Внешнеинвестиционная политика государства и ее влияние на развитие внешнеэкономических связей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выявить особенности механизма осуществления инвестиционной политики в различных странах и предложить пути развития и совершенствования инвестиционной политики в Республике Беларусь. Экономическая и социальная значимость: реализация рекомендаций будет способствовать увеличению притока иностранных инвестиций в Республику Беларусь, что приведет к повышению эффективности производства, увеличению занятости, внедрению новых технологий. Автор работы подтверждает, что приведенный в ней аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….........4
1 Теоретические основы внешнеинвестиционной политики государства..……5
2 Анализ внешнеинвестиционной политики азиатских стран на современном этапе…………………………………………………………………………..……14
3 Совершенствование внешнеинвестиционной политики Республики Беларусь……………………………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………...36
Список использованных источников…………………………….……………....37
Приложение А 15 самых привлекательных экономик для размещения прямых иностранных инвестиций………………………………………………………....40
Приложение Б Министерства и организации, оказывающие помощь иностранным инвестиционным компаниям………………...…………………...41

Файлы: 1 файл

внешнеинвестиционная политика.docx

— 118.22 Кб (Скачать)

Реализация инвестиционной политики осуществляется через механизм управления инвестиционным процессом. Она может быть успешно осуществлена лишь при хорошо отлаженном и работающем механизме. Для формирования этого  механизма необходимо четко представлять его характер, особенности и внутреннее содержание.

Под механизмом управления инвестиционным процессом следует понимать совокупность, взаимоотношения и соотносительность организационных, управленческих, информационных, технических и морально-психологических аспектов, способствующих успешному осуществлению инвестиционного процесса и повышению эффективности его результатов.

В реализации инвестиционной политики немало важную роль играют ее организационно-правовой и мотивационный механизмы. Первый проявляется путём создания необходимой нормативной базы (правил поведения субъектов инвестиционной деятельности), а также путем формирования управляющей системы (регламентация взаимодействия и полномочий федеральных, региональных и местных органов управления общей и специальной компетенции в области регулирования инвестиций, создания вспомогательных структур управления инвестиционной деятельностью).

Мотивационный механизм аккумулирует два аспекта: мотивацию участников инвестиционной деятельности (различные формы стимулирования инвестиционной активности, защиты инвестиций и развития инфраструктуры инвестиционного рынка; государственные гарантии, налоговые льготы, льготные кредиты, информационная поддержка и другое).

Инвестиционную политику можно подразделить на:

    • государственную (федеральную);
    • региональную и отраслевую;
    • муниципальную;
    • институциональная (предприятие, корпорация и т.д.).
    • методическое, организационное и ресурсное обеспечение регулирующей деятельности государства.

Инвестиционная политика всех уровней формируется в соответствии со следующими принципами: целенаправленность, обоснованность, целостность, приоритетность, ресурсная сбалансированность, вертикальная и горизонтальная сбалансированность интересов, гибкость, последовательность, правовое постоянство, результативность.

Меры воздействия государства в области инвестиций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования.

Прямые методы позволяют государственным органам управления непосредственно воздействовать на инвестиционную сферу через расширение государственной собственности на материальные ресурсы и управление производственными предприятиями. К ним относятся следующие взаимосвязанные группы методов [9, с. 355]:

  • прямое управление государственными инвестициями в рамках управления государственными предприятиями и организациями;
  • разработка и реализация государственных инвестиционных программ;
  • предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субвенций, субсидий, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств;
  • госзаказы и организация закупок продукции для государственных нужд
  • контроль за соблюдением государственных норм, стандартов, правил обязательной сертификации, проведение экспертизы инвестиционных проектов.

Косвенные методы, используемые в государственной инвестиционной политике, нацелены, с одной стороны, на стимулирование инвестиционной деятельности, а с другой — на создание благоприятного общехозяйственного и социально-политического  климата.

К косвенным методам следует  отнести либерализацию налогового и инвестиционного законодательства. Налоговая политика является одним из наиболее эффективных инструментов косвенного регулирования экономических (в том числе инвестиционных) процессов [9, с. 356]. Манипулируя налогами, государство оказывает существенное воздействие на процесс накопления капитала, стимулирует рост конкурентоспособности тех или иных отраслей, корректирует отраслевую, воспроизводственную структуру экономики, влияет на территориальное размещение производства. Для преодоления экономического спада государство посредством налоговых льгот стимулирует инвестиционные процессы, способствует повышению инвестиционной активности.

Амортизационная политика государства  стимулирует инвестиционную активность, расширяя возможности предприятий  по самофинансированию инвестиций за счет повышения норм амортизации  и увеличения амортизационных отчислений, а также контроля за целевым использованием последних.

Таможенная политика как  часть внешнеэкономической политики государства создает условия  для интеграции внутреннего (национального) рынка в мировое экономическое  пространство, для привлечения в  страну иностранного капитала, воздействует на экономическую деятельность совместных предприятий.

Инвестиционная политика государства тесно взаимосвязана  со структурной и научно-технической политикой, структурная экономическая политика ─ это целенаправленная деятельность государства по изменению или сохранению соотношения вклада (доли) конкретных сфер деятельности и отраслей в ВВП страны.

Целью структурной политики является обеспечение скоординированного экономического роста и технического оснащения отраслей промышленности и сельского хозяйства, отраслей нематериального производства.

