Внешнеинвестиционная политика государства и ее влияние на развитие внешнеэкономических связей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выявить особенности механизма осуществления инвестиционной политики в различных странах и предложить пути развития и совершенствования инвестиционной политики в Республике Беларусь. Экономическая и социальная значимость: реализация рекомендаций будет способствовать увеличению притока иностранных инвестиций в Республику Беларусь, что приведет к повышению эффективности производства, увеличению занятости, внедрению новых технологий. Автор работы подтверждает, что приведенный в ней аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….........4
1 Теоретические основы внешнеинвестиционной политики государства..……5
2 Анализ внешнеинвестиционной политики азиатских стран на современном этапе…………………………………………………………………………..……14
3 Совершенствование внешнеинвестиционной политики Республики Беларусь……………………………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………...36
Список использованных источников…………………………….……………....37
Приложение А 15 самых привлекательных экономик для размещения прямых иностранных инвестиций………………………………………………………....40
Приложение Б Министерства и организации, оказывающие помощь иностранным инвестиционным компаниям………………...…………………...41

Файлы: 1 файл

внешнеинвестиционная политика.docx

— 118.22 Кб (Скачать)

На данный момент «торговля капиталом» является для Японии даже более крупным сектором экономики, чем промышленность. Достаточно взглянуть на платежный баланс страны, откуда следует, что инвестиционные доходы вдвое превышают поступления от экспорта.

Рассмотрим состояние  внешнеинвестиционной деятельности Японии отдельно по видам инвестиций:

    • Прямые инвестиции

 По объему прямых  инвестиций за рубежом (ПЗИ)  Япония стабильно занимает пятое  место в мире (после США, Англии, Франции и Германии). Каждый регион по-своему привлекателен для Японских инвестиций, и в каждом можно выделить основное направление их приложения [39] .

ПЗИ, направляемые в Северную Америку. Северная Америка (США, Канада) традиционно является основным реципиентом  Японских инвестиций. Только Mitsubishi UFJ Financial Group за 2009 год инвестировала в  американскую компанию Morgan Stanley 7,8 млрд. долл. В основном в данный регион направляются инвестиции, направленные на слияние и поглощение компаний, а главными сферами приложения Японских инвестиций в Северной Америке являются фармацевтика, производство электрооборудования  и электроприборов, аэрокосмическая  промышленность.

Центральная и Южная Америка  привлекают японские инвестиции в горнодобывающую  промышленность, особенно в добычу железной руды. Исключение составляют Каймановы острова, являющиеся процветающим оффшорным финансовым центром. Здесь  Япония инвестирует в финансовые и страховые институты.

Азия. Наиболее привлекательными для японских инвесторов являются такие  страны как Индия, Китай, Южная Корея, Вьетнам, количество инвестиций, в которые  с 2008 по 2010 год в среднем увеличивалось  на 20,4% ежегодно. Японская компания Daiichi Sankyo поглотила крупнейшую индийскую  фармацевтическую компанию Ranbaxy Laboratories. Привлекают японских инвесторов так  же такие отрасли как транспортное оборудование, машиностроение, так  же как и непроизводительный сектор.

Западная Европа. Здесь  инвестиции направляются в основном в Германию, Францию, Великобританию. Японская фирма TDK, занимающаяся производством  электронных компонентов, активно  вкладывает в немецкую фирму EPCOS, Otsuka Pharmaceutical во французскую фармацевтическую компанию Alma. Великобритания является вторым после США реципиентом  японских инвестиций.

 ПЗИ в Австралию  и Океанию активно направляются  в торговые компании, а так  же в предприятия нефтедобычи  и нефтепереработки. Огромное количество  инвестиций поступает в пищевую  промышленность.

На Среднем Востоке  японские торговые компании активно  участвуют в строительстве электростанций, особенно на территории Саудовской Аравии.

Россия. Наибольший удельный вес в структуре ПЗИ занимают производство легковых автомобилей, оптовая  торговля, производство пиломатериалов, а также предоставление услуг, связанных  с добычей нефти и газа, добыча сырой нефти и попутного газа, а также производство нефтепродуктов. Примером таких инвестиций выступают  проекты «Сахалин-1» и  «Сахалин-2», которые привели к тяжелым  экологическим последствиям.

    • Портфельные инвестиции

 Японские инвесторы  держат более 85% своего капитала  в японских ценных бумагах.  В числе причин концентрации  портфельных инвестиций на внутреннем  рынке развитых стран — большая  ясность национального законодательства по ценным бумагам, большая развитость инфраструктуры рынка, наличие надежных гарантий исполнения контрактных обязательств, более высокая ликвидность национальных ценных бумаг, более высокие издержки на проведение международных сделок с ценными бумагами. По оценкам, не более 5–10% портфельных инвестиций реально выходят за пределы национальных границ и вкладываются в иностранные ценные бумаги

 С начала 1990-х по  настоящее время японские портфельные  инвестиции за границу обычно  превосходили иностранные инвестиций  в экономику Японии, кроме 1991,1997, 2004 и 2006.

