Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 14:15, курсовая работа
Цель работы: выявить особенности механизма осуществления инвестиционной политики в различных странах и предложить пути развития и совершенствования инвестиционной политики в Республике Беларусь. Экономическая и социальная значимость: реализация рекомендаций будет способствовать увеличению притока иностранных инвестиций в Республику Беларусь, что приведет к повышению эффективности производства, увеличению занятости, внедрению новых технологий. Автор работы подтверждает, что приведенный в ней аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
Введение……………………………………………………………………….........4
1 Теоретические основы внешнеинвестиционной политики государства..……5
2 Анализ внешнеинвестиционной политики азиатских стран на современном этапе…………………………………………………………………………..……14
3 Совершенствование внешнеинвестиционной политики Республики Беларусь……………………………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………...36
Список использованных источников…………………………….……………....37
Приложение А 15 самых привлекательных экономик для размещения прямых иностранных инвестиций………………………………………………………....40
Приложение Б Министерства и организации, оказывающие помощь иностранным инвестиционным компаниям………………...…………………...41
Реализация инвестиционной политики осуществляется через механизм управления инвестиционным процессом. Она может быть успешно осуществлена лишь при хорошо отлаженном и работающем механизме. Для формирования этого механизма необходимо четко представлять его характер, особенности и внутреннее содержание.
Под механизмом управления инвестиционным процессом следует понимать совокупность, взаимоотношения и соотносительность организационных, управленческих, информационных, технических и морально-психологических аспектов, способствующих успешному осуществлению инвестиционного процесса и повышению эффективности его результатов.
В реализации инвестиционной политики немало важную роль играют ее организационно-правовой и мотивационный механизмы. Первый проявляется путём создания необходимой нормативной базы (правил поведения субъектов инвестиционной деятельности), а также путем формирования управляющей системы (регламентация взаимодействия и полномочий федеральных, региональных и местных органов управления общей и специальной компетенции в области регулирования инвестиций, создания вспомогательных структур управления инвестиционной деятельностью).
Мотивационный механизм аккумулирует два аспекта: мотивацию участников инвестиционной деятельности (различные формы стимулирования инвестиционной активности, защиты инвестиций и развития инфраструктуры инвестиционного рынка; государственные гарантии, налоговые льготы, льготные кредиты, информационная поддержка и другое).
Инвестиционную политику можно подразделить на:
Инвестиционная политика
всех уровней формируется в
Меры воздействия государства в области инвестиций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования.
Прямые методы позволяют государственным органам управления непосредственно воздействовать на инвестиционную сферу через расширение государственной собственности на материальные ресурсы и управление производственными предприятиями. К ним относятся следующие взаимосвязанные группы методов [9, с. 355]:
Косвенные методы, используемые
в государственной
К косвенным методам следует
отнести либерализацию
Амортизационная политика государства стимулирует инвестиционную активность, расширяя возможности предприятий по самофинансированию инвестиций за счет повышения норм амортизации и увеличения амортизационных отчислений, а также контроля за целевым использованием последних.
Таможенная политика как
часть внешнеэкономической
Инвестиционная политика
государства тесно
Целью структурной политики является обеспечение скоординированного экономического роста и технического оснащения отраслей промышленности и сельского хозяйства, отраслей нематериального производства.
Важнейшей задачей структурной политики является повышение эффективности инвестиций в инновации, поскольку инвестирование именно в высокотехнологичный и наукоемкий секторы экономики обеспечивает наибольшую отдачу [10, с. 336].
При реализации инвестиционной политики важным является формирование единой информационной системы внутри экономической системы.
На высшем государственном уровне:
На среднем государственном уровне осуществляется руководство инвестиционным процессом по отраслям:
На нижнем институциональном уровне непосредственно осуществляется текущее, оперативное выполнение программ, мониторинга регулирования инвестиционного процесса.
Государство проводит инвестиционную
политику, непосредственно управляя
государственными инвестициями через
министерства и ведомства, специально
определяет порядок инвестирования
за счет средств бюджета на основании
президентских и
Учитывая возрастающее политическое значение прямых инвестиций, прямые инвесторы пользуются растущим вниманием правительств, как в странах базирования, так и в принимающих странах. Государство оказывает поддержку прямым зарубежным инвестициям через: предоставление государственных гарантий инвесторам; страхование; урегулирование инвестиционных споров; исключение двойного налогообложения; дипломатическую и административную поддержку [11, с. 205].
Гарантии могут
Страхование зарубежных инвестиций является специфической формой страховки и может производиться как частными, так и государственными агентствами. Смысл страхования заключается в приобретении прямым инвестором страховки от обусловленных в страховке рисков, которая обычно стоит до 1% от суммы инвестиций.
Теоретически возможны урегулирования инвестиционных споров на базе национального законодательства принимающей страны, национального законодательств страны базирования прямого инвестора или международного арбитража. В рамках стран-членов ОЭСР принят принцип международного арбитража, своего рода третейского суда, поскольку в большинстве случаев урегулирование споров на базе законодательства принимающей страны не устраивает прямых инвесторов, а на базе законодательства страны базирования ─ принимающие страны [11, с. 206].
Государства, корпорации которых особенно активно осуществляют взаимные прямые инвестиции, нередко подписывают соглашения об исключении двойного налогообложения, которые касаются прибыли предприятий с иностранными инвестициями. Корпорация платит в принимающей стране только ту часть налога, которую она не заплатила в стране базирования.
Прямые инвесторы обычно являются предметом опеки со стороны государственных органов страны базирования: правительство проводит переговоры с зарубежными странами о создании наиболее благоприятных условий за рубежом для национальных инвесторов.
Важное значение имеет такой инструмент государственной поддержки инвесторов, как бюджет развития. Бюджет развития — это финансовая система государства, построенная на привлечении внешних и внутренних ресурсов для финансирования инвестиционных программ. Он представляет собой экономическую систему постоянного действия, построенную на систематическом возобновлении кредитных ресурсов [3, с. 165].
Построение бюджета развития базируется на следующих основных положениях:
На уровень инвестирования
существенное влияние оказывают
факторы макроэкономического и
политического состояния
В качестве причины направления основного потока иностранных инвестиций в технологически развивающиеся страны является высокий уровень политической и макроэкономической стабильности в этих странах. Так, по некоторым оценкам, сделанным на основе анализа динамики инвестиций в 24 страны, увеличение ВНП страны на 1% стимулирует повышение потоков прямых иностранных инвестиций приблизительно на 10 млрд. долларов
Вместе с тем создание
благоприятных условий для