так же как и непроизводительный сектор.
Западная Европа. Здесь инвестиции направляются в основном в Германию, Францию, Великобританию. Японская фирма TDK, занимающаяся производством электронных компонентов, активно вкладывает в немецкую фирму EPCOS, Otsuka Pharmaceutical во французскую фармацевтическую компанию Alma. Великобритания является вторым после США реципиентом японских инвестиций.
ПЗИ в Австралию
и Океанию активно
На Среднем Востоке
японские торговые компании активно
участвуют в строительстве
Россия. Наибольший удельный вес в структуре ПЗИ занимают производство легковых автомобилей, оптовая торговля, производство пиломатериалов, а также предоставление услуг, связанных с добычей нефти и газа, добыча сырой нефти и попутного газа, а также производство нефтепродуктов. Примером таких инвестиций выступают проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2», которые привели к тяжелым экологическим последствиям.
Японские инвесторы
держат более 85% своего капитала
в японских ценных бумагах.
В числе причин концентрации
портфельных инвестиций на
С начала 1990-х по
настоящее время японские
По данным министерства
финансов Японии портфельные
инвестиции в иностранные
Японские инвестиции за границу во много раз больше, чем иностранные инвестиции в японскую экономику. Иностранные компании в Японии, многие из которых довольно небольших размеров, имеют очень скромный оборот товаров и услуг по сравнению с другими странами ОЭСР. Наиболее сильны барьеры для входа на рынок иностранного капитала в сельскохозяйственном секторе и сфере услуг, также они присутствуют на рынке транспортных услуг, здравоохранения и образования.
Среди мер, способствующих притоку
иностранного капитала через мелкое
и среднее предпринимательство,
важное место занимает подготовка управленческих
кадров для компаний с иностранным
участием. Несмотря на предпринимаемые
с начала 90-х годов усилия правительства
по совершенствованию системы
До настоящего времени сохранилось небольшое, но ощутимое для инвесторов количество ограничений на допуск ПИИ в страну.
Трудности, с которыми сталкиваются иностранные инвесторы, как впервые выходящие на японский рынок, так и стремящиеся увеличить объем своих инвестиций в Японии, в большинстве своем являются не результатом каких-либо правовых ограничений со стороны японского правительства, а происходят из сложившейся практики ведения частного бизнеса.
Эти трудности заключаются в следующем:
- довольно высокий общий
уровень цен в Японии, что делает
слишком дорогим для
- корпоративная практика
и рыночные устои, запрещающие
иностранным компаниям
- широко распространенная
среди японских компаний, входящих
в вышеупомянутые бизнес-группы
"кэйрэцу", практика установления
особо тесных взаимоотношений
между продавцом и покупателем,
- обременительные законы
и регулирование, которые
- тесные связи между
правительством и
3 Совершенствование внешнеинвестиционной политики Республики Беларусь
Привлечение и эффективное использование инвестиций является одним из основных приоритетов государственной инвестиционной политики Республики Беларусь, которую осуществляет Министерство экономики Республики Беларусь.
Министерство иностранных дел Республики Беларусь совместно с белорусскими загранучреждениями оказывает содействие привлечению иностранных инвестиций в экономику страны и формированию благоприятного инвестиционного имиджа Республики Беларусь за рубежом [25].
Правительство Беларуси
сделало привлечение ПИИ
В Республике Беларусь существует множество нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность. Следует назвать самые значимые из них:
Все секторы национальной
экономики открыты для
Для работы иностранных инвесторов
на территории Беларуси созданы необходимые
правовые условия. Всем инвесторам гарантирована
равная, без дискриминации, защита прав
и законных интересов, независимо от
формы собственности и
В настоящее время действует 52 соглашения об избегании двойного налогообложения и 49 договоров о содействии осуществлению и защите инвестиций, в том числе с Австрией, Великобританией, Германией, Италией, Китаем, Латвией, Литвой, Польшей, Турцией, Чехией, Швецией, Швейцарией, Финляндией, Южной Кореей и другими странами.
Так как Республика Беларусь
продолжает работу по вхождению в 30-ку
стран с наиболее благоприятными
условиями ведения бизнеса, то в
стране набирают темпы реформы, направленные
на радикальную либерализацию
Предпринимаемые Правительством меры по реформированию экономики получают позитивную оценку со стороны авторитетных международных структур, в том числе МВФ, Всемирного банка и Международной финансовой корпорации. По данным ежегодного отчета Всемирного банка «Doing Business 2011» Беларусь признана одним из ведущих в мире реформаторов за последние пять лет и замыкает «тройку» наиболее активных реформаторов по совокупному эффекту от либерализации условий ведения бизнеса, отраженных в индикаторах в период между «Doing Business 2006» и «Doing Business 2011».
В настоящее время Республика Беларусь предлагает иностранным инвесторам благоприятные условия осуществления инвестиционной деятельности.
Важными из них являются растущий рынок финансовых и страховых услуг, социальная стабильность, наличие развитой инфраструктуры. Вместе с этим иностранным инвесторам на территории Республики Беларусь предоставлен и ряд преференций в свободных экономических зонах, малых и средних городах, сельской местности, Парке высоких технологий и других [28].
Для работы иностранного инвестора на территории республики создана законодательная база, основным нормативным документом которой является Инвестиционный кодекс Республики Беларусь (принят в 2001 году). Положения Кодекса направлены на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов. Инвестиционный кодекс устанавливает формы, которые иностранные инвестиции могут принимать в Беларуси, и регулирует все условия их прихода и регистрации. Для того чтобы положения и режим Кодекса применялись, иностранные инвестиции должны принимать форму «коммерческой организации с иностранными инвестициями», которая представляет инвестиции, превышающие порог в 20000 долларов США, основная цель которых ─ получение прибыли.