 По данным министерства  финансов Японии портфельные  инвестиции в иностранные активы  составили на конец 2010 года $3.26 трлн., из них в иностранные  облигации было инвестировано  $2.56 трлн., в свою очередь в фондовые  рынки $0.67 трлн., прочих иностранных  активов у Японии на $1.57 трлн., из которых кредитов на $0.86 трлн. Чистая внешняя инвестиционная  позиция Японии, тоже впечатляет: на конец 2010 года она составила  $3.03 трлн., из которых $1.43 трлн. —  это портфельные инвестиции. Причем  существует сильный перекос, т.  к. по облигациям чистая внешняя  позиция $2.05 трлн., а по акциям  в свою очередь позиция отрицательна  и составляет -$0.33 трлн., таким образом,  часть потерь японских компаний  разделят иностранцы, которые имеют  акций японских компаний на $0.95 трлн [39] .

 

Японские инвестиции за границу  во много раз больше, чем иностранные  инвестиции в японскую экономику. Иностранные компании в Японии, многие из которых довольно небольших размеров, имеют очень скромный оборот товаров и услуг по сравнению с другими странами ОЭСР. Наиболее сильны барьеры для входа на рынок иностранного капитала в сельскохозяйственном секторе и сфере услуг, также они присутствуют на рынке транспортных услуг, здравоохранения и образования.

Среди мер, способствующих притоку  иностранного капитала через мелкое и среднее предпринимательство, важное место занимает подготовка управленческих кадров для компаний с иностранным  участием. Несмотря на предпринимаемые  с начала 90-х годов усилия правительства  по совершенствованию системы кредитно-финансовых и налоговых льгот в отношении  иностранных инвестиций, уровень  иностранных прямых инвестиций в  Японии остается низким в целом, а  также по сравнению с японскими  прямыми инвестициями за рубежом, что  создало огромный дисбаланс внешнего и внутреннего инвестирования.

До настоящего времени  сохранилось небольшое, но ощутимое для инвесторов количество ограничений  на допуск ПИИ в страну.

Трудности, с которыми сталкиваются иностранные инвесторы, как впервые  выходящие на японский рынок, так  и стремящиеся увеличить объем  своих инвестиций в Японии, в большинстве  своем являются не результатом каких-либо правовых ограничений со стороны японского правительства, а происходят из сложившейся практики ведения частного бизнеса.

 

Эти трудности  заключаются в следующем:

- довольно высокий общий  уровень цен в Японии, что делает  слишком дорогим для иностранных  инвесторов как выход на рынок  Японии, так и увеличение своих  инвестиций в ней;

- корпоративная практика  и рыночные устои, запрещающие  иностранным компаниям приобретение  японских фирм (включая непривычный  для иностранцев японский бухгалтерский  учет и закрытость финансовой  информации); перекрестное держание  акций между фирмами-участницами  различных бизнес-групп ("кэйрэцу"), низкая доля официально котирующихся  на фондовой бирже обыкновенных  акций по отношению к общему  капиталу многих компаний, а также  широко распространенная антипатия  к слияниям и объединениям  западного толка;

- широко распространенная  среди японских компаний, входящих  в вышеупомянутые бизнес-группы "кэйрэцу", практика установления  особо тесных взаимоотношений  между продавцом и покупателем,  наделяющих их эксклюзивными  правами в рамках создаваемых  союзов и объединений, что весьма  затрудняет проникновение в них  иностранных фирм, а также местных  "новичков";

- обременительные законы  и регулирование, которые напрямую  или косвенно сужают условия  для установления деловых связей  и создают трудности для проникновения  на японский рынок иностранной  продукции, услуг и прямых иностранных  инвестиций;

- тесные связи между  правительством и промышленностью,  которые можно проиллюстрировать  на примере введения неформального  "административного руководства"  министерств в отношении японских  компаний; перемещение чиновников, вышедших на пенсию, в японские  частные компании и торговые  ассоциации; делегирование своих  представителей в торговые ассоциации, которые устанавливают свои собственные  внутренние правила, обязательные  для своих членов [36].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Совершенствование внешнеинвестиционной политики Республики Беларусь

 

Привлечение и эффективное  использование инвестиций является одним из основных приоритетов государственной  инвестиционной политики Республики Беларусь, которую осуществляет Министерство экономики Республики Беларусь.

Министерство иностранных  дел Республики Беларусь совместно  с белорусскими загранучреждениями оказывает содействие привлечению  иностранных инвестиций в экономику  страны и формированию благоприятного инвестиционного имиджа Республики Беларусь за рубежом [25].