Важнейшей задачей структурной политики является повышение эффективности инвестиций в инновации, поскольку инвестирование именно в высокотехнологичный и наукоемкий секторы экономики обеспечивает наибольшую отдачу [10, с. 336].

При реализации инвестиционной политики важным является формирование единой информационной системы внутри экономической системы.

На высшем государственном  уровне:

  • определяется стратегия развития инвестиционного процесса;
  • принимаются решения по выбору и формированию так называемых национальных приоритетов;
  • осуществляется финансирование и контроль выполнения инвестиционных программ;
  • принимаются законодательные меры по стимулированию инвестиционной активности;
  • распределяется ответственность между ведомствами.

На среднем  государственном уровне осуществляется руководство инвестиционным процессом по отраслям:

    • формирование долгосрочных программ;
    • выбор исполнителей на основе конкурса;
    • заключение контрактов от имени правительства;
    • оперативный контроль выполнения и внутриведомственная кооперация.

На нижнем институциональном уровне непосредственно осуществляется текущее, оперативное выполнение программ, мониторинга регулирования инвестиционного процесса.

Государство проводит инвестиционную политику, непосредственно управляя государственными инвестициями через  министерства и ведомства, специально определяет порядок инвестирования за счет средств бюджета на основании  президентских и правительственных  программ.

Учитывая возрастающее политическое значение прямых инвестиций, прямые инвесторы  пользуются растущим вниманием правительств, как в странах базирования, так и в принимающих странах. Государство оказывает поддержку прямым зарубежным инвестициям через: предоставление государственных гарантий инвесторам; страхование; урегулирование инвестиционных споров; исключение двойного налогообложения; дипломатическую и административную поддержку [11, с. 205].

Гарантии могут предоставляться  как страной базирования, так  и принимающей страной. Правительства, заинтересованные в стимулировании экспорта капитала, могут предоставлять  национальным корпорациям гарантии возврата полной суммы инвестированного капитала или какой-либо его части  за счет государственных источников в случае национализации, стихийных  бедствий, невозможности перевода прибыли, неконвертируемости местной валюты и других непредвиденных обстоятельств.

Страхование зарубежных инвестиций является специфической формой страховки  и может производиться как  частными, так и государственными агентствами. Смысл страхования  заключается в приобретении прямым инвестором страховки от обусловленных  в страховке рисков, которая обычно стоит до 1% от суммы инвестиций.

Теоретически возможны урегулирования инвестиционных споров на базе национального  законодательства принимающей страны, национального законодательств  страны базирования прямого инвестора  или международного арбитража. В рамках стран-членов ОЭСР принят принцип международного арбитража, своего рода третейского суда, поскольку в большинстве случаев урегулирование споров на базе законодательства принимающей страны не устраивает прямых инвесторов, а на базе законодательства страны базирования ─ принимающие страны [11, с. 206].

Государства, корпорации которых  особенно активно осуществляют взаимные прямые инвестиции, нередко подписывают  соглашения об исключении двойного налогообложения, которые касаются прибыли предприятий  с иностранными инвестициями. Корпорация платит в принимающей стране только ту часть налога, которую она не заплатила в стране базирования.

Прямые инвесторы обычно являются предметом опеки со стороны  государственных органов страны базирования: правительство проводит переговоры с зарубежными странами о создании наиболее благоприятных  условий за рубежом для национальных инвесторов.

Важное значение имеет  такой инструмент государственной  поддержки инвесторов, как бюджет развития. Бюджет развития — это финансовая система государства, построенная на привлечении внешних и внутренних ресурсов для финансирования инвестиционных программ. Он представляет собой экономическую систему постоянного действия, построенную на систематическом возобновлении кредитных ресурсов [3, с. 165].

Построение бюджета  развития базируется на следующих основных положениях:

    • использование заемных средств для финансирования инвестиционных проектов, эффективность которых гарантирует возврат заемных средств;
    • отделение финансирования исполнения бюджета развития от текущего бюджета;
    • гарантирование непрерывности финансирования;
    • создание механизма реализации бюджета развития;

На уровень инвестирования существенное влияние оказывают  факторы макроэкономического и  политического состояния государства. Также влияние оказывают особенности  воспроизводственного процесса, климатические, географические факторы, определяющие стоимость производства, транспортировки  и других составляющих себестоимости. Привлечение иностранных инвестиций ряд стран рассматривает как  стратегическое направление своего развития. С этой целью государства  проводят политику, стимулирующую приток инвестиций [11, с. 80].

В качестве причины направления  основного потока иностранных инвестиций в технологически развивающиеся  страны является высокий уровень политической и макроэкономической стабильности в этих странах. Так, по некоторым оценкам, сделанным на основе анализа динамики инвестиций в 24 страны, увеличение ВНП страны на 1% стимулирует повышение потоков прямых иностранных инвестиций приблизительно на 10 млрд. долларов

Вместе с тем создание благоприятных условий для привлечения  иностранного капитала, политическая стабилизация и преимущества международного разделения труда обусловили высокий  уровень иностранного инвестирования в ряд развивающихся стран. Среди  них стоит отметить Аргентину, Бразилию, Чили, Южную Корею, ряд других стран  Юго-Восточной Азии.

Информация о работе Внешнеинвестиционная политика государства и ее влияние на развитие внешнеэкономических связей