Правительство Беларуси сделало привлечение ПИИ ключевой целью своей политики. В соответствии с намеченными целями в области  ПИИ правительство начало предпринимать  попытки обширных реформ, начиная с конца 2007 г. Это было направлено на упрощение административных требований, таких как регистрация и лицензирование предприятий, а также на снижение затрат на ведение бизнеса в стране, в том числе и снижение числа налогов.

В Республике Беларусь существует множество нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность. Следует назвать самые значимые из них:

  1. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь от 22 июня 2001 г. N37-З. (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 26 июня 2001 г. N 2/780);
  2. Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 213-3 «О свободных экономических зонах Республики Беларусь»
  3. Конвенция о защите прав инвестора от 28.03.1997 г.
  4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2012 г. № 146 «Об утверждении Положения о досудебном урегулировании споров (разногласий), связанных с осуществлением инвестиций»
  5. Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. N 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь». (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 7 августа 2009 г. N 1/10912);
  6. Указ Президента Республики Беларусь от 21 марта 2008 года №168 "О некоторых мерах по реализации инвестиционных проектов, финансируемых за счет внешних государственных займов (кредитов)». (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 24 марта 2008 г. N 1/9562)
  7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.1997 г. № 929 «О порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций»
  8. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2011 № 1058 "О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 4" (вместе с "Положением о порядке заключения, изменения, прекращения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь", "Положением о порядке ведения Государственного реестра инвестиционных договоров с Республикой Беларусь", "Положением о порядке согласования перечня технологического оборудования (комплектующих и запасных частей к нему), ввозимого инвестором и (или) организацией, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, для использования на территории Республики Беларусь для реализации инвестиционного проекта в соответствии с инвестиционным договором с Республикой Беларусь", "Положением о порядке согласования перечня товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных (ввезенных на территорию Республики Беларусь) и использованных для проектирования, строительства (реконструкции), оснащения объектов, предусмотренных в ин-вестиционном проекте, реализуемом в соответствии с инвестиционным договором с Республикой Беларусь") [27].

Все секторы национальной экономики открыты для иностранных  инвестиций, за исключением производства оружия, наркотических и ядовитых веществ. Иностранные инвесторы  вправе создавать на территории страны компании с любым объемом иностранных  инвестиций, в любых организационно-правовых формах, а также их филиалы и  представительства.

Для работы иностранных инвесторов на территории Беларуси созданы необходимые  правовые условия. Всем инвесторам гарантирована  равная, без дискриминации, защита прав и законных интересов, независимо от формы собственности и национального  статуса. Гарантии зарубежным инвесторам предоставляются также в рамках двусторонних соглашений Республики Беларусь с другими странами [25].

В настоящее время действует 52 соглашения об избегании двойного налогообложения и 49 договоров о  содействии осуществлению и защите инвестиций, в том числе с Австрией, Великобританией, Германией, Италией, Китаем, Латвией, Литвой, Польшей, Турцией, Чехией, Швецией, Швейцарией, Финляндией, Южной Кореей и другими странами.

Так как Республика Беларусь продолжает работу по вхождению в 30-ку стран с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса, то в  стране набирают темпы реформы, направленные на радикальную либерализацию экономики  и повышение инвестиционной привлекательности [25].

Предпринимаемые Правительством меры по реформированию экономики получают позитивную оценку со стороны авторитетных международных структур, в том  числе МВФ, Всемирного банка и  Международной финансовой корпорации. По данным ежегодного отчета Всемирного банка «Doing Business 2011» Беларусь признана одним из ведущих в мире реформаторов за последние пять лет и замыкает «тройку» наиболее активных реформаторов по совокупному эффекту от либерализации условий ведения бизнеса, отраженных в индикаторах в период между «Doing Business 2006» и «Doing Business 2011».

В настоящее время Республика Беларусь предлагает иностранным инвесторам благоприятные условия осуществления инвестиционной деятельности.

Важными из них являются растущий рынок финансовых и страховых  услуг, социальная стабильность, наличие  развитой инфраструктуры. Вместе с  этим иностранным инвесторам на территории Республики Беларусь предоставлен и  ряд преференций в свободных  экономических зонах, малых и  средних городах, сельской местности, Парке высоких технологий и других [28].

Для работы иностранного инвестора на территории республики создана законодательная база, основным нормативным документом которой является Инвестиционный кодекс Республики Беларусь (принят в 2001 году). Положения Кодекса направлены на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов. Инвестиционный кодекс устанавливает формы, которые иностранные инвестиции могут принимать в Беларуси, и регулирует все условия их прихода и регистрации. Для того чтобы положения и режим Кодекса применялись, иностранные инвестиции должны принимать форму «коммерческой организации с иностранными инвестициями», которая представляет инвестиции, превышающие порог в 20000 долларов США, основная цель которых ─ получение прибыли.

Информация о работе Внешнеинвестиционная политика государства и ее влияние на развитие внешнеэкономических связей